Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (11), 2004
ЭКОНОМИКА И РЕЛИГИЯ
Лукин С. В.
заведующий кафедрой бизнес-менеджмента Высшей школы управления и бизнеса Белорусского государственного экономического университета (г. Минск),
доктор экономических наук


БИБЛИЯ О СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ, КУПЛЕ-ПРОДАЖЕ И ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ ЗЕМЛИ

Авторы книг Ветхого и Нового Заветов касаются многих вопросов хозяйственной жизни на всем протяжении библейской истории. Не обходятся стороной и проблемы собственности, а также вопросы о переходе имущественных прав путем купли - продажи. Уже в Пятикнижии Моисеевом неоднократно упоминаются и, в отдельных случаях, подробно описываются сделки с недвижимостью, покупка и продажа участков земли, но, главное, закладываются основы как ветхозаветных, так и новозаветных взглядов на источник имущественных прав и, в частности, права частной собственности на землю.
Согласно ветхозаветному воззрению, верховным владыкой и собственником сотворенного Им мира является Господь Бог. Это Его неотъемлемое право как Творца и Промыслителя мира. Моисей во Второзаконии приводит следующие слова, сказанные ему Господом: "Вот у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и все, что на ней"1 . Та же мысль выражена царем Давидом в 23 псалме: "Господня- земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней"2 . Собственностью Творца являются и сами люди, их плоть, созданная "из праха земного"3 , души и жизнь. Чтобы сыны Израилевы всегда помнили об этом, им была дана заповедь о "выкупе" их душ за символическую плату в полсикля 4 (слиток весом около 7,5 г. серебра5 ). В то же время Верховным Собственником даровано людям право владения, пользования и распоряжения землей и всем, что находится на ней: "И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими (и над зверями), и над птицами небесными (и над всяким скотом, и над всею землею), и над всяким животным, пресмыкающимся по земле"6 . По словам псалмопевца Давида, Господь увенчал человека славою и честью, "... поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его"7 . По отношению к низшим тварям человек был поставлен в царское положение. В отношениях же с Творцом, он стал как бы домоправителем, экономом (этот образ не случайно неоднократно используется в Библии, особенно в Новом Завете8 ) с самыми широкими полномочиями. Однако право собственности человека, по ветхозаветным воззрениям, изначально носило относительный и ограниченный характер. По словам В. И.Экземплярского, оно "Богодарованное, но не безусловное: верховный Владыка всего - Господь; человек все получает от Бога, не имея ничего такого в мире, что могло бы явиться предметом неотъемлемого владения человека: `умирая, не возьмет ничего, не пойдет за ним слава его". `Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял".
Соответственно принципу верховного владычества над всем Господа, мы находим в ветхозаветном законодательстве целый ряд законов, с одной стороны, определяющих и ограждающих право частной собственности, а с другой - ограничивающих это право, согласно с волей Божией и теми отношениями, которые, по этой воле, должны существовать между людьми"9 .
Древним израильтянам, как впоследствии и христианам, приходилось жить в окружении язычников и иноверцев, неизбежно, при этом, вступая с ними в имущественные отношения, заключая сделки купли-продажи. В силу этого, как в Древнем Израиле, так и в новозаветное время существовал дифференцированный подход к собственности и передаче имущественных прав. У древних евреев по Закону и на практике имущественные отношения с представителями других народов отличались от таковых внутри израильского общества. Во втором случае предъявлялись более высокие нравственные требования, так как они осуществлялись между представителями народа, знавшего Единого Бога и призванного "ходить в правде Его". Подобное разграничение существовало и у христиан, хотя их внутренние имущественные отношения, в отличие от ветхозаветного Израиля, складывались по-иному, на новозаветных основах.
В сношениях с иноплеменниками в мирное время древние израильтяне, по всей видимости, руководствовались правилом: основываясь на уважении к частной собственности, придерживаться исторически сложившейся в окружающем мире практики заключения сделок и фиксации прав собственности. Первое и достаточно подробное описание заключения сделки купли-продажи земли из XXIII главы Книги Бытия подтверждает это предположение. Праведный Авраам значительную часть своей жизни прожил в земле Филистимской в качестве гостя или странника10 , не имея в собственности земли, но твердо веря в обетование Божье, данное ему и его потомкам в награду за "послушание и благодарность"11 :( "...и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное...")12 . Лишь после смерти своей жены Сарры он смиренно, уважая обычаи народа, среди которого он жил, в том числе сложившиеся имущественные отношения, обратился с просьбой к "сынам Хетовым": " Я у вас пришелец и поселенец; дайте мне в собственность место для гроба между вами, чтобы мне умершую мою схоронить..."13 . Из дальнейших описаний переговоров видно, что уже в эти древние времена у народов, населявших Палестину, существовал институт частной собственности на землю, в частности, были выделены границы частных владений и достаточно быстро определялась цена участка. Примечательно, что хеттеи, испытывавшие глубокое уважение к Аврааму и даже называвшие его "князем Божиим"14 , предложили ему бесплатно устроить гробницу для Сары "в лучшем из погребальных мест"15 .
Однако, выбрав участок, принадлежащий Ефрону Хеттеянину, и представлявший собой пещеру с прилегающим к нему полем, Авраам не согласился пользоваться им безвозмездно. Он пожелал купить эту землю за цену, устраивающую ее хозяина. Св. Иоанн Златоуст в толковании на эту главу Бытия замечает: " Но посмотри, как и [сынов Хетовых] научает праведник самыми делами своими, не прежде соглашаясь взять у них гробницу, как заплативши за нее достойную цену" 16 . После недолгих переговоров была назначена цена в 400 сиклей серебра (наиболее вероятно, что это прибл. 5 кг. 800 г.17 ), которая и была уплачена. Авраам, как повествует бытописатель, заплатил высказанную вслух хозяином участка цену18 . Важно заметить, что сделка была подкреплена лишь честным словом в присутствии свидетелей. Несмотря на такую форму, заключенный договор не был нарушен в течение столетий.
Примечательно, что спустя довольно продолжительное время, когда в Палестине уже сменилось множество живших там народов, и разрушилось ни одно царство, пророк Изекииль напоминает потомкам Авраама, обосновывающим свое право на землю ссылкой на сделку своего праотца с хеттеями, что Бог был и остается верховным собственником земли. Он в силах дать ее послушным и благодарным "домоправителям" во владение и лишить такового неверных и неблагодарных: "И было ко мне слово Господне: сын человеческий! живущие на опустелых местах в земле Израилевой говорят: Авраам был один - и получил во владение землю сию, а нас много; итак нам дана земля сия во владение. Посему скажи им: вы едите с кровью и поднимаете глаза ваши к идолам вашим и проливаете кровь, - и хотите владеть землею?"19
Как уже отмечалось, данный Израилю по исходу из Египта Закон, с одной стороны ограждал частную собственность (в том числе и на землю), с другой стороны, ограничивал ее. Две из десяти заповедей, записанных на каменных скрижалях20 , охраняли это право. Восьмая заповедь: "Не кради"21 запрещала открыто посягать на чужое имущество, десятая заповедь ставила под запрет даже само желание жены и имущества ближнего: "Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его... ни всего, что есть у ближнего твоего."22 Вместе с тем частная собственность ограничивалась, прежде всего, через различные ограничения права распоряжения. В наибольшей степени ограничения касались частной собственности на землю. Изложенные в книге Левит, так называемые законы юбилейного года, имели своей целью сохранить равномерность распределения недвижимого имущества, т.е. порядок, который должен быть установлен при разделе земли обетованной. В то же самое время эти законы, так же как и восьмая и десятая заповеди, были направлены на ограждение частной собственности на землю, но уже от ее экономического отчуждения. Основанием такому порядку была все та же идея о Верховном Владыке и Собственнике земли и всего, что на ней находится. Законы юбилейного года запрещали полное отчуждение земли и дозволяли ее выкуп: "Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у меня; по всей земле владения вашего дозволяйте выкуп земли."23 Выкупить землю мог сам продавший либо его родственник: "Если брат твой обеднеет и продаст от владения своего, то придет близкий его родственник и выкупит проданное братом его; если же некому за него выкупить, но сам он будет иметь достаток и найдет, сколько нужно на выкуп, то пусть он расчислит годы продажи своей и возвратит остальное тому, кому он продал, и вступит опять во владение свое."24 Если землю не удавалось выкупить, законы предписывали возвратить временно отчужденную землю в юбилейный год (юбилейным считался каждый пятидесятый год25 ): "Если же не найдет рука его, сколько нужно возвратить ему, то проданное им останется в руках покупщика до юбилейного года, а в юбилейный год отойдет оно, и он опять вступит во владение свое."26
В вышеприведенных стихах присутствуют слова "продажа" и "выкуп", однако, по сути, речь идет об аренде на срок до юбилейного года, с правом досрочного расторжения договора арендодателем при условии возвращения арендной платы арендатору за оставшийся до юбилейного года период. Размер арендной платы устанавливался в зависимости от срока аренды: " ... по расчислению лет после юбилея ты должен покупать у ближнего твоего, и по расчислению лет дохода он должен продавать тебе; если много остается лет, умножь цену; а если мало лет остается, уменьши цену, ибо известное число лет жатв он продает тебе."27
Закон о выкупе действовал и в случае посвящения кем-либо из израильтян земли, построек или иного имущества Иегове. Это имущество могло быть выкуплено. Оценку посвященного имущества должен был сделать священник: "Если кто посвящает дом свой в святыню Господу, то священник должен оценить его, хорош ли он, или худ, и как оценит его священник, так и состоится; если же посвятивший захочет выкупить дом свой, то пусть прибавит пятую часть серебра оценки твоей, и тогда будет ег."28 . В отношении же посвящаемого поля Синайское законодательство давало мерило оценки: "Если поле из своего владения посвятит кто Господу, то оценка твоя должна быть по мере посева: за посев хомера ячменя пятьдесят сиклей серебра; если от юбилейного года посвящает кто поле свое, - должно состояться по оценке твоей; если же после юбилея посвящает кто поле свое, то священник должен рассчитать серебро по мере лет, оставшихся до юбилейного года и должно убавить из оценки твоей; если же захочет выкупить поле посвятивший его, то пусть он прибавит пятую часть серебра оценки твоей, и оно останется за ним."29 (Хомер - мера сыпучих равная примерно 525 л.30 ) По современным нормам высева (есть основания полагать, что они мало отличаются от древних) хомер ячменя рассеивается на площади около 2 га. Следовательно, 50 священных сиклей серебра (0.75 кг., что эквивалентно прибл. $425 начала XXI в.( $2.1 за 1 ар и $213 за 1 гектар) уплачивалось за пользование таким участком земли в течение 50 лет. К сумме оценки при выкупе прибавлялась пятая часть. Арендная плата, таким образом, была относительно невелика. На нее уходила лишь небольшая часть дохода, приносимого землей. Два гектара земли в Палестине даже при снятии одного урожая в год и при урожайности не более сам-десять могли принести за 50 лет около 250 тонн ячменя общей стоимостью (если взять за основу цену приведенную в книге пророка Осии31 10 сиклей за хомер) не менее 4500 сиклей.
Если посвятивший землю не выкупал ее, то она переходила к священнику навсегда: " ... если же он не выкупит поля, и будет продано поле другому человеку, то уже нельзя выкупить: поле то, когда оно в юбилей отойдет, будет святынею Господу, как бы поле заклятое; священнику достанется оно во владение."32 Это касалось родового поля, но не распространялось на "купленное" (по сути же, как отмечалось уже выше, арендованное): "А если кто посвятит Господу поле купленное, которое не из полей его владения, то священник должен рассчитать ему количество оценки до юбилейного года, и должен он отдать по расчету в тот же день, как святыню Господню; поле же в юбилейный год перейдет опять к тому, у кого куплено, кому принадлежит владение той земли. Всякая оценка твоя должна быть по сиклю священному, двадцать Гер должно быть в сикле."33
В книгах Руфи и Иеремии приводятся примеры исполнения закона о выкупе34 , однако, со временем запрет на отчуждение земли на срок, превышающий 50 лет, по-видимому, нарушался все чаще и разными способами. Как следствие возрастала имущественная дифференциация. В книге пророка Исайи, жившего спустя 800 лет после Моисея, в VII-VIII вв. до Р.Х. есть такие слова: "Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле..." 35 Ко времени пророка Исайи земля чаще всего покупалась на неограниченный срок и иудеи и прочие израильтяне уже мало чем отличались в этом отношении от других народов. Цена земли была, по современным меркам, невелика и подчинялась в целом общим закономерностям ценообразования, то есть определялась потенциальным доходом от нее. Она зависела от плодородия и местоположения участка, а также от вложенного в землю капитала. Кроме этого, она зависела от конъюнктуры, от спроса на нее и от ее предложения. Наиболее высоко ценилась земля под виноградниками. Во времена пророка Исайи гора, покрытая виноградом, ценилась во столько сиклей, сколько на ней было виноградных лоз.36 Соломон за пользование его виноградниками брал со сторожей по 1000 сиклей с каждого.37 Сравнительно дешевле была земля несельскохозяйственного назначения. Давид купил гумно Орны Иевусеянина, сделавшееся впоследствии местом для Храма, вместе с жертвенными волами всего за 50 сиклей. Причем, как и в упомянутом выше случае с Авраамом, Орна предложил Давиду землю и жертвенных животных взять бесплатно, однако Давид предпочел купить все это по рыночной цене.38 Амврий купил у Семира всю гору Семерон, на которой впоследствии был построен город Самария за 2 таланта (прибл. 87 кг) серебра39 . За низкую цену в 30 сиклей (сребренников), брошенных Иудой, купили первосвященники бесплодное поле близ Иерусалима. На этом участке горшечник добывал глину. Ко времени покупки, по-видимому, даже запасы глины истощились и поле это годилось лишь для устройства на нем кладбища: "Первосвященники, взявшие сребренники, сказали: не позволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделавши же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников."40
В отдельных случаях, когда рыночная конъюнктура была неблагоприятной, цена земли опускалась до крайне низких значений. Во время осады Иерусалима вавилонянами Иеремия за купленное им у Анамеила поле в Анафофе заплатил лишь 17 сиклей (прибл. 255г.) серебра41 . Примечательно, что в отличие от времен Авраама, заключение данной сделки подтверждала купчая запись, которая составлялась в двух экземплярах, каждый из которых подписывался свидетелями. Одна из записей оставалась открытой, другая запечатывалась. Обе записи затем помещались в глиняный сосуд, дабы они "оставалась там многие дни"42
Согласно новозаветным взглядам, имущество, богатство (в том числе и земля), находящиеся в частной собственности, являются "тяжким бременем", мешающим его обладателю стать совершенным, истинным последователем Христа. Самое лучшее использование богатства, по словам самого Христа, - раздача его нищим: "Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается, и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет."43
В то же время Христос призывал своих учеников строго выполнять свои обязанности налогоплательщиков44 , а в своих имущественных и финансовых делах не оставаться должным никому45 .
Новозаветным учением никоим образом не отрицается право частной собственности (носящее, как и по ветхозаветным представлениям, относительный характер), в частности право распоряжения ею. Христос лишь учил, как наилучшим образом воспользоваться последним. В христианском учении расставание с имуществом в пользу ближнего - не тяжкая обязанность, но радостный акт любящего сердца, освященного светом Благодати. Не случайно, поэтому, в новозаветном учении нет ограничений на распоряжение имуществом, подобных ветхозаветным. По словам В.И. Экземплярского, "все подобные законы не могли иметь места в Царстве Христовом, где царит совершенный закон свободы; подобные законы и не нужны в Царстве Христовом, где должна царить совершенная любовь. Для такой любви не нужны ограничения числом и мерою, так как истинно христианская любовь по самой ее природе проникнута началом безграничного самоотречения и готовности на жертву."46
Истинного ученика своего Христос в одной из своих притчей уподобляет купцу, ищущему хороших жемчужин, т.е. Царства Небесного, "который, нашедши одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее."47 В другой притче Царство Небесное уподобляется "сокровищу, скрытому на поле, которое, нашедши человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то."48
Образцом выстраивания имущественных отношений друг с другом и с внешними людьми стала для последующих поколений христиан первохристианская община Иерусалима. По словам профессора А.Глаголева, "отличительную особенность первой христианской братской семьи или общины составляло общение имуществ, которое отнюдь не было ни принудительным, ни узаконенным, но создавалось совершенно добровольно из возвышенных порывов живейшей веры и братской любви первых христиан между собою. Здесь не было уничтожения прав собственности, а происходило совершенно добровольное перераспределение их или уступка, целиком и частью, в пользу других нуждающихся."49 По словам же дееписателя: "Все же верующие были вместе и имели все общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого."50 Самым решительным шагом, разрывающим наиболее крепкие узы с миром, была продажа земли. "Так Иосия, прозванный от апостолов Варнавою, что значит - сын утешения, левит, родом Кипрянин, у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов."51 По свидетельству автора Деяний апостолов, и помогавшие братьям, и принимавшие эту помощь члены этой общины, испытывали одинаково радостные чувства, "принимали пищу в веселии и простоте сердца"52 , воспринимая общую собственность как непосредственно Господню. Оттого и кража, случившаяся в этой общине была воспринята не много ни мало, как кража у Господа Бога. Вообще этот эпизод ярко высвечивает сложившиеся в первохристианской общине имущественные отношения и отношение к частной собственности. "Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце своем? Ты солгал не человекам, а Богу."53 Анания с Сапфирою вознамерились служить двум господам: Богу и мамоне и в результате совершили святотатство. Апостол Петр подчеркивает, что никто не принуждал их отдавать свое имущество. Они не согрешили бы, если бы оставили за собой свою собственность и вообще ничего не жертвовали. Однако, сказав, что они жертвуют все деньги от продажи земли, Анания с Сапфирою сделали их священными. Утаив затем часть вырученной суммы, они совершили кражу принадлежащего Богу. Св. Иоанн Златоуст так комментирует эти слова апостола Петра: "Для чего, говорит, ты сделал это? Ты хотел удержать у себя? Надобно было удержать сначала и не давать обещания. А теперь, взяв после посвящения Богу, ты сделал тяжкое святотатство. Кто берет принадлежащее другим, тот берет, может быть из желания чужого; но тебе можно было удержать свое. Для чего ты сделал их священными и потом взял?.. Это непростительно, неизвинительно."54 Суровость кары, постигшей впоследствии Ананию и Сапфиру, вполне соответствует тяжести их преступления с христианской точки зрения. Отношения внутри первохристианской общины часто сравнивают с отношениями внутри семьи, среди членов которой царит любовь и согласие и где из общего имущества каждому выделяется по нуждам его.
Быстрое распространение христианства и проникновение его во все сословия Римской империи сделало невозможным практически воспроизведение строя Иерусалимской общины повсеместно. Тем не менее, имущественные отношения, подобные отношениям первых христиан, выстраивались во многих христианских сообществах, прежде всего в семьях и монастырях. Жившие же в миру христиане, неизбежно должны были вступать в имущественные сделки и владеть имуществом, в том числе и землей. Христианские общины вынуждены были за счет пожертвований своих членов покупать участки для устройства на них христианских кладбищ, мест для молитвы, странноприимства и др. целей.
Таким образом, как ветхозаветное, так и новозаветное учения не отрицали частной собственности на землю, признавая при этом относительный и ограниченный ее характер, поскольку верховным владыкой и собственником сотворенного Им мира является Господь Бог. Ветхозаветный закон, будучи, по христианскому выражению, "детоводителем ко Христу", ограждая право частной собственности, в то же время ограничивал его. В новозаветном учении нет ограничений на распоряжение имуществом, подобных ветхозаветным. В Царстве Христовом должна царить совершенная любовь, проникнутая началом безграничного самоотречения и готовности на жертву. Христос, не отрицая права частной собственности, в том числе и на землю, учил, как наилучшим образом воспользоваться данным Господом правом распоряжения ею.


1 Втор. X, 14.
2 Пс. XXIII, 1.
3 Быт. II, 7.
4 Исх. XXX, 15.
5 Булатов С. Древнееврейские монеты.- Киев, 1886.- с. 138; Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета.- Т.1.,- СПб., 1904-1907.Репринт - Стокгольм, 1987. -С.380.
6 Быт. I, 28.
7 Пс. VIII, 6-7.
8 Лк. XII, 42; Гал. IV, 2 и др.
9 Экземплярский В.И. Учение древней церкви о собственности и милостыне.- Киев, 1910. - С. 12. См. также Коваль Т.Б. "Тяжкое благо". Христианская этика труда. Православие, Католицизм, Протестантизм. Опыт сравнительного анализа.- М., 1994.- С.26.
10 Быт. XXI, 23; 34.
11 Св. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия XXXIX // Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах.- Т. IV, Кн.I. - М.: Златоуст, 1994.- С.430.
12 Быт. XVII, 8.
13 Быт. XXIII,4
14 Быт. XXIII,6.
15 Быт. XXIII,6.
16 Св. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия XLVIII // Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах.- Т. IV, Кн.II. - М.: Златоуст, 1995.- С.527.
17 Булатов С. Древнееврейские монеты.- Киев, 1886.- с. 11, 19.
18 Быт. XXIII,16.
19 Иез. XXXIII, 23-25.
20 Втор. V, 22.
21 Втор. V, 19.
22 Втор. V, 21.
23 Лев. XXV, 23-24.
24 Лев. XXV, 25-27.
25 Лев. XXV, 10-11.
26 Лев. XXV, 28.
27 Лев. XXV, 15-16.
28 Лев. XXVII, 14-15.
29 Лев. XXVII, 16-19.
30 Библейская энциклопедия. Т.1 - М: Nb-PRESS, Центурион, АПС, 1991.- С. 490
31 Осия, III,2.
32 Лев. XXVII, 20-21.
33 Лев. XXVII, 22-25.
34 Руфь IV,2-10; Иер.XXXII,7.
35 Ис.V,8.
36 Ис.VII,23.
37 Песнь Песней VIII, 11.
38 2 Цар. XXIV, 24
39 3 Цар. XVI, 24
40 Мф.XXVII, 6-10.
41 Иерем. XXXII, 9.
42 Иерем. XXXII, 10-15.
43 Лук. XII, 33.
44 Мк. XII, 17.
45 Рим. XIII, 7-8.
46 Экземплярский В.И. Учение древней церкви о собственности и милостыне.- Киев, 1910. - С. 16.
47 Мф. XIII, 45-46.
48 Мф. XIII, 44.
49 Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета.- Т.10.,- СПб., 1912.Репринт - Стокгольм, 1987. -С.23.
50 Деян. II, 44-45.
51 Деян. IV, 36-37.
52 Деян. II, 46.
53 Деян. V, 1-4.
54 Св. Иоанн Златоуст. Беседы на деяния апостольские XII // Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах.- Т. IX, Кн.I. - М.: Радонеж, 2003.- С.119.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия