Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (54), 2015
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Курашева Н. А.
заведующий кафедрой экономики, организации и управления производством
Балтийского государственного технического университета им. Д.Ф. Устинова «ВОЕНМЕХ» (г. Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук, профессор

Шматко А. Д.
ведущий научный сотрудник Института проблем региональной экономики РАН (Санкт-Петербург),
доктор экономических наук, доцент


К вопросу об управлении инвестиционной привлекательностью малых и средних предприятий инновационного типа
Авторами обоснован вывод о том, что российская экономика, выходя из современного экономического кризиса, должна делать акцент на развитии малого и среднего бизнеса, создавая прослойку в российской экономике между крупным бизнесом и индивидуальными предпринимателями, которая в настоящий момент практически отсутствует. В статье определено, что ключевыми элементами здесь являются малые и средние предприятия инновационного типа, стимулирование их инвестиционной привлекательности и формирование платежеспособного спроса на их специфические товары и услуги
Ключевые слова: малый и средний бизнес, инновации, управление инновациями, научно-технический прогресс
УДК 316.334.23; ББК 60.5   Стр: 386 - 388

В 90-е годы ХХ века малый и средний бизнес в России стал объектом повышенного интереса государства. В 2008 г. была создана специальная комиссия при Правительстве России, аналогичные органы стали создаваться в регионах. Приняты и реализуются Программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, создаются и поддерживаются инновационные венчурные предприятия и фонды.
В настоящий момент малый и средний бизнес, по разным оценкам экспертов, обеспечивает рабочими местами примерно половину населения России, обеспечивая социальную стабильность общества. Развитие малого и среднего бизнеса означает расширение среднего класса, который является социальной опорой современной экономической системы. Успешное функционирование малого и среднего предпринимательства рассматривается многими экономистами как ключевой вопрос для обеспечения роста отечественной экономики и обеспечения социального благосостояния.
Как показывает международный опыт, залогом успешного инновационного развития экономики является именно малый бизнес, обеспечивающий новшествами ключевые предприятия и отрасли. Актуальна проблема привлечения инвестиций для развивающихся компаний сегмента малого и среднего бизнеса, ведущих деятельность в Российской Федерации. Актуальны и вопросы инвестиционной привлекательности малых и средних предприятий инновационного типа.
Процесс управления инвестиционной привлекательностью является составной частью процесса управления предприятием в целом. Планирование уровня инвестиционной привлекательности зависит от планируемой потребности предприятия в инвестициях, которая, в свою очередь, определяется в краткосрочном периоде бизнес-планом компании на следующий год, а в долгосрочном — ее стратегией. При этом в сегменте малого и среднего бизнеса отлаженным процессом бизнес-планирования, как правило, отличаются наиболее успешные предприятия малого и среднего бизнеса инновационного типа.
Организация процесса управления инвестиционной привлекательностью строится на основе текущего процесса организации деятельности предприятия. Планированием, постановкой целей, оценкой и контролем занимается профильное подразделение (финансовый отдел, бухгалтерия).
Контроль в процессе управления инвестиционной привлекательностью является ключевой функцией. Теоретически этот процесс должен выглядеть следующим образом: характеристики, определяющие уровень инвестиционной привлекательности, планируются исходя из потребности предприятия в инвестициях, производится их сравнение с сегодняшним уровнем, подвергаются анализу тренды, составляется программа достижения целевого уровня, которая принимается к исполнению и отслеживается с определенной периодичностью с целью корректировок в случае необходимости.
Результаты оценки определяют те целевые показатели, которые нужны для достижения требуемого уровня инвестиционной привлекательности. С помощью модели оценки определяется текущий уровень, оцениваются факторы, оказывающие определяющее влияние. Впоследствии они подвергаются оценке с точки зрения возможности воздействия и времени достижения уровня, обозначенного целевыми показателями.
Процесс управления инвестиционной привлекательностью, являясь частью процесса управления предприятием в целом, должен находить отражение в деятельности предприятия в виде включения соответствующих пунктов в стратегию, бизнес-план, отражения принятых решений относительно программы достижения/поддержания целевого уровня во внутреннем документообороте, фиксации результатов контроля. Мотивация в процессе управления инвестиционной привлекательностью не рассматривается отдельно от мотивации в процессе управления малым и средним инновационным предприятием.
Таким образом, процесс управления инвестиционной привлекательностью может быть реализован и как разовый проект с целью разового привлечения требуемых инвестиций, и как новый управленческий механизм, позволяющий в постоянном режиме планировать и контролировать уровень инвестиционной привлекательности. В обоих случаях, на наш взгляд, важно использовать модель оценки, отвечающую требованиям комплексности, прозрачности, практичности и реализуемости.
В Российской Федерации основным инвестором малого и среднего предпринимательства выступает банковский сектор. Коммерческие банки, занимающиеся кредитованием предприятий, как правило, имеют в своей структуре подразделения, работающие с разными сегментами бизнеса, которые осуществляют корпоративное кредитование и кредитование малого и среднего бизнеса. В качестве факторов, разделяющих эти сегменты, выступают: организационно-правовая форма и объем получаемой предприятием выручки. При этом нет прямого указания на специфику получения выручки от реализации инновационного продукта на малых и средних предприятиях инновационного типа.
Известно, что к предприятиям малого и среднего бизнеса относятся индивидуальные предприниматели, общества с ограниченной ответственностью, закрытые акционерные общества, объем годовой выручки которых, не превышает 3 млрд руб. Тем самым, бухгалтерская отчетность становится источником информации для принятия инвестиционных решений. Бухгалтерские записи обеспечивают текущий финансовый учет в целях создания заключительной информации о движении активов, собственного капитала, финансовых обязательств, формировании результатов финансовой деятельности предприятия. Юридические лица в процессе функционирования, независимо от форм собственности, обязаны представлять годовой и квартальные показатели бухгалтерской отчетности. Бухгалтерские записи представляют таблицы, заполненные согласно синтетическому и аналитическому учету на основе остатков на счетах и субсчетов учета, распределенного в Книге с отчетной даты. Финансовая отчетность является информационной основой финансового анализа. Финансовый анализ выполняется различными методами, в зависимости от цели. Анализ бухгалтерской отчетности может использоваться для идентификации проблем управления производственной деловой активностью, служить для оценки операций управления организацией, для выбора инвестиций в собственный капитал, действовать как инструмент прогнозирования отдельных индикаторов и финансовой деятельности в целом. Отсутствие учета особых условий, выражающихся в организации и реализации инновационной деятельности, не позволяет выделять объем выручки, получаемой непосредственно от реализации новшеств на малых и средних предприятиях инновационного типа.
Для достижения поставленных целей анализа бухгалтерских записей используются следующие виды финансового анализа:
– горизонтальный анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
– вертикальный анализ — определение структуры финансовой эффективности с идентификацией влияния каждой позиции отчетности о результатах в целом;
– анализ тренда — сравнение каждой позиции отчетности со многими предшествующими периодами и определением тренда, т.е. главной тенденции динамики индикатора, очищенного от случайных влияний и определенных особенностей отдельных периодов;
– анализ финансовых коэффициентов — вычисление отношений данных отчетности, определение взаимосвязей индикаторов;
– сравнительный анализ как внутриэкономический анализ итоговых индикаторов отчетности об отдельных индикаторах инновационного предприятия;
Таким образом, у каждой из форм финансового анализа имеется определенная возможность для оценки и управления финансовым состоянием инновационного предприятия. Большое значение при проведении финансового анализа имеет качество финансовой отчетности предприятия, которая не всегда соответствует набору требований: четкость, уместность, надежность и сопоставимость. Эти требования зафиксированы регулирующими положениями и являются качественными характеристиками информации, дейст­вующей как гарант защиты интересов пользователей.
Бухгалтерская отчетность является источником информации для принятия инвестиционных решений для внешних и внутренних пользователей. Анализ бухгалтерской отчетности может использоваться для идентификации проблем управления производственной деловой активностью, служить для оценки операций управления организацией, для выбора указаний инвестиций собственного капитала, действовать как инструмент прогнозирования отдельных индикаторов и финансовой деятельности в целом. В основном анализ финансовой отчетности является многосторонним процессом исследования финансового состояния и главных результатов финансовой деятельности организации в целях идентификации льгот, увеличения ее рыночной стоимости и обеспечения эффективного развития. Качество самого финансового анализа зависит от примененного метода, точности данных финансовой отчетности, а также от компетентности лиц, принимающих инвестиционное решение.
Для кредитных организаций, например, основным фактором является финансовое состояние потенциального заемщика и его репутационный профиль. Для портфельного инвестора важны и финансовое состояние (хотя его роль в данном случае менее определяющая), и инвестиционный рейтинг страны, региона, отрасли. Для стратегического инвестора важно максимальное количество факторов, так как подобные инвестиции, как правило, долгосрочны и несут максимальный риск. Стратегические инвесторы учитывают финансовое состояние, рейтинг региона, отрасли, имиджевый и репутационный профиль потенциального объекта инвестиций.
Таким образом, совокупность имеющихся факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность предприятия, можно разделить на три группы:
1) финансовое состояние предприятия;
2) инвестиционная привлекательность страны, отрасли, региона;
3) репутационный профиль.
Совокупность количественных и качественных параметров можно привести к единому знаменателю, используя сопоставимые (т.е. имеющие одинаковое количество ступеней) рейтинговые модели. Например, оценив финансовое состояние и определив удельные веса факторов, можно присвоить рейтинг от 1 до 10. Используя рейтинги агентств S&P и Fitch и уровень влияния каждого на оценку инвесторами инвестиционной привлекательности, можно также составить шкалу оценок от 1 до 10 для определения инвестиционной привлекательности страны и региона. Чтобы оценить репутационный профиль, можно использовать модели оценки имиджа компании, определить интервал и сгруппировать результаты в 10-ступенчатую рейтинговую модель.
В итоге мы можем определить рейтинг по каждой из трех групп факторов. Имея данные о доле каждого из используемых способов привлечения инвестиций в конкретном регионе, мы сможем скорректировать данные рейтинги для каждого анализируемого региона по степени их значимости. Но ни один из применяемых рейтингов не отражает специфики малых инновационных предприятий и уровень инвестиционного риска. Не случайно, доля малого и среднего предпринимательства в США превышает 50% ВВП, а в Российской Федерации, по самым оптимистичным оценкам, едва достигает 20%. Причины этого кроются, в основном, в истории развития отечественной экономики. На протяжении ХХ века в СССР лишь два периода способствовали развитию малого предпринимательства — начало 20-х годов (период «Новой Экономической Политики») и конец 80-х годов (период «перестройки»). В Российской Федерации 1990-х годов развитие малого и среднего предпринимательства государством не ограничивалось, но и не поддерживалось, а инновационное развитие экономики страны связывалось с крупными приватизированными предприятиями.
По мнению ряда российских учёных и экономистов, российская экономика, выходя из современного экономического кризиса, должна делать акцент на развитии малого и среднего бизнеса, создавая уверенную прослойку в российской экономике между крупным бизнесом и индивидуальными предпринимателями, которая в настоящий момент практически отсутствует. Мы полагаем, что речь должна идти о малых и средних предприятиях инновационного типа, о стимулировании их инвестиционной привлекательности, формировании платежеспособного спроса на их специфические товары и услуги.


Литература
1. Курашева Н.А., Романов Н.А., Киселев Ю.В. Управление инновационными проектами производственного предприятия: учебное пособие / Балт. гос. техн. ун-т. — СПб, 2013. — 125 с.
2. Шматко А.Д. Организационно-экономическое моделирование систем менеджмента качества: Дисс. на соискание ученой степени канд. экон. наук. — СПб., 2004.
3. Шматко А.Д. Проблема вариативности финансовой поддержки инновационной деятельности высокотехнологичных предприятий // Экономика и предпринимательство. — 2013. — № 10 (39). — С. 722–724.
4. Шматко А.Д. Развитие инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства высшей школы в условиях инновационной экономики: Автореф. дисс... на соискание ученой степени докт. экон. наук / С.-Петерб. госуд. ун-т экономики и финансов. — СПб., 2012.
5. Аракелян С.А., Крутиков В.К., Зайцев Ю.В. Малый бизнес в региональном инновационном процессе / Брянский гос. ун-т им. акад. И.Г. Петровского, Калужский гос. ун-т им. К.Э. Циолковского, Ин-т управления, бизнеса и технологий, Среднерусский науч. центр Санкт-Петерб. отделения Международ. акад. наук высш. школы. — Калуга: Типография Флагман, 2012. — 230 с.
6. Абдуллин И.И. Инновационная экономика и малый бизнес / Ун-т упр. «ТИСБИ». — Казань, 2014. — 144 с.
7. Гурунян Т.В. Институциональная поддержка инноваций в системе малого и среднего предпринимательства и оценка ее эффективности. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. — 258 с.
8. Белоусов В.И., Белоусов А.В., Иванов С.В. Инновационное предпринимательство (бизнес): теория и практика. — Воронеж: Истоки, 2011. — 319 с.
9. Анализ состояния и проблем развития предпринимательства в научно-технической сфере России: сб. / Под ред. О. П. Молчановой; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Фак. гос. упр. — Москва: КДУ, 2010. — 203 с.
10. Баранов М.Н., Саакова Л.В., Шматко А.Д. Развитие и государственная поддержка малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере / Сев.-Зап. гос. заоч. техн. ун-т». — СПб.: Изд-во СЗТУ, 2011. — 130 с.
11. Малый инновационный бизнес в аспекте модернизации российской экономики / Анопченко Т.Ю., Боева К.Ю., Бондарев В.А. и др.; под ред. А.Н. Плотникова. — Саратов: Изд-во ЦПМ Акад. Бизнеса, 2012. — 249 с.
12. Малое инновационное предпринимательство. Кейсы российских компаний: Сб. / Под общ. ред. Д.С. Медовникова; Нац. исслед. ун-т «Высш. шк. экономики»; Ин-т менеджмента инноваций. — М.: МАКС Пресс, 2013. — 194.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия