Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (55), 2015
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Борунова И. А.
аспирант факультета экономики
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург)


О способах интеграции российских вузов в мировое образовательное пространство
В статье рассматриваются вопросы интернационализации учебных планов как важнейшей составляющей интернационализации вуза. Выделены два основных типа учебных программ в зависимости от степени участия университета в международной деятельности, а также проанализирована взаимосвязь между направлением специальности и интернационализацией. Рассмотрены особенности внедрения совместных программ и программ двойных дипломов в России
Ключевые слова: учебные программы, интернационализация, совместные программы, межвузовское сотрудничество
УДК 316.42; ББК 74.58   Стр: 355 - 357

В условиях глобализации и развития международного сотрудничества интернационализация вузов, подразумевающая выход университетов на мировой уровень, приобретает особую актуальность. При этом важным элементом процесса обучения является разработка таких учебных планов и образовательных программ, которые учитывают многонациональный состав аудитории. Это означает, что вузы должны разрабатывать программы, которые будет признаваться не только в России, но и за рубежом.
Интернационализация ВУЗа проявляется в создании учебного плана, ориентированного на мировой рынок по содержанию и/или формам и направленного на подготовку студентов, живущих в международной и многокультурной среде [1]. Другими словами, такой учебный план должен способствовать укреплению международных связей вуза, формированию у студентов навыков, которые позволят им быть конкурентоспособными не только в своей стране, но и за границей. Интернационализация особенно важна для направлений, изначально нацеленных на мировой рынок, например, международные отношения.
Существуют различные способы интернационализации при составлении учебной программы, например, изучение зарубежного опыта, преподавание на иностранных языках, совместные программы и др. С другой стороны, некоторые специальности, например, теплофизика, не требуют такой «глобальной» интернационализации, хотя также могут быть откорректированы с учетом запросов иностранных студентов. Однако, какой бы способ не избрал данный конкретный ВУЗ, в любом случае важно сохранить баланс между национальным и международным аспектом образования, поэтому в программе непременно нужно учесть особенности страны, в которой она реализуется.
На практике существуют различные классификации форм интернационализации учебных планов, но в зависимости от степени вовлеченности вузов в международную деятельность их можно объединить в две большие группы:
1. учебные планы и образовательные программы, основанные на существующих дисциплинах и требующие лишь небольшой доработки с учетом целей интернационализации: такие программы может внедрить даже вуз, не считающий интернационализацию значимой для себя целью;
2. образовательные программы, изначально нацеленные на развитие международного сотрудничества вузов и/или разработанные специально для иностранных студентов, которые в конечном итоге повышают статус данного ВУЗа в мировом образовательном пространстве.
Учебные планы, основанные на уже существующих курсах, являются, пожалуй, самыми распространенными и лишь с недавнего времени рассматриваются как интернациональные. К ним относятся программы с международной тематикой (например, международные отношения), программы, в рамках которых проводится сравнение различных регионов мира, междисциплинарные программы региональных исследований (например, политология), программы по иностранным языкам и лингвистике. В таблице ниже представлен краткий перечень образовательных программ (по ОКСО), в первую очередь требующих выделения международной составляющей при интернационализации вуза:

Интернационализированные образовательные программы вузов России
Наименование
подготовки
Квалификация
выпускника
Количество
вузов России,
реализующих
программу
Востоковедение и африканистикабакалавр11
магистр3
специалист10
Лингвистикабакалавр121
магистр31
Международные отношениябакалавр36
магистр16
специалист52
Перевод и переводоведениеспециалист164
Политологиябакалавр43
магистр26
специалист57
Географиябакалавр25
магистр19
специалист47
Картография и геоинформатикабакалавр6
магистр2
Мировая экономикаспециалист202
Таможенное делоспециалист80
Итого реализуемых программ 951
В том числе, по уровню подготовки:бакалавр242
магистр97
специалист612
Составлено автором на основе данных Федерального портала «Российское образование», [2]

Наш анализ программ высшего образования показал, что большинство интернациональных программ относятся к сферам социальных или филологических наук, а также географии. Кроме перечисленных в таблице, ряд других гуманитарных дисциплин также может быть отнесен к интернациональным, если их освоение предполагает изучение зарубежного опыта (например, история, культурология, искусствоведение и т.п.). В таблице отсутствуют физико-математические, инженерные, естественные науки, поскольку содержание данных курсов, как правило, не имеет национальной специфики. Тем не менее, изменение форм их преподавания (например, преподавание на иностранном языке или в форме совместной программы) может сделать их интересными также и для иностранных студентов, а полученный в результате диплом — признаваемым в различных странах документом об образовании. Также необходимо учитывать современные требования, предъявляемые к образовательному процессу и выпускникам, что может проявляться, например, в недопустимости использования устаревших учебных пособий и оборудования.
Заметим, что большая часть учебных программ относится к уровню бакалавриата или специалитета, поскольку магистерские программы все же более привязаны к приоритетам социально-экономического развития конкретных стран, и их число сравнительно меньше от общего числа реализуемых программ. При этом на практике, согласно статистике ОЭСР, значительная часть студенческой мобильности приходится на программы пост-бакалаврского обучения, что диктует определенные требования к интернационализации учебных программ вузами [3].
Сильным стимулом интернационализации программ обучения в мире является растущее влияние профессиональных объединений, которое может реализоваться через международные организации. Например, Европейский Союз рассматривает вопросы о введении минимальных требований к уровню образования в связи с мобильностью рабочей силы. Соглашения о свободной торговле, например, NAFTA и ASEAN, содержат положения о взаимном признании процедур лицензирования и сертификации профессиональных услуг. В связи с этим, многие вузы пересматривают свои учебные планы в соответствии с подобными документами, чтобы обеспечить своим выпускникам конкурентоспособность на международном уровне [4].
Другой формой интернационализации учебных планов является создание учебных программ, связанных с развитием межвузовского сотрудничества. Если вуз развивает международное сотрудничество, то это направление деятельности должно стать важной частью стратегии его развития. Как правило, в таком случае не только иностранные студенты приглашаются для обучения, но и студентам данного вуза предлагается пройти стажировку в зарубежном университете. Для облегчения адаптации выбора иностранными студентами дисциплин для обучения ВУЗы могут составить официальный каталог с их кратким описанием или перечнем изучаемых тем и с указанием необходимого минимального уровня начальной подготовки. Кроме того, иностранный студент должен иметь возможность изучать курсы, предназначенные для «местных» студентов, например, национальное законодательство. Конкурентным преимуществом ВУЗа является способность обеспечить преподавание на английском языке. В настоящее время немногие российские ВУЗы способны обеспечить качественное преподавание профессиональных дисциплин на иностранных языках.
Логическим продолжением развития мобильности является создание совместных учебных программ и программ, предусматривающих выдачу совместного диплома или дипломов двух университетов. В настоящее время практикуются две основные формы взаимодействия вузов из различных стран, предусматривающие выдачу совместного диплома:
– валидационная — учебный план разрабатывается вузами совместно или же под контролем одного из вузов; студентам, успешно прошедшим обучение, выдается двойной диплом;
– франчайзинговая (контрактная) модель — между вузами заключается договор, по которому отдельные курсы и программы, разработанные одним вузом, читаются студентам другого вуза.
Со временем эти программы могут изменяться с учетом местной специфики обучения. В России значительная часть совместных учебных программ реализуется на уровне магистратуры в сферах экономики и инженерных наук (благодаря возможности международной аттестации инженерных программ).
На настоящий момент российскими вузами накоплен опыт в области разработки международных программ в сфере инженерного образования (благодаря возможности международной аккредитации международных программ), а также в сфере социальных наук [5; 6].
Однако выдача двойных дипломов совмещена с рядом проблем, одна из которых связана с несовпадением требований к образовательным программам в России и за рубежом. Различия могут касаться как содержательной части курса, так и способов и критериев оценки знаний, а также присуждения и признания академических степеней. Поскольку программы двойных дипломов нередко предполагают изучение ряда курсов в зарубежном вузе-партнере, то встает вопрос асимметричной мобильности студентов. В настоящее время в России недостаточно программ мобильности по сравнению с европейскими странами, что сдерживает процесс интернационализации наших ВУЗов. Внедрение программ двойных дипломов проходит у нас крайне медленно, а большее развитие получают программы, не предполагающие выдачу второго, иностранного, документа об образовании.
Наконец, третий блок проблем связан с правовым обеспечением совместных образовательных программ, в частности, взаимным признанием дипломов. Дипломы, выданные за границей, должны пройти определенную процедуру аккредитации в России, что в случае массовости таких запросов повлечет за собой бюрократические сложности. С другой стороны, иностранные работодатели неохотно признают российские дипломы. В связи с этим университеты стараются разграничивать вопросы, касающиеся обучения по совместным программам, и вопросы, связанные с выдачей официально признаваемого диплома. Кроме того, развитие академической мобильности требует также усовершенствования миграционного законодательства [5; 6].
Таким образом, интернационализация образования проявляется, прежде всего, в определенной унификации учебных планов подготовки бакалавров, специалистов, магистров. Унификация подразумевает разработку образовательных программ в двух основных формах: курсы, включающие в себя изучение международного аспекта данной дисциплины, курсы, способствующие развитию студенческой мобильности, в том числе программы, освоение которых позволяет выпускникам получать совместный диплом двух вузов. Обе формы тесно связаны друг с другом, означают включение вуза в международную деятельность и способствуют повышению конкурентоспособности его выпускников на рынке труда. Пока в России не так много ВУЗов, включенных в международную деятельность, из-за чего, возможно, они не фигурируют в соответствующих рейтингах. Но дальнейшая разработка учебных планов и образовательных программ, рассчитанных как на российских студентов, так и на иностранных, и связанное с этим межвузовское сотрудничество позволят вузам повысить свою значимость и в России, и в мире.


Литература
1. Crowther P., Joris M., Otten M., Nilsson B., Teekens H., Wдchter B. Internationalisation at Home. A Position Paper // European Association for International Education. 2000. http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.123.3826&rep=rep1&type=pdf Дата обращения: 20.05.2015
2. Российское образование. Федеральный портал. Направления подготовки и специальности высшего профессионального образования //http://www.edu.ru/abitur/act.6/index.php Дата обращения: 20.05.2015
3. Education at a glance 2014. Indicator C4. Who studies abroad and where? OECD statistics. http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/education/education-at-a-glance-2014/indicator-c4-who-studies-abroad-and-where_eag-2014-25-en#page1 Дата обращения: 20.05.2015
4. Сагинова О.В. Интернационализация высшего образования как фактор конкурентоспособности // Вестник Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. — 2004. — №1. — С. 15–25.
5. Совместные образовательные программы вузов: состояние, проблемы, перспективы / Ю.Д. Артамонова, А.Л. Демчук, Е.В. Караваева — М.: КДУ, 2011. — 56 с.
6. Sinyatkin Igor, Mishin Alexander , Karpukhina Elena Analysis of double degree programmes between EU and Russian HEIs. Letter OF contract No 2009/222440. Final report (Russian version). November 2010.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия