| | Проблемы современной экономики, N 4 (52), 2014 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Соколова С. В. профессор кафедры управления и планирования социально-экономических процессов экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук Лин А. А. заведующий кафедрой экономики и управления
Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии,
доктор фармацевтических наук, профессор Орлов А. С. доцент кафедры экономики и управления
Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии,
кандидат фармацевтических наук
| |
| | В статье проанализированы состояние, тенденции и проблемы развития аптечного рынка косметики как специфического сегмента фармацевтического рынка России. Охарактеризованы общие черты и особенности аптечного рынка косметики. Проанализирована система государственного регулирования аптечного рынка косметики и сделан вывод о необходимости ее дальнейшего совершенствования | Ключевые слова: фармацевтический рынок, аптечный рынок косметики, лечебная косметика, структура аптечного рынка косметики, динамика цен в отдельных группах аптечного рынка косметики, государственное регулирование аптечного рынка косметики | УДК 615.1/.4; ББК 52.8 Стр: 345 - 350 | Данная статья является продолжением ряда публикаций по социально-экономическим вопросам развития фармацевтического рынка и посвящена аптечному рынку косметики [1–10].
Еще в недавнем прошлом значительная часть человечества руководствовалась принципом Апостольских постановлений (Книга первая, 4): «Красоты, данной тебе от природы Богом, не разукрашивай». Однако современной общемировой тенденцией является быстрый рост розничных продаж парфюмерно-косметической продукции. Так, с 2003 г. по 2013 г. общий объем мирового рынка парфюмерных и косметических товаров вырос почти в 3 раза. Но даже на этом фоне соответствующий российский рынок за аналогичный период времени увеличился почти в 6 раз, то есть он рос в 2 раза быстрее мирового [рассчитано по: 11–12]. В 2013 г. объем российского рынка парфюмерно-косметических товаров достиг 402,67 млрд руб. и составил 1,7% от общего оборота розничной торговли в России, что сопоставимо с долей в розничных продажах фармацевтических, медицинских и ортопедических товаров, которая, по данным Росстата, была равна 3,4% [13]. Такая высокая динамика розничных продаж парфюмерно-косметических товаров в России на фоне растущих реальных доходов свидетельствует о росте эстетических запросов населения, усилении внимания к уходу за своим телом и в какой-то мере к своему здоровью, что с экономической точки зрения может рассматриваться в качестве инвестиций в человеческий капитал [21; 22]. Обоснованность и эффективность таких вложений образно доказала польская писательница Янина Ипохорская: «Говорят, во Франции женщины тратят на косметику больше, чем государство на армию. Но у них и побед больше».
Доля аптечных продаж в реализации парфюмерно-косметической продукции была весьма скромна и в 2013 г. составляла 6%, но в ее ассортименте преобладает лечебная косметика, как специфический вид фармацевтического товара. Рассмотрим количественные характеристики аптечного рынка косметики. В 2013 г. в аптеках было реализовано 200 млн упаковок косметических средств на общую сумму 24,344 млрд руб. (рис.1).
В период с 2010 г. по 2013 г. среднегодовой темп роста аптечного рынка косметики в стоимостном выражении составлял 6,8% при том, что в натуральных показателях (количество проданных упаковок) заметных изменений практически не было. Отметим тот факт, что в целом российский рынок соответствующей продукции за тот же период времени увеличивался в среднем на 15,8% в год. Отставание темпов роста аптечного рынка косметики от общероссийского рынка парфюмерно-косметической продукции, по нашему мнению, в первую очередь связано с активными маркетинговыми усилиями по продвижению мировых брендов в основных товаропроводящих каналах. | Статья в pdf-формате. |
| |
|
|