| | Проблемы современной экономики, N 4 (52), 2014 | | ИЗ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА | | Бражник М. В. доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Уральской государственной сельскохозяйственной академии (г. Екатеринбург),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье на основании изучения и анализа значительного количества нормативных правовых документов рассмотрены вопросы приведения системы и структуры органов государственного управления агропромышленным комплексом в Российской Федерации в соответствие с положениями Конституции и вопросы дальнейшего реформирования органов государственного управления агропромышленным комплексом в первом полугодии 1995 года | Ключевые слова: агропромышленный комплекс Российской Федерации, управление агропромышленным комплексом, государственные органы управления агропромышленным комплексом | УДК 338.24:338.436.33; ББК 65.32–2я 73 Стр: 395 - 401 | Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г. № 45 «Об упорядочении состава координационных и консультативных органов, созданных Правительством Российской Федерации» [45] в целях устранения параллелизма в деятельности консультативных и координационных органов, дублирования функций федеральных органов исполнительной власти, а также в связи с завершением рядом комиссий и советов выполнения поставленных задач и истечением сроков их полномочий был упразднен ряд координационных и консультативных органов, в том числе Межведомственная комиссия по детскому и специальному питанию, образованная постановлением Совета Министров от 15 марта 1993 г. № 230 «Об организационных мерах по развитию индустрии детского и специального питания в Российской Федерации» [44].
При этом был признан утратившим силу перечень решений Правительства Российской Федерации, в том числе пункты 1 и 2 постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 15 марта 1993 г. № 230 «Об организационных мерах по развитию индустрии детского и специального питания в Российской Федерации» [44], распоряжение Совета Министров от 8 июня 1993 г. № 995-р [72], распоряжение Правительства РФ от 12 апреля 1994 г. № 465-р [60].
Постановлением Правительства РФ от 16 января 1995 г. № 57 «О частичном изменении постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1994 г. № 1435 «О создании Международного агропромышленного фонда»« [36 (частично утратило силу [24]. — М.Б.)] (с последующим частичным изменением пункта 2 [23]. — М.Б.) (последующее частичное изменение пункта 2 утратило силу [24]. — М.Б.) в целях защиты интересов государства, обеспечения необходимого уровня координации деятельности Международного агропромышленного фонда и государственных органов в частичное изменение пункта 2 постановления Правительства РФ от 30 декабря 1994 г. № 1435 «О создании Международного агропромышленного фонда» [33] было определено, что представителей государства в органах управления Международного агропромышленного фонда назначает Правительство РФ.
Данным постановлением представителями государства в органах управления Международного агропромышленного фонда были назначены:
● Заместитель председателя Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения населения страны;
● Министр сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
● заместитель председателя Российского фонда федерального имущества.
Постановлением Правительства РФ от 24 января 1995 г. № 77 «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по координации реализации проекта поддержки осуществления земельной реформы» [48] в соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1994 г. № 1327 «Об утверждении Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования проекта по поддержке осуществления земельной реформы» [55] председатель Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству был назначен председателем Межведомственной комиссии по координации реализации проекта поддержки осуществления земельной реформы.
Кроме того, данным постановлением были утверждены Положение о Межведомственной комиссии по координации реализации проекта поддержки осуществления земельной реформы и ее состав.
Утвержденным Положением было определено, что Межведомственная комиссия по координации реализации проекта поддержки осуществления земельной реформы (Комиссия) создана в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования проекта по поддержке осуществления земельной реформы от 22 июня 1994 г. и действует в период реализации этого Соглашения.
Основной задачей Комиссии явился контроль за реализацией проекта поддержки осуществления земельной реформы и оказание содействия Комитету РФ по земельным ресурсам и землеустройству в решении вопросов, требующих межведомственной координации и взаимодействия.
В своей деятельности Комиссия была призвана руководствоваться Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Соглашением между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития (МБРР) о займе для финансирования проекта по поддержке осуществления земельной реформы от 22 июня 1994 г., а также утвержденным Положением.
Положением был также определен порядок формирования состава Комиссии, периодичность проведения ее заседаний, порядок оформления принимаемых решений.
Кроме того, Положением было предусмотрено, что Комиссия может формировать временные и постоянные рабочие органы, в том числе в структуре центрального аппарата Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству в пределах установленных штатной численности и фонда оплаты труда.
Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии было возложено на Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.
Постановлением Правительства РФ от 26 января 1995 г. № 82 «Вопросы Федеральной продовольственной корпорации» [2] (утратило силу [32; 65; 67]. — М.Б.) было утверждено Положение о Федеральной продовольственной корпорации при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ.
Данным постановлением на Федеральную продовольственную корпорацию при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ было возложено:
● осуществление функций государственного заказчика по закупке и поставке для федеральных и региональных нужд зерна, сахарной свеклы, семян масличных культур, льна-долгунца, скота и птицы, молока, шерсти и других продуктов, на которые устанавливается государственный заказ, а также организация экспортно-импортных операций с продовольственными товарами;
● размещение на конкурсной основе заказов на закупку и реализацию сельскохозяйственной продукции и продовольствия среди хозяйствующих субъектов для формирования продовольственных фондов с целью регулирования и стабилизации рынка продовольствия;
● осуществление поддержки реализации сельскохозяйственными товаропроизводителями произведенной ими продукции на продовольственном рынке, обеспечение применения гарантированных цен на закупаемую в государственные продовольственные фонды продукцию, а также проведение государственных залоговых операций;
● организация проведения товарных и закупочных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
● оказание содействия развитию рыночной инфраструктуры, созданию и функционированию оптовых продовольственных рынков.
Кроме того, данным постановлением были внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 1994 г. № 1121 «О создании Федеральной продовольственной корпорации и системы оптовых продовольственных рынков» [34] (позднее утратило силу [32; 65; 67]. — М.Б.), касающиеся уточнения основных задач, возложенных на Федеральную продовольственную корпорацию.
Утвержденным Положением о Федеральной продовольственной корпорации при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ было определено, что эта корпорация является федеральным государственным учреждением и осуществляет свои функции в целях развития и государственного регулирования продовольственного рынка в интересах товаропроизводителей, удовлетворения спроса населения на продовольствие и промышленности — на сельскохозяйственное сырье.
Положением были также определены правовое поле деятельности и юридический статус Федеральной корпорации; перечень ее основных задач, функций и направлений деятельности; общие принципы создания Федеральной корпорацией ее территориальных органов; порядок финансирования расходов на содержание аппарата Федеральной корпорации; перечень прав Федеральной корпорации; особенности осуществления руководства и управления деятельностью.
Постановлением Правительства РФ от 26 января 1995 г. № 87 «О государственной поддержке фермерских страховых компаний» [10] в целях оказания в 1995 году государственной поддержки фермерским страховым компаниям Министерству финансов РФ было поручено образовать Межведомственную комиссию для содействия созданию фермерских страховых компаний и их эффективному функционированию (Межведомственную комиссию), включив в нее представителей Министерства экономики, Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом, Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью, Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России.
Межведомственной комиссии было поручено разработать критерии определения и, исходя из этих критериев, с учетом предложений Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России и по согласованию с Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью определить фермерские страховые компании, в уставные капиталы которых будут внесены бюджетные ассигнования в качестве вкладов государства.
Государственному комитету РФ по управлению государственным имуществом было поручено выступить в качестве учредителя (участника) определенных Межведомственной комиссией фермерских страховых компаний и назначить представителей государства в этих компаниях.
Министерству финансов РФ было поручено перечислить указанным страховым компаниям средства, предусмотренные в федеральном бюджете для оплаты вклада государства в их уставный капитал (в развитие данного поручения см. также постановление Правительства РФ от 21 февраля 1996 г. № 165 «О государственной поддержке фермерских страховых компаний» [11]. — М.Б.).
Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом было поручено с участием заинтересованных министерств, ведомств и организаций Российской Федерации разработать и представить в Правительство порядок продажи находящихся в федеральной собственности пакетов акций фермерских страховых компаний, предусмотрев в нем исключительное право их покупки для фермеров и их объединений.
Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1995 г. № 205 «Об утверждении состава Совета по аграрной политике при Правительстве Российской Федерации» [56] (утратило силу 57; 20; 68; 58; 7; 21; 15; 70; 38; 71; 29; 31; 69]. — М.Б.) был утвержден обновленный состав Совета по аграрной политике при Правительстве (под председательством Заместителя Председателя Правительства по вопросам агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения населения страны. — М.Б.), в связи с чем постановление Совета Министров — Правительства РФ от 25 ноября 1993 г. № 1235 «Об утверждении состава Совета по аграрной политике при Совете Министров — Правительстве Российской Федерации» [59] было признано утратившим силу.
Распоряжением Правительства от 15 марта 1995 г. № 344-р [62] (утратило силу [26; 4; 17; 16; 18; 6; 19; 43; 25; 27; 37; 30; 29]. — М.Б.) была создана Комиссия по проведению весеннего сева и уборки урожая под председательством Заместителя Председателя Правительства РФ по вопросам агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения населения страны, и определен ее персональный и должностной состав. Кроме того, данным распоряжением было утверждено Положение о Комиссии Правительства РФ по проведению весеннего сева и уборки урожая.
Положением было определено, что Комиссия Правительства РФ по проведению весеннего сева и уборки урожая (Комиссия) образована в целях:
● координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению своевременного и высококачественного проведения весеннего сева, ухода за посевами, уборки урожая, заготовки кормов и сохранности урожая, а также организации контроля за использованием сельскохозяйственных угодий всеми землепользователями, внедрением индустриальных и ресурсосберегающих технологий;
● обеспечения своевременной поставки селу промышленными предприятиями материально-технических ресурсов (горюче-смазочных материалов, запасных частей, шин, аккумуляторов, семян, транспортных средств, машин и оборудования, минеральных удобрений и средств защиты растений) согласно заключенным договорам.
Положением были также определены общие функции и направления деятельности Комиссии, специфика организации ее работы, периодичность проведения и состав заседаний, порядок подготовки материалов для рассмотрения на заседаниях Комиссии, а также порядок оформления решений Комиссии и степень обязательности их выполнения.
Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 467 «Об утверждении Положения о Комитете Российской Федерации по рыболовству» [46] (утратило силу [50; 51; 41]. — М.Б.) было утверждено новое Положение о Комитете РФ по рыболовству, в связи с чем Постановление Совета Министров от 6 марта 1993 г. № 208 «Об утверждении Положения о Комитете Российской Федерации по рыболовству» [47], утвердившее ранее действовавшее Положение о Комитете Российской Федерации по рыболовству, было признано утратившим силу (а, следовательно, утратило силу и само прежнее Положение о Комитете Российской Федерации по рыболовству. — М.Б.).
Согласно утвержденному Положению, Комитет РФ по рыболовству (Роскомрыболовство) явился федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление и государственный контроль в области использования, воспроизводства и охраны водных биологических ресурсов (рыб и других водных животных, водных растений) и развитию рыбного хозяйства.
Роскомрыболовство было призвано осуществлять свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Роскомрыболовство, его бассейновые управления и другие органы по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства явились специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания, входящими в систему специально уполномоченных государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды, несущими ответственность за состояние, сохранение и обеспечение рационального, неистощительного использования водных биологических ресурсов. Их деятельность в этой части должна была координироваться Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальными органами в пределах их компетенции в согласованном порядке.
Положением предусматривалось, что Роскомрыболовство, его территориальные органы и входящие в его систему научно-исследовательские, проектно-конструкторские организации, учебные заведения, бассейновые управления и другие органы по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства, предприятия по воспроизводству водных биологических ресурсов, государственные администрации морских рыбных портов образуют единую структуру.
Роскомрыболовство в своей деятельности было призвано руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства, а также утвержденным Положением.
Основными задачами Роскомрыболовства явились:
● разработка и осуществление государственной политики в области рационального использования водных биологических ресурсов, их использования, охраны и воспроизводства во внутренних водоемах, в территориальных водах, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в открытых районах Мирового океана;
● организация изучения состояния водных биологических ресурсов, установление допустимых объемов и научно обоснованного режима промысла водных биологических ресурсов, разработка комплексных мероприятий по повышению биологической продуктивности внутренних водоемов, территориальных вод, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также осуществление государственного контроля за охраной и использованием их водных биологических ресурсов;
● обеспечение охраны и рационального, неистощительного использования водных биологических ресурсов и сохранения их биологического разнообразия;
● обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения законов и иных нормативных правовых актов в области пользования водными биологическими ресурсами;
● защита интересов РФ в области использования водных биологических ресурсов ее внутренних водоемов, территориальных вод, континентального шельфа и исключительной экономической зоны, а также в области рыболовства, охраны и использования водных биологических ресурсов в открытых районах Мирового океана;
● организация и осуществление государственного надзора за безопасностью плавания судов рыбопромыслового флота, обеспечением сохранности человеческой жизни на море, а также за безопасным ведением промысловых операций судами, зарегистрированными в морских рыбных портах, независимо от назначения этих судов и форм собственности, разработка норм безопасности плавания для судов рыбопромыслового флота в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными стандартами;
● общее руководство деятельностью государственных администраций морских рыбных портов и контроль за ней;
● проведение комплексного анализа и координация социально-экономического и научно-технического развития рыбного хозяйства страны;
● обеспечение в установленном порядке разработки долгосрочных и краткосрочных прогнозов по основным направлениям социально-экономического и научно-технического развития отрасли.
Кроме того, данное Положение определило функции и направления деятельности Роскомрыболовства; права Комитета; полномочия и права должностных лиц бассейновых управлений и других органов по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства; степень обязательности решений Роскомрыболовства, его территориальных органов, бассейновых управлений и других органов по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства по вопросам, отнесенным к их компетенции, для юридических и физических лиц; порядок осуществления руководства и управления Комитетом; компетенцию председателя Роскомрыболовства; порядок образования коллегии Роскомрыболовства и утверждения персонального состава ее членов, специфику работы коллегии, особенности оформления и реализации ее решений; порядок образования научно-технического совета Роскомрыболовства, утверждения его состава и положения о нем, а также организационно-технического обеспечения деятельности данного совета; порядок финансирования расходов на содержание центрального аппарата Роскомрыболовства, а также его бассейновых управлений и иных органов; юридический статус Роскомрыболовства.
Распоряжением Правительства РФ от 17 мая 1995 г. № 657-р [63] (утратило силу [52; 22; 8; 66]. — М.Б.) был частично изменен персональный состав Продовольственной комиссии Правительства, утвержденный постановлением Совета Министров от 13 декабря 1993 г. № 1281 «Об утверждении Положения о Продовольственной комиссии Совета Министров — Правительства Российской Федерации» [53] и частично измененный распоряжением Правительства от 15 июня 1994 г. № 886-р [61].
Постановлением Правительства РФ от 24 мая 1995 г. № 512 «О взаимодействии Правительства Российской Федерации и Аграрного союза России» [3] в целях осуществления взаимодействия Правительства РФ и Аграрного союза России в вопросах проведения аграрной реформы, содействия развитию предпринимательства, хозяйственной деятельности и кооперации производства, а также решения социальных проблем на селе было признано считать целесообразным активизировать участие Аграрного союза России в совершенствовании взаимоотношений сельских товаропроизводителей с органами исполнительной власти, защите интересов своих членов, подготовке предложений и рекомендаций по вопросам деятельности агропромышленного комплекса, укрепления его экономического и научно-технического потенциала, создания необходимых условий для эффективной работы сельских товаропроизводителей независимо от форм собственности и хозяйствования, содействия установлению экономически обоснованных отношений между сельским хозяйством, промышленностью и торговлей.
Министерству сельского хозяйства и продовольствия РФ было поручено привлекать Аграрный союз России к разработке программ развития и реформирования агропромышленного комплекса, а также вносимых на рассмотрение Правительства РФ проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
При этом было признано необходимым заключать ежегодно соглашения между Правительством Российской Федерации и Аграрным союзом России.
Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации было поручено доработать с участием заинтересованных министерств и ведомств подготовленный Аграрным союзом России проект соглашения на 1995 год и представить его в Правительство.
Кроме того, данным постановлением Пенсионному фонду Российской Федерации, другим государственным внебюджетным фондам предлагалось рассмотреть вопрос о включении представителей Аграрного союза России в состав правлений этих фондов.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовалось оказывать содействие региональным структурам Аграрного союза России и строить свои взаимоотношения с ними на основании ежегодно заключаемых соглашений.
Постановлением Правительства РФ от 24 мая 1995 г. № 515 «Об утверждении Положения об атташе по агропромышленному комплексу в составе дипломатических представительств Российской Федерации за рубежом» [54] было утверждено Положение об атташе по агропромышленному комплексу в составе дипломатических представительств Российской Федерации за рубежом.
Положением было определено, что должность атташе по агропромышленному комплексу (атташе) в составе ряда дипломатических представительств России за рубежом учреждена постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1993 г. № 303 «О дополнительных мерах по стабилизации агропромышленного производства в 1993 году» [12; 35; 40; 73; 74; 39; 9].
Министерство иностранных дел Российской Федерации оформляет представленные Министерством сельского хозяйства и продовольствия кандидатуры для работы в качестве атташе в составе дипломатических представительств РФ, как правило, на дипломатическую должность советника.
Атташе представляет в пределах своей компетенции Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации в стране пребывания и состоит в трудовых отношениях с этим Министерством. Направление атташе на работу в загранучреждение производится приказом по Министерству иностранных дел Российской Федерации на основе соответствующего приказа по Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Атташе выдается дипломатический паспорт в соответствии с занимаемой должностью.
Вопросы отбора и подготовки атташе, а также порядок их командирования и отзыва регулируются действующим законодательством и протоколом о взаимодействии между Министерством иностранных дел и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
В своей деятельности атташе руководствуется Конституцией, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства, утвержденным Положением, актами Министерства иностранных дел РФ и Министерства сельского хозяйства и продовольствия, приказами и указаниями посла Российской Федерации в стране пребывания.
Атташе состоит в штате дипломатического представительства Российской Федерации и содержится за счет средств, выделяемых Министерством финансов Министерству иностранных дел.
Основными задачами атташе в соответствии с Положением явились:
● обеспечение интересов Российской Федерации при осуществлении экономического и научно-технического сотрудничества со страной пребывания в области сельского хозяйства и других отраслей агропромышленного комплекса в соответствии с внешнеполитической и внешнеэкономической стратегией России;
● разработка предложений по расширению и углублению взаимовыгодного сотрудничества в области агропромышленного комплекса со страной пребывания;
● содействие использованию научно-технических достижений и передового опыта в области агропромышленного комплекса страны пребывания в целях решения стоящих перед агропромышленным комплексом России задач по обеспечению страны продовольствием и сельскохозяйственной продукцией, а также проведения аграрной реформы;
● взаимодействие с представителями государственных, общественных и частных, а также международных и региональных учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в агропромышленном комплексе страны пребывания или в смежных с ним отраслях.
Положением были также определены основные функции и направления деятельности атташе, а также перечень его прав.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 1995 г. № 514 «О заместителе председателя Комитета Российской Федерации по рыболовству» [14] в частичное изменение приложения к постановлению Правительства РФ от 19 апреля 1994 г. № 348 «О мерах по упорядочению численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти» (см. также дополнение [13] и изменения [14; 28; 1] к постановлению Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1994 г. № 348 «О мерах по упорядочению численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти». — М.Б.) Роскомрыболовству было разрешено иметь шесть заместителей председателя Роскомрыболовства без увеличения количества членов коллегии. Кроме того, данным постановлением было произведено назначение заместителя председателя Комитета РФ по рыболовству.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 мая 1995 г. № 700-р [64] (утратило силу [5]. — М.Б.) для реализации кредита Международного банка реконструкции и развития по проекту структурного реформирования агропромышленного комплекса была образована Межведомственная комиссия под руководством Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, и определен ее персональный и должностной состав.
Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 615 «Об изменении состава Межведомственной научно-технической комиссии по охране территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ» [42] был изменен состав Межведомственной научно-технической комиссии по охране территории России от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ, ранее утвержденный постановлением Совета Министров от 27 ноября 1993 г. № 1242 «Об утверждении Положения о Межведомственной научно-технической комиссии по охране территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ и ее состава» [49]. |
| |
|
|