Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (50), 2014
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Варкулевич Т. В.
доцент Владивостокского государственного университета экономики и сервиса,
кандидат экономических наук

Кузьмичева И. А.
доцент кафедры финансов и налогов
Владивостокского государственного университета экономики и сервиса,
кандидат экономических наук


Система управления затратами на образовательные услуги государственного образовательного учреждения в его финансовой политике
Статья посвящена вопросам себестоимости образовательных услуг государственного вуза в его финансовой политике, одной из приоритетных задач которой является управление затратами с целью максимизации таких показателей, как прибыль, рентабельность, эффективность деятельности, которые прочно вошли в жизнь государственных образовательных учреждений и в систему показателей оценки их деятельности. Этой публикацией авторы открывают цикл статей, посвященных методике формирования себестоимости образовательных услуг государственного учреждения высшего профессионального образования
Ключевые слова: себестоимость, образование, затраты
УДК 336; ББК 65.26   Стр: 353 - 355

Рыночные экономические отношения в России, глубоко и устойчиво внедрившиеся и в систему образования, наряду с, безусловно, имеющимися позитивными результатами в формировании механизмов системы высшей школы на базе новых экономических отношений обусловили возникновение многих проблем и негативных тенденций в использовании накопленного в социалистический период ресурсного и кадрового потенциала.
Современные условия хозяйствования определяют необходимость решения ранее не свойственной вузам государственной системы высшего профессионального образования проблемы завоевания и расширения рынка сбыта образовательных услуг, выживания в условиях жестокой конкуренции.
В условиях рыночной экономики задачи вузов по обеспечению развития образования, науки и культуры по существу не изменились, однако они вынуждены искать и применять подходы, основанные на коммерциализации многих видов деятельности, а сама деятельность приобретает черты рыночных рисковых предприятий, часто требующих нестандартных решений. Это ведёт к необходимости внедрения более эффективных методов хозяйствования и выдвигает на первый план необходимость разработки системы управления его финансовыми ресурсами, направленной не только на их привлечение и повышение эффективности их использования, но, главным образом, на создание финансово-экономических механизмов, обеспечивающих их экономное и рациональное использование.
Как непосредственно рыночные отношения, так и череда реформ, коснувшихся в последнее десятилетие системы высшей школы существенно изменили порядок финансирования бюджетных образовательных учреждений. Теперь они не только имеют возможность оказывать образовательные услуги на платной основе, но последние зачастую превалирует над услугами, финансируемыми из государственного бюджета [1].
Однако, такая ситуация породила еще одну тенденцию: оказывая платные образовательные услуги, государственные учреждения ВПО осуществляют обучение студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета на оборудовании, купленном за счёт внебюджетных поступлений в виде платы за образовательные услуги, в помещениях, отремонтированных за счёт внебюджетных источников. То есть образовательные учреждения частично перекладывают на плечи студентов, обучающихся на платной основе, задачи государства по содержанию зданий и иных видов имущества и обеспечению учебного процесса необходимым оборудованием и инвентарем. Ведь, как показывает практика, объемы внебюджетных средств, которые направляются на расходы по статьям ремонта и приобретения оборудования, зачастую больше бюджетного финансирования.
Между тем, возможность получать средства из внебюджетных источников стимулирует образовательные учреждения к поиску все более новых форм образовательного и научного сотрудничества с внешними контрагентами и развитию образовательных услуг для потребителя, с обязательством обеспечения гарантий их качества.
Таким образом, устойчивое повышение конкурентоспособности государственного вуза и обеспечение его эффективности способна обеспечить сегодня диверсификация образовательной и научной деятельности, прежде всего за счет формирования инновационных образовательных и научных проектов, востребованных бизнесом; открытия новых образовательных программ и совершенствования существующих, востребованных рынком и отвечающих его требованиям, для чего они должны соответствовать определенным критериям качества.
Однако, поиск дополнительных источников финансирования за счёт расширения номенклатуры (дифференциация и диверсификация) образовательных услуг — сам по себе, на наш взгляд, не способен обеспечить эффективного функционирования образовательного учреждения. По мере становления рынка образовательных услуг и роста конкуренции необходимо искать пути оптимизации использования внутренних резервов вуза, и, прежде всего его затрат на оказание образовательных услуг, формирующих их себестоимость. Себестоимость, затраты — категории управляемые и управление ими сегодня центральный вопрос в экономике любого субъекта хозяйствования.
Являясь элементом финансовой политики, система управления затратами должна стать важнейшей частью организационной структуры современного университета, и затрагивать все структурные подразделения, генерирующие доходы и участвующие в формировании затрат, включаемых в себестоимость образовательных услуг. Эффективная реализация финансовой политики возможна исключительно при грамотном планировании всех финансовых потоков, как доходов — бюджетных и внебюджетных, так и расходов; выдвигаемых сегодня на первый план в процессе финансовых отношений в вузе. При этом затраты необходимо рассматривать в качестве объекта системы финансового планирования и прогнозирования, потому как лишь в этом случае у менеджеров будет возможность произвести анализ «план-факт», выявить причины отклонений и предупредить их в будущем.
Совершенно очевидно, что для того, что бы управлять затратами, необходимо иметь достоверную и объективную информацию о них, причем длят целей управления затратами, рассматривать их, по мнению авторов, необходимо всесторонне, используя комплексный подход, то есть в составе себестоимости образовательной услуги в целом; во взаимосвязи с другими статьями; каждую статью затрат в отдельности, принимая на основе полученной информации обоснованное решение о возможности снижения тех или иных из них.
Вопросы себестоимости образовательных услуг, управления затратами государственного учреждения недостаточно широко изучены, несмотря на их несомненную актуальность.
В условиях рынка образовательных услуг, на котором дейст­вуют общеизвестные принципы конкуренции, мы рассматриваем современный вуз как хозяйствующий субъект, предприятие, выпускающее и реализующее свою продукцию — образовательную услугу, и как перед любым предприятием перед образовательным учреждением стоит важнейший вопрос — оценка эффективности деятельности. Поскольку в самом общем виде оценка эффективности деятельности, как известно, состоит в сравнении прибыли, полученной от реализации продукции и затрат на ее изготовление, важнейшим показателем при оценке эффективности образовательного учреждения является себестоимость образовательных услуг.
Для понимания концепции исследования, необходимо обратиться к теоретическим аспектам себестоимости и определить авторский взгляд на понятие себестоимости образовательной услуги.
Под себестоимостью продукции понимают выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. В условиях рыночной экономики себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности любого субъекта хозяйствования. Исчисление этого показателя необходимо для оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики; определения рентабельности производства и отдельных видов продукции; осуществления внутрипроизводственного хозрасчета; выявления резервов снижения себестоимости продукции; определения цен на продукцию; исчисления национального дохода в масштабах страны; расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий; обоснования решения о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших [2].
Себестоимость продукции, экономический показатель, включающий затраты на потребленные средства производства и оплату труда. Так называемая полная себестоимость продукции включает текущие затраты не только на производства, но и на реализацию продукции [3].
Себестоимость представляет собой выраженные в денежной форме текущие затраты организации на производство и реализацию продукции. По содержанию и назначению текущие затраты группируются по экономическим элементам и калькуляционным статям. Группировка затрат по экономическим элементам отражает их распределение по экономическому содержанию независимо от места осуществления этих затрат и формы использования продукции» [4].
Резюмируя изложенное выше, себестоимость услуг образовательного учреждения можно определить как совокупность затрат на ее производство и продвижение на рынок образовательных услуг и/или предоставление ее отдельному потребителю. При формировании себестоимости образовательной услуги необходимо принимать во внимание тот факт, что она является не только количественным показателем, позволяющим определить фактическую величину затрат на тот или иной образовательный продукт, но и качественным — позволяющим оценить уровень использования всех ресурсов, имеющихся в распоряжении образовательного учреждения, объективность их учета и рациональность их использования с целью возможности влияния на процесс их оптимизации в будущем.
В настоящее время не существует единого методического подхода к формирования затрат на услуги государственных образовательных учреждений, который мог бы стать универсальным и приемлемым для любого образовательного учреждения, независимо от его отраслевой специфики, существующих в нем направлений подготовки, контингента, уровня материально- технической базы и других факторов, обеспечивающих его жизнедеятельность и функционирование на рынке образовательных услуг.
Расчет себестоимости образовательных услуг очень сложный процесс, существенно отличающийся от традиционного, обычно используемого на практике производственного предприятия методики формирования себестоимости продукции, работ или услуг, где цена продукции устанавливается на основе рассчитанной по итогам отчетного периода себестоимости единицы продукции.
Преобладающее же число образовательных продуктов имеют, как правило, длительную протяженность во времени, что затрудняет использование традиционных подходов к формированию себестоимости, и находятся под влиянием ряда факторов, выделение которых обусловлено исключительно спецификой образовательного учреждения и влияние которых на себестоимость образовательных услуг может быть очень неравномерно. Так, например, образовательная услуга для одного студента (он же потребитель образовательной услуги) предполагает его обучение по программе высшего профессионального образования в течение четырех (по программам бакалавриата) и/или двух лет (по программе магистратуры). Стоимость услуги будет определять ряд факторов, к числу основных из которых, по мнению авторов, относятся:
● квалификация профессорско-преподавательского состава;
● внедрение инновационных, в том числе информационных технологий в образовательный процесс;
● состояние аудиторного фонда;
● оснащенность учебных аудиторий современным оборудованием;
● оснащенность университетской библиотеки;
● комфортные условия для проживания иногородних студентов в общежитии,
● качество предоставляемых вузом социальных программ.
При оценке каждого из перечисленных факторов с точки зрения влияния их на себестоимость образовательной услуги необходимо, на наш взгляд, использовать комплексный подход, так как все они способны не только формировать ее стоимость, но и существенно влиять на качество образовательной и научной деятельности образовательного учреждения.
Кроме того, совершенно очевидно, что повышение качества любого из элементов образовательного процесса, приведет к увеличению, по меньшей мере, трудовых и материальных затрат, формирующих себестоимость образовательных услуг. А так как именно затраты оказывают огромное влияние на вырабатываемую образовательным учреждением стратегию ценообразования, являющуюся неотъемлемым элементом его финансовой политики, основной задачей выступает максимально точный расчет себестоимости образовательной услуги и последующий структурный анализ каждой статьи затрат в целях управления себестоимостью в целом и отдельными ее элементами.
Управление себестоимостью образовательной услуги — планомерный процесс формирования затрат на оказание этой услуги в комплексе и себестоимости отдельных ее составляющих. Так, например, услуга считается реализованной, по мере исполнения вузом обязательств, обусловленных договором оказания образовательной услуги, срок исполнения которой может варьироваться в зависимости от вида образовательной программы(основная или дополнительная), уровня подготовки (начальное профессиональное, среднее специальное, бакалавриат или магистратура), формы обучения (очная, заочная, с использованием дистанционных технологий) и ряда других факторов. Однако, для целей оперативного учета затрат и управления ими, например, четырехлетний период времени обучения по программе бакалавриата, целесообразно разбить на годы, на семестры, на модули и др., при этом необходимо осуществлять оперативный контроль за затратами с целью выявления резервов их снижения. Основными элементами системы управления себестоимостью образовательных услуг должны стать планирование и прогнозирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью, функционирующие в тесной связи друг с другом.
Необходимыми условиями успешно функционирующей системы управления затратами в государственном образовательном учреждении должны стать:
1. Эффективная финансовая политика
2. Эффективная Учетная политика
3. Научно разработанная система бухгалтерского учёта.
3. Научно-обоснованная эффективная система учёта затрат на образовательную деятельность, научные исследования, административно-хозяйственное, материально-техническое и информационно-техническое обеспечение деятельности вуза — система управленческого учета.
4. Система внутреннего контроля финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Это определяет организацию и структуру системы управления финансами государственного вуза, как представлено на рис. 1.
Рис. 1. Организация и структура системы управления затратами государственного вуза
Мировая и отечественная практика учета и контроля затрат свидетельствует, что системное внедрение инструментов управления затратами позволяет сэкономить их до 20%.
Управление затратами в государственном вузе, как и в любом другом субъекте хозяйствования должно, включать три подсистемы:
— перспективного (стратегического) планирования затрат;
— текущего учета затрат и их контроля;
— анализа произведенных затрат с целью выявления нерационального использования ресурсов и возможности их оптимизации.
Для ощутимых позитивных сдвигов в решении этой непростой задачи необходимы:
— адаптация организационной структуры вуза к системе планирования, прогнозирования и нормирования затрат в рамках системы управленческого учета;
— обеспечение специалистов статистической и учётной информацией;
— доступность информации о затратах менеджерам в рамках зоны их ответственности;
— достаточный уровень организации работы финансовых служб и компетентности их сотрудников.
Таким образом, в условиях относительной свободы использования современным образовательным учреждением финансовых ресурсов оптимизация расходов, включаемых в себестоимость образовательных услуг, становится одной из важнейших задач его управленческой деятельности.
Значение же управления затратами и себестоимостью образовательных услуг для вуза состоит в том, что оно воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей, предоставляет возможности определения жизнеспособности отдельных образовательных программ и проектов.
Задачи системы управления затратами, безусловно, должны зависеть от ее целей, типа организации и особенностей реализуемых образовательных программы. Однако какие бы цели не преследовались, какие бы задачи не ставились перед ней, организация и функционирование ее в государственном образовательном учреждении должны быть основаны, прежде всего, на учете затрат, их анализе и контроле, и базироваться на ряде принципов, сформулированных авторами и описанных ниже.
1. Принцип обоснованности процедур учета, анализа и контроля затрат, заключается с одной стороны, в соответствии потребностям практики формирования себестоимости конкретного учреждения, с другой — теоретическим и прикладным достижениям в области учета, контроля и анализа.
2. Принцип релевантности процедур управления затратами. Конкретные направления управления затратами — их учета, контроля и анализа, степень детализации информации по ним должны быть достаточными для достижения конкретных целей образовательного учреждения — в контексте нашего исследования — оптимизации затрат с целью повышения эффективности деятельности вуза в целом
3. Принцип непрерывности процедур контроля и анализа. Процесс управления организацией должен осуществляться непрерывно, следовательно, контроль и анализ затрат, включаемых в себестоимость образовательных услуг как неотъемлемые элементы системы управления так же должны иметь непрерывную основу, в противном случае, велик риск утраты таких важных качественных характеристик информации о них, как достоверность, объективность, и своевременность. Это, в свою очередь, приведет к снижению эффективности процедур контроля затрат и функции управления в целом.
4. Принцип практической направленности процедур управления затратами. Данный принцип требует, чтобы цели и задачи аналитических и контрольных функций соответствовали реальным практическим целям и задачам деятельности образовательного учреждения и были направлены на их решение.
5. Принцип системности управления затратами. На каждом этапе деятельности учреждения объектом управления должны становиться все без исключения затраты, формирующие себестоимость образовательных услуг, способных влиять на политику ценообразования, конкурентоспособность услуг образовательного учреждения и, в конечном итоге, на эффективное его функционирование.
Резюмируя вышеизложенное, авторы выделяют перспективные направления развития системы управления себестоимостью услуг государственного учреждения высшего профессионального образования как элемента его финансовой политики, к которым относят:
1.Разработку механизмов и инструментария финансовой политики для эффективного управления затратами;
2.Формирование и развитие системы управленческого учета, основанной на планировании и прогнозировании затрат;
3. Совершенствование системы бухгалтерского учёта и ее информационной базы;
5. Развитие системы разделения прав и ответственности по уровням управления, подразделениям и центрам ответственности.
6. Методическое обеспечение ценообразования на образовательные услуги, основанное на достоверной и объективной информации о затратах, включаемых в их себестоимость.
Отдельным элементам себестоимости образовательных услуг государственного учреждения высшего профессионального образования будет посвящена следующая публикация авторов.


Литература
1.Варкулевич Т.В. Учет и отчетность по сегментам деятельности в системе управленческого учета государственного вуза // Экономика и предпринимательство — 2013. — №7. — С.312–315.
2. Козельский В.Н. Финансовые ресурсы и последующий финансовый контроль в сфере образования: Автореф. дис. канд. экон. наук. — Саратов: СГСЭУ, 2002. –– 20 с.
3.Российский энциклопедический словарь: в 2 т. Т. 2 / Гл. ред. А.М. Прохоров. — М.: Большая рос. энцикл., 2009. — 2015 с.
4.Кузьмичева И. А. Управление себестоимостью рыбной продукции // Российское предпринимательство. — М.: Изд-во Креативная экономика, 2010. — № 1. — С. 136–141.
5. Методика расчёта цены образовательных услуг учреждений профессионального образования / О.В Камакина, Е.Л. Саксонова, И.В Трунова // www.yspu.yar.ru. (дата обращения 25.03.2014)
6. Митина О.В. Затраты на обучение в механизме финансовой политики государственного учреждения высшего профессионального образования: Автореф. дис. канд. экон. наук. — Хабаровск: ХГАЭП, 2005. — 23 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2022
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия