Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (52), 2014
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Голянд И. Л.
профессор кафедры экономики и организации предприятий энергетического и транспортного комплексов
Сибирского федерального университета (г. Красноярск),
кандидат экономических наук

Девинова В. В.
ст. преподаватель кафедры экономики и организации предприятий энергетического и транспортного комплексов
Сибирского федерального университета (г. Красноярск)

Алиевская В. А.
ассистент кафедры экономики и организации предприятий энергетического и транспортного комплексов
Сибирского федерального университета (г. Красноярск)

Клочко А. В.
ассистент кафедры экономики и организации предприятий энергетического и транспортного комплексов
Сибирского федерального университета (г. Красноярск)


Система управления таксомотроными перевозками города Красноярска
Статья посвящена исследованиям системы управления таксомоторными перевозками, проводимым на территории Красноярского края. Обосновано использование современных информационных технологий в целях повышения эффективности управления городским таксопарком. Даны предложения, нацеленные на совершенствование системы управления таксомоторными перевозками
Ключевые слова: городские перевозки, таксомоторный транспорт, система управления, качество услуг, рынок услуг
УДК 656.13.07(71).51; ББК 39.38   Стр: 257 - 260

Важнейшей сферой экономики городов России, в том числе и такого крупного, как Красноярск, являются городские пассажирские перевозки, в которых значимое место занимает таксомоторный транспорт. Общественный транспорт, движущийся по определенным маршрутам, не может полностью удовлетворять потребности населения, так как часто пассажирам требуется доехать непосредственно к месту назначения или «от двери до двери». Для этих целей используются таксомоторные перевозки, выполняющие индивидуальные заявки населения.
Актуальность рассматриваемого вопроса заключается в специфике таксомоторного обслуживания населения. Таксомоторные перевозки не заменяют, а дополняют общественный транспорт, движущийся по определенным маршрутам. Таксомоторные перевозки используются главным образом для срочных поездок, перевозок, требующих доставки пассажира «от двери к двери», для поездок пассажиров с багажом, перевозок в районах, где нет маршрутного городского транспорта, или в те часы, когда этот транспорт не работает[2]. Большинство пассажирских поездок носят при этом случайный характер по времени и направлению движения, а также по месту посадки и высадки пассажиров.
Цель исследования — совершенствование системы управления таксомоторными перевозками и повышение качества перевозок.
Объект исследования — таксомоторные предприятия г. Красноярска и Красноярского края и индивидуальные перевозчики.
Таксомоторный транспорт представляет собой сложную социально-экономическую систему, необходимым условием функционирования которой является сочетание государственного управления и самоуправления в отрасли в условиях, протекающих в системе процессов организации и самоорганизации. К основным элементам, формирующим системную организацию таксомоторного транспорта и служащим факторами самоорганизации, относятся таксомоторные парки и индивидуальные перевозчики. Они также являются объектами управления. Субъекты управления таксомоторным транспортом представлены элементами внешней среды в лице федеральных и местных органов законодательной и исполнительной власти: налоговой инспекции, министерства транспорта Российской Федерации, государственной инспекции безопасности дорожного движения.
На территории Красноярского края, включая город Красноярск, действует 774 оператора таксомоторных перевозок. В городе Красноярске насчитывается порядка 200 операторов, предоставляющих услуги такси. В их число входят операторы, не имеющие собственного автопарка, фирмы, имеющие в соб­ственности несколько автомобилей, используемых в качестве такси, и индивидуальные предприниматели, имеющие в соб­ственности один автомобиль для перевозок пассажиров [4].
Провести точный подсчет автомобилей-такси в Красноярском крае не представляется возможным, так как их учет не ведется ни администрациями муниципальных образований края, ни министерством транспорта.
На основе опросов и личных наблюдений можно сделать вывод, что услуги в сфере перевозок такси в городе Красноярске находятся в стадии насыщения рынка услугой.
Это обусловлено тем, что в 2003 году, после отмены лицензирования таксомоторных перевозок были отменены жесткие рамки контроля качества, стало возможно ведение предпринимательской деятельности в данной сфере, и число компаний такси в городе выросло.
Конкурентная борьба обострилась, и фирмы направляют усилия на рекламные акции, привлечение и удержание клиентов.
Основная часть зарегистрированных в городе Красноярске фирм-перевозчиков работает как операторы, доля фирм с собственным автопарком значительно меньше.
Для формирования в городе Красноярске цивилизованного рынка таксомоторных перевозок нужно неуклонно соблюдать несколько принципов:
— первый заключается в том, что рынок должен быть регулируемым и иметь первоначальную направленность в сторону потребностей пассажира;
— второй принцип — необходимо действовать в рамках законодательства на всей территории России, и, соответственно, на территории Красноярска (последнее необходимо изменять в соответствии с особенностями и с теми задачами, которые будут стоять для успешного формирования и регулирования этого рынка [3]);
— третий принцип — это степень государственного регулирования, которая будет определяться конечными целями, такими как создание цивилизованного рынка таксомоторных перевозок и использование опыта тех, кто уже прошел этот путь.
При потреблении услуг на первое место выходят факторы, влияющие на выбор такси, такие как цена, точность, безопасность, комфорт, наличие скидок, культура обслуживания.
Факторы, влияющие на выбор фирмы такси, представлены на рис. 1.
Рис. 1. Факторы, влияющие на выбор таксомоторной фирмы
Фактор «Цена на услуги» оценивается по минимальной стоимости проезда по городу и по стоимости поездки в аэропорт. Минимальная стоимость проезда в такси в городе Красноярске составляет в среднем 100–120 рублей, стоимость поездки в аэропорт 700–800 рублей в зависимости от пункта отправления.
Фактор «Безопасность» — проблема многих Красноярских такси. Самыми безопасными считаются компании с собственным автопарком за техническое состояние, и обслуживание автомобиля которых отвечает компания — перевозчик. В фирмах такси, в которых на работу принимают водителей с личными автомобилями, безопасность носит относительный характер, так как ответственность за техническое состояние автомобиля несет сам водитель.
Фактор «Комфорт», так же как и «Безопасность», в г. Красноярске — фактор относительный. Если автомобили, эксплуатируемые в качестве такси, находятся в собственности компании, то компания, как правило, выбирает автомобили одной марки и одного цвета. Автомобили-такси таких компаний зачастую чистые и ухоженные. Если же автомобиль находится в собственности водителя, то за его комфорт, внешний вид и техническую исправность отвечает сам водитель, что значительно снижает эти качества.
Фактор «Культура обслуживания» в целом по г. Красноярску находится на среднем уровне. Организации, имеющие собственный автопарк, при приеме водителей на работу, проводят собеседование на соответствие уровня культуры. Фирмы же, нанимающие водителей с личным автомобилем, просто регистрируют автомобиль, не проводя никакого собеседования, и поставляют водителю заказы. Поэтому за культуру обслуживания в таких случаях ответственность несет сам водитель.
Согласно опросу, проведенному среди жителей города, более всего пользуются спросом такие фирмы-такси, как «Такси «Мой Город» «Максим», «Аврора», «Егоза», «Рикша», «Ямщик», «Яр-такси», «Алиса», «Эконом», «Командир», «Везет», «Извозчик», «Авангард», «Шеф», «Аватар», «Токио», «Приват». Из перечисленных 17 фирм, 7 имеют собственный автопарк, остальные 10-диспетчерские, они нанимают на работу водителей с личным автомобилем. В них каждый водитель по окончании смены сдает заранее оговоренную сумму выручки в фирму, остальное является его заработной платой. Расходы на амортизацию автомобиля лежат полностью на водителе, так же как и состояние его здоровья [5].
Краткая характеристика рынка услуг легкового такси в городе Красноярске представлена в табл. 1.

Таблица 1
Краткая характеристика рынка
КритерииОписание
По мотивам потребленияРынок потребителя
По товарному признакуРынок массового спроса
По национальной принадлежностиВнутренний
По уровню охватаГоризонтальный (охватывает одну отрасль)

Время ожидания автомобиля в среднем составляет 10–15 минут, в часы пик порядка 20–25 минут без предварительного заказа.
Основными клиентами таксомоторных фирм являются государственные и муниципальные служащие, частные предприниматели и домохозяйки в возрасте в основном от 20 до 50 лет, с уровнем среднемесячного дохода от 20 тысяч рублей и выше.
В ходе анкетирования были проведены группировки респондентов по частоте и причине обращения к услугам автомобилей-такси. Данные группировки представлены на рис. 2.
Рис. 2. Частота использования и причины обращения к таксомоторным перевозкам
Установлено, что 42,5% респондентов пользуются услугами такси, когда куда-либо опаздывают, 35% — по праздникам, 30% — для поездок в аэропорт, на вокзал и обратно. Самая малая доля принадлежит поездкам за покупками и для семейного отдыха — 5%, и поездкам на работу и с работы — всего 2,5%.
Большинство респондентов, принявших участие в опросе, чаще придерживаются определенной фирмы-перевозчика — 35%, 30% всегда придерживаются определенной фирмы, и 35% не придерживаются.
Решающим фактором при выборе фирмы-перевозчика является цена и время подачи автомобиля, гораздо менее значимы такие факторы, как безопасность, комфорт и культура обслуживания.
Большинство респондентов узнает о фирмах-перевозчиках от знакомых, либо благодаря рекламе в справочниках, газетах, журналах.
При поездке в такси пассажиров не устраивает ряд факторов, таких, как нарушение водителем правил дорожного движения, неаккуратное вождение, грязный салон и курение, хамство водителя, опоздание, возраст и марка автомобиля, выбор водителем длинного пути следования, незнание водителем улиц города, отсутствие таксометра или сведений о стоимости поездки.
Опрос показал, что многие из тех, кто пользуется услугами таксомоторных фирм, предпочли бы воспользоваться услугой «бумеранг» (не платить за исходящий звонок при заказе такси), и возможностью заказать машину через интернет. Услугами «автозаявка» (заказ такси без участия диспетчера) и возможностью заказа автомобиля с детским сиденьем воспользовались бы около 30% респондентов.
В городе Красноярске такси — это в основном работа через фирму. Но существуют таксисты, работающие без участия диспетчеров и фирм. С момента издания Постановления «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Красноярского края» № 482-п от 16.08.2011 их становится все меньше[1,2].
Повышение эффективности управления городским таксопарком является не только актуальной экономической проблемой, направленной на сокращение эксплуатационных затрат, но и важной социальной задачей, обеспечивающей более высокое качество обслуживания, сокращение времени ожидания транспортных средств, снижение тарифов и др.
В свою очередь, решение этих задач возможно только путем комплексного использования современных информационных технологий, в том числе: автоматизации рабочих мест диспетчеров и водителей; упрощения телекоммуникационных процедур, обмена информацией по различным беспроводным технологиям; организации способов оперативного анализа и обработки информации [6].
Большинство предлагаемых сейчас на рынке систем автоматизации такси являются исключительно программными продуктами, осуществляющими обработку заказов клиентов в диспетчерском центре. В случаях установки терминального оборудования ограничены типы каналов связи и максимальное количество сопровождаемых автомобилей.
Для решения полного комплекса возникающих проблем и задач необходима комплексная система, автоматизирующая весь спектр работ диспетчеров, водителей и управленцев.
Разработанная ООО «Инком» информационно-телекоммуникационная система (ИТС) «АГАТ» предназначена для автоматизации процесса диспетчерского сопровождения автомобилей такси. Структурная схема ИТС «АГАТ» представлена на рис. 3.
Данная система позволяет повысить эффективность работы и оперативность управления таксомоторными перевозками, что достигается путем внедрения новых технологий и алгоритмов. Помимо этого, предусмотрена возможность вызова водителя по дополнительному радиоканалу в голосовом режиме.
Автоматизированный программный комплекс (АПК) автомобиля такси обеспечивает: автоматическое определение координат объекта, прием информации из диспетчерского центра, передачу в диспетчерский центр навигационной и служебной информации, формализованных текстовых сообщений, расчет стоимости проезда, печать чеков, прием платежей с магнитных карт и др.
АПК диспетчерского центра обеспечивает прием навигационной и служебной информации из такси, передачу в такси служебной информации, формализованных и произвольных текстовых сообщений, отслеживание местоположения и маршрута транспортного средства, прием и обработку заказов клиентов, ведение базы данных, поиск информации (адресов, свободных машин) в ГИС, создание аналитических отчетов.
Одним из звеньев системы является Call-центр, выполняющий функции АТС (автоматическая телефонная станция) и обеспечивающий удобную работу оператора с помощью переключения гарнитуры наушников с телефона на радиостанцию и автоматического определения и записи в базу данных номеров клиентов. АПК осуществляет контроль над расходом топлива, соблюдением скоростного режима, проведением регламентных работ по ТО [7].
Характерной особенностью системы является дружественный интерфейс и возможность интеграции разрабатываемого программного обеспечения с другими системами, что в свою очередь позволяет реализовать дополнительные функции. Например, обмен данными в системе 1С для решения задач начисления зарплаты и премиальных с учетом режима работы, учета ГСМ на складе.
Среди социально важных функций можно выделить возможность установки тревожных кнопок в транспортном средстве для экстренного вызова полиции, скорой помощи, ДПС.
Использование ИТС «АГАТ» позволит:
сократить «холостой» пробег автотранспорта таксопарка и, как следствие, снизить затраты на топливо, за счет оперативного выбора свободного автомобиля, находящегося на минимальном расстоянии от указанного в заказе места подачи клиенту;
обеспечить минимальное время от принятия заказа до его доведения водителю за счет «разгрузки» каналов связи;
повысить оперативность и производительность труда операторов диспетчерского центра таксопарка за счет высокого уровня автоматизации всех операций, выполняемых при получении заказов, выборе свободного автомобиля и контроле над выполнением заказа водителем;
обеспечить максимальное использование автотранспортных ресурсов таксопарка за счет передислокации свободного от заказов автотранспорта в районы с наибольшей вероятностью получения предварительных заказов;
контролировать исполнительскую дисциплину персонала диспетчерского центра и водителей и, как следствие, повысить качество и культуру обслуживания клиентов за счет регистрации и ведения базы данных всех операций и событий по приему и выполнению заказов, маршрутов, пробега автомобилей.
Таким образом, повышение эффективности работы и оперативности управления службой такси может быть достигнуто путем внедрения новых технологий и алгоритмов.
Рис. 3. Структурная схема ИТС «АГАТ»


Литература
1. Федеральный закон №69-ФЗ от 21.04.2011 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Точка доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113289/
2. Постановление Правительства Красноярского края «О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 16.08.2011 № 482-п «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Красноярского края». Точка доступа http://www.krskstate.ru/docs/0/doc/9540
3. Постановление Правительства Красноярского края от 06.07.2010 № 377-п «Об утверждении Положения о министерстве транспорта Красноярского края». Точка доступа http://www.krskstate.ru/government/executiv/ministers/0/doc/109
4. Ахунова И.Б., Гук Г.А. Сборник статей Международной научно-практической конференции «Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе». 29–30 марта 2013 г. — Ч.3. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. — 321 с. — С.26–30.
5. Балабаева И.А. Практика показывает: закон «О такси» нуждается в доработке // Автомобильный транспорт. — 2012. — №1. — С. 30–37.
6. Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник для вузов — М.: Изд-во «Экзамен», 2008. — 384 с.
7. http://incom.tomsk.ru/ (Дата обращения 10.08.2014 г.)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия