Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (12), 2004
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Косов Ю. В.
заведующий кафедрой международных отношений
Северо-Западной академии государственной службы,
профессор, доктор философских наук

Торопыгин А. В.
советник Секретариата Бюро Межпарламентской
Ассамблеи ЕврАзЭС,
кандидат политических наук


ЕВРАЗИЙСКИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

По мнению некоторых исследователей, проблема "евразийства" может рассматриваться как "планетарная альтернатива" талассократии или атлантизму и олицетворяющему его американизму. Авторам, однако, ближе мнение, согласно которому евразийство - альтернатива поглощению, ассимиляции одних культур, цивилизаций и этносов другими. Это, как отмечает профессор Н.А. Черкасов, альтернатива не атлантизму, а конфронтационным тенденциям в Евразии, в отношениях между Европейской союзом и СНГ, внутри СНГ, между Россией, с одной стороны, и такими государствами Азии, как, прежде всего, Китай, Япония, Индия, с другой - альтернатива исламскому фундаментализму, религиозному и национальному экстремизму. Это идеология сотрудничества, интеграции с целью решения экономических, политических, экологических, культурных проблем крупнейшего континента планеты.
С таких позиций и следует, на наш взгляд, подходить к вопросу о значении евразийской интеграции. Интеграция, кроме очевидных экономических преимуществ, имеет и далеко идущие политические выгоды, относящиеся к проблемам войны и мира. Главной из них является низкая вероятность конфликта внутри интеграционных образований, позволяющая говорить о формировании сообществ безопасности.
Было бы, разумеется, неоправданным упрощением утверждать, что интеграция есть некая панацея от всех бед и что все государства готовы ограничивать свой суверенитет. Интеграция в определенной мере уменьшает возможности государства защищать себя и своих граждан, поскольку открытость границ и наличие безвизового режима создает дополнительные проблемы в борьбе с организованной преступностью, незаконной миграцией населения, транзитом наркотиков и т. д.
В ХХ в. объем значения "безопасность" многократно расширяется. И это, прежде всего, следствие глобализации: изменения представлений о суверенитете; массовой миграции населения; увеличения трансграничных потоков капиталов; деградации окружающей среды; распространения оружия массового уничтожения; развития средств информации, связи и передвижения и т. д.
В современной науке безопасность связывают с деятельностью по выявлению и изучению, предупреждению и устранению факторов и условий, которые порождают угрозы и опасности на различных уровнях: локальном и национальном, региональном и глобальном. Соответственно деятельность по обеспечению безопасности направлена против угроз фундаментальным материальным, территориальным и духовным ценностям.
В заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе продекларированы принципы, которыми государства обязаны руководствоваться во взаимных отношениях: суверенное равенство; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств.
На другом конце евразийского континента в 1994 г. был создан Региональный форум АСЕАН по вопросам безопасности (АРФ). Основной задачей форума было провозглашено содействие упрочению мира и безопасности путем поэтапного движения от осуществления мер доверия к созданию механизмов превентивной дипломатии, необходимых для урегулирования конфликтов в регионе. На форуме обсуждаются такие актуальные вопросы, как: глобальный характер ядерного нераспространения; стратегическая стабильность; охрана природы; борьба с экстремизмом, сепаратизмом, оргпреступностью, наркоторговлей; преодоление негативных последствий глобализации; урегулирование ситуации в Южно-Китайском море, на Корейском полуострове и т. п.
Говоря об интеграции в Евразии, необходимо учитывать, в первую очередь, важнейшую функцию СНГ по структуризации большей части постсоветского пространства, а также по принятию мер для решения на субрегиональном уровне не только традиционных вопросов международной безопасности (сохранение мира, предотвращение экологической катастрофы и т. п.), но и проблем борьбы с организованной преступностью, нелегальной миграцией, незаконным оборотам наркотиков, оружия, радиоактивных материалов и некоторых других.
Содружество стало неотъемлемым элементом евразийской политической системы, реальностью, которая существует независимо от того или иного отношения к ней. СНГ обеспечивает институционально-организационную и, в определенной степени, нормативно-правовую общность большинства государств постсоветского пространства, необходимую для международной интеграции и международной безопасности.
В начале 80-х гг. появилось понятие "коллективной безопасности" (введено Независимой комиссией по вопросам разоружения и безопасности во главе с премьер-министром У. Пальме в 1982 г.)[1] . "Коллективная безопасность" подразумевает, что безопасность государств достигается путем взаимовыгодного сотрудничества. Появились "неклассические" школы, которые включают в понятие безопасности не только военно-политические аспекты "жесткой безопасности", но и социальные, экономические, экологические и другие аспекты "мягкой" безопасности. Такой подход к безопасности разрабатывался, в частности, в рамках "Копенгагенской школы", возникшей в 1988 г. и объединившей группу исследователей Копенгагенского института исследований мира под руководством Б. Бузана и О. Вэвора.
15 мая 1992 г. Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном, Узбекистаном был подписан Договор о коллективной безопасности (ДКБ). Позднее к нему присоединились Азербайджан и Грузия. В 1999 г. договор был продлен, но при этом из него вышли Азербайджан, Грузия и Узбекистан.
Фактически это был договор о коллективной обороне в случае внешней агрессии. Однако разногласия между его участниками и нехватка финансовых средств привели к тому, что общее военно-стратегическое пространство на основе ДКБ так и не было сформировано.
В то же время очень важно, что были созданы: Совет коллективной безопасности (СКБ) - высший политический орган, обеспечивающий координацию и совместную деятельность государств-участников, направленную на реализацию положений Договора (в состав Совета входят главы государств, министры иностранных дел, министры обороны, Генеральный секретарь СКБ); Совет министров иностранных дел (СМИД) - высший консультативный орган Совета коллективной безопасности по вопросам согласования внешний политики; Совет министров обороны (СМО) - высший консультативный орган по вопросам военной политики и военного строительства; Комитет секретарей Советов безопасности в государствах-участниках как консультативный орган по вопросам взаимодействия государственных органов, обеспечивающих национальную безопасность; Комитет начальников штабов Вооруженных Сил государств-участников Договора о коллективной безопасности; Секретариат Совета коллективной безопасности - постоянно действующий рабочий орган для осуществления текущей организационной, информационно-аналитической и консультативной работы по обеспечению деятельности СКБ, Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны, Комитета секретарей Советов безопасности государств-участников Договора.
Вместе с тем в Уставе СНГ в разделе "Коллективная безопасность и военно-политическое сотрудничество" по существу не были разграничены понятия "коллективная оборона" и "коллективная безопасность".
В "Концепции коллективной безопасности государств-участников ДКБ" (10.02.1995 г.) перечисляются все возможные источники внешней угрозы, но ничего не говорится об угрозе конфликтов между участниками ДКБ. Понимание необходимости ликвидации конфликтов субрегионального уровня нашло отражение лишь в Концепции урегулирования конфликтов на территории государств-участников СНГ, одобренной Советом глав государств 19.01.1996 г. И в целом реализация положений и той и другой концепции происходила не столько на основе Договора о коллективной безопасности, сколько путем создания нормативно-договорной базы по сопряженной проблематике. К тому же круг государств, принимавших решения по вопросам миротворчества, оказался шире круга участников ДКБ.
Решению возникших проблем, однако, способствовала, во-первых, деятельность Межпарламентской Ассамблеи СНГ, в том числе организация под ее эгидой международных форумов по борьбе с терроризмом и международных научно-практических конференций по вопросам совершенствования сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с международным терроризмом и его финансирования. Во-вторых, важнейшее значение имела совместная деятельность в рамках Договора "О сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом" (1999 г.), включая сотрудничество по решению проблем, связанных с опасностью выведения из строя и разрушения ядерных, химических или иных объектов, систем жизнеобеспечения городов и иных населенных пунктов.
Вместе с тем возникла проблема определенной автомизации азиатского и европейского флангов Содружества, обусловленная ускорением интеграционных процессов в Центральной Азии, начало которым было положено созданием в 1994 г. Центральноазиатского союза. Развитие интеграции привело к образованию Организации Центральноазиатского сотрудничества (ОЦАС), членом которой в 2004 г. стала и Россия.
В 1996 г. в Шанхае Президенты Российской Федерации, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Таджикистан и Председатель Китайской Народной Республики подписали соглашение об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в приграничных районах. В 1997 г. в Москве было подписано второе, аналогичное, соглашение, направленное на решение проблем национальной безопасности. Соглашением предусмотрены взаимные сокращения вооруженных сил в 100-километровой зоне по обе стороны от линии границы, не наносящие ущерба безопасности сотрудничающих стран. В результате в Азии появилась беспрецедентная зона мира и стабильности.
Наряду с этим началась совместная работа над долгосрочными масштабными проектами сотрудничества в области энергетики, транспорта, космоса и других областях.
Стороны соглашений отметили особую актуальность совместного эффективного противодействия международному терроризму, незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, контрабанде оружия, нелегальной миграции, всем формам трансграничной преступной деятельности, проявлениям национального сепаратизма и религиозного экстремизма.
Соответственно на встрече на высшем уровне в Душанбе в 2000 г. руководители пяти государств подчеркнули, что они будут прилагать усилия по превращению "Шанхайской пятерки" в региональную структуру многостороннего сотрудничества в различных областях. Была поддержана, в частности, инициатива Кыргызской Республики о создании региональной антитеррористической структуры.
О заинтересованности в работе "Шанхайской пятерки" заявили Индия и Иран. Организация получила новое название - "Шанхайский форум". Было принято решение о регулярном проведении совещаний министров обороны, встреч руководителей правоохранительных органов, учений по борьбе с терроризмом.
14-15 июня 2001 г. в Шанхае главы государств "Шанхайской пятерки" приветствовали готовность Республики Узбекистан присоединиться к этой региональной организации в качестве полноправного члена и приняли решение об учреждении на ее основе "Шанхайской организации сотрудничества" (ШОС). Затем руководители уже шести государств подписали "Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом".
Шанхайская организация сотрудничества выразила готовность развивать диалог, контакты и сотрудничество в любых формах и с другими государствами и региональными организациями, прилагать необходимые усилия для поддержания региональной безопасности. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом стала основным документом, содержащим правовые нормы и принципы взаимодействия в такой борьбе. В соответствии с нею государства обязались обмениваться информацией, осуществлять запросы о проведении оперативно-разыскных мероприятий, принимать меры по предупреждению и пресечению незаконной деятельности, пресечению финансирования, поставок вооружения и боеприпасов для различных террористических группировок, по обеспечению национальной и региональной безопасности.
В понятии "национальная безопасность" три основных элемента: "интересы - угроза - защита". Первооснову национальной безопасности составляют интересы отдельных личностей, из которых вытекают и интересы общества и государства. При этом под угрозами понимаются объективно существующие возможности нанесения ущерба личности, обществу, государству. "Региональная безопасность" чаще всего трактуется как система отношений между странами в тех или иных регионах мира, при которой государства "располагают возможностью суверенного определения форм и путей своего экономического, политического и культурного развития, свободны от угрозы войн, экономических и политических диверсий, а также вмешательства в их внутренние дела", и как форма реализации национальной безопасности[2] .
Разумеется, самым важным для развития евразийской интеграции решением было решение пяти государств об учреждении Евразийского экономического сообщества. Это позволило принять Договор "О сотрудничестве в охране внешних границ государств-членов Евразийского экономического сообщества" (21.02. 2003 г.).
Договором предусматривается сотрудничество по пресечению актов терроризма, незаконного перемещения оружия и боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, наркотических и психотропных веществ, радиоактивных материалов и иных предметов контрабанды, борьба с незаконной миграцией. Пограничные ведомства Сторон в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии государств-членов ЕврАзЭС по пограничным вопросам осуществляют постоянный обмен информацией об обстановке, складывающейся на внешней границе, а также по другим вопросам, представляющим взаимный интерес. По отдельным проблемам охраны внешних границ пограничные ведомства Сторон проводят взаимные консультации в соответствии с Протоколом о порядке проведения взаимных консультаций в этой сфере сотрудничества. Каждое государство предоставляет воздушным судам пограничных ведомств других Сторон, при использовании их в интересах охраны внешних границ, право на использование своего воздушного пространства, аэродромов (посадочных площадок) независимо от их принадлежности и предназначения, а также на получение навигационной, метеорологической и иной информации, обеспечивает полеты и техническое обслуживание воздушных судов в соответствии с двусторонними и многосторонними договорами между государствами-членами ЕврАзЭС. Предусмотрено взаимное содействие в материально-техническом обеспечении пограничных ведомств, а также в разработке, размещении заказов на изготовление, внедрение и ремонт вооружения, техники, оборудования, применяемых при охране государственных границ. Пограничные ведомства в соответствии с многосторонними и двусторонними соглашениями оказывают взаимное содействие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров.
На основе протокола "О сотрудничестве пограничных ведомств в сфере охраны границ в пунктах пропуска через внешние границы государств-членов ЕврАзЭС" вырабатываются единые подходы к развитию сотрудничества в области пограничного контроля в пунктах пропуска на внешних границах; подготавливаются предложения по проведению скоординированный совместных мероприятий в пунктах пропуска через внешние границы.
России в решении всех этих задач принадлежит особая роль. Как с основанием подчеркивал Р. Гейтс, ни одна международная организация "не может быть эффективной в решении серьезных потенциальных конфликтов, пока не найдется одна страна, которая возьмет на себя ответственность и бремя лидерства, а другие не захотят следовать за ней"[3] .


1 Cм.: Безопасность для всех: Программа разоружения. Доклад Независимой комиссии по вопросам разоружения и безопасности под председательством Улофа Пальме. - М.,1982. - С. 278.
2 Краткий энциклопедический словарь-справочник Политология / Отв. ред. Ю.С. Борцов. - Ростов-на-Д, 1997. - С. 33-34.
3 Бэттлер А. Национальные интересы, национальная и международная безопасность // ПОЛИС. - 2002. - N 4. - С. 157.


Литература
1. Арбатов А. Безопасность: Российский выбор. - М.: ЭПИцентр, 1999.
2. Безопасность для всех: Программа разоружения. Доклад Независимой комиссии по вопросам разоружения и безопасности под председательством Улофа Пальме. - М., 1982.
3. Василик М.А., Гуторов В.А., Косов Ю.В. Словарь-справочник по политологии /Под ред. М.Василика. - М.: Гардарики, 1999.
4. Внешняя политика и безопасность современной России: Хрестоматия в 2-х т. /Сост. Т.А. Шаклеина. - М.: МОНФ, 1999.
5. Ежегодник СИПРИ 1999. Вооружения, разоружение и международная безопасность. - М.: Наука, 2000.
6. Квашнин А. Основные вызовы в сфере безопасности //Междунар. журн. - 1999. - N 12.
7. Косов Ю.В. Безопасность: геополитический аспект //Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 6. - 1999. - Вып. 2.
8. Проблемы глобальной безопасности: Материалы семинаров в рамках научно-исследовательской и информационной программы (ноябрь1994-февраль 1995 гг.).
9. Радиков И.В. Военная безопасность общества и государства (философско-политический анализ). - СПб., 2000.
10. Цыганков П.А. Безопасность: кооперативная или корпоративная? (критический анализ международно-политической концепции) // Полис. - 2000. - N 3.
11. Шелепин М. Равная безопасность для стран ОБСЕ //Междунар. журн. - 2000. - N 2.
12. Яновский Р. Глобальные измерения и социальная безопасность. - М.: Academia, 1999.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия