Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (52), 2014
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Воробьев А. А.
аспирант кафедры экономики и антикризисного управления
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва)


Идентификация наличия и определение причин кризиса на промышленном предприятии
Статья посвящена вопросам идентификации кризиса на промышленном предприятии с использованием как финансовых, так и нефинансовых методик оценки деятельности предприятия. На основании оценки финансовых показателей деятельности предприятия, необходимой для определения наличия кризиса в организации, обоснована необходимость использования нефинансовых методик оценки деятельности предприятия, нацеленных на определение причин кризиса и раннее обнаружение его признаков
Ключевые слова: промышленное предприятие, кризис промышленного предприятия, идентификация кризиса, финансовые методики оценки, нефинансовые методики оценки
УДК 336.647.2; ББК 65.05.3   Стр: 127 - 130

Для качественной оценки наличия и глубины кризиса на промышленном предприятии необходимо использовать как финансовые, так и нефинансовые методики оценки деятельности предприятия [4]. Это обусловлено тем, что они выполняют разные функции: оценка финансовых показателей позволяет установить наличие кризиса, а нефинансовых — идентифицировать его причину. Очевидно, что значение каждого финансового показателя есть следствие определенных процессов, происходящих на предприятии. Установим связь финансовых показателей с такими процессами.
Рассмотрим три кризисообразующие причины ухудшения финансовых показателей: рост издержек, рост выплат по обязательствам и падение спроса на продукцию предприятия.
Рост издержек связан с объективным ростом цен на сырье, энергию и аренду оборудования, неэффективным использованием производственных мощностей, а также действиями в собственных интересах лиц, принимающих решения о закупках для предприятия и кадровые решения. Рост издержек находит отражение в показателях, включающих в себя комбинации отношений выручки, себестоимости, чистой прибыли до налогообложения, стоимости активов и запасов. К этим показателям относятся: норма чистой прибыли, оборачиваемость и рентабельность запасов и активов, фондоотдача.
Рост выплат по обязательствам может быть связан как с инвестированием в развитие предприятия заемных средств, так и с нерациональным расходованием заемных средств и изменением соглашений о кредитовании. Финансовыми показателями, отражающими рост кредиторской задолженности, являются ликвидность, оборачиваемость кредиторской задолженности и степень платежеспособности по текущим обязательствам.
Падение спроса может быть связано с низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции, вызванной недостаточным знанием потребностей конечного потребителя, применением устаревших технологий, несоответствием цены и качества продукта, недостаточной информированностью потенциальных потребителей о продукте, выходом на рынок продукта со значительно превосходящими конкурентными свойствами, отсутствием или разрывом наработанных связей с потребителями. Падение спроса отражается в выручке и дебиторской задолженности (оборачиваемость дебиторской задолженности, оборачиваемость активов, рентабельность активов и выручка).
Итак, сформулированы связи финансовых показателей с тремя кризисообразующими процессами. Предположим, что причины кризисообразующих процессов отражаются в нефинансовых показателях, а их интенсивность в финансовых показателях. Иными словами, для определения характера управления предприятием — операционное или антикризисное — необходимо знать, насколько критичными для деятельности предприятия являются его издержки, долги и уровень продаж (финансовые показатели) и как эти параметры связаны с управлением, маркетингом, производством и экономикой предприятия (нефинансовые показатели). В этом случае принятие решения о переходе к антикризисному управлению предприятием основывается на результатах мониторинга нефинансовых показателей и связанных с ними финансовых показателей.
Из приведенного выше рассуждения сформулируем следующую гипотезу: поскольку значения финансовых показателей являются следствием результатов процесса управления предприятием, то должна существовать корреляция между динамикой финансовых показателей с динамикой нефинансовых показателей [1], отражающих колебания спроса и нарушения в процессах управления и производства. Если гипотеза подтвердится, то возможно формирование алгоритма идентификации точки перехода к антикризисному управлению на основании мониторинга динамики нефинансовых показателей и коррелирующих с ними финансовых показателей. При этом еще раз отметим, что нефинансовые показатели и их изменения следует рассматривать как причину возникновения кризисных явлений в силу усиления негативного влияния кризисообразующих факторов, а финансовые показатели являются индикаторами текущего воздействия негативного влияния и отражают его тип и характер.
Для указанных выше показателей может быть определена эталонная динамика [2] их изменения, характеризующая рост и развитие предприятия. Пример возможного набора показателей, их оптимальные значения и динамика, отклонения от которых означают негативные тенденции, представлены в табл.1.

Таблица 1
Показатели развития предприятия
ПоказательСоотношение показателейЭталонная динамикаРекомендованное значение
Степень платежеспособности по текущим обязательствамТекущие обязательства/выручкаСнижение<1
Коэффициент текущей ликвидностиТекущие обязательства /активыРост>1
Норма чистой прибылиЧистая прибыль/выручкаРост→1
Рентабельность активов, рентабельность собственного капиталаЧистая прибыль/капитал и активыРостнет
ФондоотдачаВыручка/основные средстваРостнет

Если в результате анализа данных отчетного периода наблюдается негативная динамика по любому из показателей (по отношению к эталонному значению), то следует рассматривать это как сигнал о необходимости углубленного анализа состояния предприятия; если же негативные значения (в т.ч. в динамике) демонстрируют ряд показателей, рассматривается возможность применения системы антикризисных мер. При этом характер соотношения, по которому рассчитывается показатель, указывает направление, в котором следует искать причину потенциального или сформировавшегося кризиса.
Принятие управленческих решений на предприятии должно основываться в первую очередь на мониторинге данных об управленческом, экономическом, производственном и маркетинговом состоянии предприятия. С одной стороны, это вызвано достаточно высокой устойчивостью предприятия к действию этих факторов, а с другой — тем, что оценка влияния внешних факторов в силу слабой устойчивости предприятия должна учитываться при долгосрочном планировании и разработке стратегии деятельности предприятия.
Для оценки этих групп факторов, автором предложено использовать модель оценки нефинансовых параметров предприятия, в основе которой лежит методика оценки, предложенная С.Ф.Чижовым[3]. К достоинствам модели С.Ф.Чижова относятся:
— полнота рассмотрения параметров деятельности предприятия;
— адаптация показателей к российским условиям деятельности предприятий;
— простота и доступность применения;
— отсутствие привязки к дате и финансовым показателям;
— возможность динамического сбора и анализа данных;
Однако модель С.Ф.Чижова может быть усовершенствована, если учесть следующие аспекты:
— подробная детализация показателей может затруднять принятие решения о причинах кризисных явлений, поскольку негативная динамика каждой группы может быть вызвана разными причинами;
— весовой вклад в оценку состояния предприятия разных групп показателей равнозначен, однако представляется спорным, так как, например, подход предприятия к экологическим проблемам эквивалентен по значимости прибыльности предприятия. Распределение показателей по вкладу в состояние предприятия является труднореализуемой задачей. Тем не менее, на наш взгляд, эту проблему можно решить, объединив показатели в категории и в дальнейшем анализировать состояние предприятия, как по категориям, так и по сумме категорий. Также представляется целесообразным разделение показателей на категории, соответствующие кризисообразующим факторам: управленческим, маркетинговым, производственным и экономическим.
— по методу расчета на каждую группу показателей приходится максимум 10 баллов, которые необходимо распределить между ними, и максимальный балл показателя равен 4. Однако в каждой группе три показателя и невозможно поставить максимальный балл по каждому показателю, так как группа суммарно наберет 12 баллов, что превышает заданный предел. Для устранения этого недочета необходимо ввести соответствие максимальных баллов группы и показателей.
Предпримем попытку модифицировать модель С.Ф. Чижова таким образом, чтобы учесть перечисленные выше аспекты и получить интегральную оценку управленческого, экономического, производственного и маркетингового состояния предприятия. Результат модификации может быть использован в основе интегральной модели идентификации кризиса (далее — ИМИК).
В модели С.Ф. Чижова учитываются двадцать аспектов, отражающих состояние предприятия. В рамках настоящего исследования предлагается выделить те из параметров модели, которые относятся к обозначенным выше кризисообразующим факторам и сгруппировать их, соответственно, по категориям: управление, производство, маркетинг и экономика. При таком преобразовании, сохраняя принципы численной оценки нефинансовых параметров в модели С.Ф. Чижова, по шкале от 0 до 4 баллов оценивается каждый параметр, т. е. достигается максимальное значение в 40 баллов для каждого блока. Поскольку оценку должна выполнять группа независимых экспертов с последующим вычислением среднего значения этой оценки, итоговый балл будет иметь вид десятичной дроби, округленной до одного знака после запятой. Итак, определим критерии состояния предприятия для каждой категории:
— до 10 баллов — предприятие находится в сильно кризисном состоянии;
— от 11 до 15 баллов — предприятие находится в фазе неустойчивости;
— от 16 до 24 баллов — предприятие находится в фазе нестабильности;
— свыше 25 баллов — состояние предприятия стабильное;
И для итогового значения:
— до 40 баллов — предприятие находится в сильно кризисном состоянии;
— от 41 до 60 баллов — предприятие находится в фазе неустойчивости;
— от 61 до 96 баллов — предприятие находится в фазе нестабильности;
— свыше 97 баллов — состояние предприятия стабильное;
Нефинансовые параметры оценки предприятия в предлагаемой методике ИМИК представлены в таблице 2.
Важно учесть то, что, поскольку нефинансовые показатели констатируют причины возникновения кризиса, а финансовые — его качественное и количественное проявление, то при мониторинге данных на краткосрочных периодах (от месяца до квартала) следует учитывать временной сдвиг. Иначе говоря, если нефинансовые показатели ухудшились в первом квартале, то вероятно ухудшение финансовых показателей во втором квартале — как следствие изменения нефинансовых показателей в предыдущем. При этом если период оценки равен году и более, следует оценивать один период, поскольку колебания нефинансовых показателей могут вызвать отклик в течение этого периода.

Таблица 2
Мониторинг деятельности промышленного предприятия с целью выявления факторов кризиса
ПоказательНазвание предприятия
Оценка в баллах
Период
Управленческие
1учет руководителем предприятия, при принятии решений, мнения менеджмента 
2доступность топ-менеджеров для персонала 
3профессиональный и образовательный уровень руководителей среднего и нижнего звена 
4добросовестность и честность выполнения функционала топ менеджментом 
5подбор кадров на основании квалификации и соответствия служебным требованиям 
6наличие действующих программ обучения, повышения квалификации, стажировки 
7выполнение договоров с заказчиками 
8наличие портфеля заказов (договоров поставки продукции) 
9наличие системы управленческого учета 
10исполнение данных руководством предприятия обещаний 
 Итого 
Производственные
11уровень технического состояния машин и оборудования с учетом износа 
12уровень технологий 
13сервисное обслуживание 
14налаженность поставок от поставщиков 
15наличие резервов для ритмичного производства 
16учет при планировании загрузки производственных мощностей и возможностей поставщиков 
17оптимальное понижение расходов на эксплуатацию имущества 
18наличие современных компьютеров и оргтехники (принтеры, сканеры, копиры) для каждого специалиста 
19соответствие оборудования экологическим требованиям 
20реализация мероприятий, способствующих повышению производительности и улучшению условий труда 
 Итого 
Экономические
21положение предприятия в экономике города, региона 
22учет тенденций развития экономики и рынков сбыта в планировании и управлении 
23наличие финансового планирования на основе бюджета 
24проведение комплексного анализа всей отчетности 
25регулярность анализа денежных потоков 
26уровень прибыльности предприятия 
27состояние работы по взысканию дебиторской задолженности 
28своевременность расчетов по кредиторской задолженности 
29распределение прибыли с учетом развития организации 
30уровень и стабильность оплаты труда работников 
 Итого 
Маркетинговые
31создание базы для выпуска нового продукта 
32соотношение цены и качества 
33наличие нескольких самостоятельных направлений 
34регулярный анализ рынка сбыта продукции 
35создание своей ниши 
36наличие реакции на изменения (появление новых продуктов, технологий, рынков, и т.д.) 
37наличие веб-сайта предприятия и свободного выхода в Интернет 
38наличие печатной периодической и справочной профессиональной информации 
39наличие используемого собственного товарного знака 
40участие в различных, в том числе благотворительных акциях 
 Итого 
 ВСЕГО 


Литература
1. Кочетков Е.П. Разработка методики оценки уровня финансово-экономической устойчивости бизнеса // Молодежь. Образование. Экономика: Сб. науч. статей XIII Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых, студентов и аспирантов. 26 апр. 2012 г. Ярославль / Ярославский филиал МЭСИ; Под науч. ред. М.В. Макаровой. — Ярославль: Изд-во «Еще не поздно!», 2012. — С. 431.
2. Тонких А.С. Моделирование результативного управления корпоративными финансами. — Екатеринбург — Ижевск: ИЭ УрО РАН. 2006. — 153 с.
3. Чижов С.Ф. Совершенствование антикризисного управления на основе проектных технологий: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. — Белгород, 2008. — С. 130–133.
4. Федотова М.А. Сравнительный анализ методик оценки кредитоспособности заемщика // Вестн. Самарского гос. экон. ун-та. — 2010. — №1(63). — С. 101–106.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия