Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (55), 2015
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Малюшин И. И.
аспирант кафедры истории экономики и экономической мысли экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета


Инструменты долгосрочной экономической политики
В статье рассматриваются инструменты долгосрочной экономической политики. Автор проводит разграничение между мерами государственного экономического регулирования, направленными на решение конъюнктурных задач, и мерами экономической политики государства, преследующими долгосрочные цели. Под инструментами экономической политики понимаются средства, с помощью которых реализуются цели экономической политики. Они формируются посредством принятия законов, президентских указов, правительственных постановлений и других нормативных актов, через государственные программы, текущие оперативные постановления и решения государственных органов. Другими словами можно сказать, что под инструментами экономической политики понимается вся совокупность рычагов воздействия на экономические процессы и на агентов хозяйственной деятельности. Имеют свои особенности инструменты экономической политики великих держав и стран с разной экономической историей
Ключевые слова: экономическая политика государства, инструменты экономической политики, экономическая политика великих держав
УДК 338.22; ББК 65.04+66.4   Стр: 122 - 125

Предыстория современной теории экономической политики
История экономической политики начинается с возникновением государства. Однако следует различать экономическую политику как объект, существующий «сам по себе» и как предмет научного анализа. В качестве предмета научного изучения экономическая политика начинает свою историю с трудов экономистов — меркантилистов XVI–XVII вв. Выход на сцену человеческой истории капитализма с его предпринимательскими союзами и объединениями, критика абсолютистского государства имела своими последствиями снижение интереса к теории экономической политики. Ее полностью вытеснила либеральная политическая экономия, отрицающая положительную роль государства в экономике.
События Великой французской революции не только возродили интерес к теории экономической политики, но и привели к расколу либералов на революционеров и реформаторов: «классическая школа политической экономии оказалась теоретической основой сразу двух соперничающих экономических доктрин: либеральной и социалистической» [1].
Годы, так называемой «реакции» в Европе (1814–1854), способствовали не только территориальному объединению Германии, но и превращению полусотни ее «карликовых» государств в единое имперское государство с самой мощной континентальной европейской экономикой. В этом огромную роль сыграл не только «железный канцлер» Отто фон Бисмарк, но и немецкая историческая школа в политической экономии, выработавшая рекомендации для проведения национальной экономической политики. Возникшая как антипод классической («космополитической») политической экономии, она отрицала какое-либо положительное и практическое значение для национальной экономики либеральных и социалистических доктрин [2]. Одним из тех, кто попытался вновь восстановить теоретическую связь между экономикой и политикой государства, был Фридрих Лист (1789–1846). Им были сформулированы следующие принципиальные положения национальной экономической политики и ее инструментария:
● Экономическая политика формируется на основе положений национальной теоретической экономии, а не либеральной («классической») политэкономии;
● Между «индивидом» и «человечеством» (понятиями, которыми оперирует либеральная политэкономия), находятся «нации», создавшие свои государства. Либеральная политэкономия возникла и существует в борьбе с государственным хозяйством, без него она теряет свой пафос и смысл.
● Важнейшим условием создания национальной теоретической экономии является единство и сплоченность страны, объединенной национальной идеей.
● Национально-государственные интересы (благосостояние народа, как нации) должны занимать ведущее место в экономической политике государства.
● Разделение труда следует рассматривать на национальном, а уж затем на международном уровне; в национальной экономике кроме разделения труда не меньшую роль играют ассоциации производительных сил.
● Развитие производительных сил страны — основа ее успешного экономического развития.
● Ведущую роль в развитии национальной экономики, прогресса и обеспечения богатства нации играет развитие промышленности.
● Протекционизм, поддержка отечественного производителя должны играть ведущую роль в торговой политике.
● Таможенная политика выполняет роль щита для экономики страны и ее успешного развития, а уж затем — преследует фискальные цели.
● Богатство нации формируется на протяжении длительного исторического периода, поэтому конъюнктурные факторы — колебания цен и процентных ставок, имеют весьма временный, несущественный характер для прогресса нации; они не могут быть инструментами экономической политики.
● Общие закономерности развития отдельных стран, причины их возвышения и падения можно понять лишь на основе историко-экономического анализа, а не из вневременных абстрактных конструкций, не учитывающих пространственные особенности национальных экономик [3].
Потребность в разделении понятий «политическая экономия» и «экономическая политика» появилась в научной литературе, по мнению российского экономиста дореволюционного периода И.М. Гольдштейна, в конце XVIII — начале XIX вв.: «такие попытки делались нередко уже немецкими камералистами XVIII в. в противоположность физиократам и классикам политической экономии, в трудах которых проблемы, принадлежавшие к той и другой области постоянно смешивались». Он полагал, что четкое теоретическое определение понятия «экономическая политика» было предложено немецким юристом Ю. Зоденом (1754–1831) [4]. Зоден действительно, в работе «Die Nationalökonomie» (изданной в Лейпциге в 1805 г. и переизданной в 1815 г. в Вене) предложил определять экономическую политику термином «Staatswirtschaft», в отличие от уже существующего термина «Nationalökonomie», которым в Германии определялась политическая экономия. Разграничение понятий необходимо, считал Зоден, «чтобы избежать путаницы в понятиях «государство» и «нация» и предотвратить смешение понятия «политическая экономия» с понятием «экономической политики» [5].
Представляется, что потребность в строгом определении действий государства в экономической сфере и, соответственно, потребность в теории экономической политики возникла в начале XIX века в период кардинальных изменений в экономике, затрагивающих межгосударственные отношения. Этот процесс был запущен в Европе наполеоновскими войнами, которые можно рассматривать как предтечу последующих мировых войн. Он внес с одной стороны, хаос в сложившиеся межгосударственные экономические отношения так называемым «революционным правом», но с другой стороны европейскими континентальными государствами был принят «Кодекс Наполеона», что потребовало выработки универсальных юридических определений, в том числе общих понятий экономической политики. Именно данное обстоятельство объясняет, почему среди родоначальников теории экономической политики оказались юристы [6].
На Венском конгрессе (1815 г.), выработавшем общеевропейские правила завершения континентальных войн, работала (впервые в истории) политико-экономическая комиссия. На ней же было сформулировано определение «великой державы», под которой понималось самодостаточное государство, способное в одиночку выстоять в войне против коалиции государств. Соответственно под экономической политикой великой державы понималась государственная политика, направленная на реализацию национальной идеи, на обеспечение своего экономического суверенитета и социального мира и формирование национальной экономики по типу доминирующей экономики. Таким образом, теоретическая унификация понятия «экономическая политика» не всегда учитывает, что «не великие» государства могут защитить свои интересы лишь в составе коалиций государств. Им приходится жертвовать частью своего суверенитета, отдавая его «на общие» цели, но именно такая экономическая политика проще всего поддается унификации, в отличие от политики великих держав [7].
Процессы длительной агонии Австро-венгерской империи (одной из великих держав, по определению Венского конгресса) завершившейся в 1918 году ее полным распадом, вызвали не меньший интерес к теории экономической политики, чем процессы объединения Германии в середине XIX века. В частности, определенный вклад в развитие теории экономической политики внес австрийский экономист Е. Филиппович. В работе «Очерки политической экономии» он определял экономическую политику как «вмешательство организованных структур, в особенности государства, в развитие народного хозяйства». Необходимость «вмешательства» он объяснял следующим образом: «Народное хозяйство составляет закономерно связанное целое во всех своих частях и экономическая политика неизбежно должна действовать в трех направлениях. Она должна заботиться о развитии производства, об усовершенствовании хозяйственной организации, споспешествовать образованию и потреблению доходов»[8].
На дальнейшее формирование теоретических постулатов и практических принципов общеэкономической политики существенным образом повлияли две мировые войны с их комплексом международно-политических, социальных и экономических проблем. Государство стало вносить в экономические процессы не только региональный компонент, как это было ранее, но и общеэкономический, а несколько позже международный [9].
Поворотным пунктом для формирования современной теории экономической политики явился мировой экономический кризис 1929–1933 гг. Его итогом стал вывод о том, что роль государства в экономике поднялась на новый качественный уровень. Экономическая политика — это не только регулирование экономики, функционирующей «самой по себе». Экономическая политика государства находит свое выражение в том, что государство:
● устанавливает экономические «правила игры»; оно определяет процедуру заключения коллективных договоров, устанавливает продолжительность рабочего времени, издает распоряжения и постановления, касающиеся различных экономических объединений;
● косвенно воздействует на уровень экономической активности через посредство налогообложения и государственных расходов, контролирует денежную эмиссию и распределение кредитов;
● координирует и финансирует капиталовложения;
● создает государственный сектор в производстве (государственные предприятия);
● косвенно или прямо контролирует цены и обменные курсы валют;
● обеспечивает перераспределение национального дохода;
● несет ответственность за поддержание полной занятости и за экономический рост. [10].
Меры экономической политики современного государства далеко вышли за рамки «невмешательства», нейтрального экономического поведения. Представить себе теоретическую модель государства XXI века как «ночного сторожа», выполняющего лишь полицейски-охранительные функции, могут лишь теоретики — экономисты, обладающие изрядной долей юмора и фантазии.

Инструменты долгосрочной экономической политики
Экономическая политика проводится государством по­средством использования находящегося в его распоряжении инструментария. Под инструментами экономической политики понимаются средства, с помощью которых государство добивается выполнения поставленных перед собой задач. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, государственные программы, текущие оперативные постановления и решения государственных органов. Другими словами можно сказать, что под инструментами экономической политики понимается вся совокупность рычагов воздействия на экономические процессы и на агентов хозяйственной деятельности [11].
Главной целью экономической политики является планирование, «задание» общей цели, того, чего хотелось бы достичь, видение некого «образа будущего», к которому стремятся экономические и политические субъекты. Очевидно, что цель эта должна быть социальной, а не личностной, так как речь идет об агрегированных общественных взаимоотношениях. Именно поэтому инструменты экономической политики на этом уровне не могут иметь чисто экономический, абстрагированный от политики характер [12]. Экономическая политика имеет, таким образом, объект и субъект. Объект экономической политики это ее цели, задачи, средства достижения и технологии. Субъектом экономической политики выступают агенты, проводники и инструменты.
Субъектами экономической политики выступают:
● Государство, включая региональные и местные институциональные образования.
● Негосударственные союзы и объединения.
Государство, являясь главным субъектом экономической политики, обладает властными полномочиями, которые оно использует во внутренней экономической политике путем «связывания» интересов различных социальных групп и побуждая тем самым их действовать в направлении определённых целей. На уровне законодательной власти происходит обсуждение и законодательное оформление основных направлений внутренней экономической политики. Внешняя экономическая политика имеет более скрытый механизм обсуждения и выработки. Отвечает за реализацию экономической политики исполнительная власть — правительство. Правительство, в свою очередь, ставит задачи и передаёт права по реализации экономической политики конкретным органам исполнительной власти.
Внутренняя экономическая политика разделяется на два блока:
– ограничение власти монополий и компенсация проблем экономической конъюнктуры;
– государственное регулирование, направленное на экономический рост.
Второе, как правило, реализуется через посредство негосударственного сектора. К негосударственным союзам и объединениям относят институты, имеющие так называемый «общественно-правовой статус». Эти близкие к государству структуры также являются субъектами экономической политики. Им могут передаваться определённые задачи управления, которые изъяты из сферы деятельности государственных управленческих структур. Например, к числу такого рода негосударственных и некоммерческих инструментов экономической политики, направленных на снижение социальной напряженности относятся региональные управления по страхованию, фонды «выравнивания бремени», системы местных больничных касс. В некоторых странах к таковым также относятся: агентства по поддержке общественного транспорта, учреждения по противопожарной безопасности.
К негосударственным проводникам экономической политики относятся также различные объединения, выражающие интересы определенных слоёв общества и групп населения. Это могут быть профессиональные союзы, союзы предпринимателей, религиозные и культурные организации.
Роль негосударственных субъектов в выработке и реализации экономической политики определяется возможностью оказания влияния на власть. Интересы частных групп могут не совпадать с целевой ориентацией государства, ставящего на первый план своей деятельности благосостояние общества. В этих условиях между негосударственными субъектами и государством часто возникает открытая борьба за проявление своих властных возможностей.
Помимо государственных институтов и экономических союзов, которые непосредственно участвуют в проведении экономической политики, косвенное влияние на формирование экономической политики могут оказывать определённые группы и институты общества. К ним следует отнести: политические партии и организации, средства массовой информации, влиятельные личности (учёные, политики). Степень влияния этих субъектов на экономическую политику определяется обстановкой в стране, типом политической системы, её структурой.
В развитии процессов глобализации среди субъектов экономической политики появились также институты, имеющие надгосударственный характер. Основой их деятельности являются межгосударственные соглашения. Национальные органы власти передают им часть своих управленческих функций. Таким образом, в последнее время возникает форма надгосударственной экономической политики. Примером тому является деятельность Европейского союза.
В целом на основе опыта выработки и реализации экономической политики в разных странах следует сделать вывод о том, что понятие «экономическая политика» не только шире термина «государственное регулирование», но это совершенно самостоятельная сфера экономики, не нашедшая еще должного отражения в экономических теориях [12].
Проводя экономическую политику, государство выступает инициатором, основным звеном, однако при этом оно должно сорганизовать совместные действия всех участников проводимой экономической политики https://ru.wikipedia.org/wiki/Экономическая_политика — cite_note-.D0.9A.D0.B0.D0.BC.D0.B0.D0.B5.D0.B23-6. Реализация экономической политики предусматривает использование совокупности мер, инструментов, которые образуют механизм государственного воздействия на экономику. На том или ином этапе экономического развития страны целями экономической политики могут быть:
1. Обеспечение стабильного роста национальной экономики;
2. Поддержание эффективного размера занятости;
3. Стабилизация уровня цен, борьба с инфляцией;
4. Обеспечение сбалансированного внешнеторгового баланса.
Существуют различные подходы и критерии классификации в сфере экономической политики. При подходе на основе отраслевых, институциональных критериев принято выделять следующие направления: промышленное, аграрное, социальное, транспортное, внешнеэкономическое и другие. Основываясь на функционально ориентированном подходе, можно выделить: финансовое, структурное, конъюнктурное, ценовое, валютное и другие направления экономической политики[13].
Экономическая политика представляет собой совокупность различных направлений, элементов, которые в совокупности и формируют экономическую политику государства. Основными элементами, составляющими экономическую политику являются:
● Денежно-кредитная политика;
● Бюджетная политика;
● Налоговая (фискальная) политика;
● Инвестиционная политика;
● Политика в области труда и занятости, рынка рабочей силы, регулирования доходов;
● Внешнеэкономическая политика;
● Другие разновидности направлений экономической политики [14].
Конкретными инструментами экономической политики выступают, прежде всего, фискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной политики (налоги, государственные расходы, трансферты). С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.
Наряду с фискальными инструментами значительную роль играют кредитно-денежные инструменты экономической политики, такие, как общая масса и доступность денег, кредита, ставки ссудного процента (учетная ставка центрального банка, норма резервирования, другие централизованно устанавливаемые нормативы).
Государство способно использовать такие рычаги экономической политики, как установление предельных (максимальных, минимальных) уровней цен на определенные виды товаров, величин объемов производства и получаемых предпринимательских доходов, а также доходов разных социальных групп, введение запретов и ограничений на отдельные виды экономической деятельности [15].
Широко используемым инструментом государственной экономической политики в области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров, капитала.
Так, например, все используемые в области финансов ценные бумаги и срочные контракты (депозиты, акции, облигации, сертификаты и т.д.) представляют собой инструменты экономической политики. Необходимо отметить, что нельзя провести четкой грани между основными видами экономической политики (например, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической, антиинфляционной) и присущими только им инструментам. Это связано с тем, что задачи экономической политики решаются комплексно, а используемый арсенал инструментов гармонично переплетается и затрагивает смежные направления экономической политики. Ярким примером этому может служить инвестиционная политика как важнейшее направление экономической политики государства [16].
Так, инструментами государственного регулирования инвестиционной деятельности являются не только инвестиционные программы или прямое управление государственными инвестициями, но и система налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот; предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств; инструменты финансовой, кредитной и амортизационной политики, политики ценообразования; антимонопольные меры, приватизация объектов государственной собственности и экспертиза инвестиционных проектов.

Выводы
Инструменты экономической политики имеют свои особенности в странах с разной экономической историей, вследствие данного обстоятельства они подвержены теоретической унификации не полностью. Наиболее унифицированы инструменты внутренней экономической политики. При таком взгляде на экономическую политику ее можно классифицировать следующим образом. Целью экономической политики является достижение экономического роста.
Такая цель конкретизируется в объемах производства ВНП, уровне жизни населения и т.д.
Экономическая политика направлена на активизацию:
1. инвестиционных процессов;
2. реструктуризацию экономики;
3. эффективную занятость;
4. рост производительности труда;
5. достаточный платежеспособный спрос населения и др.
Активная государственная экономическая политика вступает в некоторые противоречия с принципами экономической политики, исходящей от постулатов государственного регулирования, определенных либеральной экономической теорией [17].
Реализация экономической политики возможна лишь при использовании совокупности мер, инструментов, образующих механизм государственного воздействия на экономику. Для умения рационального их применения требуется знание структуры данных мер. В зависимости от выбранных критериев существует несколько вариантов их классификации. В частности, по способу функционирования различаются методы прямого и косвенного влияния на экономику.
Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование со стороны государства, при котором субъекты экономики вынуждены приходить к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.
В качестве примера назовем налоговое законодательство, юридические правила в области амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую степень эффекта из-за оперативного достижения экономического результата. Однако у них есть серьезный недостаток — создание помех рыночному процессу.
Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики [18].
Преимущества данных методов воздействия на экономику заключаются в том, что они не нарушают рыночной ситуации, не вводят неожиданный дисбаланс в состояние динамического равновесия. Недостатком же является определенный временной лаг, наблюдаемый между принятием государством мер, их восприятием экономикой и полученными изменениями в хозяйственных результатах.


Литература
1. Благих И.А., Дубянский А.Н. История экономической мысли: Учебник. — М.,2014.
2. Благих И.А. Экономические взгляды С.Ю. Витте / В сб.: Сергей Юльевич Витте — государственный деятель, реформатор, экономист. К стопятидесятилетию со дня рождения. — М.,1999. — С.192–208.
3. Лист Ф. Национальная система политической экономии. — СПб.: Изд-во А.Э. Мартенс, 1891. — С.386.
4. Гольдштейн И.М. Экономическая политика. — М.: Московская экономическая библиотека, 1908. — С.51.
5. Soden J. Die Nationalцkonomie. — Wien, 1815. — 394 s.
6. Гаркавенко И.А., Булах Е.А., Благих И.А. О взаимосвязи экономического анализа с историей и эволюцией // Проблемы современной экономики. — 2014. — № 2 (50). — С.356–359.
7. Благих И.А. Обзор международной научно-практической конференции «Уроки истории второй мировой войны и современность» (2–3 сентября 2010г., г. Южно-Сахалинск» // Проблемы современной экономики. — 2010. — № 3. — С.456–457.
8. Филиппович Е. Основания политической экономии. — СПб.: Пантелеев, 1901. — С. 14.
9. Абалкин Л.И. Политическая экономия и экономическая политика». — М.: «Мысль», 1970. — С.132
10. Миклашевский А. Обмен и экономическая политика. — Юрьев (Дерпт): Тип. Матиссоена, 1904. — С.174.
11. Вельфенс П. Основы экономической политики. — СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2002. — С.295.
12. Благих И.А., Фигуровская Н.К. Государственное регулирование рыночных процессов: у истоков отечественной теории и практики: к 120-летию со дня рождения Н.Д. Кондратьева // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 4. — С.438–443.
13. Ойкен В. Основные принципы экономической политики: Пер. с нем. / Под ред. Л.И. Цедилина. — М.: «Прогресс», 1995. — С. 296.
13. Государственное регулирование всероссийского рынка: 30-е гг. XIX — 30-е гг. XX столетия: Дисс.. д-ра экон. наук. — СПб, 2002.
14.Рыбаков Ф.Ф. Промышленная политика России: История и современность. — СПб.: Наука, 2011. — С.89.
15. Штейн В.М. Экономическая политика. — Петроград: Право, 1922. — С.63.
16. Благих И.А., Высоцкий А.Е. Совет съездов представителей торговли и промышленности о кризисе железнодорожного хозяйства России. Май 1913 г. // Проблемы современной экономики. — 2009. — № 4. — С.412–413.
17.Rau Ch. Traitй d’йconomie nationale / Thйorie de l’йconomie politique, Volume 1. — Sociйtй Belge de Librairie, 1835 — [Электронный документ] –http://books.google.ru/books?id=xt9ThQ82u5cC&pg=PA34&dq=politique+%C3%A9conomique+1805&hl=en&sa=X&ei=OFrHUYjwOYmF4gSSn4GwBg&ved=0CDgQ6AEwAg#v=onepage&q=politique%20%C3%A9conomique%201805&f=false
18. Благих И.А. К 100-летию со дня рождения Н.Д. Кондратьева // Российская история. — 1993. — № 2. — С.112–121.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия