| | Проблемы современной экономики, N 3 (55), 2015 | | ПО МАТЕРИАЛАМ ПЛЕНАРНОГО ЗАСЕДАНИЯ ТРЕТЬЕГО МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА «ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА» В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ, 16 АПРЕЛЯ 2015 г. | | Мясникович М. В. Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
| |
| | В статье предложена программа дальнейших взаимоотношений государств-участников ЕАЭС, включающая гармонизацию и унификацию законодательства, разработку сводного плана первоочередных действий стран-членов ЕАЭС в «критических» сферах, ускорение разработки проектов законов стран-участниц, обеспечивающих реализацию положений Договора о создании ЕАЭС | Ключевые слова: Республика Беларусь, ЕАЭС, Евразийский экономический союз, единая промышленная политика, единая агропромышленная политика, промышленная кооперация, Международный форум «Евразийская экономическая перспектива» | ББК У9(2)80,3 Стр: 8 - 9 |
Уважаемые участники форума, коллеги!
Прежде всего, позвольте поблагодарить за представившуюся возможность выступить перед такой представительной аудиторией и поделиться своими идеями по перспективам развития евразийской интеграции.
С 1 января 2015 года граждане Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Армения живут и работают в условиях Евразийского экономического союза.
Безусловно, наши ожидания от ЕАЭС велики. Усиливающаяся экономическая глобализация заставляет государства создавать единообразные правила регулирования экономических отношений, обеспечивающие свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы — как главных целей Евразийского экономического союза.
Вместе с тем сегодня, по нашему мнению, имеются неопределенности в развитии Евразийского экономического союза. Интеграционную структуру создали, а что дальше? Работа в «ручном режиме» позволяет лишь решать тактические задачи, а ведь договор предусматривает определенный план действий до 2025 года. Необходимо определить форму наших дальнейших взаимоотношений и не допустить, чтобы ЕАЭС превратился в СНГ № 2.
Кризисные явления в мировой экономике и вызовы, исходящие из-за пределов Таможенного союза, негативно отразились на экономиках государств — членов ЕАЭС, а это в свою очередь повлияло на ухудшение показателей во внешней и, что самое неприятное, во взаимной торговле.
Товарооборот в «тройке» в 2013 году — минус 5% по отношению к 2012 году, а в 2014 году — минус 11% по сравнению с 2013 годом. Итоги двух месяцев текущего года продолжают такую тенденцию. Очевидно, что данные обстоятельства не создают благоприятную почву для позитивных прогнозов. Поэтому важно действовать проактивно, не мириться со сложившимися обстоятельствами, а создавать источники и факторы роста для ЕАЭС. На наш взгляд, их несколько:
Первое — унификация и гармонизации законодательства. Главные цели этой работы — установление идентичных механизмов правового регулирования (унификация) и сходного (сопоставимого) нормативного правового регулирования (гармонизация).
Договор определяет сферы, в которых требуется проведение гармонизации и унификации законодательства (например, в области технического регулирования, валютной политики, банковского регулирования, налогов, рынков ценных бумаг, энергетических ресурсов, транспортных услуг и др.). Вместе с тем в нем не определены временные рамки их завершения и конкретные критерии для оценки результатов работы по гармонизации. Поэтому можно сказать, что унификация и гармонизация фактически является доброй волей государств — членов Союза.
В наших условиях единственным способом оперативного создания унифицированных и гармонизированных норм является тесное сотрудничество государств, в том числе их парламентов.
В связи с этим предлагаю:
сформировать сводный план первоочередных действий стран — членов ЕАЭС по реализации направлений сотрудничества, унификации и гармонизации законодательства в «критических» сферах и представить его на утверждение Высшему Евразийскому экономическому совету на уровне Глав государств;
ускорить разработку проектов законов стран-участниц, обеспечивающих реализацию положений Договора о создании ЕАЭС, в связи с тем, что реализация целого ряда положений Договора отложена на период до 2025 года.
Ведь если следовать букве Договора о Евразийском экономическом союзе, то к 2016 году мы фактически будем иметь только общий рынок лекарств и медицинских изделий, а также решение некоторых вопросов регулирования и администрирования отдельных правоотношений. Что касается других сфер, то до 2020 года можно рассчитывать, пожалуй, на общий энергетический рынок и только до 2025 года — на общий рынок газа, нефти и нефтепродуктов.
Что касается Республики Беларусь, то у нас Советом Министров утвержден План мер по реализации Договора о Евразийском экономическом союзе, который предусматривает перечень нормативных правовых актов, требующих внесения изменений и (или) дополнений, признания утратившими силу или разработки в связи со вступлением в силу Договора (изменения коснутся 9 кодексов и законов, 5 указов Президента, 14 постановлений Правительства и ряда других документов).
Совет Республики обратился с конкретными предложениями по совершенствованию законодательства в Правительство, исходя из целей ЕАЭС. Хотя парламентское измерение ЕАЭС отсутствует, парламентское сообщество ни в коем случае не должно оставаться в стороне от процесса совершенствования национального законодательства и проводить эту работу государства должны согласованно. Целесообразно уже в рамках настоящего саммита принятие Меморандума о сотрудничестве по данным вопросам. Нужна программа согласованных действий по гармонизации и унификации законодательства. Предлагаю поручить профильным комиссиям парламентов государств-членов ЕАЭС подготовить в течение месяца и внести соответствующие предложения, которые могли бы быть рассмотрены Парламентами стран-членов ЕАЭС.
Второе — скорейшее устранение имеющихся барьеров во взаимной торговле, объединение усилий для совместного выхода на рынки третьих стран, а также полная отмена изъятий и ограничений в движении товаров.
Создание общего рынка без изъятий и ограничений, на чем неоднократно настаивал наш Президент, уважаемый Александр Григорьевич Лукашенко, должно решаться быстрее, организованнее, на законодательном уровне должны сниматься препятствия во взаимной торговле. В ЕЭК была проделана большая работа, результатом которой стала выработка собственной классификации понятий барьера, изъятия и ограничения. В ходе согласования позиций государств-членов был составлен список из 422 изъятий. Договором о ЕАЭС снимается только 71. Остальные должны устраняться активнее. Кроме того, имеется порядка 290 барьеров, изъятий и ограничений, по которым должно быть проведено дополнительное изучение. Для достижения указанной цели ЕЭК и государствам-участникам важно сконцентрироваться на выполнении Рабочего плана разработки актов и международных договоров в соответствии с Договором о ЕАЭС, а также договориться о механизме принятия национальных законопроектов, чтобы они не были дискриминационными по отношению к партнерам по ЕАЭС.
Третье — принятие мер по скорейшему переходу к согласованной, а в перспективе — и к единой промышленной и агропромышленной политике, развитию промышленной кооперации, реализации совместных инвестиционных проектов как внутри Союза, так и за его пределами;
Промышленный комплекс является основой развития экономик государств — членов Евразийского экономического союза. Здесь сконцентрировано около 20% рабочих мест, 30% валовой добавленной стоимости, более 80% экспорта в третьи страны и 96% взаимной торговли государств-членов ЕАЭС. При этом производительность труда в промышленном секторе ЕАЭС в полтора раза превышает средний показатель по экономике.
В то же время в Договоре этот вид деятельности имеет самую слабую степень интеграции. Так и записано: государства-члены самостоятельно разрабатывают и реализуют национальные промышленные политики.
Как известно, сегодня ЕЭК разработаны и вынесены на широкое обсуждение основные направления промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза, которые охватывают три блока промышленной интеграции: использование общего рынка для стимулирования данной сферы производства, углубление промышленной кооперации и использование научно-технического сотрудничества.
Вместе с тем этого уже недостаточно. Необходимы конкретные действия, вплоть до разработки и подписания отдельного договора или другого нормативно-правового акта по промышленной политике. Промышленный Союз должен быть локомотивом, драйвером развития Евразии в широком смысле. Еще раз подчеркнем, что промышленный сектор ЕАЭС по производительности труда уже сегодня в полтора раза превышает средний показатель по экономике ЕАЭС.
Четвертое — выстраивание понятной системы взаимодействия национальных органов, Евразийской экономической комиссии и бизнес-сообщества по обозначенным выше вопросам.
В Республике Беларусь, в частности, ведется определенная работа по совершенствованию механизма взаимодействия республиканских органов государственного управления, бизнеса и ЕЭК.
Беларусь была и будет сторонницей интеграции на постсоветском пространстве. В современных условиях постоянного усиления глобальной конкуренции объединение рынков и ресурсов региональных экономических объединений является одним из наиболее эффективных механизмов достойной интеграции в мировую экономическую систему.
Мы должны также понимать то, что около 20 лет нам понадобилось, чтобы пройти путь от осторожных предположений до создания такого интеграционного объединения. Это новая геополитическая реальность. Беларусь пошла на участие в Евразийском экономическом союзе, исходя из понятных и прагматичных целей и взаимовыгодных отношений с государствами–партнерами по ЕАЭС, для создания дополнительных условий устойчивого развития своей экономики. А успешность интеграционных процессов будет, в конечном счете, измеряться повышением уровня жизни населения наших стран. | |
|