| | Проблемы современной экономики, N 4 (52), 2014 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Ритман Н. А. ст. преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
Санкт-Петербургского государственного экономического университета
| |
| | Статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем развития экономики страны — целевым направлениям и источникам финансирования российской промышленности, в частности, фармацевтического производства. Раскрыты факторы, которые определяют необходимость разработки комплекса мер государственного стимулирования импортозамещения в сфере лекарственных средств и медицинских изделий. Обоснованы стратегические задачи развития фармацевтического производства | Ключевые слова: основные производственные фонды, оценка эффективности, фармацевтическое производство | УДК 615.1/.4; ББК 52.8 Стр: 351 - 353 | Разработка, испытания и организация выпуска новых инновационных конкурентоспособных видов отечественной лекарственной продукции требует привлечения инвестиционных ресурсов и снижения административных барьеров. Во многом меры государственного стимулирования развития российских фармпроизводителей являются определяющими при выполнении указанных задач.
В последнее десятилетие функционированию отраслей фармацевтической и медицинской промышленности в России уделялось большое внимание со стороны законодательной и исполнительной власти. В зависимости от стратегических целей и задач, на которые были направлены стимулирующие меры, государственную политику, как совокупность методов и инструментов регулирования исследуемой сферы, следует разделить на два этапа. Первый — это период до 2008 года, который предшествовал осуществлению комплекса мер по разработке, одобрению и введению в действие Государственной программы Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013–2020 годы» (далее — Программа развития отрасли). Второй — период формирования, совершенствования и реализации компонентов этого целеполагающего документа.
По мнению ведущих экономистов и специалистов отрасли, таких как Е.А. Тельнова, А.А. Лин, А.М. Потапов, Б.И. Соколов Б.И., Д.М. Слепнев [5,6], тенденции развития отрасли в период до 2008 г. определялись потребностями текущего заполнения потребностей отдельных сегментов рынка лекарственных средств, в которых возник дефицит вследствие структурных изменений предыдущих лет в экономике в процессе реформирования системы хозяйствования. Разбалансированность отрасли фармацевтического производства, возникшая в этот период, повлекла за собой снижение уровня обеспеченности рынка лекарственными средствами отечественного производства и, как следствие, усиление процессов импортирования фармацевтической продукции и медицинской техники. Помимо этого, сырьевая зависимость предприятий фармацевтической промышленности от импортных поставок также расширялась.
Указанные факторы определили необходимость разработки комплекса мер государственного стимулирования импортозамещения в сфере лекарственных средств и медицинских изделий. Как результат, в 2010 году была утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» и в 2014 году в окончательном виде была одобрена Программа развития отрасли. Выполнение показателей Программы развития отрасли в период 2013 года характеризуют данные таблицы 1.
Таблица 1
Анализ уровня выполнения целевых значений показателей Программы развития фармацевтической и медицинской промышленности РФ в 2013 годуПоказатели выполнения программы | Базовое значение | Фактическое значение | Доля выполнения базового уровня, % |
---|
Доля лекарственных средств отечественного производства по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, % | 63 | 65 | 103,2 | Доля современных медицинских изделий в рамках приоритетных направлений здравоохранения, выпускаемая российскими производителями, % | 10,8 | 20,6 | 190,7 | Объем инвестиций в научные исследования, разработки, технологические инновации и перевооружение производства фармацевтической и медицинской продукции, млрд руб. | 17,5 | 21,2 | 121,1 | Объем привлеченных внебюджетных средств, млрд руб. | 10,69 | 10,55 | 98,7 | Количество предприятий фармацевтической промышленности, где произведено технологическое перевооружение производства, ед. | 20 | 20 | 100 | Количество предприятий медицинской промышленности, где произведено технологическое перевооружение производства, ед. | 5 | 13 | 260 | Количество специалистов, прошедших переподготовку, чел. | 650 | 743 | 114,3 | Объем бюджетных расходов, тыс. рублей | 13928464 | 12996600 | 93,3 | Коэффициент бюджетной эффективности, %* | 2 | 5 | 250 | Источник: [3].
* Рассчитан по методике Программы развития отрасли как отношение дисконтированной суммы налоговых и иных поступлений в бюджет к дисконтированной сумме бюджетного финансирования.
Как видно из представленных сведений по целевым показателям, информация по которым систематизирована и опубликована официальными источниками [3,4], бюджетное финансирование мероприятий Программы развития фармацевтической и медицинской промышленности в 2013 г. выполнено в значительном объеме, что обеспечило превышение программных целевых значений степени технического перевооружения и модернизации предприятий, переподготовки персонала, финансирования научных исследований и инноваций, а также заданного уровня выпуска лекарственных средств и медицинских изделий отечественного производства. При этом важно подчеркнуть, что рассмотренные целевые значения достигнуты при неполном бюджетном финансировании мероприятий Программы. Так, уровень привлеченных внебюджетных средств в 2013 г. незначительно отставал от базовых (запланированных) целевых показателей и составил 98,7%, а уровень бюджетных расходов составил 93,3%.
В связи с бюджетным недофинансированием мероприятий программы интересными представляются результаты анализа соотношения уровня бюджетных и внебюджетных источников финансирования Программы в части осуществления целевых инновационных и научно-исследовательских разработок. Как видно из данных таблицы 2, значительную долю инвестиций в период 2011–2020 гг. предполагается привлечь за счет внебюджетных источников. В части покрытия финансовых потребностей планируемых к реализации в фармацевтической промышленности работ на развитие научно-технического потенциала выделено 66% средств бюджетного финансирования, а на развитие инновационного потенциала — только 32%. Целесообразно особо подчеркнуть, что Программой развития предусмотрено, что все мероприятия по организации производств предполагается осуществить только за счет внебюджетных источников финансирования в рамках выполнения следующих групп НИОКР: «Развитие научно-технического потенциала фармацевтической промышленности», «Развитие научно-технического потенциала медицинской промышленности» и «Развитие инновационного потенциала медицинской промышленности». Это означает, что государство предполагает обеспечить источниками средств только мероприятия по разработке технологического обеспечения программных направлений. Следовательно, планирование и реализация организации фармацевтического производства, оптимизация состава затрат на эти цели, обеспечения требований к качеству выпуска — это задачи конкретных предприятий фармацевтической и медицинской производственных отраслей, которые должны будут самостоятельно осуществить поиск и привлечение инвестиционных ресурсов для организации производства
В части обеспечения бюджетного финансирования мероприятий Программы на период 2015–2017 гг., исходя из законодательно установленных показателей, предполагается обеспечить выделение бюджетных средств в соотношениях, представленных в табл.3.
Таблица 2
Соотношение источников финансирования НИОКР Федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»Группы работ | Внебюджетные средства, млн руб. | Общая стоимость, млн руб. | Доля внебюджетного финансирования, % |
---|
Группа 1 «Развитие научно-технического потенциала фармацевтической промышленности» (в части разработки технологии и организации производства ЛС) | 9660 | 21900 | 44 | Группа 2 «Развитие инновационного потенциала фармацевтической промышленности» (в части доклинических, клинических исследований, создания технологических платформ по производству) | 57000 | 83350 | 68 | Группа 3 «Развитие научно-технического потенциала медицинской промышленности» (в части разработки технологии и организации производства оборудования и техники) | 14915 | 29830 | 50 | Группа 4 «Развитие инновационного потенциала медицинской промышленности» (в части разработки технологии, организации производства и НИОКР инновационных материалов, оборудования и техники для диагностики) | 11652 | 19420 | 60 | Группа 5 «Развитие кадрового потенциала и информационной инфраструктуры фармацевтической и медицинской промышленности» (НИОКР — прогнозирование, методическое обеспечение) | 94724 | 155997 | 61 | Источник: Приложение № 2 к Федеральной целевой программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».
Таблица 3
Анализ бюджетного финансирования выполнения мероприятий Программы развития фармацевтической и медицинской промышленности на 2015–2017 гг. в соответствии с показателями бюджетного законодательства на 2015 и плановый период 2016–2017 гг2015, базовое значение, тыс. руб. | 16 598 770 | 2015, значение по бюджету на 2015г., тыс. руб. | 16 598 770 | доля выполнения показателей ЦФП,% | 100 | 2016 базовое значение, тыс. руб. | 18 777 661,1 | 2016 значение по бюджету на 2015г, тыс. руб. | 18 402 107,9 | доля выполнения показателей ЦФП,% | 98 | 2017 базовое значение, тыс. руб. | 16 690 500 | 2017значение по бюджету на 2015г, тыс. руб. | 16 365 118,6 | доля выполнения показателей ЦФП,% | 98 | Источник: [3]
Факт незначительного планового снижения финансирования государственных целевых программ на 2015 год, риски, связанные с невыполнением плановых бюджетных показателей в связи с текущими экономическими тенденциями, а также предусмотренные потребности внебюджетного финансирования определяют целесообразность разработки мероприятий в области инвестиционной активности предприятий фармацевтической отрасли.
Как показывают статистические данные, уровень использования основных средств предприятиями составляет немного ниже 65%, из состава привлеченных источников следует выделить банковские кредитные ресурсы — 23%, бюджетное финансирование — 4%, займы, поступления от эмиссии ценных бумаг и прочие источники — составили до 7%. Тенденцией является повышение доли собственных средств предприятий, направляемых на инвестиции, и их существенный уровень — от 53% в 2011 до 65% в 2013 году, доля привлеченных кредитных ресурсов в 2011, 2012 годах оставалась стабильной на уровне 6–7% и показала значительный рост в 2013 г. — до 23%, величина бюджетного финансирования незначительна, она также удвоилась за исследуемый период. Таким образом, основными источниками инвестиций фармпроизводителей являются собственные средства и кредитные ресурсы.
Как следует из статистических данных более 91% средств предприятия направили на строительство и приобретение машин, оборудования, транспортных средств, зданий и сооружений, то есть инвестировали в основной капитал. При этом доля затрат на здания и сооружения составила для этого вида инвестиций около 46%, оборудования — 53,54%, 44% затрат были направлены на приобретение импортного оборудования.
Немного менее 4% всего объема инвестиций направлено на выполнение НИОКР, около 3,5% всего объема составили инвестиции в интеллектуальную собственность. Если анализировать только структуру финансирования приобретения и создания объектов интеллектуальной собственности, то она относительно равномерна — чуть более 43% направлено на выполнение НИОКР, немногим менее 40% — на создание патентов, изобретений, промышленных образцов.
Таким образом, инвестирование предприятиями отрасли в существенной части направлено на техническое перевооружение и обеспечение материальной основы производственной активности. При этом технологические разработки и исследования составляют в объеме финансирования незначительную часть — около 7,5% общего объема вложений.
На наш взгляд целесообразно принять во внимание тот факт, что одной из причин усиления инвестирования в техническое перевооружение предприятий фармацевтической производственной отрасли в 2013 г. явилась подготовка к выполнению законодательно введенных с начала 2014 г. требований к качеству производства лекарственных средств.
Требования к качеству производства лекарств в России ужесточались последовательно. Так, в 1991 г. был опубликован и введен в действие первый российский государственный стандарт, определяющий нормативные требования к организации производства и контролю качества лекарств. Результатом применения указанного документа, как считает ряд авторов, явились рост стоимости производства лекарств и необоснованное усложнение технологий выпуска. На следующем этапе в 2005 г. планировалось введение в действие документа, соответствующего европейским подходам к обеспечению качества производства, которое было отложено до 2010 г., когда в действие был введен стандарт ГОСТ Р 52249–2009. Однако обязательность применения его установлена законодательно в статье 71 Закона «Об обращении лекарственных средств» только c 2014 года. Указанный документ сферой своего регулирования имеет всю совокупность вопросов, связанных с условиями всех этапов и условий производства (помещения и оборудование, документация, технологии производства, хранение и маркировка, перемещение, анализы, рекламации, уровень привлекаемого персонала и т.п) и контроля качества лекарств и фармацевтических субстанций. Требования документа направлены на полное обеспечение соответствия отечественных лекарственных средств и субстанций мировым стандартам и повышение их конкурентоспособности.
Обобщая результаты проведенного анализа, стратегическими целевыми направлениями развития фармацевтического производства в России, взаимосогласованными и выраженными в Программе развития отрасли, являются увеличение доли рынка отечественных лекарственных средств, повышение конкурентоспособности российских лекарств путем внедрения инноваций как в процессы разработки продукции, так и в технологии их производства, техническое и технологическое обновление производственных предприятий, повышение уровня кадрового обеспечения производств. Отдельной проблемой для российских фармацевтических производителей в настоящее время является обеспечение соблюдения обновленных законодательно установленных с 2014 г. качественных требований и к процессу производства, и к самой продукции.
В целях обеспечения решения указанных стратегических задач развития производства следует принять во внимание уровень и структуру источников инвестиционных ресурсов предприятий отрасли. Как показывает проведенное исследование, основой развития предприятий являются их собственные средства, а также банковские кредиты. Бюджетное финансирование, как отражено в законодательных актах, гарантировано для приоритетных задач, однако составляет в общем объеме источников инвестиций, как показывают данные статистики, незначительную величину. |
| |
|
|