| | Проблемы современной экономики, N 3 (55), 2015 | | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН | | Шакирова Ф. Б. преподаватель кафедры экономических наук Налоговой академии
Государственного налогового комитета Республики Узбекистан (г. Ташкент)
| |
| | В статье рассматриваются вопросы стабильного развития экономики Узбекистана на основе прочного структурно-инновационного потенциала. Рассматриваются вопросы поддержания и повышения конкурентоспособности национальной экономики на основе развития экономики знаний. Освещены вопросы совершенствования финансово-инвестиционной и нормативно-правовой политики, стимулирующей модернизацию и технологическое перевооружение реального сектора, развития наукоемких производств и перевода экономики в целом на инновационную модель | Ключевые слова: Узбекистан, национальная экономика, инновация, инновационная деятельность, экономический рост, инвестиция, инвестиционно-инновационный потенциал, инновационная модель | УДК 338.22.01(575.2) Стр: 299 - 302 | В условиях глобализации экономики значительно возрастает зависимость национальных хозяйств от мирового рынка и факторов, определяющих его развитие. Ускоренными темпами развивается научно-технический потенциал и возрастает интеллектуализация основных факторов производства. Инновационная деятельность фактически стала главным движущим механизмом экономического роста, что привело к усилению международной конкуренции в этой области и побудило многие страны к увеличению затрат на НИОКР, на новейшие технологии и продвижение инновационной продукции для обеспечения лидерства в условиях формирующейся глобальной экономики. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, в передовых формах организации производства в развитых странах, приходится от 70 до 85% прироста ВВП1. Внедрение нововведений стало ключевым фактором рыночной конкуренции, позволяя передовым фирмам добиваться сверхприбылей за счет присвоения интеллектуальной ренты, образующейся при монопольном использовании новых, более эффективных продуктов и технологий. Это, в свою очередь, определяет не только перспективы хозяйственного роста, но и служит показателем уровня экономической независимости и благосостояния страны, ее национального статуса.
Современный Узбекистан является частью мирового экономического сообщества, поэтому происходящие интеграционные процессы на международном рынке требуют от национальной экономики создания новых стимулов и перспектив для устойчивого роста экономики, развития структурно-инновационного потенциала, как прочной основы стабильности страны.
Республика Узбекистан — одна из стран СНГ, которая занимает первое место в Центральной Азии по численности населения (около 31 млн человек2) и темпам экономического роста (более 8% в год). До недавнего времени экономика Узбекистана имела сырьевую направленность: основными производимыми и поставляемыми в другие страны товарами являлись хлопок-сырец, газ, золото, каракуль, шелковичные коконы, фрукты и овощи. После провозглашения независимости 1 сентября 1991 года Правительством Узбекистана был принят курс на переход к социально-ориентированной рыночной экономике. За годы независимости была произведена диверсификация экономики, устранена монокультурность хлопка, обеспечена зерновая и энергетическая независимость государства, развиты новые отрасли промышленности, такие как автомобилестроение, фармацевтика, информационные технологии и др., созданы условия для развития малого бизнеса и частного предпринимательства, а также льготный режим для деятельности иностранных инвесторов. В стране, где проживают представители более ста национальностей, все реформы проводились на фоне политической стабильности республики, постоянства государственной власти в выборе направлений реформирования, поддержания системы поэтапного, постепенного перехода на рыночную экономику, что дало свои экономические результаты. С 1996 года в экономике Узбекистана наблюдаются положительные темпы роста ВВП по сравнению с показателями предыдущего года. Мировой финансово-экономический кризис стал испытанием на прочность для экономики многих государств, в том числе развитых. Однако в Узбекистане, даже в годы мирового кризиса, благодаря своевременно принятой Правительством Антикризисной программы3, темпы экономического роста сохранялись в пределах 8–9%.
Как свидетельствуют данные таблицы за период 2011–2014 гг. темпы роста ВВП Узбекистана сохранялись на достаточно высоком уровне (в среднем 8,2%), государственный бюджет исполнялся с профицитом (начиная с 2005 г.), уровень инфляции составляет около 6,8%, а инвестиции в основной капитал имеют положительную тенденцию роста4.
Таблица 1
Динамика основных макроэкономических показателей (в % к предыдущему году), 2011–2014 гг.Показатели | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
---|
ВВП | 108,3 | 108,2 | 108,0 | 108,1 | ВВП на душу населения | 105,5 | 106,6 | 106,3 | 106,2 | ИПЦ (к декабрю предыдущего года) | 7,6 | 7,0 | 6,8 | 6,1 | Промышленная продукция | 106,3 | 107,7 | 108,8 | 108,3 | Продукция сельского хозяйства | 106,6 | 107,0 | 106,8 | 106,9 | Инвестиции в основной капитал | 107,9 | 111,6 | 109,8 | 109,6 | Строительные работы | 108,5 | 111,5 | 116,6 | 118,3 | Перевозка грузов | 108,7 | 105,4 | 104,4 | 105,0 | Перевозка пассажиров | 105,9 | 105,8 | 104,2 | 104,8 | Услуги — всего | 113,2 | 114,2 | 114,3 | 115,4 | Розничный товарооборот | 116,4 | 113,9 | 114,8 | 114,3 | Численность постоянного населения (в среднем за период) | 102,7 | 101,5 | 101,6 | 101,7 | Численность занятых | 102,5 | 102,6 | 102,5 | 102,4 | Источник: Материалы Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике
Без сомнений, эти показатели являются высоким достижением, но экономическая политика должна быть нацелена на ускорение экономического роста для сокращения разрыва в уровне развития от индустриальных стран. В связи с этим, чтобы поддержать и повысить конкурентоспособность национальной экономики, Узбекистан должен сделать ставку на более активное использование инноваций и новых технологий, которые остаются относительно «узким» местом в стране, а также возможности развития экономики знаний в целях достижения более высокого и устойчивого экономического роста.
Известно, что общественный продукт в современных условиях характеризуется не столько своим материальным субстратом, сколько функциональным назначением и информационно-познавательным содержанием. Величина издержек производства все сильнее зависит от размеров нематериальных инвестиций — затрат на научные исследования и разработки, приобретение патентов и лицензий, образование и профессиональную подготовку кадров, программное обеспечение, инжиниринговые и консалтинговые услуги, совершенствование структуры управления и т.п. Все это, в конечном счете, предопределяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на внутреннем и мировом рынках.
Инновационные преобразования национальной экономики требуют больших материальных, финансовых и интеллектуальных затрат (начиная со стадии подготовки проекта, фундаментальных исследований и заканчивая коммерческой реализацией результатов научных разработок), которые в состоянии обеспечить только государство, особенно в условиях экономического кризиса. Растет доля расходов на инновации в ВВП развитых стран. Удельный вес таких расходов имеет тенденцию к стабилизации на уровне 2—4%. При этом доля государства в этих расходах составляет в среднем 45–55%. В Узбекистане доля внутренних затрат на инновации в ВВП продукте составляет всего 0,15%, а доля отраслей высокотехнологичных, предъявляющих повышенный спрос на знания, около 1%5. По данным Комитета по координации развития науки и технологий при Кабинете Министров Республики Узбекистан, затраты на технологические инновации покрываются в основном за счет собственных средств (около 60%), 20% — за счет иностранных инвестиций, 14% — за счет кредитов банков и 6% — прочих источников. К сожалению, участие в процессе финансирования НИОКР частного сектора, банков, страховых компаний и других инвесторов крайне ограничено. Такая же картина и с альтернативными источниками инвестиционного обеспечения, таких как, акционерное и долговое финансирование, гранты международных финансовых институтов, венчурное финансирование и другие прогрессивные формы финансовой поддержки. Недостаточное развитие сектора финансирования инновационной деятельности стало причиной медленного выбытия физически и морально устаревших основных фондов в реальном секторе экономики. На сегодняшний день в целом по промышленности средний коэффициент износа составляет 45,1%6. Устарел парк машин и оборудования, средний их возраст — 46 лет. В сельхозмашиностроении, металлургической, химической и нефтехимической промышленности, в производстве строительных материалов, легкой, в частности текстильной и пищевой отраслях этот показатель еще выше7.
Для преодоления технологической отсталости производства проводятся крупные мероприятия по развитию интенсивного воспроизводства, предполагающего создание условий для обновления производственного аппарата в рамках Инвестиционных программ, принятых Правительством страны и отраслевых программ технической модернизации. При этом приоритет отдается инвестиционным проектам, направленным на создание новых высокотехнологичных производств, обеспечивающих глубокую переработку местных сырьевых ресурсов. В 2014 году в рамках этих проектов в ведущих отраслях экономики введены в эксплуатацию 154 крупных объекта общей стоимостью 4,2 миллиарда долларов, оснащенные современным высокотехнологичным оборудованием8.
В их числе такие проекты, как «Организация производства легковых автомобилей моделей «Дамас» и «Орландо» на базе ООО «Хорезмское автомобильное производственное объединение» проектной мощностью 60 тысяч автомобилей в год, «Реконструкция цинкового завода по переработке 80 тысяч тонн цинкового концентрата», «Строительство нового сернокислотного цеха на медеплавильном заводе», «Полномасштабная модернизация Сырдарьинской ТЭС» с выработкой электроэнергии 50 МВт, «Организация прядильного производства на базе ООО «Мангит» в Республике Каракалпакстан мощностью 5 тысяч тонн в год и другие. Мощным импульсом для развития высокотехнологичных производств стало создание специальных индустриальных зон — СИЗ «Ангрен», СИЭЗ «Навои», СИЗ «Джизак» с предоставлением инвесторам широкого пакета налоговых льгот и преференций, обеспечением их за счет средств республики необходимой внешней инженерной и транспортной инфраструктурой.
При этом, несмотря на достигнутый прогресс, можно отметить следующие основные причины отсутствия прорыва в экономическом росте:
– новые технологии «производятся» с помощью уже освоенных. Это ограничивает возможности создания и внедрения инноваций;
– комплементарность технологий: для использования принципиально новой технологии (продукта, метода управления) в одном узле производственного графа требуются изменения во многих других узлах, что оказывается за пределами возможностей даже самой крупной фирмы;
– заимствование дешевле и менее рискованно, чем создание «принципиально нового», поэтому у компании нет стимулов для его разработки;
– чрезмерный монополизм на ряде внутренних рынков, лишающий фирмы стимулов к инновациям;
– незрелость институтов поддержки и внедрения нововведений (национальной инновационной системы).
Технологически отсталое производство не предъявляет спроса на инновации высокого уровня и достаточный спрос на высококачественный человеческий капитал не предъявляется. Потенциальные новаторы не реализуются, занимаются рутинной работой.
Из-за отсутствия новаторов компании не проявляют инновационной активности, поэтому произведённые товары не являются конкурентоспособными на мировом рынке. Как показано в таблице 2, в Узбекистане среди выпускников ВУЗов больший удельный вес составляют специальности по направлению «образование» (52,9%), которое в будущем может привести к росту человеческого капитала, но низкий удельный вес выпускников по направлению «промышленность» (14,5%) приводит к замедлению процессов внедрения инноваций в промышленности9.
Таблица 2
Распределение студентов ВУЗов по отраслевой специализации в Узбекистане (%)Промышленность | 14,5% | | Экология | 7,6% | Строительство | 1% | | Здравоохранение | 7,9% | Сельское хозяйство | 6,1% | | Образование | 52,9% | Транспорт и связь | 6,4% | | Другое | 3,6% |
Наращивание человеческого капитала призвано, в конечном счете, обеспечить эффективность и конкурентоспособность национальной экономики. Однако, для того чтобы человеческий капитал мог стать фактором, формирующим инновационный характер экономического роста, необходимо рассматривать вопрос обеспечения его качества комплексно, когда каждый элемент работает с учетом процессов, имеющих место в других сегментах системы. Только в этом случае инвестиции в человеческий капитал начнут давать отдачу в виде роста производительности труда на основе инноваций. В качестве таких направлений предлагается рассматривать:
– обеспечение соответствия системы образования Республики Узбекистан ускоренному экономическому развитию, так как охват населения высшим образованием в Узбекистане (10%) ниже по сравнению с развивающимися странами мира, в которых доходы ниже среднего уровня данной группы;
– повышение качества предоставления образовательных услуг, определение лучших способов взаимодействия высшего образования с наукой и частным сектором;
– принятие мер по усилению исследовательского компонента в процессе образования в целом и в ходе международной интеграции профессионального образования;
– стимулирование взаимодействия вузов с другими субъектами, задействованными в инновационных процессах.
В условиях модернизации национальной экономики и общества Узбекистана, независимо от формы собственности и условий хозяйствования, государство становится главным субъектом, заинтересованным в стабильном развитии и совершенствовании системы общего и профессионального образования. Этот процесс, осуществляемый в целях кадрового обеспечения хода модернизации отраслей национальной экономики страны, играет особую роль надёжного фактора для стабильного экономического роста.
Вместе с тем, в условиях реализации Национальной программы реформирования подготовки кадров в Узбекистане, вопрос о роли государственного участия в системе образования все еще остается открытым. Практика развитых зарубежных стран в этом вопросе показывает, что сегодня в мире функционируют два подхода к образовательной сфере: эгалитарный и элитарный. Эгалитарный подход основывается на допущении, что все люди без исключения обладают творческим потенциалом и способностями к обучению. Поэтому следует как можно шире развивать систему образования, делать ее практически доступной для всех, развивать когнитивные способности учащихся, всячески стимулировать творческую деятельность. В этом случае основная ответственность за организацию и финансирование системы образования возлагается на государство и на государственный бюджет. Сторонники эгалитарного подхода считают своим главным аргументом то, что только массовое образование населения может стать инструментом социального скачка в обеспечении экономического роста.
Сторонники же элитарного подхода исходят из того, что далеко не все люди хотят и не все способны к обучению в равной степени. Что же касается творческих наклонностей, то их невозможно развить или воспитать: это — особо индивидуальный и редкий дар избранных. Соответственно, образование представителями данного подхода расценивается как «социальное сито», при помощи которого можно выявить особо одаренных и талантливых представителей общества, для которых и следует создавать все условия воспитания и развития.
Современный мир труда показывает, что творческий подход становится неотъемлемой частью любого труда: научно-исследовательского, управленческого, профессионально специализированного. Между тем, что касается современных специалистов, в Узбекистане речь идет не столько о повышении творческого потенциала рабочих, сколько о преодолении их нехватки.
Необходимость наращивания человеческого капитала для экономического роста на основании инноваций в Узбекистане связана со следующими процессами:
– отличительной особенностью темпов экономического роста в Узбекистане является то, что высокий рост ВВП в основном достигается не за счет традиционных сырьевых отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, а за счет опережающего роста отраслей с высокой технологической оснащенностью, создающих значительную добавленную стоимость. С ростом наукоемкости процессов на производстве и в сфере услуг повышаются требования к качеству человеческого капитала и системам их формирующим;
– положительная динамика экономического роста и инвестиций конвертировалась в рост реальных денежных доходов населения (на 21,4% в год). В результате, если в структуре совокупных доходов населения в 2000 году доля сбережений составляла 2%, то в 2010 году — 20,2%10. Улучшение благосостояния людей приводит к повышению требований к системам, формирующим качество жизни. И до тех пор, пока в стране не будут созданы качественные институты образования, здравоохранения, науки, спрос на них будет концентрироваться в других странах;
– результатом общественного прогресса последних десятилетий стала высокая мобильность людей. В том числе это и люди с хорошим образованием и высокими запросами, представляющие собой креативный класс — ту часть общества, которая благодаря своим достижениям вытягивает страну на новый уровень ее развития. «Утечка умов» и отток знаний из страны является серьезной проблемой, поскольку создает социально-экономические риски национального инновационного развития. Одним из немногих надежных способов закрепления в стране креативного класса является возможность обеспечить его качественными институтами, формирующими человеческий капитал и наращивающими его (система образования, здравоохранения и науки).
Именно человеческий капитал даёт возможность адаптации к условиям глобализации современного мира, достижениям конкурентоспособности, является важным условием усиления экономический мощи страны, повышения благосостояния её населения.
Для перевода экономики на инновационную модель развития нужны не только современная высокотехнологическая структура и достаточные финансовые ресурсы, но и эффективная система использования бюджетных средств, внебюджетного финансирования, направляемых на развитие сферы науки и технологий, совершенствования нормативно-правовой базы в целях привлечения различных источников финансирования, стимулирования технологического перевооружения наукоемких производств, реализации важнейших структурно-инновационных проектов государственного значения.
В связи с этим в стратегии государственной политики необходимо усилить те направления, которые обеспечивают создание прочных предпосылок активизации инвестиционной деятельности в долгосрочной перспективе. Мировой опыт свидетельствует, что стабильное развитие и рост экономики заведомо не обеспечиваются с помощью механизмов рыночного регулирования, при этом особую значимость приобретает государство, которое осуществляет регулирование путем усиления прямого и косвенного воздействия на национальное хозяйство. В этих целях применяется комплекс мер экономического, правового и административного характера (табл. 3).
Таблица 3
Государственное регулирование инвестиционно-инновационной деятельности | Финансовые | Стимулирующие | Нормативно-правовые | Организационные |
---|
прямые | косвенные | прямые | косвенные |
---|
Меро-
приятия | – финансирование инновационной деятельности за счет средств бюджета, специализированных внебюджетных фондов;
– частичная компенсация процентной ставки по кредитам коммерческих банков | – предоставление налоговых льгот, преференций; частичное или полное освобождение от уплаты налогов;
– предоставление права использования принадлежащего государству имущества | – повышение общественного статуса инновационной деятельности; государственный заказ;
– обеспечение гарантированных рынков сбыта инноваций; предоставление государственных гарантий по обеспечению возврата привлекаемых денежных средств для осуществления инновационной деятельности | мероприятия инновационной направленности, содержащиеся в целевых программах | – определение приоритетов инновационного развития;
– разработка инновационных программ; создание правовой базы инновационных процессов, системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности | – создание институтов развития (фондов, программ, ассоциаций);
– формирование инновационной инфраструктуры; поддержка и развитие инновационного потенциала;
– научно-методическое обеспечение и кадровое обеспечение инновационной деятельности;
– создание условий для привлечения инвестиций; обеспечение инновационной деятельности информационной базой | Составлено автором
На макроуровне усилия государственной политики развития инновационной деятельности следует сконцентрировать на создании благоприятных условий для оживления и последующего роста производственной, структурной, предпринимательской и инвестиционной активности, формировании привлекательного инвестиционного и инновационного климата, создании гарантий стабильности для инвестиций в реальный сектор экономики. На микроуровне следует обеспечить четкость и определенность действий предприятий по повышению эффективности производства на основе технического и технологического перевооружения, внедрения прогрессивных производственных и управленческих решений. Для этого необходимо совершенствовать политику государства в области развития науки, техники, инвестиций и инноваций и сосредоточить внимание на следующих мерах:
– разработке и совершенствовании нормативно–правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, системе институциональных преобразований, защите интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введении ее инструментов в хозяйственный оборот;
– создании системы комплексной поддержки инновационной деятельности;
– развитии производства, повышении конкурентоспособности и экспорте наукоемкой продукции;
– развитии инфраструктуры инновационного процесса, включая системы информационного обеспечения, экспертизы, финансово–экономическую, производственно–технологической поддержки, сертификации и продвижения разработок, подготовки и переподготовки кадров;
– развитии малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для создания и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;
– совершенствовании конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ;
– реализации в отраслях экономики относительно небольших и быстроокупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства;
– реализации критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов;
– выборе относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу;
– содействии ускоренному промышленному освоению отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений мирового уровня, воспроизводстве природных ресурсов.
На наш взгляд, совершенствование системы стимулирования частных инвестиций является эффективным, способствует росту внутренних источников финансирования, являющихся индикатором доверия к политике реформ. Рост таких накоплений позволит уменьшить внешний долг страны и способствовать технологическому развитию в большей степени, чем прямое регулирование денежной массы.
При формировании государственной социально-экономической политики и усилении инновационной деятельности целесообразно: обеспечение взаимосвязи между экономическими, социальными и научно-техническими аспектами развития в рамках единой инновационной политики; учет степени неопределенности инновационных процессов; обеспечение свободы научного и научно-технического творчества, правовой охраны интеллектуальной собственности; содействие развитию конкуренции в сферах науки и техники; концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники; гибкость инновационной политики; интеграция образования, науки и предпринимательской деятельности; содействие развитию международного сотрудничества.
В заключение следует отметить, что вышеуказанные меры по совершенствованию инвестиционно-инновационной активности и развитию человеческого капитала способствуют развитию научно-технологического потенциала, устойчивому росту, повышению конкурентоспособности национальной экономики и созданию гарантий экономической безопасности страны. |
| |
|
|