Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (11), 2004
ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Белякова Е. С.
кредитный эксперт МКБ Москомприватбанка,
соискатель Санкт-Петербургского государственного университета,

Горбачева Н.
аспирант Казанского государственного технического
университета (КАИ) им. А.Н.Туполева,

Сабинин Е. В.
ведущий экономист отдела кредитования
корпоративных клиентов МКБ Москомприватбанка

Хабибуллина А. Х.
аспирант Казанского государственного технического
университета (КАИ) им. А.Н.Туполева


О ПРОБЛЕМАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Постепенно заполняемая ниша малого бизнеса в России свидетельствует о "выздоравливающей" экономике, а вложения в эту сферу, несмотря на довольно большой риск при взвешенном подходе становятся оправданными.
Для становления и развития бизнеса частным предпринимателям, не имеющим большого капитала, необходима, однако, финансовая поддержка кредитных организаций.
К малым предприятиям банки обычно относят предприятия, которые характеризуются следующими особенностями: работой в "нестратегических отраслях", большой диверсификацией спроса и предложения, как правило, отсутствием в бизнесе экпортно-импортной составляющей, незначительным среднемесячным объемом валовой выручки - до 100 тыс. долл., небольшим стартовым собственным оборотным капиталом, незначительной диверсификацией по видам деятельности, использованием арендованных производственных и торговых помещений и осуществлением коммерческой деятельности, как правило, на арендованном оборудовании, упрощенной системой бухгалтерского учета и налогообложения, небольшим штатом сотрудников.
Банки в России не стремятся работать с начинающими предпринимателями, так как одним из важных условий для них является срок работы клиента на рынке -не менее трех месяцев. Такой подход затрудняет развитие новых направлений малого предпринимательства.
Размеры производства заемщика для банка не имеют определенного значения. Однако, чем крупнее компания, чем стабильней ее бизнес, тем меньше вероятность потери банком части финансовых ресурсов, недополучения доходов.
В то же время ряд банков и в России считает работу с "малым" клиентом перспективным направлением деятельности и используют специальные технологии выдачи микрокредитов небольшим предприятиям. Принимается во внимание, что после успешно проведенных кредитных операций они могут становиться и покупателями других банковских услуг - таких, как расчетно-кассовое обслуживание, эквайринг, зарплатные проекты и т.д.
Кредитование малого бизнеса сопряжено для банка, однако, со следующими проблемами: а)невозможностью досконально изучить финансовое положение заемщика; б)большим удельным весом арендованных заемщиком основных средств; в)небольшой величиной оборотных активов; г) зачастую большой сезонной зависимостью. Кроме того, предприниматели, работающие по упрощенной системе налогообложения, имеют возможность укрывать от налогообложения большую часть своих доходов, производить расчеты наличными средствами, так как не обременены многими формами отчетности.
Разумеется, для получения кредита, малому предпринимателю приходится представлять сведения о реальных результатах своей деятельности, составлять по требованию банков баланс, отчет о прибылях и убытках по реальным результатам. Но часть информации принимается к рассмотрению экспертами банка со слов клиентов и документально не подтверждается. Это значительно усложняет проведение качественного и объективного анализа финансового состояния заемщика.
Соответственно при кредитовании малого бизнеса всегда существует большой риск невозврата денег, в том числе из-за нестабильности самого рынка, на котором действуют малые предприятия.
Одним из главных факторов при решении вопроса о выдаче кредита является обеспеченность кредита залогом. Естественно, предпочтение отдается заемщику, чье финансовое состояние и кредитная история не вызывают сомнения. Банк откажется с ним работать, если нет гарантии обеспечения кредита. В то же время в отношениях с малым бизнесом даже полностью обеспеченный кредит и качественный финансовый анализ не исключают риска "невозвращения". К тому же при погашении кредита залоговым имуществом возникают трудности связанные с его реализацией, поскольку оно зачастую представляет собой неликвидное личное имущество учредителей предприятий. Да и анализ и оценка финансовых возможностей такого клиента очень трудоемки, требуют от банковских специалистов специальных знаний.

В итоге расходы на подобную индивидуальную работу с малым предприятием становятся для кредитных организаций малоперспективными, а для заемщика - обременительными и кредитные проекты - просто нецелесообразными.
Негативное значение имеет и тот факт, что в большинстве случаев предприниматели в этой сфере большой процент доходов тратят на личные нужды, что затрудняет пополнение оборотных средств, и то обстоятельство, что банк рассматривает основные средства предприятия как наиболее ликвидное обеспечение обязательств, в случае же с малым бизнесом основные средства являются невелики.
Финансовый анализ предприятий, работающих в торговле, занимающихся реализацией товаров - процесс для кредитных организаций наиболее трудоемкий. Кредиты запрашиваются на приобретение товаров, торговля которыми ведется и при полном или частичном отсутствии собственных основных средств. Довольно трудно проследить фактическое движение денежных средств. Предприниматели работают с наличностью и лишь при необходимости прибегают к услугам банков по проведению безналичных платежей. Движение денежных средств можно представить, лишь сопоставляя накладные, счета, данные по приобретению и реализации товаров, учитывая количество закупаемых товаров и их остатков. Все это отрицательно сказывается на качестве проводимого банком анализа. Торговая деятельность сопряжена и с таким риском, нарушения в поставке товара и скопление нереализованных товарных остатков. Деятельность, связанная с реализацией товаров, в малом бизнесе находится в большой зависимости от спроса, существующего на товар в данный момент. Розничная продажа требует времени. Отсюда и невозможность предпринимателя своевременно исполнить свои обязательства перед банком по погашению части кредита и уплате процентов по нему.
Гарантией сбыта у крупных компаний служит поставка партий товаров под заключенные контракты. Тогда же, когда такая компания реализует товары в розницу, она может позволить себе реализацию новых партий товаров и при больших невостребованных товарных запасах, применяя систему скидок, благодаря большому удельному весу оборотных средств. Для малого бизнеса это нереально.
Предприятия малого бизнеса, занятые в производстве, запрашиваемые у банков суммы обычно направляют на приобретение дополнительного оборудования которое может быть и обеспечением кредита. Создаются условия для финансового лизинга. Работать с такими клиентами для кредитных организаций значительно проще, тем более. что производство продукции предполагает тщательный учет затрат, прогнозирование , составление бизнес-планов, в отличие от малых предприятий, занятых в торговле, где нет четких прогнозов рыночной конъюнктуры и учет сводится к ведению "черных записей".
Субъекты малого бизнеса находятся, естественно, в неравном положении с крупными предприятиями и в сфере производства, так как на финансовом рынке банки ориентируются на более крупных заемщиков и в связи с этим часто отказывают малым предпринимателям в предоставлении ссуд, процентные ставки по программе микрокредитования велики, сроки кредитов слишком малы для развития производства на приобретаемом в кредит оборудовании.
Выходом их такой ситуации является финансовый лизинг.
При работе с субъектами малого бизнеса, занятыми в сфере услуг, анализ финансового состояния заемщика проводится кредитными организациями с учетом прогнозируемого размера предоставляемых ими услуг и возможной прибыли. В данной сфере реальна диверсификация бизнеса, поскольку возможно предоставление разнообразных услуг. Например, в сфере автоперевозок прибыльность малого предприятия и его возможность изымать средства из выручки для погашения ссуды напрямую зависит от количества и автомобилей, и объектов обслуживания. Предприятие бытового обслуживания может охватывать большое число направлений и при уменьшении спроса на услуги на одном из них рентабельность бизнеса может быть обеспечена за счет других. В сфере услуг кредитование, вместе с тем, возможно лишь при условии, если ежемесячное погашение кредита и процентов по нему не будут превышать 71% чистой прибыли. При принятии решения о выдаче кредита предпринимателям данной сферы необходимо прогнозировать и изменения в конкурентной среде, поскольку деятельность, занятых в сфере услуг подвергается воздействию особенно жесткой конкуренции.
В России в настоящее время на рынке финансовых ресурсов сложилась следующая ситуация: кредитор реализует далеко не весь свой финансовый потенциал, а предприниматели остро нуждаются в кредитах. Ситуация такова, что требуется вмешательство государства и принятие ряда решений по совершенствованию кредитования малых фирм.
Одним из таких решений является создание кредитных бюро.
При значительных рисках в кредитовании малого бизнеса и нежелании банков брать их на себя, решением становится изучение кредитной истории предприятия. Судя по мировому опыту - опыту как развитых, так и развивающихся стран, нельзя построить цивилизованный кредитный рынок без централизованной системы информации о добросовестности заемщика. Такая система способствует ускорению принятия решений кредитными организациями, так как отсутствие надежных сведений о заемщике - одно из препятствий развитию кредитования малого бизнеса. Его представители сообщают куда менее достоверную информацию о своих кредитных историях, чем та, которая получается при обращении банка в кредитное бюро. Только в этом случае не только заемщик может выбирать банк, но и банк - клиента.
Пока российские банки не имеют регулярного обмена информацией по кредитным историям своих заемщиков. Поэтому невозможно создание кредитных бюро усилиями одних банков. Построение информационной системы для обеспечения минимизации рисков и развития кредитования малого и среднего предпринимательства должно взять на себя и государство.
Другим решением является введение системы гарантирования займов малым и средним предприятиям.
По различным оценкам, для развития малого бизнеса в России требуется около 5 млн. долл. Государство в настоящее время такими ресурсами не располагает. Частные финансововые организации в состоянии выделить эти средства, но не делают этого из-за высокой степени риска. Поэтому в данном случае государство может участвовать в обеспечении гарантий кредитных вложений в проекты малых и средних предприятий.
Опыт США, в частности, свидетельствует, что гарантирование займов - одна из наиболее эффективных форм государственной поддержки предпринимательства, позволяющая привлечь банковские кредиты и в сферу малого бизнеса.
В США Администрация по делам малого бизнеса (АМБ) имеет программу гарантирования займов для поддержки малых фирм. Кредиты предоставляются частными банками и другими финансовыми учреждениями, которые получают от правительства США через АМБ гарантию их возврата по соответствующей доле, определяемой для предоставлении гарантии. В рамках гарантии возмещается возможный ущерб, связанный с займом. При наступлении гарантийного случая АМБ погашает потери кредитора перечислением на его счет сумм понесенных им убытков в пределах суммы выданного обязательства. На этой основе, значительно уменьшающей риск, банк определяет условия займа, более благоприятные для малого предприятия.
В качестве платы за гарантию и снижение риска банк платит АМБ отчисления, которые одновременно являются источником средств гарантийного фонда. Кредитор может включить эту плату в общую сумму обязательств заемщика. Размер платы за предоставление гарантии зависит от срока кредита и объема финансового обеспечения, предоставляемого заемщиком. По кредитам до одного года плата за предоставление гарантии - 0,25% от суммы кредита. По кредитам сроком более одного года плата за предоставление гарантии составляет 2% от суммы гарантийного обеспечения, если она составляет 80 тыс. долл. и менее, а при сумме свыше 80 000 долларов она определяется по прогрессивной шкале, начиная с 3%. Когда предприниматель обращается в финансовое учреждение с просьбой о предоставлении кредита, кредитор изучает заявку и принимает решение: соответствует ли она его собственным требованиям либо нуждается в дополнительной поддержке в виде гарантии. Обеспечение кредита гарантией может быть затребовано кредитором.
В итоге малое предприятие получает возможность привлечь финансовые ресурсы, недоступные в обычных условиях, а кредитор - выдавать ссуды и в случаях, не отвечающих общепринятым критериям целесообразности.
К специализированным целевым программам гарантирования кредитов на развитие малого бизнеса в США относятся займы на развитие внешней торговли, на реконструкцию предприятий, на финансирование предприятий по охране окружающей среды, на финансирование местного развития, на поддержку женского предпринимательства и т.д.
Американский опыт свидетельствует, что целенаправленная государственная политика, стимулирующая вложение банками средств в малый бизнес, способствует его интенсивному росту, созданию новых малых фирм (в США их насчитывается 25 млн.).
Использование этого опыта в России в настоящее время затруднено главным образом из-за несовершенства правовой базы и организации финансово-кредитной сферы. Однако основные принципы, на которых строится механизм гарантирования займов, могут быть использованы.
Третье решение в области совершенствования механизма кредитования малого бизнеса - создание программы льготного кредитования (компенсации процентов).
Поддержка малого бизнеса государством может быть обеспечена на основе предоставления льготных кредитов предпринимателям, работающим в сфере производства. Одной из схем льготного кредитования является частичная компенсация государством процентов по кредиту при строгом целевом использовании его на пополнение основных средств. Это позволит переключить активность малого бизнеса с торговли на развитие реального производства, укрепить на рынке позиции отечественного производителя, ускорить развитие малого предпринимательства, необходимого для формирования устойчивой рыночной экономики.
Вариантом кредитования малого и среднего предпринимательства является и беспроцентная долгосрочная ссуда для увеличения основных фондов, под гарантированный фиксированный процент от будущей прибыли предприятия. В данном случае кредитная организация становится фактически соучредителем предприятия на период, пока не получит прибыль по предоставленному кредиту. Такая практика успешно используется в ряде стран Западной Европы и Ближнего Востока.
В целом совершенствование кредитования малого предпринимательства не может быть осуществлено без совершенствования политики банков, без развития соответствующей активности самих предпринимателей и без поддержки со стороны государства.


Литература
1. Арекина Е.И. Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства: финансово-правовые аспекты //Тр. Моск. гос. юрид. акад. - М., 2002. - N8. - С.247-267
2. Артюх К.Ю. Риски неисполнения кредитных договоров и правовые средства их минимизации: практика кредитования малого предпринимательства в РФ в рамках Программы Европейского банка реконструкции и развития // Банк. право. - 2003. - N2. - С.10-14
3. Артюх К.Ю. Риски неисполнения кредитных договоров и правовые средства их минимизации: практика кредитования малого предпринимательства в РФ в рамках Программы Европейского банка реконструкции и развития // Банк. право. - 2003. - N2. - С.10-14
4. Васильева Е.Н. Овчиян М.Р., Ломовцева В.В. Методология микрофинансирования // Механизмы развития малого предпринимательства в России. - М., 2002. - С.186-198
5. Гаврилов Р.Б. Развитие отношений банков и малого бизнеса //Бизнес и банки. - 2003. - N7(февр.) - С.1-5.
6. Галухина Я. Займы для малышей // Эксперт . - 2003. - N41 (3-9 нояб.). - С.64-68.
7. Гамза В.А. Малые и средние предприятия: финансово-кредитные проблемы развития // Банк. дело. - 2003. - N6. - С8-10.
8. Грибков Г.А. Долгосрочное кредитование малого бизнеса // Фин. бизнес. - 2003. - N1 (янв. - февр.). - С.19-27.
9. Егорова Н.Е. Дифференциальная модель кредитно-инвестиционной деятельности малых предприятий: использование и комбинирование схем финансирования // Аудит и фин. анализ. - 2004. - N1 (1кв.). - С.216-229.
10. Ермилова Г.А. Особенности развития российского рынка микрофинансовых услуг (1998 - 2000 гг.) //Механизмы развития малого предпринимательства в России. - М., 2002. - С.130-141.
11. Зайцев О. Опыт поддержки малого предпринимательства: особенности современной отрасли микрокредитования в странах Латинской Америки //Банк. практика за рубежом. - Киев, 2003. - N2. - С.58-66.
12. Зайцев О. Программы микрокредитования в США // Банк. практика за рубежом. - киев, 2003. - N2. - С.72-75.
13. Иванова С. Особенности кредитования малого бизнеса в России. Опыт и перспективы // Вестн. Ассоц. Рос. банков. - 2003. - N2. - С.47-49.
14. Лалаев Д.Е. Особенности реструктуризации в сфере кредитования малого бизнеса //Проблемы экономики, финансов и упр. пр-вом. - Иваново, 2002. - Вып.9. - С.323-331.
15. Мнацаканян А.Г., Кривдина В.Ю. Анализ зарубежного опыта финансирования малых инновационных предприятий //Сб. науч. тр. /Балт. ин-т экономики и финансов. - Калининград , 2001. - Вып.11. - С.58-67.
16. Морозов В.А. Средний друг малого бизнеса: Возможности привлечения среднего класса для решения социально-экономических проблем России // Рос. предпринимательство. - 2003. - N2. - С30-35
17. О возможностях малого бизнеса по доступу к финансовым ресурсам // Вестн. Ассоц. Рос.банков. - 2002. - N223. - С.64-69
18. Пономарев Д. Ткачук С. Кредит по малой нужде // Коммерсант деньги. - 2003. - N32 (18-24 авг.). С.17-20.
19. Разумнова И.И. Кредиты для малого бизнеса: государственные гарантии // США - Канада: экономика, политика, культура. - 2002. - N5. - С120-126.
Рунов А.В. Финансовые механизмы развития малого предпринимательства в России. - М., 2002. - С.116-123.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия