| | Проблемы современной экономики, N 4 (52), 2014 | | ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ | | Ушанков В. А. доцент кафедры экономической теории
Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье исследуется трансформация рынка, процесса ценообразования на постиндустриальной стадии развития общества, выявляются критерии ее развитости, как условия определения состояния и вектора развития | Ключевые слова: постиндустриальная стадия, постэкономика, конкурентный рынок, цена - общественный норматив, общественное благо | УДК 330.35; ББК 66.3(2Рос) Стр: 54 - 56 | Не вызывает сомнения, что разговор об актуальных процессах, происходящих сегодня в экономической жизни нашего общества, должен быть дополнен рассуждениями о том, что представляет собой генеральное направление экономического развития вообще. Без понимания тех процессов, которые, в конечном счете, формируют облик будущего хозяйства, затруднительно говорить о критериях развитости и вообще об оценках тех или иных текущих процессах. Кроме того, давая оценку современным экономическим процессам на определенном уровне абстракции, каждый из нас руководствуется, вольно или невольно некоторыми сложившимися представлениями о будущем экономическом или уже неэкономическом обществе.
В самом общем виде будущность экономического развития обычно видят, как некую постиндустриальную ее стадию. Чаще всего, помимо «постиндустриального общества» Дж. Белла, для обозначения более уточненных версий постиндустриальной стадии развития экономики, используют еще ряд терминов: «Общество развитого третичного сектора» (Ж. Фурастье), «Информационное общество» (Ф. Махлуп и Т. Умасео), «Общество всеобщего благоденствия», «Шестой технологический уклад», «Экологоориентированное общество», и т.д. Очевидно, что различия между этими версиями постиндустриального развития заключены в критериях, положенных в основу их характеристик. Именно, от выбранного критерия, характеризующего экономическую развитость обществ зависит оценка текущих экономических изменений. Такими критериями, называются: развитость техники, технологии, тех или иных сфер экономики, экология и т.д.
Не ставя перед собой задачу критического рассмотрения достоинств и недостатков, названных подходов к содержанию постиндустриальной стадии экономического развития, они, безусловно, имеют свои достоинства, обратим внимание лишь на одну характеризующую их черту. Ни одна из названных концепций постиндустриального развития не настаивает на изменении того, что, на наш взгляд, на самом деле, составляет суть всего предыдущего хозяйственного развития. Речь идет об изменении фундаментальной основы всех хозяйственных отношений предшествующих и будущих эпох — о способе соединения потребителей и производителей.
Принципиально, все исторические эпохи хозяйствования подразделяются на нерыночные и рыночные хозяйства или экономики открытого общества. Иными словами, меновые отношения в хозяйствах осуществляются: либо неопосредованно, как распределение, регулируемое властными институтами, в соответствии с принятыми в данном сообществе нормами (религиозными, сословными, статусными). Либо опосредованно, через деньги как купля-продажа, т.е. взаимосвязь потребителей и производителей осуществляется через рынок, как покупателей и продавцов. Одну сторону, меновых отношений здесь представляют частные производители, со своей продукцией, а другую — совокупность частных потребителей.
Рыночный способ взаимосвязи частных производителей и потребителей, предстает как наиболее адекватный способ, характерный для индустриальной (машинной) стадии общественного хозяйствования. Механизм конкурентного рынка, устанавливающий равновесие между множеством самостоятельных частных хозяйствующих субъектов, преследующих свои цели, в индустриальной экономике выполняет конституирующую роль всего национального хозяйства, становиться фундаментальным условием его воспроизводства.
Господство рынка в экономике означает, что посредством рыночной цены осуществляется оптимальное распределителя ресурсов и благ, а также устанавливаются пропорции между производительным, торговым и финансовым капиталами. В идеальном случае, установленные рынком пропорции между количеством товаров, ресурсов, денег, капитала обеспечивают достижение равновесия всей экономики, не допуская как большего количества денег для обращения (инфляция), так и спада производства продукции.
Итак, всю историю хозяйствования человеческого общества можно представить, как череду переходов от нерыночного хозяйства к рыночному, а затем, если придерживаться идей гегелевской диалектики, от рыночного хозяйства обратно к пострыночному или постэкономическому обществу. Все иные, кроме этих двух крайних (распределительных и рыночных) способов взаимосвязи между производителями и потребителями относятся к переходным формам хозяйствования.
Постэкономическое хозяйство. Сегодня мало у кого остаются сомнения в том, что эпоха индустриального развития, основанная на машинной технологии массового производства однородной продукции, закончилась, а вместе с ней, заканчивается и эпоха господства конкурентного рынка, как адекватного механизма взаимосвязи между частными участниками хозяйственных отношений.
Термин «постиндустриальная стадия» сам по себе мало содержателен и будет оставаться таковым до тех пор, пока, не будет определен критерий развитости постиндустриального развития адекватно отражающий суть современных экономических процессов. Если воспринять логику рассуждений о том, что суть исторического развития хозяйства представляет собой последовательную смену нерыночных хозяйственных систем, хозяйствами, экономическую основу которых, составляет конкурентный рыночный механизм, то, в таком случае, следует предположить, что направлением развития хозяйства в ее постиндустриальном периоде будет путь от экономики рыночного хозяйства к хозяйству, в котором рынок перестает играть определяющую роль в распределении и перераспределении ресурсов и благ.
В отличие от названных выше концепций постиндустриального развития обществ, концепция «постэкономического» развития имеет явное преимущество, выражаемое в том, что в ней при сохранении преемственности с предыдущим развитием, содержится указание на то, что подлежит в нем принципиальному изменению — рынок. Критерием развитости хозяйства в постиндустриальной экономике будет выступать степень модификации рыночного способа установления пропорций в общественном хозяйстве, вплоть до замены его нерыночным механизмом взаимосвязи между субъектами хозяйства. Выбранный критерий развитости («нерыночность»), продолжая логику предшествующего развития, способен отразить принципиальность изменений, происходящих на новой, постиндустриальной стадии развития хозяйства.
Выбранный критерий развитости позволяет отказаться от акцентирования внимания на вопросы совершенствования самого рыночного хозяйства. Это важно, конечно, но тем не менее, внимание исследователя-теоретика должно быть обращено на исследование тех принципиальных изменений в реальной экономике, которые связаны с проявлением тех черт, которые составят в будущем или уже составляют новую, постиндустриальную экономику.
В самом общем виде, неэкономическое направление постиндустриального развития подтверждается рядом процессов, происходящих в современной экономике. Во-первых, происходящая модификация современного конкурентного рынка демонстрирует начало его деструкции. Решающее значение в распределении ресурсов, товаров и услуг приобретает нормативная составляющая меновых отношений. Во-вторых, дальнейшее развитие рыночных процессов в экономике приводит к прямо противоположным явлениям, — ссужается пространство действия конкурентного рынка. Появляются целые сферы экономики (инфраструктура), в которых действие конкурентного рынка ограниченно. В-третьих, сужение действия конкурентных сил рынка происходит за счет деструкции товарной формы меновых отношений. В современном хозяйстве на смену товарной форме массово производимых частных благ приходит общественное благо. Общественные блага обладают рядом свойств, которые выводят их из-под действия законов конкурентного рынка.
Деструкция рынка. Деструкция рынка означает, что в постэкономический период развития хозяйства конкурентный механизм взаимосвязи частных производителей и потребителей перестает обеспечивать оптимальное распределение ограниченных ресурсов, товаров, и услуг. В главном атрибуте открытой экономики индустриального периода — в рыночном механизме взаимосвязи производителей и потребителей происходят принципиальные изменения. Появляются обстоятельства, которые ограничивают возможность рыночной цены отражать результат противостояния частных интересов продавца и покупателя. На формирование цены помимо конкурентных факторов, оказывающих влияние как на цену спроса, так и цену предложения (потребность в благах, бюджетные ограничения, цены ресурсов, «издержки прибыли» и т.д.), оказывают влияние многочисленные факторы, не имеющие конкурентной природы.
Во-первых, в силу усиливающегося институционального характера меновых отношений, на формирование рыночной цены оказывают влияние причины, имеющие значительную «отдаленность» от момента непосредственной частной сделки. За актом сделки стоит целый ряд нерыночных по своей сути обстоятельств — нормативные акты, разрешения, лицензии, патенты, соглашения о намерения и т.д. Во-вторых, на уровень цен на всех рынках, как со стороны спроса, так и предложения возрастает воздействие норм. Причем речь идет не только о нормативах, имеющих непосредственно экономическую природу (норма прибыли, акцизы, страховые фонды, нормы заемных средств, норма накладных расходов, норма оборотных средств, норма обязательных резервов, нормы накопления, нормативный срок службы основных средств), но и административных актах, социальных, технологических, экологических и других нормах, стандартах и ограничениях.
Например, важнейший фактор воздействия на рыночную цену со стороны спроса — «бюджетное ограничение», находится под воздействием экономической политики государства, которое через свою налогово-бюджетную политику регулирует уровень доходов физических лиц. Государство через активную налогово-трансфертную систему (налоги, акцизы, внешнеторговые пошлины, цены на бензин, энергетику и т.д.) может оказывать косвенное влияние на потребительскую структуру потребления благ и услуг.
На уровень цены продавца (со стороны предложения) кроме нормативов отчислений в бюджет («издержки прибыли») и нормативы социальных отчислений и страхования, оказывают влияние цены факторов для производителя, а также издержки и прибыль промежуточных звеньев (оптовая торговля) и розницы, которые, в свою очередь, также подвержены нормативному регулированию со стороны государства.
Нормативные факторы ценообразования деформируют спонтанный механизм конкурентного взаимодействия цены спроса и цены предложения, делая его все больше регулируемым и управляемым. Рыночный механизм взаимосвязи хозяйствующих субъектов превращается в свою противоположность в механизм неконкурентного, нормативного механизма распределения и перераспределения ресурсов и благ. Преимущество конкурентного рынка индустриальной стадии развития — обеспечение обратной связи при оценке эффективности в принятии хозяйственных решений, в постэкономике сменяется эффективностью регулируемых государством распределительных отношений.
Конкурентный рынок перестает играть конституирующую роль в организации всего хозяйственного процесса, т.е. престает быть единственным, универсальным средством взаимосвязи потребителей и производителей. В условиях широкого влияния на процесс ценообразования вместо конкурентного рынка мы получаем некий общественный институт, обеспечивающий меновые взаимоотношения хозяйствующих субъектов с учетом всего комплекса нормативных факторов ценообразования, действующих со стороны спроса покупателей и предложения продавцов. Цена в таком случае из цены конкурентного рынка превращается в некий общественный норматив.
Цена — общественный норматив. Современная цена рыночного продукта продолжает иметь рыночный характер и претендует на возмещение ранее произведенных затрат («объективных»), которые не могут быть изменены до реализации. Отпускные цены для оптовой торговли относительно инертны для производителя, ибо связаны с произведенными им затратами. Цена остается категорией издержек. Но, вместе с тем, современная цена сегодня все больше становиться в зависимость от множества нормативов, ее регулирующих.
Цена, вбирающая в себя все нормативные (имеющие нормативную природу) обстоятельства, как со стороны спроса, так и предложения, включая прямое влияние регулирующей экономической политики государства, все больше отходит от выражения равновесной величины, определяемой конкуренцией участников меновых отношений.
Структура цены и природа ее составных частей |
---|
Субъективная оценка ценности блага | Объективные нормативы — платежи, налоги, проценты и т.д., отражающие регулирующую роль государства в экономике | Конкуренция на рынке (спрос и предложение) | Издержки факторов производства, формирующиеся на рынках факторов производства и на сопредельных рынках | Транзакционные издержки | Субъективная природа цены | Нормативная природа цены | Рыночная природа цены | Относительно объективная природа цены | Институциональная природа цены |
Изменение в сути меновых отношений (нормативности) подрывают рыночный механизм распределения и перераспределения ресурсов в хозяйстве. В основу современной цены кладутся, выраженные в нормативах, общественно-необходимые обстоятельства хозяйствования — приоритеты экономической политики государства, социальные, технологические и экологические нормативы.
Цена как мера экономической ценности потребительских благ индустриального общества уступает место цене как общественному нормативу, способному выразить полноту “ценности” в общественном понимании постиндустриального, или точнее, постэкономического общества.
Назад к «справедливой цене». Понятие «справедливой цены», исторически возникшее на заре торговых отношений, в том или ином виде просуществовало вплоть до времен становления рыночной экономики [1, с. 140].
Понятие «справедливой цены» в Аристотелевском смысле, сменяется понятием «справедливости» рыночной цены. Этот процесс начинается с развитием товарно-денежных отношений, начиная с XIV века, когда на смену нормативным меновым отношениям приходит конкурентный рынок, разрушающий прежнюю нормативность ценообразования и становящийся господствующим механизмом взаимосвязи частных хозяйственников, реализующих частное благо. Конкурентный рынок демонстрирует то, что частные издержки, частных экономических субъектов, сталкиваясь на рынке лучше всего, справляются с установлением равновесия в общественном хозяйстве и обеспечивают лучшую справедливость распределения, чем это было в условиях действия религиозных или социальных нормы обмена.
Современная цена, вбирая в себя не только субъективные личностные предпочтения, но все многообразие обстоятельств, имеющих нормативную природу, из неподотчетного стихийного демиурга — «справедливой» цены биржевиков, все отчетливее превращается в «справедливую цену» Аристотеля или общественный норматив меновых отношений, ориентированного на обеспечение «истинного богатства» всего общества.
Цена как общественный норматив, как «справедливая цена», уже не может быть описана с позиций фундаментальных теорий ценности (стоимости), возникших на предыдущей, индустриальной стадии экономического развития. Она не может быть объяснена с позиций ценности, понимаемой как результат конкурентного противостояния продавцов и покупателей (цена равновесия), ибо субъективность участников рынка детерминируется различными нормативами. По этой же причине, цена не может быть в полной мере определена как результат «объективных» издержек (стоимости), возникших в результате внутриотраслевой конкуренции. Как бы ни упрощали понятие стоимости в марксизме, стоимость здесь (ОНЗТ) определяется рынком в конкурентной борьбе производителей однородной продукции. Однако, следует заметить, как выражение средневзвешенных цен со стороны спроса и цен ресурсов, что в марксистской терминологии называется стоимостью, выражающей общественно-необходимые издержки, имеет больше оснований описать современную цену, как денежное выражение общественного норматива или общественной ценности.
Нормативная цена, формируемая всем комплексом разнообразных нормативов различной природы, как в тигле сплавляет в себе «субъективность» денежных оценок частных благ со стороны частных участников хозяйственных отношений и «объективность» внерыночных норм, устанавливаемых неконкурентными институциональными участниками меновых отношений.
Нормативный характер современной цены, «снимает» крайности предшествующих фундаментальных теорий ценности (стоимости) и ориентирует экономическую науку на исследование всех нормативных обстоятельств факта обмена (объективных, субъективных, нормативных, экологических) как со стороны спроса, так и предложения.
В условиях, когда установление цены подвержено многочисленным обстоятельствам неэкономического характера, становится востребованной концепция, выдвинутая в свое время, русским экономистом Петром Струве. Если упрощенно, то его идея сводится к формуле: «цена есть то, что ею называется». Не субъективная ценность или объективная стоимость лежат в основе рыночной цены, напротив, сам факт рыночных цен, их ряда, становится определяющим моментом выражения ценности благ. Таким образом, цена, предстает как общественно определяемый (статистические ряды цен) норматив ценности благ. Ценность (стоимость) — это норма общественного обмена.
Заключение. В Новое время экономика индустриального общества пришла на смену теологическому сословному (нормативному). Сегодня с деструкцией рынка, индустриальная экономика вновь возвращается к ее нормативному, общественно ориентированному, постэкономическому состоянию. |
| |
|
|