| | Проблемы современной экономики, N 4 (52), 2014 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Зинкович С. В. финансовый директор ООО «Норекс»,
аспирант Института экономики и антикризисного управления (г. Москва)
| |
| | В статье рассматривается инвестиционная деятельность как обоснованно подготовленное предложение конкретного субъекта Российской Федерации, направленное на привлечение потенциального инвестора. Проведен анализ статистических показателей всех регионов Российской Федерации для определения конкретного моногорода как объекта исследования. Рассмотрен вариант состава пакета документов «Прединвестиционной стадии проекта», подготовленный органами местного самоуправления в качестве предложения потенциальному инвестору | Ключевые слова: инвестиционная деятельность, инвестиционный проект, инвестиционная привлекательность региона, инвестиции, моногорода | ББК У9(2)301-451,0 Стр: 225 - 229 | Обеспечение сбалансированного регионального развития является одной из приоритетных задач, обозначенных в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 31 декабря 2013 года.
Российские регионы значительно отличаются по уровню социально-экономического развития. В рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 года № 806-р ежемесячно проводится мониторинг процессов в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации, результаты которого публиковались на официальном сайте Минрегиона России в сети Интернет1.
Проблема развития и реструктуризации монопрофильных городов, экономика которых зависит от одного, двух предприятий, является на сегодняшний день для России острой как в социальном и экономическом плане, так и с политической точки зрения.
К наиболее значимым проблемам, сдерживающими развитие таких предприятий можно отнести следующие:
1) несовершенство нормативной правовой базы, позволяющей неоднозначно трактовать нормы законодательства;
2) недостаточная гибкость системы налогообложения;
3) значительные административные барьеры, возникающие при любой необходимости обращения в органы местного самоуправления;
4) недостаточная имущественная обеспеченность и низкая доходность деятельности, что вынуждает к увеличению финансового рычага (соотношения между заёмным и собственным капиталом), путем привлечения кредитных ресурсов банковского сектора.
Целями настоящей статьи являются:
● определение объекта исследования методом анализа статистических показателей регионов Российской Федерации;
● исследование механизма изменения ситуации в моногородах, позволяющего обеспечивать возможность саморазвития этих населенных пунктов;
● определение активной позиции органов местного самоуправления для привлечения инвестиций.
В соответствии с программой федеральной поддержки монопрофильных городов, разработанной Министерством регионального развития РФ2, определяются основные цели реализации планов развития моногородов:
● модернизация градообразующих производств;
● диверсификация экономики города, путем создания новых производств и развития сферы обслуживания населения;
● развитие малого и среднего бизнеса;
● повышение инвестиционной привлекательности города (как способности субъекта создавать условия для привлечения инвестиций и эффективной их трансформации в проекты, в производства, в продукцию и услуги).
По данным государственной статистики3 инвестиции в основной капитал по источникам финансирования можно представить в виде следующей таблицы:
Из приведенных выше данных можно сделать вывод, что основным источником финансирования являются привлеченные средства, которые, в свою очередь, почти наполовину обеспечены бюджетными средствами и лишь пятую их часть составляют кредиты банков.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти РФ и субъектов РФ в соответствии с ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». Глава III вышеуказанного Закона раскрывает формы и методы государственного регулирования, порядок принятия решения, а также проведения экспертизы инвестиционных проектов.
В соответствии с Законом государственное регулирование включает в себя:
● регулирование условий инвестиционной деятельности — это, так называемое, косвенное регулирование;
● прямое участие государства в инвестиционной деятельности.
Косвенное регулирование подразумевает различные методы и рычаги воздействия, стимулирующие развитие инвестиционной деятельности, а именно: налоговую, амортизационную политику, защиту интересов инвесторов и многие другие меры экономического воздействия.
Таблица 1
Инвестиции в основной капитал по источникам финансированияНаименование
источника | Ед.
изм | Годы |
---|
2005 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
---|
Инвестиции в основной капитал — всего | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | в том числе: | | | | | | | собственные средства | % | 44,5 | 39,5 | 37,1 | 41 | 41,9 | из них: | | | | | | | прибыль | % | 20,3 | 18,4 | 16 | 17,1 | 17,9 | амортизация | % | 20,9 | 17,3 | 18,2 | 20,5 | 20,4 | привлеченные средства | % | 55,5 | 60,5 | 62,9 | 59 | 58,1 | из них кредиты банков | % | 8,1 | 11,8 | 10,3 | 9 | 8,6 | в том числе кредиты иностранных банков | % | 1 | 3 | 3,2 | 2,3 | 1,8 | заемные средства других организаций | % | 5,9 | 6,2 | 7,4 | 6,1 | 5,8 | бюджетные средства | % | 20,4 | 20,9 | 21,9 | 19,5 | 19,2 | в том числе из: | | | | | | | федерального бюджета | % | 7 | 8 | 11,5 | 10 | 10,1 | бюджетов субъектов Российской Федерации | % | 12,3 | 11,3 | 9,2 | 8,2 | 7,9 | средства внебюджетных фондов | % | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,2 | прочие | % | 20,6 | 21,2 | 23 | 24,1 | 24,3 |
Прямое участие государства в инвестиционной деятельности заключается в осуществлении за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ капитальных вложений в соответствии с федеральными и региональными целевыми программами.
Основной задачей Правительства Российской Федерации является создание механизма изменения ситуации в моногородах, позволяющего обеспечивать возможность саморазвития этих населенных пунктов, их гибкой адаптации к изменениям окружающей среды без постоянного обращения к ресурсам государства, а также диверсификации экономики региона с целью развития альтернативных отраслей.
Для определения объекта исследования, которым должен выступить конкретный моногород, автором настоящей статьи проведен анализ статистических показателей всех регионов Российской Федерации. Выборка будет производиться по среднему из трех минимальных показателей.
Следующая таблица представляет характеристику инвестиционной деятельности субъектов Российской Федерации. Данные представлены по округам4.
Минимальный объем инвестиций с учетом валового регионального продукта можно наблюдать в следующих федеральных округах:
● Северо-Кавказский 36580 рублей на душу населения
● Приволжский 56470 рублей на душу населения
● Южный 74030 рублей на душу населения
Дальнейший анализ региональных показателей будет проводиться на примере Приволжского федерального округа, имеющего средний показатель из представленных выше округов с минимальным объемом инвестиций.
В состав Приволжского федерального округа входят 14 субъектов Российской Федерации — Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская и Ульяновская области. Центром Приволжского федерального округа является г. Нижний Новгород.
Территория данного округа занимает почти 6% от всей территории Российской Федерации, что составляет более 1 млн кв. километров. Здесь проживает более 20% населения всей страны — это более 30 млн человек. Доля Приволжского федерального округа в общероссийском валовом внутреннем продукте составляет более 15%. Он входит в число наиболее плотно населенных территорий России.
Таблица 2
Показатели, характеризующие инвестиционную деятельность субъектов Российской Федерации в 2011 г. | Валовый региональный продукт на душу населения (в текущих ценах), рублей | Удельный вес численности населения в трудоспособном возрасте в общей численности населения,% | Инвестиции в основной капитал на душу населения, рублей | Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, в % к 2010 г. |
---|
Центральный федеральный округ | 348 099,90 | 61,3 | 61322 | 102,4 | Северо-Западный федеральный округ | 286 827,70 | 62 | 92335 | 104 | Южный федеральный округ | 165 578,80 | 60,3 | 74030 | 106,2 | Северо-Кавказский федеральный округ | 94 465,20 | 61 | 36580 | 102,7 | Приволжский федеральный округ | 189 071,40 | 61,2 | 56470 | 107,5 | Уральский федеральный округ | 420 919,80 | 62,3 | 154344 | 116 | Сибирский федеральный округ | 212 439,70 | 61,9 | 63078 | 116 | Дальневосточный федеральный округ | 334 306,00 | 63,4 | 161569 | 121,4 | В целом по Российской Федерации | 261 803,70 | 61,5 | 75383 | 108,3 |
На территории Приволжского федерального округа преобладает диверсифицированная структура экономики с сопоставимым вкладом добывающей промышленности, машиностроения и нефтехимической промышленности. Высока здесь роль агропромышленного комплекса, а так же биотехнологий и фармацевтики, строительства и промышленности строительных материалов, транспорта и энергетики.
Важное место в экономике округа занимают пищевая и перерабатывающая промышленность, которые в значительной степени обеспечены продукцией собственного сельского хозяйства и имеют значительный потребительский спрос5.
Немаловажным конкурентным преимуществом Приволжского федерального округа является человеческий капитал. Республика Татарстан, Республика Башкортостан и Самарская область входят в десятку субъектов Российской Федерации по индексу развития человеческого потенциала.
Наиболее проблемной отраслью здесь является сельское хозяйство, расположенное на периферии округа: на юге — в сухостепной зоне — в связи с деградацией ирригационных систем, на севере и западе — из-за депопуляции сельской местности и износа основных фондов. Природные ресурсы этих районов определяют наименьшую рентабельность сельского хозяйства.
Сальдо миграции Приволжского федерального округа устойчиво отрицательно в 2000-е годы. Отток населения направлен, главным образом, в гг. Москву и Санкт-Петербург, а также в промышленно развитые регионы Урала.
В экономике округа преобладают отрасли с высокой зависимостью от конъюнктуры сырьевых рынков, фондоемкие и материалоемкие.
Модернизация экономики округа стимулирует рост производительности труда, что может привести к возникновению пространственных диспропорций на рынке труда. Это приведет к ощутимому дефициту рабочей силы на одних территориях и дефициту рабочих мест на других.
При неблагоприятной макроэкономической конъюнктуре, в округе может возникнуть угроза затяжной экономической рецессии, а так же консервации проблем на рынке труда и оттока квалифицированных кадров и капитала. Другой проблемой может стать риск опережающего роста цен на сырье по сравнению с ростом цен на продукцию обрабатывающих отраслей, что приведет к росту издержек производителей.
К слабым сторонам развития Приволжского федерального округа нужно отнести и достаточно низкие доходы населения (ниже среднероссийского уровня), что, конечно же, негативно сказывается на потребительском спросе населения.
Основываясь на анализе угроз и факторов развития Приволжского федерального округа, были сформулированы основные задачи и цели, направленные на реализацию конкурентоспособных преимуществ и возможностей округа, а так же снятие ограничений и минимизацию внешних угроз.
Основная стратегическая цель развития Приволжского федерального округа — это улучшение качества жизни населения посредством повышения производительности труда, а так же формирования конкурентоспособной экономики округа, основываясь на сбалансированном, взаимовыгодном партнерстве гражданского общества, бизнеса и власти.
Согласно перечню, приведенному на сайте Приволжского федерального округа6, на его территории расположены 87 монопрофильных муниципальных образования в 12 субъектах Российской Федерации с общей численностью населения 4 084 244 человека.
Моногорода расположены в Республике Башкортостан (8), Республике Мордовия (6), Республике Татарстан (7), Удмуртской Республике (3), Чувашской Республике (6), Пермском крае (1)3, Кировской области (1)2, Нижегородской области (13), Оренбургской области (10), Пензенской области (2), Самарской области (6), Саратовской области (1).
Средний уровень регистрируемой безработицы в моногородах Приволжского федерального округа составляет — 1,8% (общероссийский уровень регистрируемой безработицы составляет — 1,9%).
Существуют моногорода, уровень регистрируемой безработицы в которых в два раза и более превышает общероссийский: г. Красновишерск Пермского края — 9,3%, г. Теплая Гора Пермского края — 5,4%, г. Нытва Пермского края — 4,1%, пгт. Камские Поляны Республики Татарстан — 6,8%, г. Зеленодольск Республики Татарстан — 4,4%.
В 2011 г. в список моногородов, получивших государственную поддержку в виде субсидий на развитие инфраструктурных объектов, в целях реализации инвестиционных проектов вошли 7 моногородов Приволжского федерального округа. Общая сумма выделенных средств составила 613,96 млн рублей, в том числе7:
● Республика Мордовия, пгт. Тургенево — 37,5 млн рублей;
● Чувашская Республика, г. Алатырь — 175,93 млн рублей;
● Удмуртская Республика, г. Воткинск — 58,46 млн рублей;
● Оренбургская область, пгт. Светлый — 125,31 млн рублей;
● Саратовская область, г. Вольск — 50,59 млн рублей;
● Пензенская область, г. Сердобск — 86,52 млн рублей;
● Республика Башкортостан, г. Белорецк — 79,65 млн рублей.
По данным Минфина России проведенный мониторинг мероприятий комплексных инвестиционных планов субъектов Российской Федерации показал, что их реализация по состоянию на 30 апреля 2012 года в основном достигла достаточно высоких темпов.
Среди представленных городов Приволжского федерального округа для дальнейшего анализа можно выделить города, получившие наименьший размер субсидий:
● Республика Мордовия, пгт. Тургенево — 37,5 млн рублей
● Саратовская область, г. Вольск — 50,59 млн рублей;
● Удмуртская Республика, г. Воткинск — 58,46 млн рублей;
Средний показатель в представленной выборке получен в Саратовской области г. Вольска.
Промышленная база г. Вольска Саратовской области характеризуется видами экономической деятельности, показанными на рис.1. | | | Рис. 1. Промышленная база г. Вольска8 | В структуре промышленного комплекса 77% объемов производства приходится на предприятия осуществляющие производство прочих неметаллических продуктов. Ведущее место занимает ОАО «Вольскцемент», которое ежегодно обеспечивает от 5 до 10% роста объемов производства.
Наряду с этим, на предприятия по производству машин и оборудования приходится 6% объема производства. Это связано со стабильной работой ГУП «Вольский механический завод» и ЗАО ПК «Вольскметмаш».
Несмотря на то, что район является промышленным, производство сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий занимает до 10% от всей произведенной продукции. Основные направления специализации сельского хозяйства — растениеводство и животноводство.
Общая численность населения города — 65118 человек.
По итогам социально-экономического развития Вольского муниципального района за 2012 год численность работников занятых в экономике города составила 21054 человека, в том числе:
● Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение — 2540 человек;
● Образование — 3972 человек;
● Здравоохранение и предоставление социальных услуг — 3597 человек.
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) по крупным и средним предприятиям представлена в таблице 3.
В сфере обрабатывающего производства занято 27,6% всего трудоустроенного населения. Данный вид деятельности на территории района представляют предприятия ОАО «Вольскцемент» и ЗАО «ВолгаЦемент».
Минимальная занятость наблюдается в отрасли сельского хозяйства — 2,6%. Однако, именно эту отрасль можно считать перспективной, если принять во внимание земельные ресурсы.
Таблица 3
Среднесписочная численность по крупным и средним предприятиямНаименование отрасли | Численность, чел. | % к итогу |
---|
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 231 | 2,6 | Обрабатывающие производства | 2457 | 27,6 | Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды | 1519 | 17 | Строительство | 246 | 2,8 | Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 712 | 8 | Деятельность гостиниц и ресторанов | 355 | 4 | Транспорт и связь | 2024 | 22,5 | Финансовая деятельность | 258 | 2,9 | Операции с недвижимым имуществом | 497 | 5,6 | Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 619 | 7 | Всего: | 8 918 | 100 |
Таблица 4
Земельные ресурсыОбщая площадь территории образования (га). | Муниципальные земли | Сельскохозяйственных угодий, всего (га) | в т.ч. пашня (га) | сенокосы и пастбища (га) |
---|
353 626,66 | 3 001 | 201 527 | 122 718 | 77 811 |
Промышленность стройматериалов на протяжении длительного времени является основной отраслью специализации городской экономики и, несмотря на объективно необходимую модернизацию и диверсификацию экономики муниципального образования, именно эффективное развитие базовой отрасли будет способствовать значительному росту ее конкурентоспособности.
Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития на основе повышения уровня и качества жизни населения, развития конкурентоспособности и эффективности местной экономики, развития человеческого капитала разработана комплексная Программа социально-экономического развития г. Вольска Саратовской области до 2025 года.
Одной из главных задач в системе программных мероприятий по достижению стратегических целей является стимулирование кластерного развития промышленности строительных материалов9.
Кластерная политика — система государственных и общественных мер и механизмов поддержки кластеров и кластерных инициатив, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов, предприятий, входящих в кластер, развитие институтов, стимулирующих формирование кластеров, а также обеспечивающих внедрение инноваций. Кластерная политика страны или региона может быть представлена как согласованные меры поддержки портфеля кластерных инициатив, оптимизируемых с точки зрения эффектов и рисков от его реализации. Различают государственную, региональные и отраслевые кластерные политики.
Обычно кластерная политика рассматривается как альтернатива препятствующим конкуренции мерам традиционной «промышленной политики», в рамках которой осуществляется поддержка конкретных предприятий или отраслей.
В Российской Федерации элементы кластерной политики заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года10.
В рыночной экономике проведение системной кластерной политики является одним из наиболее действенных инструментов повышения конкурентоспособности территории. Благодаря возникновению кооперации, концентрации и консолидации между участниками кластера, а также агломерационных эффектов — следствия их пространственной близости, достигается максимальный рост конкурентоспособности всей экономической системы при относительно минимальных затратах.
Следует также иметь в виду, что кластерная политика не будет иметь должных эффектов при отсутствии достаточного уровня вовлеченности и инициативы со стороны бизнес-сообщества, то есть конкретных компаний-участников кластера или компаний, которые могли бы ими стать. Таким образом, ключевая роль государственных органов власти в сфере стимулирования кластерного развития промышленности стройматериалов города Вольска должна состоять, прежде всего, в инициировании и планировании основных направлений такого развития, а также в формировании информационной среды и комфортных условий для развития бизнеса. Кроме того, эффективность государственной кластерной политики может быть достигнута только при активном участии муниципальных, региональных, а также федеральных органов власти.
Предлагается рассматривать инвестиционную деятельность как обоснованно подготовленное предложение конкретного субъекта Российской Федерации, направленное на привлечение потенциального инвестора. Такое предложение может быть представлено в виде «Пакета прединвестиционной стадии».
Пакет документов о поддержке инвестиционного проекта может включать в себя:
● Статистические показатели региона;
● Оценку инвестиционной привлекательности региона;
● Предварительный маркетинговый анализ рынка;
● Возможность предоставления земельных участков;
● Оценку электро-, тепло-, газо-, водоснабжения участка;
● Подготовленную разрешительную документацию;
● Письменные соглашения о поддержке проекта;
● Оценку уровня субсидирования.
Разрабатывая комплексные Программы социально-экономического развития региона на краткосрочные и долгосрочные периоды органы местного самоуправления в силах самостоятельно готовить и планы развития своего муниципалитета, оценивать целесообразность и соответствие инвестиционного проекта стратегии, направленной на повышение уровня жизни и самостоятельности региона.
Подготовкой инвестиционных предложений может заниматься как специализированный отдел органов местного самоуправления, так и привлеченная, для выполнения данной работы, сторонняя организация при взаимодействии с необходимыми для выполнения задания отделами органов местного самоуправления.
Субъекты РФ и муниципальные образования имеют достаточно полномочий для принятия правовых актов по вопросам местного значения, в том числе и по формированию «Пакета прединвестиционной стадии» для реализации проектов в соответствии с утверждённой стратегией экономического развития.
Финансовое обеспечение формирования пакетов документов для инвестиционной деятельности, согласно статье 86 Бюджетного кодекса, может быть включено в расходные обязательства муниципального образования в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. В соответствии с федеральными законами органы местного самоуправления вправе решать такие вопросы, а также заключать муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договора (соглашения) по данным вопросам11.
Для решения поставленных задач недостаточно одного желания бизнесменов. Эффективность инвестиционных процессов зависит от активной позиции органов местного самоуправления и снижения административных барьеров. |
| |
|
|