Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (50), 2014
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Мунтиян В. И.
Правительственный уполномоченный Кабинета Министров Украины
по вопросам сотрудничества с Российской Федерацией, государствами-участниками СНГ,
ЕврАзЭС и другими региональными объединениями,
доктор экономических наук, профессор, член-корр. НАН Украины


Украина и перспективы Евразийского экономического сотрудничества
В статье на основе системного анализа геоэкономических и геостратегических процессов мирового развития, доказано катастрофичность существующих процессов. Утверждается необходимость внедрения новой модели социо-экономического и экологического развития человечества, а также формирование новой философии мировосприятия, духовности и морали. Показана роль и значение Украины в данных процессах. Сделан вывод об изменении парадигмы
Ключевые слова: Украина, украинский кризис, Евразийское экономическое сотрудничество, ценности, духовность, нравственность, ноосфера
ББК У9(2Ук)21,0   Стр: 314 - 318

Говоря о перспективах Евразийского экономического сотрудничества, хотел бы сконцентрировать ваше внимание на 3 основных стратегических направлениях: мировая экономика, безопасность и цивилизационно-ценностные ориентиры.
По экономике: экономика не может работать без ресурсов, проблема исчерпаемости и невозобновляемости ресурсов была изучена еще в 70-х годах. Исследования, проведенные ведущими учеными мира, дали количественную оценку данной проблемы, которая показала, что демографический взрыв и рост потребления вышли на траекторию экспотенциального роста и уже в тот период потребление на 20% превышало возобновление ресурсов. Таким образом, возникла дисгармония между человеком и окружающей природной средой.
С целью противостояния глобальным угрозам на Саммите тысячелетия 8 сентября 2000 года в ООН была принята Декларация тысячелетия. Целью номер 1 Декларации определена ликвидация крайней нищеты и голода, а задачами, соответственно, сократить вдвое долю населения, имеющего доход менее 1 доллара в день, второе — сократить вдвое долю населения, страдающего от голода. Что же за этот период произошло фактически? Доля голодающих людей, по данным ООН к 2020 году не уменьшится вдвое, а наоборот, увеличится вдвое и составит 2,4 млрд человек, количество бедных также увеличивается и соответственно разрыв между богатыми и бедными странами продолжает расти.
Но, несмотря на катастрофические масштабы данных процессов, никто на системном уровне и на уровне устранения причин не решает данные проблемы. Ни руководители развитых стран, ни мировое сообщество, ни мировая «закулиса» не то что не решают данной проблемы, а наоборот, создают ситуацию, когда применяются механизмы насилия по отношению к человеческой природе, уменьшения численности населения скрытыми формами, что по своей сути является антигуманным и недопустимым.
После 2008 года, с наступлением мирового финансово-экономического кризиса и окончанием эпохи Уолл-стрит, произошла смена цикла финансовой экспансии на цикл экспансии материальной.
Через призму этих проблем посмотрим на Украину и постараемся ответить на вопрос, почему с первого дня ее независимости делалось все для того чтобы страна не развивалась, а деградировала.
Обещанной Западом помощи не было оказано Украине. Наоборот, по отношению к Украине был сговор и были применены разные виды оружия по отношению к ней, что в целом привело к деградации экономики, демографическому кризису, миграции населения, потерям оборонной мощи государства и безопасности страны в целом.
В чем же первопричина такой ситуации вокруг Украины? В том, что основными стратегическими ресурсами в XXI веке будут продукты питания, питьевая вода, чистый воздух и энергоресурсы. Именно в этом контексте видится как возникновение проблем для Украины, так и пути их решения. Простыми словами, в мире катастрофически не хватает ресурсов. А экономическую модель и идеологию потребления никто не меняет. Поэтому начался глобальный процесс материальной экспансии. А в Украине ресурсы есть.
Первое. По зарубежным оценкам, Украина даже на сегодня является наиболее экономически развитой страной Центральной — Восточной Европы. Это самое крупное по площади государство в регионе, которое имеет выход в мировой океан. Это страна, которая имеет самые богатейшие земельные ресурсы мира. [1] Поэтому ясно, что идет скрытая борьба за украинские земли разными методами, чтобы сделать Украину неплатежеспособной, объявить дефолт и через финансово-экономические инструменты завладеть этим суперресурсом.
Второе. Последние проведенные исследования показывают, что включительно до 2030 года основными топливно-энергетическими ресурсами будут нефть и газ. По этим видам ресурсов идет явное занижение оценок потенциала Украины. Проведенные последние оценки и исследования НАН Украины показывают, что Украина владеет большими запасами нефти, газа, урановых руд, перспективного энергоресурса гелий-3 и водорода.
Кроме того, украинскими учеными разработаны экологически более современные технологии по добыче сланцевого газа, принципиально отличающееся от разработок США, которые негативно воздействуют на окружающую природную среду.
Что же нужно предпринять, чтобы национальное богатст­во не подверглось ограблению, а служило народу Украины? Прежде всего, необходимо провести полную инвентаризацию и оценку национального богатства страны по мировым ценам. Затем нужно вывести украинскую власть из внешнего «закулисного» управления, тогда она станет работать на украинский народ и защиту национальных интересов.
Как выйти из сложившейся ситуации и больше не допускать таких парадоксов, когда страна, которая владеет достаточно богатыми природными ресурсами, такими как: минеральные, земельные, водные, биологические, агроклиматические, энергетические, рекреационные, развитую производственную сферу и человеческий капитал, не смогла обеспечить благосостояние своих граждан и практически стала банкротом? Экономическая ситуация на Украине остается нестабильной, народное хозяйство вошло в фазу дефолта. Национальная валюта неустойчива, опасно сокращаются золотовалютные запасы, растут выплаты по внешним долгам, внешнеторговой баланс нестабилен.
Украинская гривна находится в процессе усугубляющейся девальвации, перейдя в середине апреля 2014 года планку в 13 гривен за доллар США. Возможности Национального банка Украины по удерживанию курса национальной валюты практически исчерпаны, золотовалютные резервы снизились ниже критичного уровня (исторического минимума за последние десять лет) в 15 млрд долларов. Только за первый квартал 2014 года международные резервы Национального банка Украины сократились на 26,1%, а денежная база при этом выросла на 7,4%. В 2013 г. дефицит торгового баланса составил 13,6 млрд долларов.
При такой катастрофической ситуации Украина пока не получила обещанных кредитов от МФО, но уже разорвала внешнеэкономические связи с СНГ, что еще больше ухудшает основные социально-экономические проблемы страны. Так, за январь-февраль 2014 экспорт Украины в страны СНГ сократился на 31% , в страны Таможенного союза на 33%, в РФ на 32% [7]. Такое резкое падение экспорта опасно тем, что оно превысило пороговое значение индикаторов экономической безопасности, негативно влияет на внешнеторговый и платежный балансы Украины, уменьшая валютные поступления, а самое опасное — это может привести к потере рабочих мест и существенному увеличению уровня безработицы.
При такой катастрофической ситуации Украина пока не получила обещанных кредитов от МФО, но уже разорвала финансово-экономические связи с СНГ, что еще более усугубляет основные социально-экономические проблемы страны.
Рост объемов ВВП отсутствует. Реальный объем ВВП за 2013 год составил 69,5% от уровня 1990 года, а объем промышленной продукции составил 91,9% соответственно. По итогам двух месяцев 2014 года ситуация еще больше усугубилась. Выяснилось, что ряд ведущих отраслей украинской экономики переживает весьма глубокий спад. Так машиностроение сократилось на 18,4%, металлургическое производство — на 10,4%, химической продукции — на 7,1%, зато продукция сельского хозяйства обеспечила рост 6,3%, реальные доходы госбюджета сократились на 4,8%. В 2013 году производство автомобилей, как легковых, так и грузовых и специальной техники сократилось практически наполовину. Аналогичный спад произошел и в производстве строительной техники. Произошел также спад в строительстве, перерабатывающей промышленности, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды.
На протяжении всех лет независимости, особенно последнего периода к Украине, как к одной из наиболее богатых природными ресурсами и развитой экономикой государства, применены различные средства экономической борьбы, направленные, прежде всего, на дезорганизацию государственных структур и населения с их последующим поглощением через мировые деньги, геофинансовые технологии, кредитно-финансовую систему с паразитическим процентом, инструментами дефолтов и залогов. Четко просматривается цель — максимально зачистить территорию государства от украинского народа и завладеть его земельными ресурсами.
Неприемлемым считается безапелляционно погашать долги Украины перед МФО, компаниями и странами, не требуя от них адекватного погашения собственных долгов Украины. Почему мы не поднимаем вопросов о списании долгов, о предоставлении экстренной финансовой помощи, почему не предлагаем различные формы реструктуризации и, самое главное, почему не погашаем долги хотя бы пропорционально собственным внутренним должникам. Например, когда в Польше было тяжелое финансово — экономическое состояние ей оказали помощь и Большая семерка, и США, а также списали долги Парижский и Лондонский клубы на сумму 24,2 млрд долл. США.
Принятие ряда непопулярных мер, навязанных кредиторам, существенно уменьшают реальные доходы населения, что снижает мотивацию к труду, избавляет внутренний рынок от платежеспособного спроса, способствует ликвидации отечественного товаропроизводителя и может спровоцировать увеличение массовой миграции, недопустимой в условиях демографического кризиса.
Сумма государственного и гарантированного государством долга Украины составляет 585,3 млрд грн., или 73,2 млрд долл. США. Это притом, что общая сумма доходов госбюджета на 2014 год составляет 372,9 млрд грн. Для чего в таких условиях увеличивать объем кредитов? Но правительство планирует заимствовать 35 млрд долл. США, тогда сумма государственного долга превысит критическое значение экономической безопасности государства и составит 61% от объема ВВП.
Главное внимание должно быть сосредоточено не на том, чтобы взять любой ценой кредиты, подчас невыгодные стране, а на привлечении внутренних инвестиций и на внедрении механизмов запуска отечественной экономики и налаживании эквивалентного товарооборота с другими странами мира и, в первую очередь, со своими соседями, государствами СНГ.
Кроме того, необходимо откровенно признать, что полученные кредиты не будут вовлечены в экономику государства, а сначала будут отправлены на возврат кредитов зарубежным банкам. Например, только в текущем году необходимо погасить задолженность по займам, предоставленным МФО, в объеме около 9 млрд долл. США.
И на этом крайне неблагоприятном фоне начата работа по выходу Украины из СНГ и разрыве торгово-экономических отношений. А ведь известно, что на рынок СНГ поступает около 40% украинского экспорта, в том числе высокотехнологической продукции. Разве в жестких условиях глобальной конкуренции и продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса нам кто-то поможет компенсировать потери такого емкого рынка как СНГ. Понятно, что нет. Но допущенные ошибки и безответственность в принятии решений уже сегодня крайне негативно отображаются на социальных стандартах, уровне и качестве жизни граждан Украины, что ведет к катастрофической потере платежеспособности населения.
Проведя анализ перспективы Евразийского экономического сотрудничества через призму таких факторов как: территориального, экономико-географического положения и природно-ресурсного, можно сделать общий вывод, что из 266 государств и территорий, наибольшую перспективу развития имеют Евразийские страны. Этот вывод, также подтверждается индикаторами ресурсообеспеченности, степени исчерпаемо­сти и генезиса природных ресурсов.
Цивилизационно-ценностные ориентиры. А может ответы на сегодняшние проблемы кроются в нашем прошлом, может мы выявили и не исправили своевременно причины, не вынесли правильных уроков, забыли наставления предков, не покаялись, не очистились и сошли со своего исторического пути? Может, пришла пора вернуться на путь истины и тогда конфликты не будут решаться путем войны?
Всегда необходимо помнить, что Киев — мать городов русских, а Украина — мать славянских народов. Напомню, что в 1700 году от Рождества Христово был введен Петром I на Руси новый календарь, а до этого времени наши предки вели летоисчисление 7208 лет от создания мира. Разве можно выкинуть более 7 тысяч лет нашей истории. Народ, который забывает свою историю, обречен на исчезновение.
Понятие славянства как объединение этнически родственных племен и государств появляется в V–VII в., а этнос «Орияны» и «Укры», по мнению специалистов — историков и археологов, формировался более семи тысяч лет назад, в период раннетрипольской эпохи.
Характерно и диалектическое осмысление жизни предков как вечной борьбы Добра и Зла.
Шестое тысячелетие до нашей эры являлось эпохой становления украинского этноса. А с конца VI — начала V тысячелетия до н. э. появляется и первое государственное образование, представитель новой молодой генерации украинских археологов академик Юрий Шилов называет его Араттой (Оратгою). Знаменательным является его научное исследование «Аратга — государство трипольцев» («Русь Киевская», 1994).
Очень важно, что во главе первого в мире государства, и это украинцы должны осознавать, была духовная власть, т.е. власть волхвов. А самым характерным для этого периода является то, что на такой большой территории не было войн с V по II тысячелетие до н.э. [6]
Так может нам следует перенять опыт наших предков и приоритет отдавать не политической, а духовной власти. Наши предки более четко представляли себе стратегию и тактику сил зла, которые и сегодня не изменились, просто подстраивают свои формы деятельности под новые условия.
Стратегия и тактика темных сил (социальных паразитов проста: физическое уничтожение носителей сильной воли представителей той или иной нации или народа (уничтожение лидеров и носителей «политики развития народов», другими словами цвета нации) и раскачивание с последующим уничтожением существовавших веками, а порой и тысячелетиями, моральных устоев и традиций. Там, где происходит уничтожение цвета нации и разрушение морали, неизбежно присутствуют Темные силы, подминающие под себя очередной народ или нацию.
Сила воли и высокие моральные качества и принципы, наследуемые и передаваемые из поколения в поколения, являются тем эффективным оружием, которое позволит нейтрализовать влияние деструктивных сил.
Это не просто привлечение внимания к древней мифологии наших предков, просто подобную режиссуру и исполнителей негативных разрушительных процессов иначе как силами зла назвать нельзя.
Что необходимо сделать, чтобы не довести развития событий до катастрофы? Надо обращаться к другим ценностям, иному сознанию и миропониманию.
Без коренного пересмотра жизненно важных ценностей, моделей современной экономики, без смены ее целей, методов и инструментов, без смены курса не только спасти, но даже и скорректировать существующее катастрофическое положение, по-видимому, уже невозможно.
Следовательно, спасение мира — в его очищении. Путь общественного очищения через нравственность, духовность, мудрость к ноосфере — сфере разума.
Профессор Василий Семчера очень четко определил качественные оценки безнравственной экономики на данном этапе.
1. Экономика с неоправданно высокими коэффициентами материалоемкости и трудоемкости производства, опережающим ростом затрат по сравнению с результатами, экономика растущих диспропорций и потерь, экономика с 2-миллиардным дефицитом рабочих мест и вместе с тем с 150-триллионными избыточными денежными средствами, 60%-ной загрузкой имеющихся в мире производственных мощностей и более чем миллионным числом неработающих заводов и фабрик.
2. Экономика, в которой 95% национальных богатств сконцентрировано в руках 5% богатых;
3. Экономика, в которой технический прогресс, вопреки логике, приносит не улучшение условий производства и труда, не удешевление, а удорожание условий обитания и жизни, сопровождается абсолютным сокращением объемов производства материальных благ и реального уровня жизни при неумеренном росте посреднических, трансакционных и фискальных услуг, которые в мире в 2 раза превышают материальные и трудовые затраты;
4. Экономика с полумиллиардом безработных, десятками миллионов наркоманов и самоубийц, миллиардом больных, миллиардом бездомных и пятью миллиардами бедных и нищих;
5. Экономика, которая вопреки стараниям ежечасно и ежеминутно порождает дальнейший рост бедности и нищеты, невиданные смертность, преступность, национальную рознь, социальные протесты и экстремизм;
6. Экономика, провоцирующая войны и оправдывающая стирание с лица земли в мирных условиях и целях уже не только отдельно взятых групп людей и малых народов, но и целых государств;
7. Наконец, экономика, якобы культивирующая и защищающая высшие человеческие ценности свободы и культуры и вместе с тем грубо попирающая и подавляющая их.[4]
Поэтому выход из создавшейся ситуации видится в переходе на нравственную экономику, база которой формируется на ноосферных принципах.
Для того чтобы сохранить себя как биологический вид, человечеству придется пережить еще одну революцию — кардинальную перестройку многих основ современной планетарной цивилизации, а следовательно, и общественной эволюции. Причем за относительно короткое время, за несколько поколений — большего срока нам не отпущено — такое утверждение не утопия, а трезвая оценка реальности, которую дает современное естествознание.
Создание стратегии ноосферогенеза, т.е. новой цивилизационной парадигмы, может произойти только в результате коллективных усилий множества людей и утверждения множества разнообразных компромиссов.
Вполне реалистично предположить, что интеллект человечества уже сегодня способен понять, какими должны быть биосфера и общество будущего, чтобы обеспечить дальнейшее существование рода человеческого и найти принципиальные решения для перехода биосферы и общества в новое состояние. Гарантия этому состоит в том, что многое уже делается в нужном направлении. Но где гарантия того, что люди захотят принять разумные и даже, может быть, единственно возможные нормы своего поведения, захотят перестроить свое общество? Ведь для этого нужны приложения усилий и готовность к лишениям. [5]
Вопросы безопасности. В современном мире вопросы безопасности вышли на первый план, поэтому формировать Евразийский Экономический Союз без учета новой архитектуры безопасности, а также без разработки систем нейтрализации вызовов, рисков, угроз и опасностей — не допустимо. В этих вопросах ключевая роль отводится России, от правильности принятых решений которой, во многом будет зависеть поведение и действия других государств Содружества.
В этих условиях Россия в своей внешней политике делает ставку на самостоятельность и традиционные правовые основы, видит себя в роли стабилизатора меняющейся ускоряющимися темпами мировой системы, как один из ключевых гарантов региональной и глобальной стабильности. Все больший акцент делается на приверженность России традиционному ценностному подходу в духе консерватизма. Отрицая официально претензии на статус сверхдержавы, мировую или региональную гегемонию Россия, во-первых, отдает безусловный приоритет сотрудничеству со странами постсоветского пространства, прежде всего Таможенного союза; во-вторых, сохраняет приверженность глубокой цивилизационной общности с Евроатлантикой; наконец, в-третьих, планирует «разворот к Тихому океану». [3]
Необходимо признать, что относительно благоприятный период нейтрального отношения Запада к России, ее внешней и, главное, внутренней политике завершился.
Напряженность будет нарастать, но многие эксперты утверждают, что крайнюю черту никто не перейдет потому что, ни Россия, ни Запад не могут себе позволить реального противостояния в мировой политике, где главной угрозой является дефицит управления, попросту неуправляемость.
Налицо кризис толерантности в национальных государствах и социумах, возникший — упрощенно — как контрреакция национальных государств на издержки интеграционных процессов, а также на инокультурную иммиграцию, стремительную исламизацию евразийского континента.
Доминанта внутриполитических факторов усиливается в США и также в Европе.
Турбулентность мировой политики, отсутствие глубокого, планомерного и мотивированного диалога, прежде всего в отношениях с США, резко повышает роль непредсказуемых, несистемных малозначимых факторов и игроков.
Вместе с тем, все более очевидным становится кризис эталонной западной демократии. Двойные стандарты, если этого требуют политические, экономические интересы или задачи безопасности, применяются неприкрыто. В европейских странах, даже самых благополучных, углубляется кризис толерантности, растет популярность крайне правых и откровенно фашиствующих политических сил и партий.
Проблемы с применением демократических норм на Западе усугубляет отмечаемый аналитиками, наряду с усилением национального начала в мировой политике, общий тренд к девестернизации полицентрического мира и регионализации глобализации. Что вызвано сдвигами в балансе сил в период кризиса, снижением эффективности послевоенных, с западными корнями, торгово-экономических и военно-политических инструментов и институтов. С этой точки зрения важную роль в 2014 году будут играть оформившиеся в прошедшем году три явления. Первое — переосмысление Соединенными Штатами по мере преодоления кризиса своей роли в новой мировой системе и заявка на лидерство нового типа — умное с разделенной ответственностью. Второе — постепенное изменение качества отношений США — Китай в сторону жесткой геостратегической и геоэкономической конкуренции. Третье — как следствие первого и второго — поиски Соединенными Штатами глобального формата, более подходящего для эффективного лидерства. [3]
Необходимо отметить, что если в ЕС-28 продолжаются процессы экономической рецессии, то в России начались процессы замедления экономического роста. Поэтому России необходимо ускорить процессы Евразийской интеграции, исходя из нового миропорядка и на новой основе. В первую очередь Россия должна внедрить современные геофинансовые технологии и вырваться из международного финансово-банковского рабства и рассчитывать на собственные силы и ресурсы. Успех Евразийской экономической интеграции будет зависеть не только от торгово-экономической политики, а прежде всего, от моделей, механизмов и инструментов монетарной, денежно-кредитной, бюджетной и инновационно–инвестиционной политики, которую будет проводить Евразийский экономический союз.
Европа не готова ни финансово, ни политически разделять ответственность лидерства с Соединенными Штатами в урегулировании конфликтов в мире. Тесное сотрудничество с США, где также остро стоит задача реиндустриализации, может дать мощный эффект, тем более учитывая уже, видимо, недалекую перспективу независимости Соединенных Штатов от импорта энергоносителей. Но на данный момент времени заверения США, что они полностью обеспечат сланцевым газом и нефтью Европу являются преждевременными и пока еще безосновательными как по объему, ценовым факторам, транспортным возможностям и техническим причинам. Это элементы экономической войны, прежде всего, против России, а также для ослабления глобальной конкурентоспособности ЕС как экономического конкурента.
Можно сказать, что сложилось удивительное сочетание — усиление роли АТР, Китая и ЦА, с одной стороны, противобор­ство этносов, с другой, вмешательство великих держав в этот процесс, с третьей. Если добавить к этому, что возрастающую роль стала играть борьба за природные ресурсы, транспортные коридоры и сопредельные территории (например, Арктику и Юго-Восточную Азию), то становится понятным, что в Евразии развертывается глобальное соперничество между великими державами.
Иными словами, новое соотношение сил в мире и новая политика ведущих государств во многом предопределяется ситуацией в Евразии и АТР. В Евразии и АТР возможен наиболее широкий спектр конфликтов в мире по некоторым оценкам, в годы второго десятилетия XXI века на Евразию приходится около 80% всех военных конфликтов.
Это глобальное соперничество приобретает все более опасные и неконтролируемые формы. Не случайно начальник Генштаба ВС РФ В. Герасимов в феврале 2013 года сказал, что он «прогнозирует рост военных угроз в ближайшие два десятилетия. Это будет связано с борьбой за ресурсы, рынки сбыта и жизненное пространство».
Если рассматривать Россию как возможный предмет передела ресурсов между крупнейшими мировыми державами, то именно такой сценарий становится наиболее вероятным.
Следует отметить, что по оценкам экспертов «общие запасы топливно-энергетических ресурсов арктической части России превышают — 1,6 трлн тонн. [9] Поэтому можно сделать вывод, что основная борьба будет осуществляться за арктический регион, чтобы обеспечить доступ к данным ресурсам. Основные конфликты могут быть отвлекающим маневром.
К сожалению, правящие элиты быстро «забывают» или эгоистично не обращают внимания на материальные и людские потери. Достаточно напомнить, что Вторая Мировая война началась менее чем через 20 лет после окончания Первой, когда погибли десятки миллионов людей. Тогда, в 1920-е и 1930-е годы, тоже казалось, что на масштабную войну решиться разве только сумасшедший. Более современный пример — война США в Ираке, которая унесла сотни тысяч жизней, в Сирии, а до этого — в Ливии. [2]
Учитывая тот факт, что с 1 января 2015 года начнет функционировать Евразийский экономический союз, который станет центром центробежных сил на постсоветском пространстве, а Республики Армения и Киргизия подали заявки на вступление в Таможенный союз и еще около 30 стран мира желают создать с ним зону свободной торговли, появление нового игрока на Евразийском континенте и, соответственно, усиление в связи с этим роли России не может устроить ни США, ни ЕС-28. И понятно, что эти же силы не желают полноценного участия Украины в процессах Евразийской экономической интеграции. Поэтому, они приложат все усилия для блокирования процессов реинтеграции и ослабления России как основной силы новых интеграционных процессов.
Надо прямо сказать: сохранение Украиной статуса державы, обладающей значимым потенциалом производства высокотехнологичной продукции, в настоящий момент определяется во многом уровнем торгово-экономических отношений с Россией. И дело даже не в том, что Россия является исторически сложившимся рынком для поставок такой продукции. И Россия, и Украина всегда являлись для ученых и конструкторов естественными партнерами при конструировании образцов техники, особенно высокотехнологической. Многие из украинских и российских конструкторских бюро при разработке новых видов продукции не могут обойтись без помощи коллег и потенциала ведущих научно-исследовательских институтов в области космоса, авиации, судостроения, атомной промышленности. Разрыв этих связей — один из серьезнейших вызовов, ставящих на грань существования весь высокотехнологичный сектор украинской экономики, с одной стороны, и потери российской экономики — с другой. [8]
Нельзя недооценивать данные процессы, так как они взаимосвязаны с национальной безопасностью, прежде всего граничащих с Украиной государств Содружества.
Хочу сконцентрировать внимание, что недопустимым является столкновение между славянскими народами, — то, к чему так усердно прикладывает руку Запад и некоторые недальновидные политики.
Вывод:
1. Евразийское экономическое сотрудничество, безусловно, имеет перспективу, если обеспечит комплексное развитие инновационной экономики, цивилизационно-ценностных ориентиров и безопасности.
2. Учитывая цикличность системы мирового экономического развития, мы должны сконцентрировать общие, прежде всего интеллектуальные ресурсы, чтобы процессы Евразийской интеграции соответствовали процессам третьего эволюционного цикла. Это даст возможность создать ядро 6-го технологического уклада и заложить основы психонетики, на которых сможет формироваться гармоничное общество.
3. Современникам необходимо помнить и следовать заповедям предков, передавая их последующим поколениям: только в единстве Киевская Русь, Белая Русь и Московская Русь — это Святая Русь.
Ключевая роль в этих процессах отводится Украине. Верю и надеюсь на возрождение ее духовного и интеллектуального потенциалов.


Литература
1. Горбанев В.А. Общественная география зарубежного мира и России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Экономика», «Социально-экономическая география» и «природопользование». — М.: ЮНИТИ-ДАНА: 2014. — 487 с. 167, 168.
2. Подберезкин А.И., Боришполец К.П., Подберезкина О.А. Евразия и Россия / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России. — М.: МГИМО, 2014. — С. 517 — С. 16–17.
3. Россия и Мир: 2014. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз / Рук. Проекта А. А. Дынкин, В. Г. Барановский. — М.: ИМЭМО РАН, 2013. — 158 с. С.79, 89–92, 124–126.
4. Симчера В.М. Как возродить экономику России Кн. 3. С70 Нравственная экономика. — М.: ТЕИС, 2006. — 824 с. С. 39–41, 45–47.
5. Глобальный кризис западной цивилизации и Россия. Под общей редакции академика Г.В. Осипова, — М.: 2000. с.526; С. 38, 41 ,49, 50.
6. Плачинда С. Мифы и легенды Древней Украины. — К: ФОП Стебеляк, 2013. — 299 с. — С. 18.
7. По данным Госкомстата Украины.
8. Евразийская экономическая интеграция: Научно-исследовательский журнал. — 2014. — № 1 (февраль). — С. 11.
9. http//rus/delfi/lv/archieve/print/php?id=44421692

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2022
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия