Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (52), 2014
ТЕКУЩАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Шапиро Н. А.
заведующий кафедрой экономической теории и экономической политики
Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики,
доктор экономических наук, профессор


Проблемы развития образования и науки: точка зрения ректора
Рецензия на книгу: Мамбетказиев Е.А. Ректор — совесть вуза.
Усть-Каменогорск: Изд-во КАСУ — Сэнди (шт. Орегон, США) Изд-во «Со-Serve International Press» — 2014. 274 с. ISBN9965-9871-3-0
Статья представляет собой рецензию на книгу Е.А. Мамбетказиева — одного из лучших представителей казахстанской вузовской элиты. В книгу включены научные статьи, доклады, выступления и ряд новых эссе автора, посвященных проблемам становления и развития системы высшего образования молодого казахстанского государства
Ключевые слова: система высшего образования, университет, опыт, инновационные практики, амбициозные цели, ректор
УДК 378; 94(574.4); ББК 72   Стр: 410 - 413

Книга, о которой пойдет речь — новая работа Е.А. Мамбетказиева — Президента Казахско-Американского свободного университета, первого негосударственного вуза в Казахстане, отметившего нынешней осенью своё 20-летие и вошедшего в пятерку лучших гуманитарно-экономических университетов Республики Казахстан по итогам национального рейтинга 2014 г. [1]. Е.А. Мамбетказиев опубликовал более семисот работ [2, с.271] в разных странах — Казахстане, США, России. Значительную долю в числе публикаций составляют статьи и книги, посвященные проблемам организации образования и науки в вузе (см. [3, 4, 5]).
Прочитав книгу, мы узнаем о том, каким путем и какой ценой берутся вершины образовательного олимпа. Автор также делится с читателями своими критическими суждениями по проблемам развития высшего образования в современном глобальном мире. Отметим, опережая рассказ о книге, что основной вывод, который может сделать внимательный читатель, что если цели и средства адекватны друг другу, то путь к достижению целей (какими бы амбициозными ни представлялись цели изначально) будет успешным. Релевантный выбор соотношений цели и средств позволяет всем его участникам не только проявить свои лучшие творческие качества, а преодолевая трудности, познать самих себя, двигаться вперед, меняя ландшафт сложившейся и, казалось бы, незыблемой расстановки сил, авторитетов и репутаций.
Книга неординарна по структуре. Она состоит из нескольких содержательных частей.
Во-первых, предисловия, написанного самим автором — Е.А. Мамбетказиевым, в котором он задается вопросом: что заставляет его «вновь обратиться к осмыслению проблем образования и науки, общества в целом, когда его личные потребности удовлетворены сполна?» [2, с.3].
Далее конкретно и четко перечислены инновации, реализованные Е.А. Мамбетказиевым за период его профессиональной деятельности в качестве организатора образования и науки и успешно внедренные в вузовскую практику [2, с.11–14]. Здесь важно обратить внимание не только на содержательный смысл инноваций — они во многом схожи с теми, на которые надеется российская система высшего образования в деле повышения конкурентоспособности отечественных университетов, но и на тот период времени, когда они начали внедряться в практику — это 90-е годы прошлого века. Тогда, как справедливо отмечается в книге, фундаментальность советской образовательной системы способна была обеспечить не один десяток лет функционирования [2, с.26] национальной системы образования Казахстана.
Если российское высшее образование в 90-е годы ХХ в. проживало (растрачивало) преимущества и достижения советской системы, то в казахстанском образовании начались реформационные процессы по создание новой национальной системы. Инновации в Казахстане были направлены как на преодоление накапливающихся негативных сторон периода советского застоя, так и на интеграцию образования РК в мировое образовательное пространство. Здесь следует отметить процесс создания региональных университетов, институционализацию собственной национальной системы высшего образования (со всеми необходимыми инструментами контроля, как за качеством образования тех, кто его получает, так и тех, кто его обеспечивает), переход к двухуровневой системе высшего образования, использование тестирования и проч. Ни в одном из указанных процессов Е.А. Мамбетказиев не занимал стороны наблюдателя или послушного исполнителя, он был их инициатором и активным участником. В 1994–95 гг. — министр образования Казахстана, а до и после этого периода ректор государственного университета (Восточно-Казахстанский государственный университет по инициативе Е.А. Мамбетказиева был создан в 1991 на базе Усть-Каменогорского педагогического института), а затем ректором и в последствие Президентом Казахско-Американского свободного университета (КАСУ) — первого частного вуза в РК.
На сегодняшний день американскими партнерами КАСУ по образовательной и научной деятельности являются Нортвест Назарин университет, г. Нампа (Айдахо), который разрабатывает и реализует программы культурного обмена студентами, межкультурные программы повышения квалификации для ППС КАСУ, предоставляет возможность студентам КАСУ получить степень МВА в США; организация AICBE, г. Мэрион, (Индиана), которая координирует сотрудничество трех университетов с КАСУ: Сиэттл Пасиффик (Вашингтон); Индиана Уэзлин (Индиана); Ле-Турно (Техас); предоставляет возможность дистанционного обучения студентов КАСУ, а также Eden Ministries, г. Торонто, Канада, обеспечивающая возможность использования канадских специалистов для преподавания в КАСУ; юридическая фирма «Hallman and Partners» г. Темпе (Аризона), оказывающая всестороннее содействие развитию партнерских отношений между КАСУ и вузами США и обеспечивает издание совместных учебных пособий и разработку образовательных программ; Образовательный институт «CAL AMERICA», г. Лос-Анджелес, Калифорния, за которым лежит ответственность за сотрудничество в области изучения и преподавания английского языка, курсов TOEFL; университет Конкордия, г. Портленд (Орегон), организует обучение студентов КАСУ по программам бакалавриата и магистратуры в университете Конкордия и Государственный университет Аризоны, г. Темпе (Аризона).
Основной текст книги, который озаглавлен «Гармонизация образовательной системы — национальный стратегический приоритет» сердцевиной имеет главу, давшую название всей книге «Ректор — совесть вуза».
Книга также содержит два интервью, в частности, данное автором казахстанскому журналисту Г. Маутканову, озаглавленное «Не казаться, а быть», отзывы коллег по ректорскому корпусу, библиографический очерк и библиографию автора.
В описании созидательного процесса национальной казахстанской системы образования есть важные для совершенствования российского образования черты и моменты, особенно в части преодоления негативных издержек реформы. Об ошибках и издержках реформы идет речь в основной части книги — «Гармонизация образовательной системы — национальный стратегический приоритет» [2, с.25–138]. Она адресована, прежде всего, ректорскому корпусу, высшему менеджменту вузов, но не менее интересна для других участников процесса образования.
Начинает автор с критического взгляда на Болонский процесс, изначально представлявшийся «путеводной нитью» в реформировании системы образования. Но двигаясь по пути болонской системы «мы зачастую умудрялись допустить приоритет их формы над содержанием.... И это главная наша ошибка», отмечает автор. Ведь должным образом не была обеспечена системность преобразований в строго логической связи дошкольного образовании, школы, семьи, родителей, работодателей, общественного мнения, формируемого государством «через поддержку имиджа ителлектуала-ученого и учителя». И кроме того далеко не всегда имеет место должное признание допущенных ошибок и их своевременное исправление.
Например, критикуя тестирование, ошибкой следует признать не факт его внедрения, а качество осуществления самого процесса подготовки и проведения. Или по программе «Болашак», инициированной 20 лет назад для финансовой поддержки талантливой молодежи и позволявшей ей учиться за рубежом, предлагается переместить акценты с пожеланий студентов чему и где учиться на потребности государства в кадрах высокой квалификации.
Поднимая вопросы непрерывного образования, акцент делается не на продолжительности этого процесса, а на качестве приобретаемых компетенций.
Далее важным, считает автор, для системы образования является оптимизация сети вузов, позволяющая двигаться образованию в одном направлении с рынком инноваций в экономике.
Поднимая вопрос о кредитной технологии или модульном образовании, последнее рассматривается не только как средства мобильности образования для своих граждан, но как возможность содержательно расширить образовательное пространство страны за счет сотрудничества с зарубежными вузами.
Выявляя комплекс проблем современного образования, автор предлагает их системное, по сути, программное решение [2, с.77–83]. Актуален акцент автора на важности фактора времени в осуществляемых преобразованиях. Во-первых, все кардинальные изменения должны происходить своевременно, если их долго обсуждать, то, как правило, проблемы изживаются сами и дают нежелательные последствия, а меры воздействия становятся безрезультатными. Ожидаемый положительный результат во многом зависит от своевременности реализации принятых решений. Ведь течение времени меняет не только проблемы, но и арсенал средств их решения. Во-вторых, сам режим осуществления преобразований должен быть дифференцированным. Если компании, как справедливо, отмечает Е.М. Мамбетказиев, объединяют годами, то на объединение вузов, стандартно, выделяют месяцы, хотя моральный и экономический вред от такой спешки порой перекрывает ожидаемый положительный эффект.
Глава, посвященная науке, называется «Опыты в науке неизбежны. Опыты над наукой разрушительны». Автор искренен в оценках научных достижений современного Казахстана, что результативность и эффективность исследований, количество достижений мирового уровня, престижность профессии ученого в обществе значительно снизились [2, с.85]. Предлагая свое объяснение этому, он отмечает, что из науки ушли талантливые молодые ученые, за ростом количества дипломированных специалистов, кандидатов и докторов наук и PhD далеко не всегда стоит должное качество. Для преодоления указанных негативных тенденций необходимо, по его мнению: 1) законодательство, обеспечивающее и стимулирующее инновации и их коммерциализацию; 2) достойная оплата труда ученых, прямое участие государства и бизнеса в быстрой замене устаревшей материальной и лабораторной базы НИИ и университетов. В книге приводятся убедительные примеры практик частных решений вопросов поддержки образования и науки в РК. «Ведь, по большому счету, истинная наука, — отмечает Е.А. Мамбетказиев, — это огромный труд. Ежедневный. Ежечасный. И если ученый уверен в заинтересованности государства в результатах его труда, конкретной поддержке обществом, вузом, НИИ, где он получает за свою работу достойный заработок, отсюда и его приверженность к науке» [2, с.97]. Соглашаясь с точкой зрения автора, можно расставить и иные акценты. Безусловно, что хорошая оплата труда ученого делает науку качественным ремеслом (в хорошем смысле этого слова), но истинными мотивами научных исследований являются интеллектуальное любопытство и практическая необходимость решения проблем. Как первое, так и второе невозможно без хороших знаний, т.е. качественного образования. Но достойная зарплата, безусловно, является одним из доказательств востребованности ученого в обществе.
Третья глава, как уже отмечалось, давшая название всей книге, может быть добротной иллюстрацией, подтверждающей справедливость теоретических постулатов современной концепции стратегических намерений [6] на любом уровне и пространстве управления.
В данном случае хотелось бы подчеркнуть тот факт, как пишут авторы этой концепции, что компании, которым удалось выйти на лидирующие позиции на мировых рынках, имели непомерные амбиции, не отвечавшие изначально ни их ресурсам, ни их возможностям. Именно амбициозные цели рассматриваются как «стратегические намерения». Наличие амбиций необходимо, чтобы инициировать нарушение сложившегося стратегического равновесия и обеспечить, тем самым, приоритет в конкурентоспособности. Для этого руководителям приходится переосмысливать традиционные понятия уже известных стратегий. Но главное, без чего нельзя надеяться на успех, следует, так или иначе, донести вдохновляющую идею до всех сотрудников на всех уровнях организации, а затем удерживать, не отступать от заявленных целей в течение 10- или 20-летней гонки за мировое первенство. Цели стратегических намерений должны быть заданы так, чтобы они заслуживали затрат всех сил всего коллектива.
Тем, кто намеревается добиться успеха в современных условиях, приходится действовать именно так, не традиционным образом и не идти проторенными тропами и не удовлетворяться быстрыми победами, не имеющими стратегического значения. Так многие НОУ, например, в России, да и, видимо, в Казахстане удачно стартовавшие 20 лет назад либо закрылись, разорившись, либо влачат жалкое существование, либо «приторговывают» дипломами, не обременяя себя проблемами качества образования. КАСУ встретил свое 20-летие стратегическими победами и в рейтинге высших учебных заведений Казахстана занимает пятое место. Думается, что менеджмент такого руководителя достоин изучения.
Стратегические намерения это — не безудержные амбиции, а нечто большее. (Многие заявляют о далеко идущих стратегических намерениях, однако вскоре терпят фиаско, и выглядят прожектерами. Таких примеров в российской практике более чем достаточно)
Утверждаясь в стратегических намерениях, коллективу КАСУ пришлось мериться силами с достойными противниками, что требовало от ректора тщательного продумывания и выстраивания собственных позиций, правильного распределения имеющихся, но всегда ограниченных, ресурсов.
Ведущие позиции в мировом образовательном пространстве никогда не достанутся случайным образом. Лидерства невозможно добиться какими-то особыми хитростями или использованием инсайдерской информации, или особого расположения власти (на что Е.А. Мамбетказиев как бывший министр образования мог бы рассчитывать). В основе подобных представлений лежит, по сути, нигилистическое отношение к коллективу, что он бесплоден и безынициативен, настолько закостенел в своих догмах, что единственный для него выход — пригласить несколько светлых голов из-за границы, осыпая их деньгами, и ждать, когда они совершат чудо. Для стратегических намерений метод мозгового штурма малоэффективен и был неприемлем для Е.А. Мамбетказиева.
Об определяющей роли лидера рассказывается в четвертой главе «Лидерство — это шаг от хорошего к великому» [2, с.113–138]. Здесь неприемлем традиционный взгляд высшего менеджмента на успех — рост благосостояния, рост уровня доходов, позиции на рынке труда пр. Благополучия ректора недостаточно для сотрудников, чтобы быть «одержимыми» стратегическими намерениями, связанными с перспективами достижения мирового лидерства. Безусловно, обладание лидирующей позицией, как правило, должно приносить неплохие доходы и обеспечивать благосостояние, но эти две цели предполагают различные мотивации.
Лидер обязан сформулировать такую цель, для которой стоит постараться: обойти мирового лидера, самому стать в ряду лучших.
Активный менеджмент ректора Е.А. Мамбетказиева, нацеленный на концентрацию усилий любого коллектива, который он возглавлял, его мотивирование через разъяснение значимости поставленной цели, наличие определенной свободы для индивидуальных и коллективных предложений, поддержание трудового энтузиазма через постановку новых конкретных задач по мере развития ситуации, а также взвешенное управление ресурсами, себя оправдывал.
Рассказ о хитросплетениях и проблемах управления вузом показывает, что когда средства достижения целей в достаточной мере гибки, и дают простор для импровизации, тогда они будут инновационными. Чтобы добиться успеха в условиях, не отвечающих стандартным представлениям о его достижении, необходимо проявлять чудеса изобретательности. Здесь творчество сотрудников должно быть свободным, но не безответственным, инновационная деятельность строго подчинена конечной цели. Все участники должны сообразовывать свои инициативы с тем критерием, который задается руководством.
Мудрое руководство последовательно бросает вызов за вызовом, тогда перед сотрудниками на пути к заветной цели каждый раз встает новая, но реально достижимая вершина, которую надо покорить, чтобы не вселять ужас в сознание сотрудников, озвучиванием непомерных амбиций. Последовательная постановка задач дала возможность определенным образом структурировать процесс перехода организации на новый уровень деятельности, определять цели, находящиеся, на первый взгляд, вне «пределов досягаемости». Так шел процесс преобразования пединститута — в университет, университета, в новых условиях независимости — в казахско-американский колледж при ВКГУ и в Казахско-Американский свободный университет. Главная забота высшего руководства состоит в том, чтобы достижение конкретной цели оставляло определенную свободу в выборе применяемых средств. Создавать конкурентные преимущества на завтра быстрее, чем конкуренты смогут начать имитировать те, которыми мы обладаем сегодня — это, пожалуй, главный принцип успешного ректора. Поэтому лучший способ сохранить накопленные преимущества это — постоянное совершенствование имеющихся навыков и приобретение новых.
То, как принятие вызова заставляло коллективы мобилизовать все свои силы, а задачи и цели, поставленные перед руководителями разных уровней, складывались в логическую цепочку результативных действий, убедительно рассказано в книге.
В книге Е.А. Мамбетказиева высший менеджмент вуза — это ректор и его команда, которым следует мерить свой успех не ростом собственного благосостояния, а успехами вуза на научном и образовательном пространстве, а для этого надо наладить отношения взаимной ответственности внутри организации. Ответственность высшей школы — это судьба молодого поколения, качество его профессиональной подготовки, позволяющая ему жить и созидать в сложной инновационной реальности. Особый смысл здесь обретает лидерство самой главной фигуры в образовании — ректора вуза. (Обратим внимание на то, что первой фигурой назван ректор, а не министр!) Если отношения взаимной ответственности не отрегулированы, то это быстро проявится в том, что интеллектуальный потенциал коллектива остается незадействованным, точнее сотрудники не считают нужным его не проявлять. Сколь высоким должен быть интеллект ректора, сколь прогрессивным его мышление, живым, заинтересованным понимание потребности времени! И, безусловно, способность не только «шагать в ногу» со временем, с его бешеным ритмом, но и прогнозировать потребности дня завтрашнего.
Вслед за автором книги повторим, что ректор работает с самым перспективным капиталом общества — человеческим. Несомненно, что принадлежности к разряду развитых стран мира можно добиться исключительно за счет профессионализма, сопричастности к лучшим образцам мировой практики.
Важно, считает Е.А. Мамбетказиев, создать конкурентный фокус на каждом организационном уровне через широкое распространение соответствующей информации. Каждый работник должен иметь возможность сопоставить свои собственные результаты с наивысшими достижениями лидеров в этой области. Таким образом, соревнование приобретает личностный характер. «Сначала кто, в потом что» — это твердый принцип, которому неизменно следуют руководители великих компаний, отмечает Е.А. Мамбетказиев [2, с.127]
Когда отрегулированы отношения взаимной ответственности, когда высший менеджмент или команда, сотрудники и преподаватели делят не только «успехи и премии», но и «неудачи и потери», тогда лидерство ректора будет заряжать коллектив на высокую работоспособность и самосовершенствование во имя достижения нового качества образования. В урегулировании отношений ответственности, создании неких правил продуктивной организации огромную роль играет также Ученый Совет вуза.
Коллективу всегда нужно время, чтобы ответить на вызов. Если ректор постоянно выступает с новыми инициативами, то сотрудники утрачивают доверие к корпоративным вызовам. К тому же каждый новый вызов упирается в ответ на вопрос: происходит ли в результате предлагаемых новых действий реальное улучшение или это лишь все новые и новые задания, которые принципиально ничего не меняют?
КАСУ, как результат реального созидания, является предметом особой гордости Президента/ректора. Это принципиально новый менталитет, новое мышление, свободное от стереотипов. Это креативный профессионализм. Это устойчивая траектория профессиональной подготовки, нацеленная на соединение интеллекта, экономики и адекватная вызовам времени. Это здоровые амбиции и самое главное: это готовность к постоянному саморазвитию во имя достойного будущего [2, с.136].
Обращая внимание на книгу Е.А. Мамбетказиева, не следует понимать это так, что корпус российских вузовских коллег мало задумывается о возможностях конкурентного развития образования [7; 8; 9], о поиске эффективных решений в современных условиях кризиса глобализации [10], о заимствовании лучшего зарубежного опыта [11; 12] и пр. Подобные проблемы решают российские вузы в рамках Программы «5 в 100» [13], ищутся достойные ответы на вызовы мировой конкурентоспособности и пути ее обеспечения [14]. Но, обращаясь к книге Е.А. Мамбетказиева, мы имеем возможность соотнести свои собственные устремления к амбициозным целям [15] с успешным опытом инновационных практик, не допустить очевидных промахов, учась у наших ближайших коллег и партнеров.
Казахстанско-Американский свободный университет (КАСУ) — университет международного партнерства является стратегиче­ским партнером факультета экономики и экологического менеджмента (ФЭиЭМ) Университета ИТМО. С 2014 года ФЭиЭМ начинает подготовку магистратов по совместной образовательной программе двойных дипломов направления магистерского профиля «экономика и бизнес» в рамках Программы «5 в 100». Назначение данной Программы — повысить конкурентоспособность российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров [16]. Она должна обеспечить комфортные условия для работы российских и зарубежных студентов и преподавателей, создать уникальную среду для развития науки и подготовки профессионалов мирового уровня. Если реализация Программы «5 в 100» позволит разрушить сложившийся баланс сил — это будет главным свидетельством успешной конкурентной борьбы. Пример КАСУ показывает, что можно конкурировать через сотрудничество, можно менять устоявшиеся методы работы. Но всегда следует помнить, что не существует вечных преимуществ, они все преходящи, поэтому необходимо различать создание новых конкурентных преимуществ и попытки удержать или повторить имеющиеся.
Автор представляемой книги — Е.А. Мамбетказиев, будучи не только признанным организатором образования и науки, является видным казахстанским ученым в области электрохимии и экологии (он — доктор химических наук, профессор, академик НАН РК), этим он интересен как научный партнер в рамках международной научной лаборатории (МНЛ) факультета ЭиЭМ Университета ИТМО «Устойчивое развитие и ресурсная эффективность в продуктовой цепочке» [16].
В целом же книга Е.А. Мамбетказиева интересна, поучительна и информативна, потому что знакомит читателя с опытом успешных инновационных практик из «первых рук».


Литература
1. Успех! В пятерке лучших. Новости / http://www.kafu.kz/ ( дата обращения 09.10.2014)
2. Мамбетказиев Е.А. Ректор- совесть вуза. — Усть-Каменогорск: Изд-во КАСУ — Сэнди (шт. Орегон, США) Изд-во «Со-Serve International Press» — 2014. — 274 с.
3. Мамбетказиев Е.А. Ректор- совесть вуза // Современное образование — 2013. — № 2.
4. Мамбетказиев Е.А. Сильный Казахстан — высокий профессионализм казахстанцев // Современное образование — 2012. — №1.
5. Мамбетказиев Е.А. Международное пaртнерство — требование времени // Ректор вуза — 2010. — №4.
6. Хэмел Г. и. Прахалад К.К. Стратегические намерения. Напечатано по: Gary Homeland С.К. Prahalad, «Strategic Intent», Harvard Business Review, May-June 1989. (c) by President and Fellows of Harvard College: all rights reserved.
7. Васильев В.Н., Лисицына Л.С. Планирование и оценивание ожидаемых результатов освоения компетенций ФГОС ВПО // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. — 2013. — № 2. — С. 142–148.
8. Яковлева А.В., Бондырева И.Б. Адаптивные процессы интеграции вузов в социально-экономическую реальность // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер.: Экономика и экологический менеджмент. — 2013. — Вып. 1(12). — С. 69.
9. Алпатов Г.Е. Как повысить рейтинг российских вузов // Вестник С.-Петерб. ун-та, Сер.5. Экономика. Вып.3. — 2013. — С.110–117.
10. Цитленок В.С. Российская национальная геоэкономическая политика в условиях усиления межстрановой конкуренции за энергетические, финансовые и интеллектуальные ресурсы // Вестник Томского государственного ун-та. Экономика. — 2009. — № 2. — С. 5–14.
11. Волков С.Д., Анисовец Т.А., Смирнов С.В., Пеленко В.В. Сравнительный анализ условий труда преподавателей в странах ОЭСР // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер.: Экономика и экологический менеджмент. — 2012. — Вып. 2(11). — С. 72–80.
12. Нурышев Г.Н. Внутренняя геополитика России: современные этнополитические вызовы // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер.: Гуманитарные науки. — 2013. — № 4 (63). — С. 157–164.
13. http://www.ifmo.ru/stat/2/info.htm#ixzz38Y0YK6Af (дата обращения 09.10.2014)
14. Василенок В.Л., Сергиенко О.И., Шапиро Н.А. Ответы на вызовы и шаг в будущее: к 15-летию факультета экономики и экологического менеджмента // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер. Экономика и экологический менеджмент. — 2011. — № 1. — С. 368–377.
15. Малышев А.А., Василенок В.Л., Шапиро Н.А.Слагаемые интеграционного менеджмента экономического образования // Вестник Международной академии холода. — 2006. — № 1. — С. 6–9.
16. http://ihbt.edu.ru/struktura/fakultety/ekonomiki_i_ekologicheskogo.ru (дата обращения 09.10.2014)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2022
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия