Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (54), 2015
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Калугина О. В.
соискатель кафедры экономики и управления народным хозяйством
Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Рохчин В. Е.
профессор кафедры экономики и управления предприятиями
Санкт-Петербургского государственного экономического университета
доктор экономических наук


Влияние макроэкономических факторов на развитие российского автомобильного рынка
Статья посвящена уточнению понятия факторов экономического развития, направлена на изучение основных факторов, оказывающих влияние на развитие российского автомобильного рынка. В результате проведенного исследования разработана классификация внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие автомобильного рынка. Более подробно рассмотрены макроэкономические факторы, диктующие стратегию развития автомобильного рынка в перспективе
Ключевые слова: автомобильный рынок, макроэкономические факторы, экономическое развитие, факторы прямого и косвенного воздействия, государственное регулирование
УДК 330.35; ББК 65   Стр: 85 - 87

В современных условиях развития экономики автомобильному рынку присуще избыточное предложение, низкий спрос на продукцию и ожесточенная конкуренция. Вышеуказанные экономические условия заставляют автомобилестроительные предприятия, которые стремятся удерживать свои конкурентоспособные позиции среди мировых автомобильных лидеров, учитывать влияние многочисленных макроэкономических факторов развития экономики.
Факторы экономического развития рассматриваются многими учеными-экономистами в своих исследованиях. Весомый вклад в развитие современных научных концепций развития экономических систем внес М. Портер. Именно он выявил наиболее значимые факторы международной конкуренции стран и отдельных регионов. В качестве основных факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность региона, М. Портер рассматривал: развитый национальный спрос, наличие кластеров взаимно поддерживающих отраслей, жесткую конкуренцию внутри страны, современные методы управления. При этом в качестве главных факторов развития экономики регионов М. Портер выделил, в первую очередь, не трудовые и природные ресурсы, а коммуникацию, науку и образование [3].
Термин «фактор» широко используется в различной экономической литературе, однако отдельно выделить работы, посвященные определению главных характеристик факторов экономического развития и разработке их классификации, пока науке не удалось. В общем случае, факторы определяются как условия, причины, параметры, показатели, оказывающие влияние на экономический процесс и результат этого процесса. Факторы развития отрасли представляют собой совокупность возможностей её изменений в соответствие с установленными требованиями и условий их реализации [1].
По способу воздействия на развитие автомобильного рынка макроэкономические факторы следует подразделять на две группы:
1) Факторы прямого воздействия (оказывающие незамедлительное влияние на рынок и под требования, которых необходимо полностью адаптироваться).
2) Факторы косвенного воздействия (непосредственно не влияют на рынок, однако оказывают свое влияние на состояние и дальнейшее развитие рынка, затрудняют предугадать наступление возможных последствий от данного воздействия).
Совокупность внешних факторов прямого и косвенного воздействия, влияющих на развитие автомобильного рынка, можно отразить в виде классификации, представленной на рис. 1.
Макроэкономические факторы тесно взаимосвязаны между собой, рассматривать их изолированно друг от друга невозможно. В современных условиях значение внешних факторов косвенного воздействия резко повышается в связи с возрастанием сложности рыночных отношений. Именно эти факторы позволяют определить стратегию развития автомобильного рынка в перспективе и позволяют оценить эффективность развития определенной отрасли.
Рис.1. Классификация факторов внешней среды, оказывающих влияние на развитие автомобильного рынка
Источник: [разработано авторами]
Среди всей совокупность макроэкономических факторов в условиях глобализации мировой экономики необходимо выделить ключевые факторы, определяющие развитие автомобильного рынка в России в 2014–2015 гг.:
– сложная геополитическая ситуация (усиление конфликта на Украине);
– введение торговых санкций в отношении России со стороны Европейского Союза и Соединенных Штатов Америки;
– неблагоприятная ситуация на нефтяных площадках;
– девальвация рубля
– неблагоприятная ситуация на рынке автомобильного кредитования;
– государственная поддержка, направленная на стимулирование автомобильного рынка.
Говоря о факторах геополитического характера, то, безусловно, необходимо отметить события в Крыму, усиление конфликта на востоке Украины, проблемы геополитики, торговые санкции. Это именно те факторы, которые в настоящее время дестабилизируют экономическую и политическую ситуацию в стране, оказывают негативное воздействие не только на состояние автомобильного рынка, но и на экономику страны в целом.
Безусловно определяющими факторами, оказывающих влияние на спрос на автомобили, являются девальвация рубля, повышение цен всеми автомобильными производителями и падение реальных доходов населения. Доходы населения находятся под огромным давлением. В 2014 году инфляция в России составила 11,4%, в то время как тенденция получения доходов у населения резко снижается, люди не торопятся тратить свои накопления на дорогостоящие покупки, и откладывают решение о покупке автомобилей, ощущая назревшую экономическую нестабильность в стране.
Одним из ключевых факторов успеха автомобильных производителей на российском рынке эксперты аналитического агентства «PricewaterhouseCoopers» называют «локализацию производства». Подписанные автомобильными производителями соглашения о «промышленной сборке» предусматривают четкий график локализации. Так, с 2018 по 2020 год истекает срок действия большинства соглашений о промышленной сборке, после чего таможенные пошлины будут снижены. В результате практически исчезнет барьер, обеспечивающий дополнительное преимущество для локальных производителей. В этот период локальное производство может стать выгоднее импорта только в случае достаточно больших объемов производства и глубокого уровня локализации, а также поддержки на государственном уровне [2].
Прогнозируемое в 2015 г. снижение продаж может привести к уходу с российского рынка ряда брендов. В зоне риска находятся производители легковых автомобилей со сравнительно небольшим объемом продаж в России относительно глобальных результатов этих автомобильных концернов. Также можно ожидать банкротства некоторых автомобильных дилеров [4].
В целях предотвращения значительного падения продаж в 2015 г., целесообразно рассмотреть возможность применения дополнительных мер стимулирования спроса, а именно:
– увеличение источников финансирования и продление программы обновления автомобильного парка;
– разработка программы снижения эффективной ставки по автомобильным кредитам;
– направление по снижению стоимости владения автомобилем, в том числе изменение схемы расчета транспортного налога с целью стимулирования покупки автомобилей с низким уровнем выбросов (возможно только для новых автомобилей и на определенный срок);
– увеличение государственных закупок автомобилей российского производства;
– использование материнского капитала на приобретение автомобиля;
– создание благоприятных условий для экспорта автомобилей, произведенных в РФ [2].
Совокупность мер по стимулированию автомобильного рынка представлена нами на рис. 2.
В современных условиях развития экономики автомобильному рынку присущи следующие признаки:
– Неразвитость рынка;
– Стихийность;
– Слабая законодательная база.
Именно данные признаки доказывают острую необходимость государственного регулирования автомобильного рынка. Благодаря усилиям, направленным на совершенствование макроэкономических регуляторов, возможно достичь эффективного развития автомобильного рынка.
В правительстве была разработана Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, основная её направленность — анализ современного состояния отрасли, прогноз развития рынка автомобильной продукции различного назначения, определение путей реформирования отрасли и выработка основных принципов структурных преобразований, экономическое и финансовое обоснование реализации этих стратегий. В стратегии определяется главная цель государственной политики в области развития автомобильной отрасли в России — создание условий для стабилизации и последующего развития национальной автомобильной индустрии как одной из ключевых отраслей, активно влияющих на темпы экономического и социального развития страны. Важнейшая задача макроэкономического регулирования автомобилестроения состоит в обеспечении льготного режима хозяйствования при проведении необходимых программ внутрифирменного развития и адаптации к рынку, включая такие стратегические программы, как: оптимизация имущественного комплекса; формирование нового порядка взаимоотношений с поставщиками и использование комплектующих мирового уровня качества; оптимизация номенклатуры собственного производства, совершенствование модельного ряда автомобилей, снижение себестоимости производства автомобильной техники, развитие технологического взаимодействия с иностранными партнерами [6].
Вышеперечисленные программы стратегического развития в перспективе могли бы стать объектом государственной поддержки с применением различных средств и методов прямого и косвенного макроэкономического регулирования. Данная система программных мероприятий, реализуемая посредством рационального зарубежного опыта, позволит автомобильным заводам укрепить свое экономическое положение, обеспечить конкурентоспособность выпускаемых автомобилей, отработать эффективную систему партнерства и сформировать базу для последующего развития.
Динамика развития автомобильного рынка во многом обусловлена макроэкономическими факторами. Оценка влияния факторов осуществляется для того, чтобы: выявить изменения, которые воздействуют на разные аспекты стратегии; определить, какие факторы внешней среды могут представлять угрозу для предприятия и отрасли в целом; оценить, какие факторы можно использовать для достижения стратегической цели. Во внешней среде постоянно протекают динамичные процессы, одна часть которых открывает новые возможности, создает благоприятные условия, другая, наоборот, создает дополнительные трудности и ограничения. Чтобы успешно продвигаться в долгосрочной перспективе, необходимо понимать, какие факторы макроэкономического развития представляют угрозу для развития, а какие, наоборот, дают новые возможности роста.
Рис. 2. Государственная поддержка автомобильного рынка
Источник: [разработано авторами]


Литература
1. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. — 5-е изд. доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики — 2002. — 525 с.
2. Литвиненко С. Автомобильный рынок России: итоги 2014 г. и перспективы развития // PricewaterhouseCoopers, 2015 — Режим доступа: http://www.pwc.ru/ru/automotive/publications/pwc-automotive-press-briefing.jhtml Дата обращения 21.05.2015
3. Портер М. Международная конкуренция: пер. с англ. / Под ред. В.Д. Щетинина. — М.: Международные отношения, 1993. — 896 с.
4. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 29.05.2014 № 72 «Об условиях применения понятия «промышленная сборка моторных транспортных средств» на территориях государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства» // КонсультантПлюс, 2014. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163753/ Дата обращения 21.05.2015
5. Саксонова Е.Л., Кустова Т.Н., Клементьева Н.А. Учебный комплекс по экономике. Макроэкономика. Ч. II. Рыбинск, 2003. — 144 с.
6. Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года: Приказ Минпромторга России от 23 апреля 2010 г. № 319. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия