Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (55), 2015
ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ
Пунцукова С. Д.
ведущий научный сотрудник лаборатории экономики природопользования
Байкальского института природопользования СО РАН (г. Улан-Удэ),
доктор географических наук

Осодоев П. В.
младший научный сотрудник лаборатории экономики природопользования
Байкальского института природопользования СО РАН (г. Улан-Удэ),
кандидат географических наук


Механизм стимулирования эколого-безопасного лесопользования на основе оценок экологических издержек лесозаготовительного производства
В статье рассматривается региональный компенсационный механизм эколого-безопасного лесопользования, базирующийся на оценке ассимиляционной (лесовосстановительной) ренты. Для его обоснования проведена оценка экологических затрат и предотвращенного ущерба в результате проведения мер, снижающих негативное воздействие лесозаготовок на лесную среду в условиях экологических ограничений в Республике Бурятия. Разработаны инструктивно-методические подходы к обоснованию величины компенсационных платежей за ущерб, наносимый лесной среде рубками леса, и механизма их взимания и перераспределения для стимулирования экологизации лесопользования
Ключевые слова: эколого-безопасное лесопользование, экологические затраты, предотвращенный ущерб, компенсационные платежи, механизм стимулирования
УДК 504.062 : 630.1; ББК 65.05   Стр: 344 - 348

Существующие инструменты управления природоохранной деятельностью в РФ действуют в не полной мере. Экологиче­ская политика в основном сведена к набору запретительных и ограничительных механизмов. В отношении лесных ресурсов на Байкальской природной территории (БПТ) основным методом регулирования лесоохраной деятельности является прямое администрирование, связанное с введением особого режима лесопользования. Специфика системы экологической регламентации в лесопользовании проявляется в выделении из общей лесной площади БПТ водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы, особо ценных лесных массивов, лесных ООПТ, на которых запрещаются или ограничиваются сплошные рубки. Особенности экологических ограничений в лесопользовании на БПТ и мероприятия, необходимые для их выполнения в обобщенном виде представлены в статье [6].
Увеличение лесных территорий природоохранного назначения предъявляет повышенные требования к организации лесосечных работ, технике и технологии лесозаготовок. Для реализации лесоохранных мероприятий по снижению негативного воздействия лесозаготовок на лесную среду необходимы дополнительные ресурсы, которые формируют повышенные затраты на производство продукции. Прирост затрат мы можем назвать экологическими, поскольку он обусловлен экологической регламентацией. С другой стороны, способствует снижению ущерба, наносимого лесной среде рубками леса, т.е. формируются экстернальные издержки лесозаготовительного производства, состоящие из совокупности экологических затрат и предотвращенного экономического ущерба [6]. Анализ последствий введения в регионе более жестких экологических требований к лесопользованию показывает, что оно не сопровождалось предварительной оценкой и сопоставлением затрат и результатов на достижение поставленной цели и не было подкреплено экономическими методами по их оптимизации.
Экономические методы, основанные на системе экономической ответственности за нарушение лесного законодательства, правил рубок (штрафы, неустойки), призванные реализовать в лесном хозяйстве принцип «загрязнитель платит», выполняют функцию отрицательного стимулирования, а возмещение ущерба лесному хозяйству носят компенсационный характер. В действительности же они не играют своей роли в силу низких размеров такс, не соответствующих социально-экологической и экономической значимости последствий правонарушений. Они тем более не являются стимулом экологизации лесопользования, т.е. лесоохранной деятельности лесозаготовителей, которую вынуждены проводить в условиях экологических ограничений на БПТ.
В создании механизма регулирования эколого-безопасного лесопользования важную роль играют платежи и экологиче­ские налоги. Они позволяют сделать стоимость продукции более адекватной по отношению к затратам и ущербам, наносимым окружающей среде и, тем самым, способствуют интернализации внешних затрат самим загрязнителем.
Исследование механизма формирования экологических издержек в лесопользовании показало, что взаимосвязь прямых экологических и косвенных (внешних) затрат имеет свои особенности, которые определяются спецификой взаимоотношений между лесозаготовителями и лесным хозяйством по поводу использования, воспроизводства и охраны лесных ресурсов. Процесс интернализации части внешних затрат лесозаготовителей в их внутренние затраты происходит в виде «дополнительных экологических затрат», если они проводят лесоохранные мероприятия, или в «вынужденные затраты» лесного хозяйства на восстановление лесов на вырубках, если предприятия не проводят лесоохранные мероприятия [6].
Анализ влияния экологических ограничений в разных экологических зонах БПТ и характер их воздействия на условия лесозаготовок позволили выявить факторы и виды затрат, влияющие на формирование экологических издержек у лесозаготовителя [6]. Данные факторы, воздействуя на те или иные стадии производственного процесса, изменяют соответствующие им затраты на заготовку древесины по операциям лесосечных работ, видам рубок, применяемой техники и технологии лесозаготовок. На основе выявленных зависимостей разработаны методические подходы к определению экологических затрат, которые основываются на сравнительной оценке удельных затрат на заготовку древесины выборочными рубками, эколого-безопасной техникой, и технологией лесозаготовок со сплошными рубками и традиционной технологией с применением трактора ТТ- 4, поскольку они оказывают наиболее сильное негативное воздействие на лесную среду [5].
При любых способах заготовки древесины происходит механическое воздействие на лесную среду. Количественные показатели нарушения лесной среды на лесосеке в процессе проведения лесозаготовок разными видами рубок, техники и технологий различаются. Эти различия влияют на способы возобновления леса на вырубках. Методические рекомендации по определению величины предотвращенного ущерба в результате проведения мер по снижению негативного воздействия на лесную среду основываются на сравнении сумм ущерба, полученных при заготовке древесины разными видами рубок, техники и технологий лесозаготовок на единицу заготовленной древесины, стоимости последующего лесовосстановления на вырубках и способности лесов выполнять социальные и экологические функции, поскольку они по-разному воздействуют на лесную среду [5].
Количественная оценка этих параметров является основой для разработки механизма регулирования эколого-безопасного лесопользования в регионе.
В настоящее время не все выявленные факторы, влияющие на формирование экологических затрат в лесозаготовительной промышленности Республики Бурятия (РБ) действуют в полной мере. Природно-производственный фактор роста себестоимости заготовки древесины большей частью определяется количественным и качественным истощением лесных ресурсов, чем экологическими ограничениями. Технико-технологический фактор в данный момент действует ограниченно. Приобретенные в республике в 90-х годах скандинавская колесная техника и канатные установки выработали свой ресурс и поэтому они не оказывают влияния на удорожание продукции лесозаготовок. Но надо отметить, что в перспективе возможно появление такой техники, что позволит увеличить объемы древесины, заготовленные этой техникой. Такой фактор, как перевозка древесины в судах по озеру Байкал, в последние годы не действует в виду ликвидации предприятия, которое занималось такого рода деятельностью.
В настоящее время рост себестоимости лесозаготовок происходит в результате увеличения доли объемов выборочных рубок в общем объеме заготовляемой древесины. В рыночных условиях лесозаготовители стремятся уменьшить свои издержки, в том числе и транспортные расходы. Поэтому увеличение объемов выборочных рубок происходит в основном за счет вовлечения в рубку ранее невостребованных единичных деревьев, перестойных насаждений, исключенных из расчета главного пользования в освоенных и транспортно доступных лесах. Определенный вклад в удорожание продукции вносит фактор, связанный с уменьшением размера лесосек в бассейне оз. Байкал.
Оценка прироста затрат на заготовку древесины. 1. Прирост текущих затрат на заготовку древесины за счет увеличения объемов выборочных рубок. Согласно разработанной методике [5] для определения коэффициента удорожания заготовки древесины выборочными рубками по сравнению со сплошными рубками сначала рассчитали калькуляцию затрат по сплошным рубкам с использованием нормативов затрат труда, машинного времени, ГСМ и другим статьям по различным технологическим вариантам заготовки древесины в зависимости от типа применяемой техники и технологии. Результаты опытно-производственных рубок показали, что трудоемкость лесосечных работ при проведении выборочных рубок по сравнению со сплошными рубками выше на 36,3%. затраты машинного времени — на 38,8% [9]. Используя эти сравнительные коэффициенты, рассчитали себестоимость заготовки древесины выборочными рубками.
Исходные данные и порядок расчетов приведены в работе [7]. Итоговые значения коэффициентов удорожания продукции лесозаготовок, рассчитанные на основе сравнительной оценки удельных затрат на заготовку древесины разными технологиями и видами рубок, показали, что по основному технологическому варианту, с использованием трактора ТТ-4, затраты на заготовку древесины выборочными рубками по сравнению со сплошными выше в 1,42 раза.
Для расчета общего прироста себестоимости заготовки древесины определены изменения объемов заготовки древесины по видам рубок в буферной зоне (табл. 1) и отдельно в центральной зоне (прибрежной защитной полосе) бассейна оз. Байкал (табл. 2), поскольку экологические ограничения здесь жестче (запрещены сплошные рубки).

Таблица 1
Объемы заготовки древесины в буферной зоне бассейна оз. Байкал
Виды рубок1987 г.2000 г.2010 г.2013 г.
Сплошные рубки, тыс. м3, всего3029,5621,5554,0538,4
Выборочные рубки, тыс. м3404,7195,5271,4272,9
Всего по рубкам, тыс. м33434,2817,0825,4811,3
Удельный вес выборочных рубок, %11,823,932,933,6
Примечание: данные Республиканского Агентства лесного хозяйства РБ

Таблица 2
Объемы заготовки древесины в центральной зоне бассейна оз. Байкал
Виды рубок1987 г.2000 г.2010 г.2013 г.
1. Сплошные рубки, тыс. м3, всего742,3
2. Выборочные рубки, тыс. м369,7252,3210,9110,7
Всего по рубкам, тыс. м3812,0252,3210,9110,7
Удельный вес выборочных рубок, %8,6100100100
Примечание: данные Республиканского Агентства лесного хозяйства РБ

Для расчета общего коэффициента удорожания лесозаготовительной продукции используются скорректированные данные об объемах заготовки древесины выборочными рубками в разных экологических зонах БПТ. Это обусловлено необходимостью учета прежних соотношений между сплошными и выборочными рубками до введения экологических ограничений (1988 г.), когда в центральной зоне не были запрещены сплошные рубки. Кроме того, предполагается, что сохраняется такой же удельный вес выборочных рубок в общем объеме заготовок древесины, каким он был до введения запрета на сплошные рубки. Таким образом, при сохранении прежних соотношений в 2013 г. заготовили бы выборочными рубками в буферной зоне (33,6 – 11,8)/100 * 811,3 = 176,9 тыс. м3, в центральной зоне (100 – 8,6)/100 * 110,7 = 101,2 тыс. м3 древесины.
Исходя из скорректированных объемов заготовки древесины по экологическим зонам и коэффициента удорожания определены общие коэффициенты удорожания лесозаготовительной продукции в 2013 г. по формуле, приведенной в методике [5], которые составили в буферной зоне 1,09 = ((811,3 – 176,9) + 176,9 * 1,42)/811,3; в центральной зоне — 1,38 = ((110,7 – 101,2)+ 101,2 * 1,42)/110,7.
Себестоимость товарной продукции лесозаготовок в 2013 г. определялась по видам рубок на основе нормативов затрат труда, машинного времени, ГСМ и др. статьям. Для упрощения расчетов товарная структура древесины, заготовленная сплошными и выборочными рубками, принята одинаковой. Она составила в буферной зоне 787,4 млн руб., в центральной — 133,8 млн руб. Прирост дополнительных затрат, исчисленный по формуле, приведенной в методике [5], составил в буферной зоне (787,4 – 787,4/1,09) = 65,0 млн руб. в центральной — (133,8 – 133,8/1,38) = 36,8 млн руб.
2. Прирост затрат при заготовке древесины из-за уменьшения площади лесосек, отводимой в рубку. Для оценки прироста затрат рассчитали средневзвешенную величину площади лесосек, пройденных сплошными рубками, которая составила 8,9 га. В определении этой величины учитывались следующие данные: в буферной зоне в защитных лесах было заготовлено 128,0 тыс. м3 древесины, средняя площадь лесосек составила 3,8 га, в эксплуатационных лесах, соответственно, 410,4 тыс. м3 и 10,5 га.
Сравнение полученного средневзвешенного значения площади лесосек в РБ с размером средней площади лесосек в соседнем регионе (в Иркутской области — 25 га) дает значение коэффициента перебазировки, равное 2,8. Коэффициент концентрации лесосек (равный отношению количества кварталов, где проведены отводы лесосек к количеству лесосек, отведенных в рубку), рассчитанный по данным лесозаготовительных предприятий, равен 0,65.
Из-за уменьшения размера лесосек увеличиваются затраты на их освоение. Так, затраты на строительство дополнительных лесовозных дорог, веток составляют 5,4% от себестоимости заготовки древесины, расходы, связанные с увеличением перебазировок бригады и техники из лесосеки в лесосеку — 4,4%, подготовительных работ по устройству погрузочных площадок — 2,8%. Всего по комплексу работ прирост затрат составил 12,6%.
Себестоимость товарной продукции лесозаготовок по сплошным рубкам в буферной зоне бассейна оз. Байкал составила в 2013 г. 457,6 млн руб. Прирост себестоимости из-за уменьшения площади лесосек в соответствии с формулой расчета [5] составил (457,6 – 457,6/1,126) * 2,8 * 0,65 = 93,2 млн руб.
Проведенные расчеты показали, что совокупная величина дополнительных затрат в лесозаготовительной промышленности составила 195,0 млн руб., в т.ч. из-за увеличения объемов выборочных рубок — 101,8 млн руб., уменьшения размера лесосек — 93,2 млн руб.
Оценка величины предотвращенного ущерба. Сравнительная оценка эколого-экономической эффективности разных способов рубок производится по методике, изложенной в статье [5]. Для упрощения расчетов допускается, что производственные расходы при проведении сплошных и выборочных рубок будут одинаковы. Расчет предотвращенного ущерба при разных способах рубок на единицу объема лесозаготовок представлен в табл. 3 и проводится по следующей схеме:
– площади лесосек по сплошным и выборочным рубкам устанавливаются исходя из объемов заготовки древесины, га;
– средний запас древесины на лесосеке определяется по данным лесоустроительных материалов, м3/га;
– механический состав почвы (легкий, средний, тяжелый), влияющий на количественную характеристику стока, определяется эмпирическим путем;
– сумма годовых осадков определяется по данным метеостанции, мм;
– площади участков лесосеки по степени повреждения почвенного покрова, пройденные рубками, дифференцированные по категориям S0–S4 определяются в соответствии с градацией площадей, разработанной ВНИИЛМом, %, га [2];
– тариф за 1 м3 воды, забираемый предприятиями из водохозяйственных систем, устанавливается по действующим в регионе ставкам платы, руб. [3];
– стоимость создания лесных культур на вырубках определяется на основе нормативно-технологической карты создания лесных культур на вырубках, руб./шт.;
– нормативное количество подроста, достаточное для воспроизводства лесных ресурсов определяется на основе разработанных региональных рекомендаций, шт./га [8];
– определяется количество фактически сохраненного подроста при разных способах рубок, шт./га;
– базовый размер платы за перевод лесных земель в нелесные, коэффициенты, учитывающие экологическую составляющую оценки земель лесного фонда, срок перевода лесных земель в нелесные устанавливается по действующим в регионе ставкам платы [4];
– объемы депонирования углерода лесами определяются на основе конверсионно-объемного метода с использованием коэффициентов, представляющих собой отношение фитомассы отдельных фракций к запасу древесины для каждой породы и группы возраста [1].

Таблица 3
Расчет эколого-экономического ущерба при разных способах рубок

Показатели
Сплошные рубкиВыборочные рубки (30% выборка)
Исходные данные
1. Объем лесозаготовок, м3/га1000/51000/16,6
2. Средний запас древесины, м3/га200200
3.  Категория почвыСредняяСредняя
4. Сумма годовых осадков, мм305305
5. Тариф за забор 1 м3 воды, руб.0,5760,576
6. Нормативное количество подроста, достаточное для воспроизводства лесных ресурсов, шт./га35003500
7. Количество сохраненного подроста, шт./га3500
8. Стоимость создания лесных культур на вырубках, руб./шт.2,142,14
9. Базовый размер платы за перевод лесных земель в нелесные, руб./га;1860018600
10. Коэффициент, учитывающий экологическую составляющую оценки земель лесного фонда различных категорий защитности22
11. Коэффициент, учитывающий срок перевода лесных земель в нелесные земли0,50,5
12. Цена 1 тонны СО2 на углеродном рынке, руб./т370370
Расчет
1. Средний размер повреждения почв S1
при лесозаготовках, в % S2
и десятичных долях S3
S4
10 (0,10)
25 (0,15)
20 (0,15)
25 (0,25)
10 (0,10)
10 (0,10)
5 (0,05)
10 (0,10)
2. Величина поверхностного стока, S1
тыс. м3 S2
S3
S4
0,10*0,5 = 0,050
0,25*1,5 = 0,375
0,20*2,5 = 0,500
0,25*4,0 = 1,000
0,10*0,5=0,050
0,10*1,5=0,150
0,05*2,5=0,120
0,10*4,0=0,400
Всего тыс. м3/га1,9250,720
3. Стоимость потерь на поверхностный сток, руб. на 1 га
на весь объем лесозаготовок
1925*0,576 =
1108,8
5544,0
720*0,576 =
414,72
6884,3
4. Стоимость потерь почвы в результате ее сноса за пределы лесосеки, руб. (S2–S4)
на 1 га
на весь объем лесозаготовок

0,65*18600*2*0,5 = 12090
60450, 0

5. Стоимость потерь от повреждения подроста, руб.
на 1 га
на весь объем лесозаготовок
2,14*3500 =
7490,0
37450,0

6. Стоимость потерь от снижения углерододепонирующей функции лесов, руб.
на 1 га
на весь объем лесозаготовок

41,85*370 =
15484,5
77422,5

10,34*370 =
3825,8
63508,3
Итого, руб.180866,570392,6

Количественная оценка эколого-экономического ущерба показала, что при сплошных рубках воздействие лесозаготовительной техники на лесную среду в 8 раз сильнее, чем при выборочных рубках (180866,5:5 = 36173,3; 70392,6:16,6 = 4240,5; 36173,3:4240,5 = 8:1), но это воздействие проявляется на меньшей площади. Величина предотвращенного ущерба при проведении выборочных рубок выражается в сумме 110,5 руб./м3 (180,9 — 70,4), из них 37,4 руб./м3 — затраты на восстановление лесных ресурсов, т.е. вынужденные затраты лесного хозяйства.
Компенсационный механизм эколого-безопасного лесопользования. Механизм регулирования эколого-безопасного лесопользования в регионе должен предусматривать финансовую сторону взаимоотношений между лесозаготовительными предприятиями и лесным хозяйством по возмещению ущерба лесному хозяйству при применении средозагрязняющих технологий лесозаготовок или, наоборот, возмещению затрат лесозаготовителям, проводящих лесоохранные мероприятия. В качестве такого механизма предлагается разработка и введение компенсационных платежей за ущерб, наносимый лесной среде рубками леса, адекватных величине экстернальных издержек лесозаготовительного производства.
Важной особенностью составляющих экологических издержек (экологических затрат и предотвращенного ущерба) является их взаимозависимость и взаимодополняемость: увеличение затрат одной из составляющих издержек приводит к уменьшению значения другой. Поэтому механизм регулирования эколого-безопасного лесопользования должен строиться на учете этой особенности, иначе это приводит к экономическим потерям. Поскольку сумма внешних затрат (общий экономический ущерб) больше величины вынужденных затрат (затраты на лесовосстановление) выгоднее произвести дополнительные затраты на лесоохранные мероприятия и, таким образом, понизить внешние затраты и ликвидировать вынужденные затраты, возникающие из-за деятельности предприятий, негативно воздействующих на лесную среду.
Выявленные особенности формирования экстернальных издержек в лесопользовании в условиях экологических ограничений на БПТ позволяют обосновать, что величина компенсационных платежей должна определяться исходя из оценок дополнительных экологических затрат, экономического ущерба и затрат на посадку леса на вырубках, одной из составляющих общего ущерба для предотвращения части внешних затрат, если предприятия не проводят лесоохранные меры. Нижней границей платежа должна быть величина затрат на лесовосстановление, так называемые «вынужденные затраты» лесного хозяйства на посадку леса на вырубках. Верхней границей — величина экономического ущерба (внешние затраты). Таким образом, компенсационные платежи являются рентным налогом за использование ассимиляционного (лесовосстановительного) потенциала лесной среды.
Для внедрения предлагаемого механизма в хозяйственную практику разработаны инструктивно-методические подходы к обоснованию величины компенсационных платежей за негативное воздействие лесозаготовок на лесную среду и механизма их взимания, предусматривающие:
1. Общие положения:
● инструктивно-методические указания по обоснованию ставок компенсационных платежей за негативное воздействие на лесную среду и механизма их взимания разработаны с учетом Закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г., ст. 16, которая указывает, что негативное воздействие на окружающую среду является платным;
● компенсационные платежи представляют собой форму возмещения экономического ущерба в результате негативного воздействия лесозаготовок на лесную среду и служат для стимулирования их снижения в пределах нормативов;
● внесение компенсационных платежей не освобождает лесозаготовителей от уплаты штрафов, неустоек за лесонарушения и возмещение вреда, причиненного лесному хозяйст­ву в соответствии с Лесным кодексом РФ, а также другими актами РФ.
2. Принципы определения базовых нормативов компенсационных платежей за негативное воздействие лесозаготовок на лесную среду:
● при разработке ставок компенсационных платежей необходимо учитывать экономические интересы всех заинтересованных сторон в сфере лесных отношений: органы региональной власти, региональное управление лесным хозяйством, лесозаготовители;
● величина ставок компенсационных платежей определяются исходя из сравнительных оценок величины дополнительных экологических затрат, экономического ущерба и затрат на лесовосстановление;
● за основу при определении базовых нормативов компенсационных платежей приняты затраты на лесовосстановление на вырубках, которая является нижней границей норматива платы, гарантирующей интересы лесного хозяйства — так называемые «вынужденные затраты» лесного хозяйства на посадку леса на вырубках. Верхней границей норматива платы, гарантирующей интересы общества, является величина общего экономического ущерба (внешние затраты);
● удельные затраты на лесовосстановление по расчетам составили 37,4 руб./м3 при запасе древесины 200 м3/га;
● затраты на лесовосстановление определяются перерасчетом удельных величин с учетом фактического запаса древесины, отводимой в рубку;
● перерасчет удельных затрат на лесовосстановление на фактический запас, отведенной в рубку лесосеки, осуществляется по формуле:
Уф = Ур*200/Мф,
где Уф, Ур — удельные затраты на лесовосстановление соответственно для фактического и расчетного запасов древесины, руб./м3; Мф — фактический запас древесины на 1 га отведенной в рубку лесосеки, м3.
3. Порядок определения дифференцированных ставок компенсационных платежей за негативное воздействие на лесную среду:
● дифференцированные ставки компенсационных платежей определяются умножением базовых нормативов платежей на коэффициенты, учитывающие социально-экономическую (Кс) и экологическую (Кэ) значимость лесной территории и различных зон БПТ;
● коэффициенты Кс и Кэ определяются исходя из особенностей хозяйственного использования лесной территории и экологических функций, выполняемых различными зонами на БПТ (вставка 1).
4. Порядок корректировки дифференцированных ставок компенсационных платежей за негативное воздействие на лесную среду:
● корректировка дифференцированных ставок компенсационных платежей производится с учетом проведения лесоохранных мероприятий;
● лесоохранные мероприятия определяются в соответствии с перечнем лесоохранных мероприятий (вставка 1).
5. Механизм взимания компенсационных платежей:
● компенсационные платежи за негативное воздействие на лесную среду осуществляются за счет себестоимости продукции;
● сумма компенсационных платежей, подлежащая уплате налогоплательщиком, определяется исходя из ставок компенсационных платежей;
● компенсационные платежи оплачиваются путем перечисления на специальный счет целевого компенсационного экологического фонда.
Вставка 1
Компенсационные платежи за негативное воздействие на лесную среду дифференцированы в зависимости от различий социально-экономической значимости различных категорий лесов и экологических зон БПТ, проведения лесоохранных мероприятий лесными предприятиями. Если применяются эколого-безопасные техника и технологии лесозаготовок, средо­сберегающие способы рубок, то нет необходимости проводить лесовосстановительные мероприятия. Следуя этому подходу, появляется возможность дифференцировать изъятие этих средств в бюджет, т.е. этот платеж должны будут вносить только те лесопользователи, которые наносят ущерб лесной среде в виде «вынужденных затрат» лесного хозяйства на посадку леса на вырубках.
Лесозаготовительные предприятия, проводящие лесоохранные меры, косвенным образом уже платят этот экологический налог. Поэтому если величина дополнительных экологических затрат выше нижней границы платы, то в этом случае предприятиям, осуществляющим лесоохранные меры должны доплатить разницу между дополнительными экологическими затратами и дифференцированной ставкой платежа или же на эту сумму уменьшить размер платы за древесину на корню.
Заключение. Основное назначение компенсационных платежей за негативное воздействие лесозаготовок на лесную среду — стимулирование экологизации лесозаготовительного производства, оптимизация экологических издержек в лесопользовании. С введением платежей появятся дополнительные финансовые ресурсы и, соответственно, рычаги воздействия на процессы лесопользования в регионе.
Предлагаемый региональный компенсационный механизм охраны лесной среды, базирующийся на оценке лесовосстановительной ренты путем встраивания его в рамки заданных экологических ограничений на БПТ, позволит идентифицировать предприятия, проводящие лесоохранную политику в целях сохранения лесной экосистемы и которые нуждаются в финансовой поддержке. Основным механизмом реализации этого принципа является эффективная финансовая система взимания компенсационных платежей через организацию целевого компенсационного экологического фонда, функциями которого должны являться аккумуляция, распределение и перераспределение доходов между лесозаготовительными предприятиями на эколого-безопасное лесопользование, охрану и воспроизводство лесных ресурсов, а также на реализацию экологически значимых лесных проектов и программ, что, в конечном счете, позволит стимулировать эколого-ориентированную структурную перестройку лесного комплекса региона.


Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ, проект № 13–06–00742.

Литература
1. Бобылев С.Н., Медведева О.Е., Сидоренко В.Н., Соловьева С.В., Стеценко А.В., Жушев А.В. Экономическая оценка биоразнообразия. — М.: ЦПРП, Проект ГЭФ «Сохранение биоразнообразия». — 1999. — 112 с.
2. Количественная оценка влияния рубок леса на среду. Методические рекомендации. — М.: ВНИИЛМ. — 1983. — 33 с.
3. Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 876 (в ред. от 26.12.2014 г. № 1509) «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» // Собр. законодательства РФ. — 2007 г. — № 1 (часть II). — ст. 324, 2015 г. — № 1 (часть II). — ст. 294.
4. Постановление Правительства РФ от 17.11.2004 № 647 (ред. от 13.01. 2006 г. № 9) «О внесении изменения в Правила расчета и взимания платы за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и за перевод земель лесного фонда в земли иных (других) категорий» // Собр. законодательства Российской Федерации. — 2006. — № 3. — ст. 305.
5. Пунцукова С.Д. Методы экономической оценки лесной экосистемы региона // Проблемы современной экономики. — 2014. — № 3. — С. 314–319.
6. Пунцукова С.Д. Формирование лесной ренты региона в условиях экологических ограничений // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 3. — С. 437–441.
7. Пунцукова С.Д. Экономическое стимулирование эколого-безопасного лесопользования Байкальской природной территории. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003. — 132 с.
8. Рекомендации о порядке учета подроста и молодняка, переводе непокрытой лесом площадей в категорию покрытой в лесхозах водоохранной зоны озера Байкал. — Улан-Удэ. — 1998.
9. Ягодников Ю.А., Михайлов Г.М. Лесозаготовительное производство: опыт организации и совершенствования структуры. — М.: Лесная пром-ть, 1991. — 230 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия