Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (11), 2004
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Смирнова И. В.
профессор Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
доктор экономических наук


К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В КРУПНЫХ ГОРОДАХ РОССИИ

В настоящее время в связи с достижением определенной стабилизации экономических и инвестиционных процессов в России появилась возможность более активного воздействия на структуру финансирования инвестиционной деятельности в регионах страны посредством разработки и реализации комплексных программ социально-экономического развития, предоставления налоговых льгот в виде налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по налоговым платежам, проведения лизинговых операций через соответствующие территориальные компании, а также предоставления определенных гарантий при привлечении средств из внешних финансовых источников. При этом государственные вложения в региональную экономику выступают в виде своеобразного катализатора мобилизации собственных и привлекаемых инвестиционных ресурсов. Таким образом обеспечивается и селективный подход к инвестиционным проектам.
В условиях рыночной экономики для успешной работы участников инвестиционной деятельности особую роль приобретает обеспечение исполнения обязательств, так как договорные отношения сами по себе не гарантируют инвестор полного и своевременного исполнения обязательств. Для предоставления сторонами договора дополнительных гарантий его исполнения законодательство должно предусматривать возможность заключения дополнительных соглашений об обеспечении обязательств.
При представлении же государственных гарантий важно, принимая решения, учитывать альтернативы и стремится сделать процесс принятия решений прозрачным.
Предоставление государственных гарантий при кредитной поддержке имеет два важных достоинства: государство получает возможность оказывать поддержку предприятиям без использования бюджетных средств; для предприятий необходимость возврата кредитов становиться стимулом к эффективному использованию заемных средств.
Кредиты под гарантию правительства можно разделить на следующие группы: 1.Бюджетные кредиты. Такие кредиты получают предприятия, но использовать их и обслуживать сразу предполагается за счет бюджета (без какого либо участия предприятий). 2. Кредиты, предоставленные предприятиям на условиях валютной самоокупаемости. Все расходы по их использованию и обслуживанию (в иностранной валюте) должны нести сами предприятия. 3. Кредиты на условиях погашения внешних обязательств за счет бюджета, в национальной валюте.

При предоставлении правительственных гарантий предусматривается, что лишь для кредитов второй группы ответственность за из погашение (в валюте кредита) будут нести сами заемщики. Условия погашения и обслуживания кредитов остальных групп предусматривают участие бюджета.
При отсутствии эффективной процедуры банкротства и имущественной ответственности за выполнение договорных обязательств значительная часть кредитов превращается просто в еще одну форму субсидирования предприятий по социально-политическим мотивам, в частности в крупных городах России.
С нашей точки зрения, система управления инвестиционным процессом в крупном городе должна строится не по отраслевому, а по функциональному принципу и охватывать все уровни управления - начиная с города и до отдельных производителей и инвесторов. Высшими органами, обеспечивающими непосредственное регулирование и управление экономическим развитием и инвестиционной деятельностью, должны стать управления (комитеты) по инвестиционной политике и экономическому развитию и общественные городские координационные советы по экономическому и социальному развитию. Их главная задача - определение направлений и приоритетов экономического развития города и отдельных территорий на перспективу и согласование практических действий территориальных органов власти и субъектов хозяйствования.
Сравнительно новой структурой в системе управления инвестиционной деятельностью в городах стали функциональные территориальные инвестиционно-финансовые институты, которые создаются при активном организационном и финансовом участии органов управления городом. Такими территориальными инвестиционно-финансовыми структурами являются региональные и муниципальные (универсальные и специализированные) инвестиционные банки, инвестиционные компании и паевые инвестиционные фонды, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, венчурные и консалтинговые фирмы, специализированные инвестиционно-строительные компании и т.д.

ВНИМАНИЕ! Полностью статья будет опубликована немного позднее.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия