Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (55), 2015
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Драгунова Е. В.
доцент кафедры экономической информатики Новосибирского государственного технического университета,
кандидат экономических наук


Типы и траектории роста предприятий
В статье рассмотрены основные подходы, определяющие понятие «органический рост» предприятия. С помощью инструмента анализа блогосферы Google Trends определены временные рамки появления интереса в Интернете и его изменения по отношению к теме «рост предприятия». Выделены детерминанты, барьеры и контролирующие факторы, продуцирующие рост предприятия. Предложены интегрированная модель и алгоритм оценки типа роста предприятия и его траектории
Ключевые слова: органический рост, траектории роста, интегральная модель роста предприятия
УДК 338.001; ББК 65.29   Стр: 179 - 182

В последнее десятилетие возобновился интерес к исследованиям, направленным на лучшее понимание предпосылок роста фирмы. С экономической и социальной точек зрения растущие фирмы создают больше рабочих мест и делают больше отчислений в бюджеты разных уровней, что немаловажно для экономической сферы в условиях затянувшегося кризиса, с академической — проблема роста является одной из противоречивых областей, настолько многогранных, что сложно выделить наиболее перспективную, комплексную, одинаково хорошо раскрывающую теоретические и практические аспекты научную работу. Данная статья посвящена поиску ответов на вопросы, что такое рост и как его измерить, какие детерминанты способствуют росту предприятий и что ограничивает рост, какие траектории и типы роста характерны для российских IT предприятий.
В экономической практике рост часто является альтернативой выживанию и функционированию. Наше понимание роста близко к зарубежному толкованию терминов «organizational development», «organizational growth». Во-первых — это непосредственно увеличение количественных и качественных характеристик (прибыли, количества занятых, доли экспорта, доли рынка, объёма продаж, скорости приобретения активов, деловой репутации, экономической добавленной стоимости), связанных с деятельностью фирмы. Во-вторых — процесс, состоящий из серии взаимосвязанных внутренних изменений, улучшений, приводящих к появлению новых характеристик фирмы. В первом случае упор в исследованиях сделан на результаты — увеличение размера за определённый период времени, во втором — исследуется сам процесс, в течение которого размер фирмы может не меняться с точки зрения первого подхода. Оба случая относят к органическому или внутреннему типу роста. Помимо двух рассмотренных вариантов отдельно выделяют неорганический тип роста (внешний рост) — рост за счёт приобретения, слияния, поглощения и т.д. других фирм. Неорганический рост позволяет быстро использовать вновь приобретённые активы, при этом практически отсутствует риск перепроизводства, т.к. потенциал отрасли в целом остаётся неизменным, однако неорганический рост может сопровождаться проблемой координации и реорганизации.
Укрупненно можно рассмотреть четыре основных направления изучения тематики, связанной с «ростом». Во-первых, исследования, фокусирующиеся на вкладе последствий роста в экономику в целом, например, влияние новых (стартапов) и быстрорастущих фирм на изменение таких показателей как ВВП, занятость в условиях турбулентности. Вторая группа исследований изучает проблемы роста с микроэкономических позиций. При этом упор делается на рассмотрение предприятия с точки зрения ресурсов, продукции предприятия, интенсивности их использования, оптимизации затрат и т.д. Вопрос процессного достижения большего роста посредством дополнительных ресурсов или дополнительной производительности часто рассматривается как «чёрный ящик». Третья группа исследований упор делает на внешние аспекты роста: в каких направлениях возможен рост, какие стратегии могут использовать фирмы (развитие рынка, разработка новых видов продукции, диверсификация). Четвёртая группа концентрирует внимание на объяснении роста — его предпосылок и последствий для самой компании.
Воспользовавшись популярным инструментом анализа блогосферы Google Trends, мы определили примерные временные рамки появления интереса в Интернете и его изменения по отношению к теме «рост предприятия». На рис.1 представлен результат анализа поисковых запросов по словосочетаниям «growth of SMEs» и «growth of enterprises», с применением фильтров: период: «февраль 2009 — февраль 2015 гг.», «По всему миру». В результате последующего применения дополнительного фильтра «Бизнес и промышленность» выяснилось, что широкое обсуждение в бизнес-среде вопросов, связанных с ростом бизнес-структур, началось в 2011 году и до сих пор не утратило своей популярности.
Рост предприятия может рассматриваться как минимум в четырёх теоретических плоскостях: изменение ресурсной составляющей, мотивационной активности, стратегической адаптации, архитектуры фирмы. Рост может быть абсолютным: измеряет рост оборота или числа сотрудников как разность между данными первого и второго периодов; относительным: измеряет рост оборота или числа сотрудников как отношение данных первого и второго периодов; или определяться посредством их комбинирования (например, индекс Берча: измеряет рост оборота или числа сотрудников как комбинацию и произведение относительного и абсолютного показателей). Более подробно интегрированная модель оценки потенциала роста предприятия представлена на рисунке 21. Отдельно при изучении проблем и механизмов роста рассматривают небольшую категорию фирм, демонстрирующих «быстрый и сверхбыстрый» рост. Чем он может быть вызван? Во-первых, это может быть рост новых (недавно созданных) предприятий. В этом случае, компания находится в процессе поиска минимального эффективного размера, что способствует его выживанию и естественно, что в определённые временные периоды увеличение таких показателей как выручка (реже количество занятых) может быть значительным — такой рост обычно эпизодический. Это особенно актуально в случае малых и средних инновационных компаний, созданных для использования новых технологических или рыночных возможностей, которые не были задействованы другими фирмами. Второе обстоятельство касается случая уже функционирующих на рынке предприятий («фирма с историей»). Рост этих предприятий происходит в результате изменения их стратегий, действий, поведения и т.д., эти изменения радикальные (качественный, эволюционный скачок) и могут существенно ускорить рост фирмы.
Рис. 1. Динамика популярности запросов «growth of enterprises» (кривая 1), «growth of SMEs» (кривая 2)
Рис. 2. Интегрированная модель оценки потенциала роста предприятия
Эта ситуация представляет собой наглядный пример стратегического обновления, при котором компания имеет возможность перенастроить свой продукт, позиции на рынке и изменить структуру ресурсов и возможностей, имеющихся в прошлом для того, чтобы иметь возможность роста. Часть предприятий, растущих быстрыми темпами, выделяют в категорию «газели» — фирмы, имеющие не менее 10 занятых, созданные пять или менее лет назад, со среднегодовым ростом выручки (числа занятых) не менее 20% в течение не менее трёх лет2. Другую часть рассматривают реже и называют «гориллы» — компании, которые быстро растут от небольших стартапов до крупных международных игроков в области высоких технологий. Какие факторы определяют направление и скорость роста фирмы? Среди причин, побуждающих фирмы к росту, часто отмечаются следующие: обеспечение «долгосрочного» благополучия и защиты от неблагоприятных условий ведения бизнеса, возможность ознакомления и внедрения новейших технологий, престиж и рыночная власть, расширение рынка и улучшение конкурентной позиции на рынке за счет диверсификации продуктовой линии, повышение прибыли и создание ресурсов для дальнейшего реинвестирования в бизнес, возможность получения субсидии, налоговых льгот и других стимулов, предлагаемых органами поддержки различных уровней. П. Морган, проводя исследование по выявлению личностных характеристик руководителя, ориентированного на развитие, определил, что, бизнес, находящийся на стадии развития, отличается следующими качествами, которые должны быть одновременно присущи предприятию: бизнес должен расти; бизнес должен иметь планы на развитие; развиваться в условиях динамичного/растущего рынка; занимать уникальную рыночную нишу; иметь возможность инновационного развития; иметь тенденцию к развитию [1].
Другие экономисты (например, [2]) связывают рост малой фирмы с последовательным прохождением ею стадий жизненного цикла, однако есть ряд критических замечаний, заставляющих с осторожностью относиться к данной взаимосвязи. Прежде всего, если взять как образец пятифакторную модель Черчилля, не все фирмы начинают свою деятельность с этапа начального (например, аффилированные структуры крупного бизнеса) и доходят до заключительной стадии. Довольно много малых фирм так никогда и не продвинуться дальше начальной стадии или умеренного роста. Второе несоответствие касается типов управления и их соответствия стадиям жизненного цикла. В-третьих, нет чёткого доказательства, что причина перехода от одной стадии развития к другой — это результат преодоления определённого кризиса. Наконец, фирмы могут достичь определенного этапа, в первую очередь выживания, и не иметь намерения выходить за рамки этой стадии, даже если они продолжают существовать и имеют возможности достигнуть большего.
При оценке потенциала органического роста предприятия по нашему мнению, должны быть учтены три составляющие: детерминанты, барьеры роста и контролирующие факторы. В настоящее время методики оценки достигнутого предприятиями роста включают только первое слагаемое (в виде выручки, возраста фирмы и формы собственности (редко — этап жизненного цикла)), другие детерминанты, а также два оставшихся слагаемых практическое применение пока не нашли [3, 4]. Согласно результатам опроса [5], среди барьеров роста российские предприниматели чаще всего называют следующие: сильные конкуренты, ограниченность доступа к заемным финансовым средствам и производственным площадям, нехватка квалифицированных кадров, жесткая налоговая система, недостаточное развитие рыночной инфраструктуры, неэффективная государственная политика поддержки МП, макроэкономическая нестабильность, высокие административные барьеры. Давление со стороны властей или криминала практически уже не рассматривается как барьер, т.к. с одной стороны действительно наблюдается ослабление данного барьера, с другой — становится одним из обыденных аспектов «российского ведения дел».
Пожалуй, в практике российских предприятий основными детерминантами роста выступают прибыль, оборот и количество занятых на предприятии. Причём интерес к российским фирмам, показывающим существенный рост в течение нескольких лет, стал ощутимым совсем недавно (рейтинг CNewsFast, РБК- 30, ТехУспех, Эксперт). Результаты, т.е. фирмы, занимающие передовые позиции в рейтингах, не совпадают, что связано с различными методиками расчёта, несовпадением исходной базы и разными целевыми установками рейтингов. Примечательно, что в основу ранжирования рейтинги не берут такой показатель, как увеличение числа занятых на предприятии, достаточно популярный среди зарубежных исследователей и подчёркивающий социальную значимость подобного рода предприятий. Кроме того, рейтинги не отделяют понятия «органический рост» и «рост за счёт приобретений». Однако, можно сделать выводы о доминировании среди демонстрирующих рост фирм разных отраслей, представителей розничной торговли и строительства. До настоящего момента продолжают динамично расти продуктовые сети, продавцы одежды и обуви. Особо стоит выделить сети, бизнес которых касается товаров для детей.
В данной статье мы исследовали тип и траектории роста фирм, формирующих рейтинг «Список крупнейших российских компаний в области информационных и коммуникационных технологий», ежегодно составляемый агентством «Эксперт». Формируя базу исходных данных, нами было введено ограничение: предприятия должны были находиться в рейтинге не менее трёх лет подряд в периоды с 2001 по 2008 (не включая) гг.3 и 2008 (включая) по 2013 гг., т.е. выделены два временных интервала, разделённые «кризисом». О фирме должны были иметься сведения, как по показателю «выручка», так и по «числу специалистов», т.е. должна иметься возможность сопоставить темпы роста «интересов собственников» и увеличения количества рабочих мест. Подобное ограничение позволило произвести расчёты с использованием критериев «абсолютный», «относительный» рост, т.е. не только определить направление роста, но и измерить его скорость. После проверки на выполнение ограничения из 195 фирм, когда-либо участвовавших в формировании рейтинга, нами было отобрано только 31 предприятие по показателю «выручка» и 28 — «число специалистов».

Таблица 1
Распределение крупнейших российских компаний в области информационных и коммуникационных технологий, отобранных для исследования, по типам роста
Тип роста фирмыВременной период
2001–20082008–20132001–20082008–2013
ВыручкаЧисло сотрудников
отрицательный рост0405
• отрицательный высокий (≥ 20%)0000
• отрицательный низкий (< 20%)0405
нулевой рост0011
положительный рост31272722
• положительный высокий (≥ 20%)16582
• положительный низкий (< 20%)15221920
Всего31312828

Сопоставив результаты изменения характеристик роста фирм в обоих временных периодах (таблица 2), получаем отнесение фирм к одной из четырёх категорий по выручке (количеству занятых): устойчиво снижающие показатели — 04, Восстанавливающиеся фирмы — 0, Остановившиеся в росте — 3 (3), Постоянно растущие — 2 (1), Стабильные — 26 (24). Категория «стабильные» не является однородной и в свою очередь разделяется на «возрастающий и снижающийся» рост.
Таблица 2
Тип роста крупнейших российских компаний в области информационных и коммуникационных технологий, отобранных для исследования (по размеру выручки)
На основе небольшого количества реально существующих фирм, мы наглядно представили алгоритм лонгитюдного исследования по определению типа роста IT предприятия. Отметим, что, несмотря на то, что все фирмы выжили в период экономического кризиса (наблюдалось сильное воздействие фактора-барьера «неблагоприятное воздействие внешней среды»), это по-разному повлияло на дальнейший путь развития, оказав положительное влияние лишь на небольшое количество фирм.
К сожалению, проверить на принадлежность к одной из четырёх траекторий: быстрый направленный, эпизодический, возрастающий (incremental), плато (plateau) выбранные для определения «типа роста» фирмы в таком же составе было невозможно [6]. Графическая интерпретация траекторий была сделана только для тех фирм, которые имели непрерывный ряд данных с 2006 по 2013 гг., при этом несколько фирм, не удовлетворяющих первому ограничению, было включено в данную часть. Отметим, что в статье (табл.3) фирмы распределены по траекториям только относительно показателя Выручка.
Таблица 3
Траектории роста крупнейших российских компаний в области информационных и коммуникационных технологий, отобранных для исследования (по размеру выручки)
В заключение обобщим результаты эмпирических кроссекционных и лонгитюдных исследований зарубежных экономистов и социологов. Нами были выделены наиболее важные результаты, которые могут быть полезными при формировании новых моделей оценки, применительно к российским субъектам хозяйствования: оценка потенциала роста предприятия требует соотнесения и сопоставления в динамике разнообразных показателей, характеризующих различные стороны хозяйственной деятельности предприятия; молодые предприятия растут быстрее; малые предприятия растут быстрее, чем крупные; более высокий уровень враждебности среды будет соответствовать более низким темпам роста предпринимательских фирм; чем больше степень интенсивности конкуренции, тем ниже темпы роста предпринимательской фирмы; фирмы, которые успешно внедряют развивающие организационные изменения, растут быстрее тех фирм, которые их не проводят; у группы компаний, осуществивших операции по слиянию или поглощению, выше темпы роста объема продаж, чем у группы компаний, не осуществивших эти операций; использование инноваций и высоких технологий способствует росту предприятия; обучение трудовых кадров и активное проведение социальных мероприятий положительно влияет на рост фирмы.


Литература
1. Moran P. Profiling the Small Business Owner-Manager: Identifying Personal Characteristics Linked to “Growth-Orientation” Durham University Business School, UK.
2. Churchill, N. C., Lewis V. L. The five stages of small business growth, Harvard Business Review, May/June, 1983. pp. 43–54.
3. Драгунова Е.В., Кравченко А.В. Алгоритм оценки динамики развития предприятия // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2013. — №3 (13). — С. 35–42.
4. Драгунова Е.В. Конкурентоспособность мезо-уровня и развитие сектора малого и среднего бизнеса // Проблемы современной экономики. — 2012. — №3. — С.148–155.
5. Растущий малый и средний бизнес в России и за рубежом: роль и место в экономике. М.: Фонд Ресурсный центр малого предпринимательства, 2010. — 65 с.
6. Brush C.G., Ceru D.J., Blackburn R. Pathways to entrepreneurial growth: The influence of management, marketing, and money. Business Horizons, 2009.

Сноски 
1 Сделано автором
2 Это обобщённое определение, данное автором статьи на основе определений, предлагаемых в зарубежных литературных источниках. Обращаем внимание на то, что газелями могут быть и предприятия, имеющие более 250 человек, т.е. крупные предприятия.
3 В рейтинге отсутствуют данные за 2005 г.
4 Специфика рейтинга позволяет априори сделать выводы о потенциальном отсутствии фирм, имеющих нулевой или отрицательный рост в обоих периодах

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия