Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (11), 2004
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Богомолова Е. С.
заведующий кафедрой экономики и управления туризмом
и гостиничным хозяйством,
Майкопского государственного технологического института,
кандидат экономических наук


О КОНЦЕПЦИИ И ПРОБЛЕМАХ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕКРЕАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА

Концепция стратегического развития рекреационной инфраструктуры необходима для анализа взаимодействия множества внутренних и внешних экономических процессов, позволяющего, во-первых, определять перспективные направления развития рекреационной инфраструктуры и формы ее организации, рассматривать в системном виде параметры рационального размещения производительных сил и методы ресурсного обеспечения; во-вторых, оценивать источники финансирования и роль форм собственности как факторов, влияющих на структуру потребностей, с учетом которых формируется инфраструктура; в-третьих, выявлять альтернативное воздействие организационно-управленческих структур в долгосрочном периоде на решение задач оптимального распределения ограниченных экономических и рекреационных ресурсов; в-четвертых, устанавливать значение практического использования планирования, организации, управления, контроля в развитии инфраструктуры и ее функционирования как единой системы.
Такой анализ предполагает выделение конкретных направлений, в пределах которых должны обосновываться задачи стратегии развития инфраструктуры. К ним относятся: территориальное размещение производительных сил, определение амортизационной и налоговой политики, организация финансово-инвестиционной деятельности, использование ресурсов, в том числе рекреационных, формирование системы управления.
На первом направлении особое значение имеет территориальное регулирование, способствующее эффективному социально-экономическому развитию региона и размещению производства. Комплексные прогнозы развития и размещения производительных сил в Российской Федерации, схемы развития и размещения отраслей народного хозяйства, позволяющие формировать производственную и социальную инфраструктуры, к сожалению, как правило, не отражаются в государственных регулирующих документах. По существу в стране размещение производительных сил, которое в советское время всегда было сферой активного государственного воздействия, перестало регулироваться. Теперь такой сферой стало региональное развитие, но и оно не обеспечено законодательно-правовой базой, за исключением низового (градостроительного) звена.
Между тем, градостроительное планирование являясь одним из уровней общего территориального регулирования, должно исходить из его установок и проектировок. [1] Приоритет, отдаваемый градостроительному планированию, может привести к серьезным ошибкам и просчетам в территориальном планировании, в использовании ресурсов, определении специализации регионов, к задержке их социального развития. В этой связи есть необходимость не только во внесении поправок в действующий Градостроительный кодекс РФ, но и ускорении разработки правового документа об основах планирования территориального размещения производительных сил.
Использование прогнозных проектировок в качестве комплексных (генеральных) схем развития и размещения производительных сил позволит создать систему научно-обоснованных разработок по территориально-экономической структуре регионов и России в целом. Эта необходимость обусловливается долговременным характером территориальных проблем и влиянием макроэкономической политики на формирование региональных инфраструктурных комплексов. Региональное программирование - это эффективный инструмент государственного воздействия на инфраструктурное обеспечение региона, позволяющий ориентироваться на принципы саморегулирования и целенаправленности его развития. Оно позволяет федеральному центру активно влиять на регионы, успешно решать как текущие, так и стратегические задачи, в том числе по формированию инфраструктуры, исходя из наличных ресурсов и потребностей в конкретных услугах.
В полной мере это относится и к такому региону России, как Адыгея.
В настоящее время вопросы стратегического развития, в частности, рекреационной инфраструктуры, в Адыгее рассматриваются в соответствии с постановлением ее Кабинета Министров "О концепции развития туризма в республике Адыгея", принятым 17.07.2002 г.
В данном программном документе подчеркивается особая роль в этом регионе эффективного социально-ориентированного туристско-рекреационного комплекса, основанного на принципах устойчивого развития туризма и правовых оценках землепользования.
Для совершенствования рекреационной инфраструктуры разрабатывается Генеральная схема развития туристско-рекреационного комплекса республики, предусматривающая развитие комплекса инфраструктурных объектов, бальнеологических и горнолыжных центров, рациональное территориальное размещение туристских объектов, мероприятия по улучшению их материально-технической базы.
В 2002 году деятельность туристских предприятий с государственной долей в собственности дала республике более 20 млн. руб. и находилась на уровне 103,8% от объема реализации работ и услуг данного профиля в 2001 году.
Вместе с тем, во всех регионах России региональные программы социально-экономического развития, в том числе развития туристско-рекреационных комплексов, имеют существенные организационно-методические недостатки, к которым можно отнести: недостаточное обоснование приоритетов, отсутствие межпрограммной координации, недостаточное обоснование задач территориально-хозяйственной комплексности и интеграции, плохой контроль за реализацией, неустойчивость финансирования, отсутствие вариантности. Не уделяется должного внимания устранению диспропорций в структуре валового регионального продукта и ориентации на решение региональных проблем внутрироссийского рынка услуг.
Несовершенно и законодательное обеспечение регионального программирования, которое основывается на постановлениях правительства РФ "О совершенствовании механизма государственной поддержки развития регионов РФ", "Порядке разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ", соответствующих методических рекомендациях Министерства экономики РФ, принятых в 1997году. Повышение действенности территориального целевого программирования требует принятия специального федерального закона.
Методом воздействия государства на развитие инфраструктуры является использование традиционного инструментария налоговой и амортизационной политики и антимонопольного регулирования. Имеется в виду, в частности, введение специальных льгот по налогу на добавленную стоимость для туристско-рекреационных предприятий и предприятий пассажирского транспорта, осуществляющих перевозки в разных видах сообщения (городском, пригородном, междугородном, международном).
Для более эффективного использования налоговых льгот рекреационным предприятиям необходим раздельный учет доходов и затрат по оборотам, к которым применяются налоговые льготы, и по оборотам, к которым налоговые льготы не применяются. Для правильного определения величины оборота, облагаемого налогом на добавленную стоимость, при формировании стоимости туристско-рекреационного продукта должны выделяться основные услуги, включаемые в стоимость туристско-рекреационного продукта и не облагаемые НДС, и дополнительные, которые облагаются НДС в общеустановленном порядке.
В республике Адыгея в 2002 году сумма налоговых поступлений (с учетом имеющихся льгот) в бюджеты всех уровней по туристско-рекреационным предприятиям с государственной долей собственности составила 3 млн. руб. и была на 64% больше, чем в 2001 году.
Основанием для льготного налогообложения объектов рекреационной инфраструктуры должны быть объективные факторы, стимулирующие улучшение ее состава и размещения. Например, значительные льготы туристские фирмы имеют по земельному налогу. В соответствии с Законом РФ от 11.10.1991 г. и инструкцией ГНС от 17.04.1995г. N29 "По применению Закона РФ "О плате за землю" эти предприятия освобождаются от его уплаты. Но при использовании данной льготы следует совершенствовать классификатор "отрасли народного хозяйства", в котором указывается перечень льготных туристских предприятий. Это позволило бы усилить позитивное влияние системы налогообложения на формирование рекреационной инфраструктуры. [3]
Методы аккумулирования амортизационных отчислений в сфере рекреационной инфраструктуры определяют возможность обновления основных средств, влияют на инвестиционные решения о строительстве новых объектов инфраструктуры и на приобретение новых элементов основного капитала. Поэтому амортизационная политика должна исходить из принципов эффективного использования пассивной части рекреационной инфраструктуры и оптимизации амортизационных отчислений, включаемых в затраты на производство и реализацию предоставляемых услуг. Амортизационные отчисления должны производиться в течение всего времени эксплуатации оборудования, даже если оно превышает нормативный срок его службы.
Учетная политика туристско-рекреационных предприятий республики ориентируется на методику начисления амортизации, предусматривающую в основном равномерное определение амортизационных отчислений и дифференцированные нормы амортизации, группировку основных средств с учетом функционального их назначения по первоначальной или восстановительной стоимости. Такая политика позволила туристско-рекреационным предприятиям региона провести определенную их реконструкцию и модернизацию. Путем оптимизации амортизационных отчислений был создан амортизационный фонд, достаточный для новых инвестиций в основной капитал, а в известной мере и для поддержания его функциональных параметров.
Инвестиционные проекты в республике в сфере рекреационной инфраструктуры обосновываются с использованием методов инновационного менеджмента, что создает туристско-рекреационным предприятиям возможности для получения прибыли и одновременно увеличивает производственный потенциал региона. В результате в соответствии с Федеральной целевой программой "Юг России" за счет федерального бюджета предусмотрено финансирование строительства таких объектов, как горнолыжный комплекс "Лаго-Наки", эколого-туристский центр "Зубр", оздоровительно-реабилитационный центр ОАО "Романтика - Тур", на 153,4 млн.руб.[4]
С помощью антимонопольного регулирования государство может способствовать приоритетному развитию отдельных подсистем инфраструктурного комплекса в регионе, влияющих и на состояние рекреационной инфраструктуры. Например, выравнивание цен, в том числе на разные виды транспортных услуг (их повышение или снижение), заставляет потребителей рекреационных услуг использовать наиболее выгодный вид транспорта и стимулирует развитие того рекреационного производства, стоимость услуг которого соответствует платежеспособности населения.
Повышение конкурентоспособности предприятий рекреационной отрасли за счет гибкой ценовой политики, маркетинговой стратегии ведет к демонополизацию рынка рекреационных услуг, способствует совершенствованию всей рекреационной инфраструктуры.
Особое место в концепции стратегического развития рекреационной инфраструктуры должны занимать вопросы ресурсного обеспечения, предполагающие изменения в планировании объема материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для предоставления туристско-рекреационных услуг. При этом должны учитываться общие ограничения ресурсного обеспечения, определяемые возможностями использования бюджетных средств региона, и дополнительные возможности, связанные с частными инвестициями, дополнительными трансфертами, направляемыми на расширение и совершенствование рекреационной отрасли.
В настоящее время коренные изменения в инвестиционном процессе и финансировании рекреационной инфраструктуры стратегией ее развития уже предусматриваются [5]. Во-первых, меняется состав инвесторов, в качестве которых начинают выступать коммерческие структуры, аккумулирующие финансовые ресурсы (банки, финансовые, страховые компании). Во-вторых, в качестве государственных инвесторов выступают региональные и местные органы власти, в определенной мере компенсирующие сокращение инвестиций из федерального бюджета. В-третьих, резко сокращается доля инвестиций предприятий и организаций сферы материального производства, ранее создавших собственную многопрофильную рекреационную инфраструктуру. В-четвертых, повышается активность иностранных инвесторов, вкладывающих средства в наиболее доходные отрасли социальной сферы (туризм, гостиничное хозяйство, ресторанный бизнес).
Каждая группа инвесторов, разумеется, имеет свои интересы, определяющие цели и задачи, которые инвестор ставит при вложении средств в объекты рекреационной инфраструктуры. Например, финансово-кредитные организации рассчитывают на финансовую отдачу от сделанных инвестиций и за счет приобретения контрольных пакетов акций рекреационных предприятий. Усиление их влияния на объекты рекреационной инфраструктуры позволяет банкам руководить и текущей деятельностью этих предприятий, получать льготы при размещении валютных обменных пунктов на территории гостиниц, домов отдыха и т.д.
Происходят принципиальные изменения и в государственном инвестировании, выражающиеся в концентрации ресурсов в рамках отдельных федеральных и региональных социальных программ. Государственные инвестиции через федеральные и региональные программы способствуют созданию благоприятного инвестиционного климата. Однако серьезным недостатком остается постоянное и существенное недофинансирование программ.
Привлекательной сферой для иностранных инвесторов являются те рекреационные предприятия, которые дополняют услуги, предоставляемые ими. В этом случае иностранные инвесторы заинтересованы и в прямых инвестициях, и во вхождении в число акционеров таких предприятий. Так, многие зарубежные авиакомпании входят в число акционеров гостиничных и туристских фирм, что позволяет достигнуть взаимодополняемости предоставляемых услуг и увеличить число обслуживаемых клиентов.
В целом в качестве источников финансирования развития рекреационной инфраструктуры выступают средства федерального и местного бюджетов, внебюджетных фондов местного самоуправления, независимых фондов (образованных без участия органов местного самоуправления), финансово-кредитных организаций, средства рекреационных предприятий (самофинансирование, взаимное финансирование), других юридических и физических лиц. Поведение субъектов финансирования в отношении объектов рекреационной инфраструктуры определяется их участием в прибыли, получением процентов за кредит, получением части услуг, совпадением целей финансирования.
Что касается конкретной ситуации в анализируемом регионе РФ, то, по данным агрегированного баланса туристской отрасли республики Адыгея за 2002 год, собственные источники финансирования производственно-хозяйственной деятельности туристско-рекреационных предприятий дали 27098,3 тыс.руб., привлеченные средства - 9707,3 тыс. руб., в том числе бюджетные средства и средства внебюджетных фондов - 9538,1 тыс.руб., средства частных инвесторов - 249,2 тыс.руб. Такой объем финансирования не отвечает современным требованиям, недостаточен для внедрения новейших технологий туристского сервиса и рекреационного производства, для дальнейшего развития туристско-рекреационного комплекса региона и его инфраструктуры. Необходимо привлечение дополнительных финансовых ресурсов, в том числе иностранных инвестиций.
Анализ ресурсного обеспечения туристско-рекреационной сферы свидетельствует и о парадоксальности сложившейся ситуации: повышение роли и значения услуг рекреационной отрасли в решении важнейших социальных задач сопровождается снижением их доли в ресурсном обеспечении, несмотря на то, что предоставление этих услуг является трудоемким и капиталоемким процессом. Такое положение сложилось из-за недооценки места и роли рекреационной отрасли в решении социальных задач, обуславливающей использование "остаточного принципа" при финансировании развития рекреационной инфраструктуры.
Необходимо безотлагательное решение проблемы социальных гарантий в стране, в том числе и за счет обоснования и внедрения стандартов рекреационного обслуживания населения. Нужен и более разнообразный инструментарий регулирования социальных процессов - широкое использование индикативных методов, включая планирование уровня жизни, для повышения которого развитие сферы туристско-рекреационных услуг и ее инфраструктуры имеет существенное значение. При этом разработка такого инструментария настоятельно требует более полного представления о долгосрочных целях и перспективах всей социальной сферы и составляющих ее компонентов, включая туристско-рекреационную отрасль.


Литература
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации //Сборник кодексов Российской Федерации. - СПб.: Издательский Торговый Дом "Герда", 1999.
2. Кистанов В. Система территориального регулирования //Экономист. - 1999. - N2. - С.52-57.
3. Гостиничный и туристический бизнес /Под ред. А.Д.Чудновского М.: ЭКМОС, 1998.
4. Федеральная целевая программа "Юг России" /Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 г. N 581.
5. Управление социальной сферой /Под ред. В.Э.Гордина. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия