Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (55), 2015
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Буровцев В. В.
доцент кафедры государственного и муниципального управления
Сибирского государственного университета путей сообщения (г. Новосибирск),
кандидат экономических наук


Взаимодействие регуляторов в формировании регулирующего воздействия государственного сектора сферы услуг
В статье отражены особенности функционирования государственного сектора сферы услуг на железнодорожном транспорте, обуславливающие регулирующее воздействие на условия осуществления предпринимательской деятельности, а также определены параметры эффективности взаимодействия регуляторов
Ключевые слова: регулирование экономики, взаимодействие регуляторов, государственные услуги
УДК 338.465.2; ББК 66.021   Стр: 319 - 322

Внедрение системы оценки регулирующего воздействия является залогом успешного решения задачи сокращения административных барьеров и повышения уровня доступности государственных услуг [1]. При этом уровень эффективности взаимодействия рыночных и государственных регуляторов является одним из центральных и, пожалуй, одним из самых сложных вопросов обеспечения организации сорегулирования экономической системы. Достоверность оценки эффективно­сти взаимодействия, в свою очередь обеспечивает реальную оценку результативности государственного сектора сферы услуг. Такая оценка необходима для определения приоритетно­сти шагов, успешности форм взаимодействия, своевременной коррекции целей и задач процессов взаимодействия рыночных и государственных регуляторов. Существенное значение для оценки может иметь используемая для этого шкала, или система координат, единицы измерения. Указанная шкала призвана отражать изменение эффективности взаимодействия регуляторов и результативности деятельности государственного сектора сферы услуг.
Целесообразно выделить ряд факторов, обусловливающих экономическую эффективность взаимодействия рыночных и государственных регуляторов. Одним из таких ключевых факторов могут быть затраты, возникающие в процессе обеспечения взаимодействия. К их числу необходимо отнести затраты на содержание совместных коллегиальных органов (речь идёт не только о непосредственном материальном обеспечении, таком как аренда помещения, канцелярские принадлежно­сти, затраты на транспорт, трудозатраты, но и оплата услуг сторонних экспертов, услуг специализированных аналитических агентств, обеспечивающих информационное сопровождение процесса взаимодей­ствия). Эта сторона экономической оценки отражает издержки организации взаимодействия рыночных и государ­ственных регуляторов государственного сектора сферы услуг.
Вместе с тем, оценка эффективности требует отражения и результативности такого взаимодействия. В этой связи необходимо проанализировать, что же является продуктом взаимодей­ствия, каким образом возможно определить его ценность и по каким параметрам, как он воздействует на государственный сектор сферы услуг? Очевидно, что продуктом или результатом взаимодействия государственных и рыночных регуляторов является совместно сформированное решение в отношении принимаемых мер регулирования экономических процессов. Характеристика такого решения может быть разнообразной и должна быть продиктована, прежде всего, целями регулирования: социальными, экономиче­скими, политическими, военными и т.д.
Отсюда следует вывод, что результативность взаимодейст­вия рыночных и государственных регуляторов характеризуется степенью достижения целей регулирования экономических процессов. Иначе говоря, принципиальным оказывается вектор принимаемых в процессе сорегулирования совместных решений, то, насколько он согласуется с первоначальными целями регулирования. Такими целями, как правило, является разработка обоюдовыгодных экономически целесообразных решений, планирование совместной деятельности, оценка по­следствий принятия мер регулирующего воздействия, влекущих снижение себестоимости продукции или услуг, рост прибыли компании и т.д. Это первая шкала показателей оценки.
Таким образом, параметры оценки результативности взаимодействия регуляторов определяются набором параметров, отражающих состояние объекта регулирования. Например, если речь идет об объекте технологического регулирования, то единицами измерения может быть экономическое измерение эффектов от внедрения новых или модернизации используемых технологических мощностей. Если речь идет о социальном партнерстве государства и бизнеса, то критериями оценки могут служить параметры, отражающие качество трудовых ресурсов, вовлеченных в регулируемые экономиче­ские процессы и т.д. Это вторая шкала оценки эффективности взаимодействия.
Вместе с тем важно понимать, что практическое воплощение принимаемых в процессе сорегулирования экономиче­ских процессов решений также может характеризоваться стоимост­ными показателями. Более того, фактические издержки объекта регулирования, то есть пользователя государственной услуги, имеют ключевое значение в процессе оценки экономической эффективности взаимодействия. Этот параметр оценки отражает значительные резервы в повышении эффективно­сти взаимодействия. Именно издержки пользователя государ­ственной услуги формируют макроэкономический эффект от реализации совместно принимаемых решений рыночных и государственных регуляторов. Поэтому в череде показателей этот показатель по праву является ключевым.
Таким образом, набор параметров экономической оценки эффективности взаимодействия рыночных и государственных регуляторов может быть выражен соответствующей схемой (рис. 1).
Рис. 1. Параметры оценки эффективности взаимодействия рыночных и государственных регуляторов государственного сектора сферы услуг
Важнейшее значение для оценки эффективности взаимодействия имеет четкая структура используемой информации, в том числе поступающей по каналам обратной связи от объекта сорегулирования. В этой связи уместным представляется использовать термин «информационные шумы», понимаемые как наличие избыточной, не имеющей непосредственного значения для целей оценки эффективности взаимодействия информации. Более того, указанные информационные шумы способны менять акценты принимаемых решений, манипулируя расстановкой приоритетов в процессе взаимодействия, а также подменять собой достоверную информацию, искажая реальное положение дел.
Воздействие, оказываемое регулирующими субъектами на условия осуществления предпринимательской деятельности, производится посредством объекта регулирования — государственного сектора сферы услуг, формируемого исходя из сфер государственного регулирования экономики. Реализация указанных направлений регулирования с учетом соответствующих сфер деятельности осуществляется различными методами государственного регулирования. Обобщая весь широкий спектр методов государственного регулирования, подробно описанных в отечественной и мировой научной литературе, его принято представлять четырьмя блоками (рис. 2): технологическое регулирование; ценовое тарифное регулирование; антимонопольное регулирование; регулирование безопасности технологических процессов.
Рис. 2. Методы государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов
Объектом регулирования выступает государственный сектор сферы услуг. Для предметного изучения объекта регулирования и возможностей оценки эффективности взаимодействия регулирующих субъектов с учетом изменения параметров самого объекта этого регулирования целесообразно обратиться к конкретной отрасли народного хозяйства. Таким показательным примером может служить государственный сектор сферы услуг на железнодорожном транспорте, имеющий широкий спектр услуг, оказываемых соответствующим хозяйствующим субъектам уполномоченными органами государственной власти, механизм деятельности которых включает элементы сорегулирования экономических процессов, реализуемых в процессе структурного реформирования отрасли [2].
В соответствии с принятой структурой органов государственной власти РФ, функции по оказанию государственных услуг в сфере железнодорожного транспорта переданы Федеральному агентству железнодорожного транспорта (Росжелдор) [3]. Главной функцией Федерального агентства железнодорожного транспорта является реализация государственной политики в области железнодорожного транспорта, в том числе оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта.
Спектр услуг, оказываемых государством юридическим и физическим лицам, достаточно широк. Как правило, основную его часть принято представлять состоящей из блоков социального обеспечения, таких как обеспечение медицинской помощи, оказание образовательных услуг, услуг транспорта, блока обеспечения безопасности, правопорядок, оборона государства и т.д. Участники транспортного рынка также нуждаются в целом ряде государственных услуг, оказываемых им соответствующими государственными структурами. На всем протяжении развития отечественного железнодорожного транспорта взгляды на полноту перечня и обоснование необходимости оказания конкретных государственных услуг периодически менялись, что обусловлено меняющейся концепцией организации работы транспортного комплекса, пониманием необходимых пределов участия государства в регулировании деятельности транспортных компаний.
На современном этапе достаточное развитие получили такие государственные услуги, оказываемые участникам транспортного рынка, как: пономерной учет железнодорожного подвижного состава; открытие железнодорожных путей для эксплуатации; определение мест примыкания железнодорожных путей; открытие и закрытие станций для работы по параграфам тарифного руководства, урегулирование разногласий в едином технологическом процессе, лицензирование и сертификация, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности и другие [4]. Целесообразно категорировать государственные услуги на железнодорожном транспорте по соответствующим им характерным сферам в регламентации деятельности хозяйствующих субъектов (рис. 3).
Рис. 3. Категорирование государственных услуг на железнодорожном транспорте по сферам регламентации деятельности
Для определения ключевых показателей, характеризующих эффективность регулирования государственного сектора сферы услуг, необходимо провести функциональный анализ основных оказываемых государственных услуг в рассматриваемом секторе экономики. Особое внимание следует уделить государственным услугам лицензирования и сертификации. Процесс предоставления указанных государственных услуг, цели и задачи, решаемые в процессе оказания этих услуг во многом тождественны. Их обобщённые характеристики можно систематизировать в таблице (таблица 1).

Таблица 1
Общие характеристики государственных услуг лицензирования и сертификации
ХарактеристикаГосударственная услуга
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕСЕРТИФИКАЦИЯ
Основные положения, функцииЛицензионные требования регламентируют условия осуществления деятельности действующих и потенциальных участников рынкаОбязательное подтверждение соответствия товаров и услуг, используемых на железнодорожном транспорте
Механизм реализацииФормирование обязательных условий проникновения на рынок, процесс регламентации деятельности субъектов рынкаФормирование обязательных технических параметров товара или услуги

Лицензирование представляет собой одно из средств государственного регулирования предпринимательской деятельности. Важно отметить, что государство посредством выдачи лицензий выполняет не только контрольные, но и регулирующие функции по отношению к участникам предпринимательской деятельности в условиях рынка. Это затрагивает интересы многих миллионов людей, как занимающихся предпринимательской деятельностью, так и пользующихся результатами их труда.
В соответствии с федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
В соответствии с федеральным законом «О техническом регулировании» №184 ФЗ от 27 декабря 2002 года, сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям техниче­ских регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. В соответствии с нормами того же федерального закона, подтверждение соответствия — документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям техниче­ских регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Целесообразно также сопоставить оперограммы государ­ственных услуг (рис. 4, 5).
Рис. 4. Оперограмма процесса лицензирования
Рис. 5. Оперограмма процесса сертификации
Функциональный анализ государственных услуг, являющихся результатом деятельности государственного сектора сферы услуг, регулирующее воздействие на который оказывают взаимодействующие рыночные и государственные регуляторы, позволяет выделить ряд последовательных этапов процесса оказания государственной услуги, соответствующие точки принятия решений, старта и финиша процедуры взаимодействия заинтересованных сторон.
Очевидно, что результатом деятельности государственного сектора сферы услуг является оказанная государственная услуга [5]. Вместе с тем, необходимо понимать, что выполнение каждой административной процедуры, предусмотренной регламентом оказания государственной услуги, каждая манипуляция с объектом предоставления государственной услуги, направленная на выполнение обязательных требований и условий влечет определённые издержки пользователя государственной услуги.
Ключевые проблемы функционирования сектора государственных услуг обусловлены двойственной природой его функционирования. Общество в лице рядовых потребителей, с одной стороны заинтересовано в реализации правил, гарантирующих безопасность и упорядочивание предпринимательской деятельности. Эту функцию выполняют, как уже отмечалось государственные услуги: лицензирование, пономерной учет подвижного состава, процедуры примыкания и открытия для постоянной эксплуатации объектов инфраструктуры, сертификация и пр. С другой стороны, помимо непосредственных издержек, предпринимательская среда несет значительные издержки, возникающие ввиду необходимости исполнения установленных норм и правил, обеспечивающих деятельность государственного сектора сферы услуг, которые в конечном счете являются предпосылкой для необоснованного роста доли непроизводительных затрат в структуре себестоимости отечественной продукции.
Поэтому повышение качества оказываемых услуг, снижение соответствующей составляющей экономических издержек в структуре себестоимости пользователей государственных — это ключевые факторы формирования оптимального регулирующего воздействия, оказываемого в ходе функционирования государственного сектора сферы услуг. В этой связи, в процессе взаимодействия регуляторов государственного сектора сферы услуг, все более активные формы должны приобретать электронные формы документооборота, расширяться спектр оказываемых государственных услуг, реализовываться технологии, направленные на оптимизацию временных и финансовых издержек потребителей государственных услуг.


Литература
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 №1021-р «Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011–2013 годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции» // База данных российского законодательства Консультант Плюс: версия Проф. 2015.
2. Сольская И.Ю., Тарасова В.В. Методика оценки последствий структурного реформирования на второй стадии реализации реформы с учетом внешних и внутренних факторов // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. — 2014. — №1 (41). — С. 192–196.
3. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 397 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта» // База данных российского законодательства Консультант Плюс: версия Проф. 2015.
4. Буровцев В.В. Управление административным барьером в условиях трансформации экономической системы. — Новосибирск: Изд-во Сибирского госуд. ун-та путей сообщения. — 2011. — 159 с.
5. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // База данных российского законодательства Консультант Плюс: версия Проф. 2015.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия