Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (11), 2004
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Смыков В. В.
начальник НГДУ "Ямашнефть" ОАО "Татнефть",
кандидат технических наук


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КРУПНЫХ КОМПАНИЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Социально-экономическое возрождение России и ее регионов требует развития социального партнерства на основе ответственного диалога хозяйственных субъектов, субъектов трудовых отношений и гражданского общества в целом, органов государственной власти и местного самоуправления.
Система социального партнерства предполагает множественность субъектов социальных отношений (в их число входят все субъекты гражданского общества), диалоговый характер социальной мотивации, личную суверенность работников как основного субъекта трудовых отношений и органов власти, т.е. их право на сознательный выбор работодателей и фирм, деятельности которых на данной территории оказывается особая поддержка. Государственные органы и ассоциации работодателей несут ответственность за развитие базовой мотивации населения к труду и предпринимательству поскольку определяют социальную роль граждан как субъектов экономических отношений, а не только как наемных работников. Взаимодействие хозяйственных субъектов, прежде всего крупных корпораций, с органами власти определяет деловой климат, социальный и инновационный потенциал региона.
Социальный контракт между региональной властью и гражданским обществом делает необходимым определение основных направлений, по которым корпорации воздействуют на социально-экономическое развитие региона. К ним могут быть отнесены:
- вклад в ВРП и доходы местного бюджета;
- воздействие на инновационные и инвестиционные процессы, включение региона в межхозяйственные связи и мировой рынок;
- создание и защита рабочих мест квалифицированного труда;
- участие в формировании среднего класса, региональной элиты и общественного мнения в регионе;
- воздействие на развитие человеческого капитала в регионе, в т.ч. системы образования, здравоохранения, воспитания молодежи;
- охрана окружающей среды.
Корпоративное управление нередко рассматривается как "система взаимоотношений различных групп акционеров и менеджеров корпорации, имеющая своей целью защиту финансовых интересов акционеров (как части финансовых инвесторов) от оппортунистического поведения менеджеров"1 . На наш взгляд, проблему следует рассматривать шире, включая отношения всех соучастников (stakeholders) корпорации, в т.ч. ее персонала, партнеров, кредиторов и региональный социум. Это особенно актуально для России, где продолжается процесс перераспределения собственности, государство продает свою долю в капитале многих корпораций, рынок ценных бумаг и корпоративного контроля не развит, а менеджеры частных корпораций часто действуют в соответствии с собственными, а не корпоративными интересами.
Что касается региональных властей, то в федеративном государстве они выступают как важные субъекты корпоративных отношений - собственники, регуляторы, заказчики товаров и услуг. Для России характерна высокая роль аффилированных отношений и все еще сохраняющаяся распыленность собственности (миллионы физических лиц владеют акциями, реально не участвуя в управлении).
В современных условиях лишь крупные корпорации, активно взаимодействующие с малым и средним бизнесом в регионе, способны обеспечить в своей и сопряженных отраслях рабочие места, конкурентоспособные на национальном и мировом рынке.
Главной особенностью формирования рынка труда в РФ является преобразование скрытой инфляции, которая до начала 90-х гг. проявлялась в дефиците товаров и услуг, в скрытую безработицу. Скрытая безработица представляет собой не реальный излишек труда, а неполную (вынужденные отпуска и неполная рабочая неделя) и нерегистрируемую занятость, при которой не используются в полной мере способности, знания и квалификация работников.
Перевод скрытой безработицы в эффективную занятость связан не столько с организационно-правовыми, сколько с институциональными мерами - передачей предприятий эффективным собственникам, созданием рабочих мест квалифицированного труда, прежде всего в сфере услуг, изменением соотношения оплаты труда и социальных выплат, увеличением доли зарплаты в составе доходов работников, а тарифной ставки (оклада) - в составе зарплаты.
Государственные органы субъекта федерации совместно с органами местного самоуправления и корпорациями должны оказывать всемерную поддержку развитию малого и среднего предпринимательства, созданию конкурентной среды. Мировой опыт показывает, что социально-экономическое развитие и решение проблемы занятости населения тесно связаны с развитием малого и среднего бизнеса как органической составной части региональной экономики, не противостоящей корпорациям, а сотрудничающей с ними.
Региональная социально-экономическая политика реализуется, в основном, через программы развития, приоритетами которых являются:
- наращивание производства в конкурентоспособных фирмах с высокой социальной эффективностью;
- поддержка наукоемких отраслей и высоких технологий, корпораций с высокой степенью обработки сырья, в т.ч. на базе развития кооперационных связей с иностранными компаниями;
- производство конкурентоспособной машиностроительной продукции как основы технической реконструкции экономики;
- сохранение и увеличение эффективной занятости населения как основы социальной стабильности в регионе.
Корпорации во многом формируют региональную управленческую элиту. Это подтвердили результаты выборов в последние годы. Согласно исследованию Санкт-Петербургского филиала Института социологии РАН эту элиту образуют руководители региональной администрации и ее служб, районных администраций, крупных предприятий, лидеры политических партий и общественных организаций. 95% из них - мужчины (в развитых зарубежных странах 30-50% представителей этой элиты - женщины), 96% имеют высшее, а 20% - два высших образования (как правило, первое - естественнонаучное или техническое, второе - экономическое или юридическое), 14% - ученую степень.
В России не решен вопрос о муниципальной собственности на землю, водные и другие природные ресурсы, хотя именно рента и плата за природные ресурсы, а не налог на доходы призваны стать источником финансирования и инструментом регулирования инвестиций. В ряде субъектов РФ принят порядок подчинения районных администраций органам государственной власти республики, за счет бюджета которой финансируется район.
Корпорации жизненно заинтересованы в увеличении численности населения в регионах, где они производят и сбывают свою продукцию, в повышении его платежеспособности, культуры, экономической активности, физического и психического здоровья.
В 1992-2002 гг. население России сократилось на 7 млн. чел. Во всех российских территориях (за исключение республик Дагестан, Чечня и Ингушетия) рождаемость ниже черты простого естественного воспроизводства населения. При этом рождаемость в Мурманской, Ленинградской, Владимирской, Ивановской, Московской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Ярославской, Самарской областях и Санкт-Петербурге вдвое ниже значения, необходимого для численного замещения поколений родителей их детьми.
Лишь частично эту убыль возместила иммиграция. В 1999-2001 гг. в Российскую Федерацию из-за ее пределов прибыло 1,3 млн. человек, в т.ч. 287 тыс. детей и подростков до 18 лет. Покинуло страну за этот же период 574 тыс. человек, каждый четвертый - несовершеннолетний. При этом в России находится 5 млн., а по некоторым оценкам - до 14 млн. нелегальных мигрантов, которые не платят налогов, контрабандой ввозят товары, конкурирующие с российскими благодаря уходу от налогообложения. Выручка конвертируется и переводится за рубеж.
В последние годы легальная миграция из стран СНГ в Россию сократилась в связи с оживлением экономики в этих странах и улучшением положения русскоязычного населения. Корпорации могут сыграть важную роль в привлечении из-за рубежа и трудоизбыточных регионов России квалифицированных кадров, способных адаптироваться к местной культуре. Более 250 млн. чел. во всем мире владеют русским языком. Все это способствует эффективному с точки зрения социально ответственных корпораций движению рабочей силы.
Воздействие корпораций на формирование благоприятного социального климата в регионе должно идти по следующим основным направлениям:
1. Делегирование полномочий и соответствующей ответственности работникам корпораций на основе их наделения акциями на льготных условиях, представительства в совете директоров, участия в прибылях; привлечения к принятию внутрихозяйственных решений; расширения функций на рабочем месте, включая контроль за соблюдением технологии, качеством продукции, затратами и т.д. Особое значение имеет создание автономных бригад и других подразделений (бизнес-единиц), самостоятельно организующих труд и распределяющих коллективный фонд оплаты.
2. Изменение форм контроля за деятельностью работников на основе перехода от формальных правил, детальных регламентов, строгой иерархии управления к совместному обсуждению целей и средств их достижения, оценке по конечным результатам, развитию горизонтальных связей, воспитание культуры здорового образа жизни у персонала.
3. Формирование и пропаганда миссии, перспективных целей и принципов деятельности корпорации, соответствующих интересам развития социально-интеллектуального и инновационного потенциала, делового климата и качества жизни в регионе.
4. Поддержка инициативы неординарных лидеров и изобретателей на основе развития интрапренерства (автономных целевых бригад), предоставления свободного распорядка рабочего дня, права на творческий поиск, пропаганды успехов рационализаторов, менеджеров, исследователей.
5. Развитие социальных проектов и благотворительности, участие в региональных программах социально-экономического развития.
Успешно работающие корпорации дают перспективу не только своим работникам, но и членам их семей, всем жителям региона. Так, "Лукойл" по соглашению с властями Свердловской, Пермской и других областей обязался предоставлять заказы местным предприятиям на оборудование, трубы, металлоконструкции и т.д. Сооружение установки каталитического крекинга с глубиной переработки нефти 92-93% не только увеличит налоговые отчисления "Пермнефтеоргсинтеза" в местный бюджет, но и создаст высокооплачиваемые рабочие места, увеличит инвестиционный и потребительский потенциал региона.
В Петербурге корпорации поддерживают предприятие "Новое поколение", где работают 14-18-летние подростки, состоящие на учете в милиции, под следствием или условно осужденные. Большинство из них - из неблагополучных семей с тяжелым материальным положением. Попав в места лишения свободы, около 80% подростков выходят закоренелыми преступниками, здесь же 96% по достижении 18 лет сами нашли себе работу и не имели проблем с законом.
Корпорации реализуют свои социальные функции через некоммерческие организации (НКО). Так, в США в каждой общине действуют НКО, в которых на добровольных основах работают сотни тысяч жителей, в основном пенсионеров. Их главной задачей является помощь учебным заведениям в подготовке молодежи к самостоятельной жизни, борьба с наркоманией, алкоголизмом, загрязнением окружающей среды, помощь людям, оказавшимся в экстремальной ситуации. НКО, в которых добровольный труд жителей составляет более 120 час. в неделю, получают гранты таких благотворительных фондов как "Jobs for the Future" ("рабочие места для будущего"), "Corporate Involvement Initiative" и др. для развития местной социальной инфраструктуры, партнерства между корпорациями и школами, дополнительного обучения и профориентации молодежи. Этим занимаются и специальные подразделения корпораций, например, Ford Academy of Manufacturing Sciences.
В ряде регионов России также пришли к выводу, что любые программы останутся благими намерениями до тех пор, пока крупный бизнес, работающий в регионе, не будет привлечен к их выполнению. Передача на муниципальный баланс социальной инфраструктуры предприятий делает особенно необходимым их участие в финансировании социальных программ. Так, в Иркутской обл. бизнесу предложено финансировать спортивные мероприятия и сооружения, а также программы борьбы с бедностью и детской безнадзорностью, получая в качестве поощрения налоговые льготы.
В Татарстане во многих случаях социальная инфраструктура осталась на балансе корпораций или финансируется ими, в т.ч. через благотворительные фонды. Так, "Альметьевскнефть" с момента своего основания является градообразующим предприятием, основным заказчиком строительства жилья и объектов социально-культурного назначения в Альметьевске. В организационной структуре НГДУ имеются жилищно-коммунальное хозяйство, спортивно-оздоровительный лагерь "Юность" и богатая научно-техническая библиотека. На балансе НГДУ - жилые дома, две гостиницы, общежития, базы отдыха, спортивно-оздоровительный комплекс, учебный пункт, цех производственной эстетики. Благодаря НГДУ появились новые школы, дошкольные детские учреждения, поликлиника, медицинский центр, оснащенный современным оборудованием. Кроме того, в районе построены административные здания, клубы, храмы традиционных для Татарстана конфессий. Создана школа молодых менеджеров, деятельность которой известна далеко за пределами города. Созданная по инициативе руководства НГДУ школа действует уже более десяти лет, выпустив за это время около 400 специалистов. Основная задача школы - превращение выпускника института в нефтяника-профессионала.
Современный менеджмент - это социальный менеджмент. В качестве основного критерия эффективности управления принимается не прибыльность, а степень удовлетворения запросов потребителей. Мера социальной ответственности бизнеса оценивается по новым стандартам, которые базируются на установлении связей между социальной ответственностью и экономическими результатами. Наиболее целесообразно использовать для этой цели НКО.
Благотворительная деятельность по поддержке неимущих и обездоленных была широко распространена в России в конце Х1Х и начале ХХ века. Она соответствует традициям наиболее распространенных в России конфессий - православия и ислама. В 2002 г. в России было зарегистрировано более 350 тыс. НКО. Их можно разделить на 4 категории:
- благотворительные, в т.ч. иностранные фонды, выдающие гранты местным организациям (около 10% общего числа НКО);
- НКО, удовлетворяющие потребности своих членов, т.е. не являющиеся благотворительными организациями - общества цветоводов, коллекционеров, спортсменов и т.д. (более 50% НКО);
- благотворительные учреждения - центры реабилитации, приюты, центры борьбы с наркоманией, телефоны доверия, детские театры и т.д. (более 30%);
- НКО, созданные в качестве "крыши" для коммерческих "дочерних" фирм - около 1% общего числа НКО - преобладают в этом секторе экономики по общей сумме оборота.
Для развития социальной ответственности корпораций следует решить ряд серьезных проблем. Во-первых, необходим закон об НКО, конкретизирующий положения Гражданского кодекса (ГК). В Налоговом кодексе отменена федеральная льгота для благотворителей и введен подоходный налог с организаций, получивших негосударственную финансовую помощь. В результате доля российских пожертвований в фонде Charities Aid Foundation, которая в 2000-2001 гг. выросла с 15 до 50%, стала сокращаться. Норма Налогового кодекса о "чистых" благотворительных фондах, перечень которых утверждается правительством, противоречит ГК и критерии выделения этих фондов до сих пор не разработаны. Необходимо четко определить понятие благотворительной НКО как организации, вкладывающей средства в создание общественных благ (здравоохранение, образование, просвещение, социальные и экологические услуги) и установить для них особый режим налогообложения.
Во-вторых, следует реформировать отчетность НКО. До сих пор она не дает ясного представления о том, чем занимается НКО, на какие цели использованы гранты, какова эффективность их использования. Согласно ГК налоговый режим должен определяться видом деятельности, а не формой собственности. Необходимы конкурсное распределение средств с помощью независимых экспертов и контроль за их расходованием.
В-третьих, необходима разработка методики определения эффективности социальных проектов. До сих пор НКО просят у корпораций деньги "под идею", не умея описать отдачу от выделенных средств. Поэтому российские НКО действуют в основном за счет зарубежных фондов. Более 16% руководителей компаний считает, что предложения НКО не соответствуют их стратегии. Лишь в 32% случаев компании соглашаются с этими предложениями, в 47% компаний благотворительные проекты инициируются группой руководителей, в 11% - первым лицом и крайне редко включаются как самостоятельный раздел в корпоративную стратегию (Коммерсант, 2002, N 41).
Благотворительность как профессиональная деятельность на рынке социальных проектов влияет на рыночную капитализацию корпорации. Этот инфраструктурный элемент создает и общественные блага, не имеющие стоимостной оценки, и добавленную стоимость. Поэтому целесообразно, чтобы корпорации развивали социальные программы от своего имени и за свой счет, но через посредство специализированных НКО, прежде всего фондов и организаций местного сообщества. Для современных корпораций меценатские программы - часть их глобальной стратегии. Согласно исследованию The Conference Board в 23 странах в 1993 г. 62%, в 1997 г. - 76%, а в 1999 г. - уже 83% потребителей при покупках делали выбор в пользу социально ответственных корпораций.
Корпорация "Юкос" организовала конкурс на гранты для социальных проектов в 5 регионах, где она работает. Гранты получают некоммерческие организации, доказавшие свою способность решать проблемы, угрожающие социальной стабильности в регионе, содействовать развитию социальной активности граждан. Речь идет не об обычной благотворительности, а о новой форме социального партнерства.
К числу наиболее эффективных направлений корпоративных социальных проектов относятся: развитие досуга молодежи, поиск и поддержка талантов; содействие здоровому образу жизни, массовому спорту, противодействие и лечение алкоголизма и наркомании; медицинское и юридическое консультирование населения; поддержка социально незащищенных групп, детей с психическими отклонениями, инвалидов, слабослышащих и т.д.; микрокредитование начинающих предпринимателей, народных промыслов, развитие инфраструктуры малого бизнеса и технического творчества; благоустройство мест отдыха, родников и т.д., помощь в охране памятников, реконструкции религиозных учреждений; специальное обучение преподавателей школ и социальных работников.
Молодым семьям выдаются кредиты для строительства или покупки жилья, причем ссудный процент снижается при увеличении числа детей.
Важной сферой корпоративной благотворительности может стать поддержка литературы и искусства - продолжение традиций российских меценатов Поляковых, Морозовых, Щукина и др. Ее наиболее эффективными формами является финансирование закупки социально-значимой национальной литературы для государственных и школьных библиотек, субсидирование покупки иностранными издательствами прав на издание книг местных авторов (такая практика, принятая во Франции, Швеции, Эстонии, Чехии и т.д. весьма актуальна для Татарстана, поскольку миллионы татар живут за пределами России), а также покупки произведений искусства местными музеями, театральных постановок и т.д.
Социальные программы корпораций не должны носить односторонний характер. Так, "Северсталь" по соглашениям о сотрудничестве с рядом регионов финансирует детские оздоровительные, спортивные, медицинские и дошкольные учреждения, базовые учебные заведения, помогает ветеранам войны и труда, многодетным семьям, матерям-одиночкам, детям-инвалидам. В то же время регионы взяли обязательства по содействию развитию сопряженных отраслей (моторостроение, производство подшипников и т.д.), организации сбыта продукции "Северстали", техническому перевооружению ее предприятий и т.д.
Особое значение для корпораций имеет развитие образования в регионе. В последние годы корпорации столкнулись с нехваткой квалифицированных кадров массовых профессий. К этому привел развал системы профтехобразования, устаревание технической базы вузов, разрыв между фактически сложившимся качеством массовой общеобразовательной и общекультурной подготовки и уровнем, необходимым для освоения профессиональных знаний, адекватных требованиям современной экономики.
Новым видом учебных заведений стали корпорационные университеты. В США их число выросло в 1998-2002 гг. с 400 до 1600. Половина этих университетов превратилась в центры прибыли, оказывающие платные услуги по обучению специалистов малых и средних фирм-партнеров, а также покупателей сложной техники. По данным Бюро цензов общие затраты на образование и обучение в США составляют 772 млрд. долл. в год - 10% ВВП, вторая по значимости после здравоохранения статья расходов. Корпорации тратят на обучение своего персонала 66 млрд. долл. в год. Профессиональное образование стало одной из наиболее рентабельных отраслей экономики.
Университеты корпораций имеют 4 разновидности: 1) центры прибыли - бизнес-единицы, выдающие диплом при платном обучении; 2) центры переподготовки и повышения квалификации, которые отвечают за развитие персонала, выдавая соответствующие сертификаты; 3) центры обмена опытом и тренинга без жестких различий между учебными дисциплинами, нацеленные на организационное обучение, коллективные формы управления, выработку общих корпоративных стандартов; 4) центры стратегического развития, ориентированные на высших менеджеров, управление стратегическими изменениями и реструктуризацию компаний.
Корпорации действуют совместно с местными органами власти. Так, в США штат Южная Каролина создал систему профессионального образования, включающую 33 четырехгодичных и 16 технических двухгодичных колледжей, которые ведут обучение по 400 специальностям в соответствии с перспективными запросами фирм всех отраслей экономики. В бюджете специальной статьей выделены средства не только на общее, но и на профессиональное образование, переподготовку кадров, повышение квалификации преподавателей и систему профориентации. Затраты фирм на набор рабочей силы, сооружение предприятий, энергообеспечение и др. оказались здесь на 30-40% ниже, чем в соседних штатах. Американская печать регулярно публикует данные о сравнительных социально-экологических условиях размещения бизнеса в различных городах и штатах, которые служат ориентиром для инвесторов. Приводятся сравнительные данные о числе штаб-квартир корпораций, размещенных в разных городах, их доходах, прибыли, числе сотрудников, рейтинге в национальном реестре.2 Эти сведения учитываются при организации малого бизнеса. В создании региональной системы участвуют университеты корпораций General Electric, Motorola, Xerox и др.
Особое значение имеет воздействие корпораций на экологию региона.
Развитие малоотходных (безотходных) технологий требует перехода от специализации корпораций в рамках одной отрасли к формированию интегрированных хозяйствующих субъектов, сетевых структур, охватывающих всю технологическую цепь от добычи сырья до производства конечного продукта. Эти сети обладают гибкостью, способностью к быстрой технологической и организационной перестройке, утилизации всех видов отходов, в т.ч. и самой конечной продукции после завершения ее жизненного цикла.
Экологическая безопасность технологических систем и экологическая безопасность для населения региона - приоритетная проблема социально-экологической ответственности корпораций. Особенно это относится к энергетике, нефтегазохимическому, лесохимическому, химико-металлургическому, агропромышленному, медицинско-фармацевтическому комплексу. Главными объектами стратегического анализа для корпораций в этих комплексах становятся технологические системы, предназначенные для производства экологически чистой продукции; для нейтрализации отрицательных последствий функционирования производства (очистка, улавливание, обеззараживание, утилизация промышленных и бытовых отходов, захоронение токсичных отходов и т.д.), в т.ч. обеспечивающие высокий уровень рециркуляции отходов; экологические последствия принципиально новых технологий воздействия на природные процессы, в частности, на давление в нефтегазовых пластах.
Развитие интегрированных корпораций как наиболее эффективных субъектов глобальной экономики означает, что государство должно препятствовать не увеличению размеров холдинга или сетевой структуры, не консолидации активов или увеличению доли компании на региональном или национальном рынке, а лишь завышению цен или незаконным действиям против конкурентов. В ряде зарубежных публикаций отмечается, что монопольные интегрированные корпорации приносят социальный эффект, т.к. обеспечивают благодаря синергетическому эффекту более высокое качество и низкие цены товаров и услуг, чем в случае если бы имела место совершенная конкуренция.
В ближайшие годы региональным властям придется решать социальные проблемы, связанные с высвобождением работников с ликвидируемых и реорганизуемых предприятий, организацией жилищной ипотеки, реформированием электроэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Это потребует новых мер по страхованию инвестиционных и инновационных рисков, развитию межрегионального и международного сотрудничества, развитию регионального законодательства.
В ряде регионов разработаны программы создания и обновления системы рабочих мест, увязанные с приоритетами в области миграционной политики. Если региональные власти не создают условия для появления тех рабочих мест, на которых хочет и может работать местное население, им следует готовиться к приему мигрантов. Альтернативой нежелательным миграциям должна стать продуманная политика в сфере создания рабочих мест и профессиональной подготовки местного населения, эффективное взаимодействие между системой профессионального образования и корпорациями, создание стабильной сети контактов между работодателями, учреждениями профессионального образования и государством. При этом объединениям работодателей и работников должна принадлежать решающая роль в формировании профессионально-квалификационных стандартов, а учебным заведениям - образовательных стандартов и учебных планов.
Для осуществления государством своих функций, в т.ч. мобилизационных и по созданию стратегических резервов, ему достаточно законодательно установить свои права и соответствующие механизмы, не владея и не управляя собственностью. Ю.Лужков3 предлагает создать 8-12 корпораций федерального значения в сфере естественных монополий, базовых отраслях, аэрокосмической и авиационной промышленности, оборонно-промышленном комплексе (ОПК). Их инвестиционные программы должны утверждаться правительством и включаться в индикативные планы социально-экономического развития. То же относится к региональным корпорациям.


1 Львов Ю.А., Русинов В.М., Саулин А.Д., Страхова О.А. Управление акционерным обществом в России. - М., 2000. - С.101.
2 См., напр. Fortune, 17.04.2000.
3 Лужков Ю. Путь к эффективному государству.- М., 2002.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия