Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (12), 2004
РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ЕврАзЭС И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Борубаев А. А.
заместитель Председателя Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС,
Председатель Собрания народных представителей
Жогорку Кенеша Кыргызской Республики


ОБ ОПЫТЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖОГОРКУ КЕНЕША КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ПРИВЕДЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СООТВЕТСТВИЕ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ДОГОВОРАМИ, ЗАКЛЮЧЕННЫМИ В РАМКАХ ЕврАзЭС, И ДРУГИМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ СООБЩЕСТВА

Отрадно отметить, что в настоящее время постепенно начинает формироваться общее экономическое пространство Сообщества. За истекший со дня учреждения на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества период государствами-членами проделана немалая работа по выработке основных механизмов и принципов сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, созданию организационно-правовой структуры Сообщества.
Каждое заседание Бюро МПА ЕврАзЭС, принятые на них решения вносят вклад в укрепление и развитие ЕврАзЭС. Реализуя политическую волю глав государств, парламенты наших стран на законодательном уровне закрепляют итоги встреч на высшем уровне, обеспечивают расширение сотрудничества соответствующей законодательной базой и приведением ее в соответствие с международными договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС, и другими правовыми актами Сообщества. Можно сказать, что от нашей слаженной, эффективной работы по гармонизации национальных законодательств, от нашего взаимопонимания и сотрудничества напрямую зависят темпы и качество реализации принятых Межгосударственным Советом ЕврАзЭС решений, успешная деятельность всего Сообщества.
Общими усилиями парламентов под эгидой ЕврАзЭС сделаны конкретные шаги по ускорению формирования единого экономического пространства и общего рынка, углублению интеграционного сотрудничества. В успешном взаимодействии и объединении усилий парламентов наших стран немалая заслуга принадлежит прежде всего руководителям высших органов законодательной власти дружественных государств, постоянно проявляющим добрую волю, заинтересованность и готовность идти навстречу друг другу, а также большой организаторской работе рабочего органа - Бюро МПА ЕврАзЭС во главе с Ответственным секретарем Бюро А.Н. Марышевым.
Формирование единой правовой политики Евразийского экономического сообщества и координация законотворческой деятельности национальных парламентов, обеспечивающие реализацию целей Сообщества, в соответствии с Положением о Межпарламентской Ассамблее, являются основными задачами Ассамблеи. Вместе с тем подготовкой нормативно-правовых актов, формирующих правовую базу Евразийского экономического сообщества, занимаются все органы Сообщества. Межгосударственным Советом принимаются международные договоры и соглашения, а Межпарламентская Ассамблея разрабатывает Основы законодательства и типовые проекты законодательных актов (модельные законы).
К настоящему времени Межгосударственным Советом в рамках Евразийского экономического сообщества подготовлены и приняты 73 договора, соглашения и протокола.
Парламент Кыргызской Республики совместно с правительством пытаются оперативно выполнять внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления в силу данных нормативно-правовых актов. Нами уже ратифицированы 70 международных договоров. Среди них такие наиболее важные, как Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, Соглашение о формировании Транспортного союза, Соглашение о создании благоприятных условий для занятия малым предпринимательством, Соглашение о взаимных безвизовых поездках граждан и другие.
Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС подготовлены и приняты более 60 модельных законов и типовых проектов законодательных актов.
Жогорку Кенеш Кыргызской Республики эффективно использует в своей законотворческой деятельности основные подходы, положения и нормы, предусмотренные данными нормативно-правовыми актами. При этом наиболее востребованы такие модельные законы, как "Об основах технического регулирования", "Об основах транспортной деятельности", "Об инновациях", "Об электронном документе", "О борьбе с коррупцией", "Об образовании", "О миграции", "Об основах социальной политики".
Инициатором и автором проектов многих модельных законов является Жогорку Кенеш Кыргызской Республики. Нами подготовлены такие нормативно-правовые акты, как типовой проект "О поддержке малого и среднего бизнеса" и модельный закон "О защитных мерах при импорте товаров из третьих стран". В настоящее время готовим типовой проект "Об инвестиционных фондах".
На последнем заседании Межгосударственного Совета на уровне глав государств, состоявшемся 18 июня 2004 г. в Астане, впервые рассмотрен и принят подготовленный Межпарламентской Ассамблеей Договор о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации. Данным Договором определен статус нового инструмента формирования правовой базы Евразийского экономического сообщества - Основ законодательства, а также подробно регламентирован порядок их разработки, рассмотрения, принятия, изменения, приостановления и прекращения действия. Это значит, что теперь Межпарламентская Ассамблея получила в свое распоряжение новый, более эффективный инструмент формирования правовой базы Сообщества.
Межпарламентской Ассамблеей уже подготовлены проекты трех наиболее актуальных Основ законодательства: Основы таможенного законодательства, Основы транспортного законодательства и Основы законодательства об энергетике.
Наш парламент одним из первых подключился к этой исключительно важной работе. Так, нами разработаны, а Межпарламентской Ассамблеей одобрены Основы законодательства ЕврАзЭС об энергетике.
А сейчас мы приступаем к подготовке Концепции Основ законодательства о конкуренции и ограничении монополистической деятельности.
В Приоритетных направлениях развития ЕврАзЭС основной акцент сделан на формировании единой таможенной территории, реализации транспортного потенциала Сообщества, формировании энергетического рынка, развитии агропромышленного сектора, на активизации взаимодействия в реальном секторе экономики.
Реализация положений указанного документа позволит уcкорить формирование единого экономического пространства с использованием новых, перспективных форм и механизмов взаимодействия, реализовать совместными усилиями общие выгоды и национальные интересы. Государства-члены ЕврАзЭС предполагают усилить потенциал противодействия общим экономическим угрозам, а также создать благоприятные условия для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. 28 мая 2004 г. Ассамблея утвердила Программу деятельности Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества в рамках Мероприятий по реализации Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы. В Программе предусмотрен комплекс правовых мер, направленных на формирование единой правовой политики ЕврАзЭС и законодательное обеспечение Приоритетных направлений. В настоящее время нами готовятся мероприятия по реализации данной Программы.
Исключительно важной, на мой взгляд, является работа по контролю за ходом реализации принятых решений. В этой связи наш парламент выступил инициатором проведения мониторинга очень важного, прежде всего в социальном плане, Заявления президентов государств-членов ЕврАзЭС "О десяти простых шагах навстречу простым людям" и соответствующих соглашений к нему.
Мы и дальше будем работать в направлении максимального содействия формированию в Евразийском экономическом сообществе эффективной правовой базы, работающей на создание действенного единого экономического пространства.


Из доклада на заседании Бюро МПА ЕврАзЭС 8 октября 2004 г.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия