Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (11), 2004
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Лиман И. А.
заведующий кафедрой экономики, финансов и учета Института дополнительного образования
Тюменского государственного университета,
кандидат экономических наук


ИННОВАЦИОННЫЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦИКЛ В УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСАХ

Эволюция экономики и общественного сознания обусловливает новые требования, предъявляемые к системе образования, техническим и технологическим инновациям, формам организации производства.
Новый уровень развития экономики и общества требует непрерывного образования, новой концепции подготовки кадров с высоким уровнем общего образования и практическими знаниями в сферах конкретного материального и духовного производства.
В условиях, когда наука становится непосредственной производительной силой, стираются прежние различия между умственным и физическим трудом и в повестке дня оказываются проблемы опережающего образования (уровень образования участников производства должен опережать уровень развития самого производства) и усиления взаимосвязей научной, образовательной и производственной деятельности.
Ю.В. Яковцом в этой связи была развита теория о взаимозависимости долгосрочных научно-технических и образовательных циклов, согласно которой перевороты в образовании дополняют и углубляют перевороты в науке и технике, приводя человеческий фактор в соответствие с новым уровнем познания и изменившейся технологической базой [4].
Формирование нового, инновационного, типа мышления и поведения становится актуальной задачей для всех стран с рыночной экономикой. Инновационный цикл - это в конечном счете процесс передачи знания, процесс от поиска новых идей до их использования в производстве на коммерческой основе.
Для получения инновации необходим подготовительный период, время, в течение которого происходит накопление знания. На этой основе возникает собственно инновация. Затем происходит процесс ее усовершенствования и развития в рамках полученного нового знания. Образование, наука, производство сливаются в единый инновационный цикл, в котором научные и высококвалифицированные производственные кадры получают возможность непосредственно реализовывать свои идеи, совмещая этот процесс с процессом передачи знаний и профессиональных навыков. (При этом собственно "образовательный цикл" следует рассматривать как постоянно повторяющийся процесс целенаправленного преобразования обучения и организационно-технологических основ образовательного процесса в соответствии с продвижением от поиска новых идей до прикладного их использования, в том числе в целях повышения конкурентоспособности образовательных учреждений и их выпускников). В основе совмещения инновационного и образовательного циклов лежат новшества (в том числе, новые знания) как результат инновационной и образовательной деятельности.
В последнее время особое внимание уделяется накоплению знаний посредством НИОКР. Если в 50-х - 80-х годах доминировала концепция экзогенного технологического прогресса, разработанная в рамках неоклассической теории, согласно которой технологический прогресс является внешним фактором по отношению к экономическому росту, то в середине 80-х П. Ромер, Р. Лукас, Ф.Агийон, П. Хоувит и др. использовали подходы к моделированию экономического роста, которые предусматривали возможность генерации в экономической системе внутренне присущих ей технологических изменений. В появившихся теориях экономического роста источник постоянного роста - знание: новые идеи по производству новых объектов и эффективных путей их использования; новые навыки, которые позволяют воплотить эти идеи и использовать объекты на практике.
Так, в соответствии с теорией П. Ромера, новые идеи и навыки (возросшее знание) позволяют повысить производительность и эффективность, что и ведет к экономическому росту [1]. Модель Ромера показывает, что темп экономического роста находится в прямой зависимости от человеческого капитала, сосредоточенного в сфере производства нового знания. Сфера НИОКР влияет на экономику не только непосредственно, через новые идеи и разработки, само ее существование является необходимым условием экономического роста, поскольку обеспечивает накопление человеческого капитала.
Оптимальное решение при совмещении инновационного и образовательного циклов и вовлечении обучающих и обучаемых в создание инноваций - это формирование научно-инновационно-образовательных (учебно-научно-производственных) комплексов, в которых наука, производство и подготовка специалистов тесно взаимосвязаны. Сейчас такие комплексы создаются прежде всего на базе высших учебных заведений, поскольку в них концентрируется значительная доля НИОКР.
Учебно-научно-производственные комплексы позволяют разрабатывать и внедрять различные программы непрерывного образования, прежде всего в области естественных, инженерно-технических и управленческих наук, в тех областях, в которых имеют место быстрое устаревание знаний и смена технологий производства и управления. В них должны реализовываться специальные программы профессионального обучения и повышения квалификации, включая переобучение безработных и тех работников, чьи рабочие места будут ликвидированы при структурной перестройке и банкротстве предприятий, а также программы развития малого предпринимательства как одного из главных резервов увеличения производства, создания новых рабочих мест. Организация таких комплексов потребует кооперации учебных заведений, промышленных предприятий и предпринимательских структур. Учебно-научно-производственные комплексы особенно необходимы в современных условиях, когда промышленные предприятия постепенно начинают наращивать производство, но еще не имеют финансовых возможностей для создания внутрифирменной системы обучения персонала.
Основой для создания учебно-научно-производственных комплексов, по нашему мнению, являются уже существующие формы интеграции образовательных учреждений и промышленности: научно-производственные объединения, инновационные фирмы, технопарки, инновационные центры, технополисы, стимулирующие передачу новых технологий из академических учреждений в промышленность. Их связывают научные исследования, инновационный процесс и рынок инноваций. При развитии такой интеграции высшие учебные заведения превращаются в реальных субъектов инновационной деятельности.
Мировой опыт организации технопарков свидетельствует о их высокой эффективности в системе передачи технологий. В России в настоящее время действует более 70 технопарков в 25 ее регионах и большая часть из них создана в высшей школе [3]. Они уже играют большую роль в продвижении на рынок научных идей и сохранении российского инновационного потенциала. Вместе с тем в РФ они имеют свою специфику, связанную, прежде всего, с организационно-правовой формой этих структур. В мировой практике технопарки существуют в основном как самостоятельные юридические лица, в нашей стране они, как правило, включены в структуру университета как подразделения, имеющие полномочия юридического лица.
Об особенностях функционирования технопарков в России можно судить по деятельности, например, Тюменского научно-технологического парка, который был создан в 1993 году на базе Тюменского государственного университета и Тюменского нефтегазового университета и в 1997 году вошел в число 15 ведущих технопарков страны. В 1977 г. в его составе насчитывалось 18 малых наукоемких фирм, которые освоили выпуск двадцати наименований продукции. На базе технопарка было открыто представительство Государственного фонда содействия малым формам предприятий в научно-технической сфере. Из федерального бюджета было выделено около 2 млн. руб. Сегодня, благодаря поддержке администрации Тюменской области, появляется реальная возможность с помощью этого научно-технологического парка создать развернутую инновационную инфраструктуру, которая сможет обеспечить реализацию проектов на всех стадиях инновационного процесса - от появления идеи до коммерческого использования полученных результатов. [2]
Трансформация ряда вузов в учебно-научно-производственные комплексы позволит интегрировать образовательные учреждения, представляющие систему довузовского, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского, дополнительного профессионального и дистанционного образования, научные учреждения и подразделения, обеспечивающие высокое качество научных исследований и использование их результатов (в том числе для совершенствования учебного процесса), предпринимательские фирмы.. Именно в таких структурах возможна подготовка специалистов нового типа благодаря вовлечению персонала комплексов и учащихся в инновационную деятельность. Образовательные профессиональные программы и технологии обучения могут быть существенно усовершенствованы на основе учебно-научно-производственных (практических) проектов.
Участие в реализации таких проектов, естественно, предполагает изменение отношений между обучающимися и обучаемыми, переход от авторитарного управления к сотрудничеству, взаимопомощи для достижения поставленных целей и позволяет формировать в процессе обучения активно мыслящих и творческих специалистов.
Внедрение учебно-научно-производственных проектов делает реальным эффективное решение следующих задач:
- по использованию системного подхода для достижения конкретной цели научно-технического и социально-экономического характера;
- по конкретизации целей развития и использования результатов проекта в сфере управления инновациями,
- по сквозному управлению процессами создания, освоения, производства и использования инноваций;
- по выбору путей наиболее эффективной реализации проекта;
- по сбалансированному использованию ресурсов реализации проекта;
- по эффективному управлению комплексом работ по проекту,
- по определению уровня и стандартов подготовки будущих специалистов (по параметрам: профессиональные знания, творческие способности, коммерческие способности, личные качества),
- по совершенствованию подготовки, обеспечивающей быструю реакцию на изменение потребностей.
Возможны следующие виды учебно-научно-производственных проектов (УНПП).

Общая классификация УНПП
По времени реализациидолгосрочныесреднесрочныекраткосрочные
По типу инновацииНовый продуктНовый метод пр-ваНовый рынокНовый источник сырья Новая структура (метод) управления
По виду потребностиНовые потребностиСуществующие потребности
По целям проектаконечныепромежуточные
По вносимым изменениямРадикальные (базовые)улучшающиемодифицированные (частные)
По ожидаемому охвату рынкалокальныесистемныестратегические
По изменениям инновационного потенциаларадикальныекомбинаторныесовершенствующие


Учебно-научно-производственный проект должен охватывает все стадии инновационной деятельности, связанной с трансформацией научно-технических идей в новые или усовершенствованные продукты, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы, используемые в практической деятельности, в новые подходы к социальным услугам, и включать научно-исследовательские, проектно-конструкторские и опытно-экспериментальные работы, маркетинг новых продуктов (услуг), контроллинг проекта, финансовые мероприятия, оценку риска проекта. В его основе должна лежать концепция жизненного цикла инновационного проекта.
Проект, рассматриваемый как процесс, совершающийся во времени, предполагает следующие этапы:
- формирование замысла проекта (процесс зарождения идеи и формулирование конечной цели проекта, количественная оценка его по объемам, срокам, размерам прибыли, определение путей достижения поставленных целей, субъектов и объектов финансирования, его форм и источников);
- разработка проекта - поиск решений для достижения конечной цели проекта и формирования взаимоувязанного по времени, ресурсам и исполнителям комплекса заданий и мероприятий для реализации поставленных задач, в том числе: сравнительный анализ различных вариантов достижения целей проекта и выбор наиболее эффективного; вопросы организации работы над проектом, отбор потенциальных исполнителей;
- реализация проекта - выполнение работ по достижению поставленных целей, включая контроль за исполнением календарных планов и расходованием ресурсов, корректировку отклонений и оперативное регулирование реализации проекта;
- завершение работы над проектом - сдача проекта заказчику и закрытие контрактов (договоров).
По нашему мнению, реализация идеи учебно-научно-производственного проекта должна осуществляться по принципу движущегося модуля. Это означает, что работа над проектом обеспечивается только его участниками - коллективом, состоящим из преподавателей, студентов, научных работников, менеджеров и специалистов коммерческих фирм и предприятий, совершающих переход от одной стадии проекта к другой в рамках образовательного и инновационного цикла, состав и функции команды проекта зависят от масштабов, сложности и других характеристик проекта, каждый из участников проекта имеет свои функции, степень участия в проекте и меру ответственности, а для реализации проекта могут создаваться малые научно-исследовательские фирмы, лаборатории и т.д.
Синергетический эффект учебно-научно-производственного проекта состоит в том, что при его реализации решается практическая задача с получением экономического эффекта, преодолевается проблема дискретности в инновационном процессе, осуществляется разработка научный идей параллельно с решением практической задачи, проводится грамотный подбор кадров, растет обучающий эффект.
Осуществление подобных проектов в учебно-научно-производственных комплексах делает возможным решение ряда проблем, которые стоят перед российской высшей школой, в том числе по укреплению связей учебного процесса с научной и производственной деятельностью, по формированию предпринимательских навыков у студентов и аспирантов, развитию их инициативы и самостоятельности, по учету институциональных, национальных и региональных особенностей в процессе обучения, по интеграции вузов с реальным сектором экономики, по ликвидации диспропорций в подготовке специалистов для отдельных регионов страны и т.д.
Учебно-научно-производственные комплексы позволяют постепенно сконцентрировать все функции по созданию новых продуктов - от получения нового знания, превращения его в техническую разработку до внедрения в реальное производство и одновременно подготовить специалистов, ориентированных на практическое решение актуальных экономических и технических задач, стоящих перед Россией.


Литература
1. Romer P. Endogenous Technological Change // Journal of Political Economy. - 1990. - V.98. - N 5.
2. Тюменский государственный университет на рубеже веков. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2002.
3. Шукшунов В.Е. Университетские технопарки: идеи, назначение, роль и место в развитии инновационной деятельности. - М., 2000.
4. Яковец Ю.В. Ускорение НТП: теория и экономический механизм. - М.: Экономика, 1988.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия