Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (51), 2014
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Сафронова О. Л.
старший преподаватель кафедры социальной психологии управления
Сибирского государственного университета путей сообщения (г. Новосибирск)


Разработка профессиональных стандартов в Республике Казахстан: задачи и проблемы внедрения
В статье анализируется опыт внедрения профессиональных стандартов и перспективы реализации данной кадровой технологии в Республике Казахстан
Ключевые слова: национальная система квалификаций, вид профессиональной деятельности, профессиональный стандарт, Республика Казахстан
УДК 331.103; ББК 65.291.6   Стр: 281 - 284

В последние десятилетия в экономике труда стран постсоветского пространства произошли кардинальные перемены. Переход от командно-административной к индустриально-инновационной стадии сопровождается изменением структуры экономики, появлением новых видов профессиональной деятельности и увеличением спроса на высококвалифицированный персонал. В связи с вышеизложенным стало активно развиваться направление по созданию и внедрению национальных систем квалификаций.
На сегодняшний день более чем в 100 странах мира (Великобритании, Германии, США, Канаде, в странах Восточной Европы и бывших советских республиках) идет работа в области разработки национальных квалификационных структур [1].
Анализ исследований по построению национальных систем квалификаций, позволяет сделать вывод о том, что данная деятельность реализуется по нескольким направлениям:
— отчетливо наблюдается тренд перехода от локальных отраслевых систем и стандартов к формированию общенациональных систем (например, в таких странах, как Австралия, Канада, Великобритания, США, Германия, Япония, Нидерланды, Чили, Малайзия, Филиппины, Турция, Румыния);
— создаются новые методы по разработке и использованию профессиональных стандартов, которые активно применяются как в институте рынка труда, так и в институте образования;
— постепенно увеличивается круг «пользователей» профессиональных стандартов, охватывающий не только сотрудников служб управления персоналом и подразделений, отвечающих за внутрифирменную подготовку персонала, но и работодателей и работников, учащихся профессионального образования разного уровня, преподавателей и руководителей учебных заведений и т. д.
— расширяется система обмена опытом по проблемам разработки, внедрения и использования профессиональных стандартов между странами [2].
Нельзя не обратить внимания и на то, что в современных условиях само понятие «квалификация» претерпело значительные изменения. Традиционное ее понимание как степени и вида профессиональной обученности работников, наличие у них знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения ими определенного вида профессиональной деятельности в современных условиях во многом утрачивает прежний смысл. Сегодня квалификация все чаще ассоциируется с компетенциями, которые имеются у работника и которые он может эффективно использовать при выполнении определенной профессиональной деятельности.
По мнению экспертов, на рынке труда Казахстана уровень квалификации работников далеко не всегда адекватен современным научным и техническим достижениям, что в значительной мере затрудняет подъем экономики страны и тормозит инновационные процессы в ней.
Уже сегодня отдельные отрасли (например, машиностроение, металлообработка и другие) в процессе начавшейся модернизации и обновления основного капитала столкнулись с острой нехваткой высококвалифицированных человеческих ресурсов.
Действовавшая до внедрения профессиональных стандартов система квалификаций Республики Казахстан не отражала степень проявления компетентности работников и их способностей решать профессиональные задачи, т.е. соответствовать требованиям определенного вида профессиональной деятельности.
Возникновению такой ситуации, как нам видится, способствовали три основные причины:
Во-первых, это отсутствие целенаправленного и обоснованного заказа на профессиональную подготовку кадров с определенным уровнем квалификации со стороны работодателей.
Во-вторых, возникший разрыв между требованиями рынка труда к работникам, выполняющим определенный вид профессиональной деятельности и несоответствие уровня квалификации самих работников этим требованиям.
И, наконец, в-третьих, в связи со значительными технологическими сдвигами, обусловившими бурный рост спроса на квалифицированную рабочую силу, изменились и сами требования, предъявляемые к работникам, а нормативная база, регулирующая данные требования, к сожалению, «не успела» отреагировать на возникшие изменения.
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что существовавшая система определения требований вида профессиональной деятельности к работнику, хотя и сохраняется, но уже утратила свою актуальность и возникла острейшая необходимость создания новой национальной системы квалификаций.
В связи с этим, Министерством труда и социальной защиты населения в 2013 году в Трудовой кодекс Республики Казахстан внесена дополнительная глава 10–1 «Национальная система квалификаций» [3].
Национальная Система Квалификаций (НСК) в данном документе рассматривается как совокупность механизмов правового и институционального регулирования спроса и предложения на квалификации специалистов со стороны рынка труда, включающая в себя:
а) национальную рамку квалификаций;
б) отраслевые рамки квалификаций;
в) профессиональные стандарты;
г) оценку профессиональной подготовленности и подтверждение соответствия квалификации специалиста.
Однако, в данное время, реальная работа по созданию национальной системы квалификаций только начинается, т.к. это процесс сложный, долговременный и затратный, требующий, в том числе, и политических решений.
Поэтому Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу всеобщего труда» был высказан постулат о том, что необходимо придать импульс всей работе по созданию национальной системы квалификаций, которая, будет являться «дорожной картой» или «профессиональным лифтом» для каждого вида профессиональной деятельности [4].
Необходимость решения возникшей проблемной ситуации еще больше актуализируется в свете поставленной президентом задачи вхождения Республики Казахстан в число 50‑ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В этих условиях главными профессиональными требованиями к работникам становиться не просто их квалификация, но и полное соответствие требованиям профессиональной деятельности и готовность выполнять трудовые функции, входящие в нее.
Для решения возникших проблемных моментов, начиная с 2011 года, в Республике Казахстан реализуется Соглашение о займе (проект модернизации технического и профессионального образования) между Республикой Казахстан и Международным Банком Реконструкции и Развития, предусматривающее предоставление товаров, консультационных услуг и обучения для следующих целей:
a) создание национальной системы квалификации;
b) разработка профессиональных стандартов и пересмотр системы оценки квалификаций под данные стандарты;
c) разработка и внедрение методов и процедур для независимой оценки квалификаций человеческих ресурсов страны.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 июля 2012 года № 961 «О мерах по реализации поручений Главы государства, данных в статье «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу всеобщего труда» [5] и Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 июня 2013 года № 616 «Об утверждении Плана поэтапной разработки национальной системы квалификаций» был утвержден План создания национальной системы квалификаций Казахстана, состоящий из трех этапов [6].
Согласно данному плану на первом этапе (2011–2013 гг.) предусматривалась разработка целостной методологии создания национальной рамки квалификаций для систематизации и классификации существующих квалификаций работников по уровням в зависимости от широты компетенций и ответственности, их сложности и наукоемкости.
Национальная рамка квалификаций согласно Трудовому Кодексу Республики Казахстан — это структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых на рынке труда (статья 138–1 ТК РК) [3].
В качестве базовой за национальную рамку квалификаций в Республике Казахстан была принята Европейская рамка квалификаций (ЕРК) — инструмент обеспечения сопоставимости академических степеней и квалификаций в странах-членах Евросоюза.
ЕРК официально была утверждена Европейским парламентом 23 апреля 2008 г. и представляет собой рамочное описание квалификаций, которое делает прозрачным отношения между европейскими национальными квалификационными рамками и квалификациями, которые они содержат.
ЕРК представляет собой мета-рамку, состоящую из восьми уровней, каждый из которых описан в терминах знаний, умений и компетенций, детализируемых через показатели: широта полномочий и ответственность; сложность и наукоемкость деятельности и определяющих качественное отличие квалификаций одного уровня от другого.
На основе национальной рамки квалификаций в дальнейшем планируется разработка отраслевых рамок квалификаций для конкретной отрасли экономической деятельности.
При этом, согласно Трудовому Кодексу Республики Казахстан, отраслевая рамка квалификаций — структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых в отрасли в зависимости от сложности выполняемых работ и характера используемых знаний, умений и компетенции работников (статья 138–1 ТК РК) [3].
Разработка и утверждение отраслевой рамки квалификаций должно проводиться уполномоченными государственными органами соответствующих сфер деятельности с учетом мнения отраслевых объединений работодателей и отраслевых объединений работников.
На втором этапе (2013–2015 гг.) планируется разработка и внедрение профессиональных стандартов в соответствии с методическими рекомендациями, а также единого макета и порядка разработки профессиональных стандартов и их утверждение.
В соответствии с определением, приведенном в Трудовом Кодексе Республики Казахстан, профессиональный стандарт — это стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда (статья 138–1 ТК РК) [3].
Организацию разработки профессиональных стандартов в соответствие с нормативными актами должны обеспечивать соответствующие отраслевые государственные органы. Непосредственно же саму разработку профессиональных стандартов осуществляют работодатели, либо объединения работодателей совместно с объединениями работников.
Ведущей целью разработки профессионального стандарта, как основного элемента Национальной системы квалификаций, для управления человеческими ресурсами организации, по нашему мнению, является решение вопросов, связанных с обеспечением эффективной системы управления квалификациями персонала, регулированием степенью воздействия требований профессиональной деятельности на работника.
На практике профессиональные стандарты могут применяться для определения должностных обязанностей работников, планирования их профессионального роста, организации профессиональной подготовки и повышения квалификации соответственно развитию требований к качеству и продуктивности работ и услуг, подбору, расстановке и использованию кадров, а также обоснованию принимаемых решений при проведении аттестации руководителей и специалистов.
Основными целевыми аудиториями, активно использующими профессиональные стандарты являются: государство, образование, работодатели и работники (рис.1).
Рис. 1. Целевые аудитории Профессиональных стандартов
Для внешнего и внутреннего рынка труда профессиональные стандарты могут способствовать:
а) формированию и поддержанию высокого профессионального уровня рабочей силы, наиболее полно соответствующего требованиям работодателей и, следовательно, обеспечивать повышение производительности и эффективность деятельности в целом;
б) определению потребностей в рабочей силе и профессиональной подготовке по определенному виду профессиональной деятельности;
в) эффективному, обоснованному подбору персонала и организации «внутрифирменного» профессионального обучения;
г) проведению проверки, аттестации и сертификации квалификаций по определенному виду профессиональной деятельности;
д) развитию мобильности рабочей силы, как на внутреннем, так и на внешнем рынках труда и др.
В сфере образования профессиональные стандарты могут использоваться для:
а) проектирования государственных общеобязательных стандартов образования и программ профессиональной подготовки всех уровней Республики Казахстан;
б) разработки методов оценки, сертификации и аккредитации всех видов профессиональной деятельности в соответствии с потребностями экономики страны;
в) обеспечения соотношения и соответствия образовательных программ разного уровня и усиления целостности всей системы профессиональной подготовки и, следовательно, построения эффективной и гибкой системы, способной оперативно и адекватно реагировать на изменения в социально-экономической сфере.
Использование профессиональных стандартов работодателями может способствовать:
а) повышению производительности труда персонала, улучшению качества производимых товаров и оказываемых услуг и, тем самым, не только поддерживать, но и повышать конкурентоспособность организации;
б) снижению затрат на поддержание эффективной системы управления персоналом организации;
в) совершенствованию взаимодействия с внешней средой организации через формирование единства понимания требований к персоналу при работе с международными партнерами и создания единой информационной базы предприятий по требованиям к должностям для всех участников конкретного вида трудовой деятельности.
Работники же могут использовать профессиональные стандарты с целью:
а) определения собственного профессионального уровня и задач дальнейшего профессионального обучения и развития;
б) эффективной реализации собственного трудового потенциала в определенном виде профессиональной деятельности;
в) решение задач профориентации, обеспечения карьерного роста и, как следствие, увеличения доходов;
г) получения информации для прохождения сертификации или аккредитации;
д) обеспечения собственной востребованности и повышения собственной мобильности, как на внутреннем, так и на внешнем рынках труда.
Возможность разработки профессиональных стандартов различного уровня не противоречит сложившейся мировой практике. Так, в настоящее время среди действующих в различных странах профессиональных стандартов выделяют следующие их виды:
— международные профессиональные стандарты — это документы, разрабатываемые международными общественными организациями (ассоциациями) специалистов и работодателей, и применяемые в организации работы персонала. Такие стандарты носят рекомендательный характер и применяются работодателями на добровольной основе;
— национальные (межотраслевые) профессиональные стандарты — нормативные документы, утверждаемые на законодательном уровне, в разработке которых принимают участие представители органов власти (прежде всего, исполнительной) и уполномоченные ими организации;
— отраслевые профессиональные стандарты — это документы, разрабатываемые и утверждаемые национальными общественными организациями, создаваемыми в рамках какой-либо отрасли или сферы деятельности. Они, также как и международные стандарты, носят исключительно рекомендательный характер и выступают, прежде всего, инструментом социального (репутационного) контроля в соответствующей сфере деятельности;
— профессиональные стандарты конкретной организации (корпоративные или организационные) — это нормативные документы, утверждаемые руководством конкретной организации с целью стандартизации процесса управления персоналом данной организации. Данный вид стандартов целесообразно создавать в том случае, если организация относится к крупному бизнесу (является корпорацией с государственным участием, естественным монополистом на уровне страны, либо отдельного региона).
Анализ мировой практики разработки, совершенствования и внедрения профессиональных стандартов позволяет выявить в качестве тенденции обязательное участие представителей профессионального сообщества как наиболее заинтересованных и компетентных участников процесса стандартизации. По существу, вопрос о мере государственного участия в стандартизации профессиональной деятельности рассматривается в плоскости установления границ государственного регулирования процессов применения профессиональных стандартов.
В соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан (ст. 138–5) [3] профессиональные стандарты разрабатываются уполномоченными государственными органами соответствующих сфер деятельности совместно с отраслевыми объединениями работодателей и отраслевыми объединениями работников на основании методических рекомендаций и правил, разработанных Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (МТСЗН РК) и согласованных с республиканскими объединениями работодателей и республиканскими объединениями работников.
Утверждение профессиональных стандартов производится уполномоченными госорганами соответствующих сфер деятельности по согласованию с МТСЗН РК.
Соответствующие государственные органы в лице предварительно подготовленных специалистов — работников профильных предприятий создают отраслевые советы и экспертные рабочие группы.
Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан на сегодняшний день подготовлены и утверждены: методика разработки и оформления профессиональных стандартов и ее макет; правила разработки, пересмотра, апробации и применения профессиональных стандартов; специальная инструкция «Пять шагов по разработке профессиональных стандартов». Для оказания методической и консультативной помощи государственным органам в МТСЗН РК создана рабочая группа по формированию перечня востребованных специальностей и разработке профессиональных стандартов, в состав которой входят эксперты, рекомендованные АО «Самрук-Казына» и Министерством образования и науки Республики Казахстан (МОН РК).
На конец 2013 г. в Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Казахстан согласованы и утверждены отраслевыми госорганами 59 профессиональных стандарта (из них: 2 — для сферы туризма и гостеприимства; 5 — для сферы образования; 7 — для сферы сельского хозяйства; 4 — по транспорту; 25 — в сфере индустрии и торговли; 15 — в нефтегазовой отрасли; 1 — для МЧС) [1].
На третьем этапе поэтапной разработки национальной системы квалификаций (2013–2015 гг.) предполагается внедрение независимой системы подтверждения квалификации работников совместно с порядком подтверждения, соответствия и присвоения квалификации работников, а также утвержденных схем сертификации персонала.
Однако, несмотря на описанный выше положительный опыт, по мнению целого ряда экспертов, существует ряд проблем связанных с разработкой профессиональных стандартов в Республике Казахстан:
Во-первых, отсутствует четкая методология в описании видов профессиональной деятельности, что затрудняет применение уже разработанных и утвержденных профессиональных стандартов в управлении персоналом организаций, а также при развитии системы квалификации. Сам формат структуры профессионального стандарта сложен для восприятия и содержит излишнюю, не всегда актуальную для целевой аудитории информацию о профессиональной деятельности.
Во-вторых, не всегда корректно присваиваются уровни квалификаций профессиям в отраслевых стандартах, что объясняется отсутствием опыта по разработке профессиональных стандартов у членов рабочих групп.
В-третьих, действующий порядок разработки профессиональных стандартов в Казахстане не по всем этапам соответствует передовой международной практике.
И, наконец, в-четвертых, самое главное, не всегда прослеживается взаимосвязь профессиональных стандартов с действующими нормами и Трудовым законодательством Республики Казахстан.
Решение вышеуказанных проблемных моментов позволит не только в кратчайшие сроки сформировать эффективно функционирующую национальную систему квалификации Республики Казахстан, но и решить поставленную президентом задачу вхождения страны в число 50‑ти наиболее конкурентоспособных стран мира.


Литература
1. Дуйсенова Т.К. Разработка профессиональных стандартов — веление времени // Казахстанская правда. — 2013. — 17 окт. — Режим доступа: http://www.enbek.gov.kz/node/295376.
2. Прянишникова О.Д., Лейбович А.Н. Профессиональные стандарты: краткий обзор зарубежного опыта // Промышленник России. — 2008. — № 3.
3. Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 г. № 251‑III с изменениями и дополнениями.- Режим доступа: http:// online.zakon.kz/ Document/ ?doc_id=30103567.
4. Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу всеобщего труда // Казахстанская правда. — 2012. — № 218/219 (10 июля). — Режим доступа: http://www.centrasia.ru/newsA. php.st=1341904080.
5. Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 июля 2012 года № 961 «О мерах по реализации поручений Главы государства, данных в статье «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу всеобщего труда». — Режим доступа: http://normativ.kz/view/42689/
6. Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 июня 2013 года № 616 «Об утверждении Плана поэтапной разработки национальной системы квалификаций». — Режим доступа: http://www.fprk.kz/index.php/RU/extra/29-izmeneniya-v-zakonodatelstve-rk/183-postanovlenie-pravitelstva-respubliki-kazakhstan-ot-18-iyunya-2013-goda-616-ob-utverzhdenii-plana-poetapnoj-razrabotki-natsionalnoj-sistemy-kvalifikatsij

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2022
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия