Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (55), 2015
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Никулина Ю. Н.
доцент кафедры управления персоналом, сервиса и туризма
Оренбургского государственного университета,
кандидат экономических наук

Матюшко А. В.
магистрант кафедры управления персоналом, сервиса и туризма
Оренбургского государственного университета


Внедрение результатов исследований потребителей образовательных услуг в систему управления вузом
В статье рассматривается система исследований потребителей образовательных услуг, реализуемая в Оренбургском государственном университете. Представлена подробная характеристика: предмет, объект исследований, методология, используемые технологии, цели и задачи проводимого мониторинга в сравнении с зарубежной системой Institutional Research, схематично представлены исследуемые вопросы. Приведены основные результаты мониторинга за 2013–2014 гг., даны рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности молодых специалистов и развитию партнерских отношений вузов и работодателей региона
Ключевые слова: мониторинг образовательных услуг, маркетинговые исследования, конкурентоспособный специалист, потребители образовательных услуг, качество образования
УДК 331.52; ББК 65.291.31   Стр: 363 - 368

О необходимости интеграции маркетинговых исследований в деятельность высших учебных заведений в России говорят с начала XXI века, когда стало очевидным, что развитие высшего образования определяется общественным спросом и запросом [1]. Главное конкурентное преимущество любого региона связано с развитием человеческого потенциала, в частности — с повышением уровня образования населения и профессиональной подготовленности молодых кадров. Именно в сфере повышения качества образования на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста регионов, в том числе Оренбургской области.
В современных условиях необходимы новые критерии и методы оценки соответствия объема, структуры и качества подготовки студентов и выпускников ожидаемому спросу региона (отрасли) на специалистов, требованиям рыночной экономики, а также оценка влияния факторов образовательной среды на процессы профессионального самоопределения, трудоустройства, адаптации к условиям современного рынка труда, карьерного продвижения молодых специалистов. Как отмечают Авраамова Е.М. и Верпаховская Ю.Б., присущие трудовой сфере сложность и динамичность порождают нередко у молодых специалистов неточные представления о ней, вызывают у них неадекватные ожидания. С другой стороны, во многих случаях работодатель вынужден инвестировать в молодого специали­ста с целью переобучения под требования компании [2].
Поэтому одним из перспективных направлений деятельности вузов становится исследование тенденций и перспектив развития рынка образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования и проведение маркетинговых исследований потребителей образовательных услуг высших учебных заведений и субъектов рынка труда региона. Одним из критериев эффективности качества образования является уровень развития системы профориентации и содействия трудоустройству выпускников. Исследование данной системы и разработка предложений по ее совершенствованию основаны на использовании результатов комплексного мониторинга процессов профессионального самоопределения, трудоустройства, адаптации к условиям современного рынка труда, карьерного продвижения молодых специалистов.
Необходимость развития аналитического маркетингового комплекса в современном университете исходит из того, что образовательная политика и научно-исследовательская деятельность должны базироваться не на субъективных суждениях и ожиданиях лиц, принимающих решения, а на результатах социологических исследований, которые оказывают содействие менеджменту вуза в понимании конъюнктуры рынка, изменений в предпочтениях потребителей, определении проблем востребованности выпускников вуза на региональном рынке труда и т.д. [3]. Маркетинговый подход к управлению качеством образования в вузе ориентирует руководство вуза и профессорско-преподавательский состав на достижение удовлетворенности всех групп потребителей (абитуриентов, студентов, выпускников, молодых специалистов, предприятий-работодателей) и повышение уровня конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг. Использование маркетинговых методов и инструментов (в том числе проведение маркетинговых исследований) позволяет получать актуальную информацию и принимать эффективные управленческие решения.
Интеграция маркетинговых или социологических исследований в систему принятия управленческих решений позволит вузу более грамотно и эффективно выстраивать как тактическую, так и стратегическую политику в области качества в отношении конкурентов, внутренних и внешних потребителей, уменьшить величину конкурентных рисков, экономить денежные средства от неэффективных управленческих решений.
Одно из условий обеспечения успехов вуза на рынке образовательных услуг — наличие информации о том, как складываются судьбы его выпускников. В статье А.Г.Эфендиева, Е.С.Балабановой выявлены некоторые ограничения эмпирической базы проводимых в последнее десятилетие исследований в университетах. Большинство из них основаны на опросах студентов и работодателей либо молодых сотрудников организаций без привязки к их вузам [4]. Другие исследования, привязанные к конкретным учебным заведениям, ограничены малыми отрезками времени и небольшими выборками. Мы согласны с А.Г.Эфендиевым и Е.С.Балабановой, что большинство исследований нацелены преимущественно на изучение установок респондентов и в меньшей степени — на реальные результаты профессиональной карьеры. Кроме того, на наш взгляд, полученные в ходе исследований данные обязательно должны использоваться в системе управления учебных заведений, что не всегда бывает и ограничивается лишь констатацией фактов без разработки рекомендаций и прогноза на будущее.
Зарубежная практика проведения внутренних исследований университетов. Исследования потребителей образовательных услуг вузов пользуются достаточно большой популярностью как среди отечественных социологов и экономистов, так и среди зарубежных. В России повышенное внимание этому вопросу стали уделять в конце ХХ — начале ХХI вв. В частности, эти вопросы рассматривают такие современные исследователи как Е.В. Белоусова, С.А. Клименко, М.А. Правдина, О.И. Шестак и другие.
Для зарубежных, в первую очередь, крупных, университетов наличие внутренней структуры, отвечающей за institutional research (IR), или исследование университета, за несколько десятилетий стало само собой разумеющимся. Institutional research как самостоятельную прикладную область знаний характеризуют: опора на теоретические концепции в рамках социологии и экономики образования, менеджмента университетов; проведение эмпирических исследований внутри отдельных вузов и (или) использование готовых баз данных; нацеленность на решение практических задач по управлению университетами, развитие которых сопряжено в конечном счете с усовершенствованием системы высшего образования в целом.
Конкурентоспособность вуза и объем финансовых поступлений напрямую связаны с его статусом и общественной репутацией, а последние, в свою очередь, сопряжены с измерением позитивных — индивидуальных и общественных — эффектов от функционирования университета. В такой ситуации institutional research становится способом формирования репутации и легитимации вуза. Данные исследований служат не только для тестирования проводимой политики и планирования стратегии на будущее, но также используются для официальной отчетности и публичной демонстрации того, насколько эффективны вузовские программы, структуры и инициативы; в какой степени администрация вуза заинтересована в изучении и усовершен­ствовании университета [5].
Обобщая опыт проведения IR в зарубежных странах, можно отметить, что в данной системе четко прослеживаются две ключевые цели университетских исследований:
– внешняя — легитимация вуза и его деятельности перед лицом собственников (государство либо же частные вузы), удовлетворение внешних запросов и требований по отчетности;
– внутренняя — предоставление сведений, необходимых для управления университетом, стратегического планирования и принятия административных решений.
Что касается модели, описываемой в настоящей статье, то цель ее внедрения совпадает с западной Institutional research только в области реализации внутренних целей. Основное же отличие от зарубежной системы — внешние цели. Внешней целью является направленность на удовлетворение потребностей всех групп потребителей образовательных услуг (абитуриентов, студентов, выпускников, молодых специалистов и предприятий-работодателей), а не только собственников вуза.
Комплекс маркетинговых исследований включает в себя внутренние и внешние исследования. Комплекс внутренних исследований:
– исследование «Твой выбор, абитуриент» — исследование абитуриентов и процесса поступления в вуз: уровень подготовки абитуриентов; факторы, определившие выбор вуза и направления подготовки (специальности) для поступления; эффективность организации приемной кампании и технологий продвижения вуза и образовательных программ во внешней среде; причины ухода абитуриентов в другие вузы; ожидания от обучения и требования к качеству образования;
– «Первокурсник», «Третьекурсник» — изучение студентов: вопросы профессионального самоопределения; удовлетворенность обучением и факторы, оказывающие на нее влияние; ожидания от обучения; оценка качества преподавания и удовлетворенность качеством организации учебного процесса; уровнем оснащенности и состоянием материально-технической базы и т.д.;
– «Выпускник», «Мониторинг трудоустройства и карьерного продвижения выпускников» — изучение выпускников и положения молодых специалистов на рынке труда: удовлетворенность качеством полученного образования; оценка перспектив трудоустройства; уровня профессиональной подготовленности; мониторинг дальнейшего карьерного развития выпускников; выявление трудностей, возникающих при трудоустройстве и т.д.
Первый раздел комплексного мониторинга подразумевает исследование следующих основных направлений в системе отношений «Абитуриент — первокурсник — третьекурсник» (см. рис. 1).
Рис. 1. Система отношений «Абитуриент — первокурсник — третьекурсник»
К внешним исследованиям относится «Молодой специалист на рынке труда: потребности работодателя, специфика отбора, требования и оценка уровня подготовки» — изучение работодателей: определение кадровых потребностей предприятий и способов их удовлетворения; выявление общих и специальных требований работодателей к молодым специалистам при приеме на работу; оценка уровня профессиональной подготовки молодых специалистов предприятиями-работодателями; анализ направлений сотрудничества вузов и предприятий-работодателей.
Следующий раздел комплексного мониторинга — исследование системы отношений «Выпускник — работодатель — молодой специалист» (см. рис. 2).
Рис. 2. Система отношений «Выпускник — работодатель — молодой специалист»
Цель проведения комплекса исследований — разработка научно-методического обеспечения повышения конкурентоспособности молодых специалистов в регионе на основании результатов социологических исследований в системе отношений «Абитуриент — студент — выпускник — специалист».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– выявить мотивы и факторы, влияющие на формирование профессионального самоопределения абитуриентов;
– определить критерии и показатели, влияющие на поведенческую стратегию студентов и выпускников при планировании карьеры, выявить механизмы трудоустройства выпускников;
– провести анализ востребованности, профессиональной пригодности молодых специалистов — выпускников вузов требованиям современного рынка труда; сформулировать факторы, влияющие на конкурентоспособность выпускников и их карьерное продвижение;
– систематизировать требования работодателей к молодым специалистам и к уровню их профессиональной подготовленности, выявить кадровые потребности предприятий и способы их удовлетворения;
– разработать стратегию взаимодействия вуза с предприятиями-работодателями в области повышения качества подготовки специалистов региона на долгосрочную перспективу.
Объектом социологических исследований является целевая аудитория потребителей образовательных услуг (абитуриенты, студенты, выпускники, молодые специалисты) и субъекты рынка труда (предприятия-работодатели).
Предметом исследований выступает совокупность интересов, запросов и ожиданий потребителей образовательных услуг и субъектов рынка труда в области профессиональной подготовки, трудоустройства и карьерного продвижения молодых специалистов.
В процессе реализации комплексного мониторинга используются современные информационные технологии и современные методы проведения исследований, программные системы «Анкетирование выпускников школ, гимназий», «Выпускник ОГУ», «Менеджер трудоустройства», «Кадровые предпочтения работодателей и требования к уровню подготовки молодых специалистов». Использование программных систем позволяет автоматизировать функции мониторинга и сформировать интегрированную информацию.
Методология проведения исследований основана на использовании системного анализа, комплексного подхода программно-целевого планирования; применения методов, определяемых характером решаемых в процессе исследования задач, а именно: методы анкетирования, телефонного опроса, Интернет-опроса; для обработки и анализа собранной информации — методы группировки и сравнения, экономико-статистический; методы прогнозирования и экстраполяции, а также анализ внешней среды организации, метод циклических исследований в целях накопления информации.
В целом механизм проведения и реализации результатов маркетинговых исследований представлен на рисунке 3.
Таким образом, можно заключить, что перечисленные исследования не являются конечными, а могут быть дополнены исходя из заказа администрации вуза.
В 2013–2014 учебном году в Оренбургском государственном университете был реализован пилотный комплекс исследований потребителей образовательных услуг, включающий в себя внутренние и внешние исследования:
– исследование «Твой выбор, абитуриент» — исследование абитуриентов и процесса поступления в вуз;
– «Выпускник ОГУ», «Мониторинг трудоустройства и карьерного продвижения выпускников» — изучение выпускников и положения молодых специалистов на рынке труда;
– «Кадровые предпочтения работодателей и их требований к уровню подготовки молодых специалистов» — изучение работодателей.
Так, в апреле — сентябре 2013 года было проведено исследование «Выпускник ОГУ — 2013». В нем приняли участие 2067 человек — 98,3% от общего числа выпускников очной формы обучения. Метод исследования: анкетный опрос с использованием программной системы «Выпускник ОГУ».
Согласно полученным результатам, организацию учебного процесса в целом положительно оценили 82,7% респондентов («отлично» — 27,3%, «хорошо» — 55,4%); 12,6% опрошенных дали оценку «удовлетворительно», а 2,0% — «неудовлетворительно». Затруднилось оценить учебный процесс 1,0% выпускников. Далее студентам было предложено высказать предложения по организации и корректировке учебного процесса в ОГУ. Затруднились с ответом 4,6%, не ответили 1,7%.
Пятую часть выпускников (20,4%) учебный процесс в ОГУ полностью устраивает, и предложений по его корректировке они не высказали. В числе же основных предложений: 27,2% — внедрять новые технологии в обучение; 20,3% — улучшить организацию практики, увеличить количество часов практических занятий; 9,9% — обновлять материально-техническую базу; 7,4% — повышать уровень квалификации преподавателей; 6,7% — скорректировать учебные планы. Часть выпускников (1,8%) предложили такие варианты ответов, как: «Ввести свободное посещение лекций», «Повысить дисциплину преподавателей», «Правильно и точно организовать работу кафедры со студентами» и другое.
На вопрос «Как Вы оцениваете свой уровень образования, полученный в ОГУ?» большинство выпускников ответили, что довольны уровнем полученного образования: 92,0% респондентов оценили его на «хорошо» и «отлично». На «удовлетворительно» оценили уровень образования 5,0% выпускников, «неудовлетворительно» оценили (0,4%) респондентов. Остальные выпускники не ответили на вопрос (1,7%) или затруднились ответить (0,9%).
На вопрос «Хотите ли Вы продолжить образование» большинство выпускников (61,2%) ответили, что планируют продолжить образование. Не планируют дальше учиться 34,1% респондентов, а 3,0% выпускников на момент анкетирования продолжали образование. Мониторинг ответов за последние 3 года свидетельствует о том, что ежегодно более 60% выпускников планируют продолжить свое образование. Основные причины, по которым выпускники заинтересованы в продолжении образования: 27,3% — повышение конкурентоспособности на рынке труда, карьерный рост; 15,9% — разностороннее развитие как специалиста; 14,3% — самореализация; 11,3% — повышение уровня квалификации; 2,1% — желание заниматься наукой; 0,7% — прочее [6].
Исследование «Мониторинг трудоустройства и карьерного продвижения выпускников ОГУ» проводится методом телефонного опроса выпускников вуза спустя полгода после получения ими дипломов. В исследовании 2014 года приняли участие 376 человек, что составляет 17,9% от общего числа выпускников 2013 года очной формы обучения. В опросе приняли участие выпускники всех специальностей и направлений подготовки, по которым осуществлялся выпуск 2013 года, в количестве, пропорциональном количеству выпустившихся студентов.
По данным исследования успешно трудоустроились 90,7% выпускников (трудоустроены — 77,4%, заняты по другим причинам — 13,3%; не работают 9,3% респондентов. Для 77,5% трудоустроенных на момент опроса выпускников текущая работа является первым местом после окончания вуза. 22,5% респондентов уже меняли место работы. Основная причина ухода с первого места работы — низкий уровень оплаты труда (36,9% респондентов). Пятая часть выпускников (20,0%) ответили, что их не устроили условия работы: оснащенность рабочего места, график работы, удаленность работы от дома, бытовые условия и т.д.
Для анализа положения работающих выпускников ОГУ на рынке труда были проанализированы определенные показатели. На вопрос о соответствии работы полученному образованию были получены следующие результаты: 43,6% выпускников работают непосредственно по специальности, полученной в вузе; у 27,7% респондентов работа частично связана с полученной специальностью; 28,7% выпускников работают не по полученной специальности. Мониторинг ответов выпускников за 3 года показал, что ежегодно от 20 до 30% молодых специалистов работают не по специальности, полученной в вузе.
Многие выпускники после окончания высшего учебного заведения сталкиваются с определенными трудностями в процессе поиска работы. В результате проведения опроса выяснилось, что у 40,8% выпускников проблем в процессе поиска работы не возникло. Основной же проблемой остальных стало отсутствие опыта работы (24,0%). Столкнулись с проблемой дефицита рабочих мест по полученной специальности на рынке труда 19,3% выпускников. Не устроила оплата труда по специальности 14,7% респондентов. Часть респондентов (1,2%) отметили другое: психологическая неподготовленность к рынку труда; отсутствие гражданства РФ; большинство вакансий от кадровых агентств, а не от прямых работодателей [6].
Исследование «Молодой специалист на рынке труда: потребности работодателя, специфика отбора, требования и оценка уровня подготовки» проводится методом анкетирования работодателей с использованием соответствующей программной системы. Объектом исследования в 2014 году (май–июль) выступили 70 предприятий и учреждений г. Оренбурга и Оренбургской области. По сферам деятельности компании представляют основные отрасли российского рынка, которые в целом соответствуют специальностям и направлениям подготовки, реализуемым в университете.
Результаты опроса показали, что большинство респондентов всех сфер деятельности (84,1%) испытывают потребность в молодых специалистах каждый год. Это говорит о наличии постоянного спроса на рынке труда молодых специалистов во всех сферах экономики региона. Чуть реже, 2–3 раза в год, принимают на работу молодых сотрудников 7,2% респондентов (в основном, предприятия сфер страхование, информационные технологии, строительство и недвижимость). Крайне редко появляются вакансии для выпускников у 8,7% респондентов (сферы — электроэнергетика, промышленность и машиностроение, госслужба, геологическая разведка).
Для большинства работодателей уровень подготовки молодого специалиста не имеет значения (65,2%), в основном это предприятия, сферы деятельности которых финансы и страхование, пищевая промышленность, строительство, телекоммуникации и связь, печать, полиграфия, реклама, сервис, быт, обслуживание. Треть работодателей (31,9%) хотели бы принять на работу дипломированного специалиста (промышленность и машиностроение, торговля, сельское хозяйство, госслужба, юридические услуги), 8,7% — магистра (здравоохранение, машиностроение, транспорт и перевозки), 5,8% — бакалавра (торговля, промышленность, реклама). Ответы респондентов говорят о том, что работодатели пока недостаточно осведомлены о различиях между уровнями подготовки выпускников.
Большинство работодателей (59,4%) опыт практической работы при трудоустройстве молодых специалистов не требуют. Это предприятия сферы торговли, пищевой промышленности, финансов и страхования, электроэнергетики, сервиса, быта, обслуживания. Только 15,9% респондентов требуют опыт работы по специальности не менее года (информационные технологии, государственная служба, промышленность и машиностроение, сельское хозяйство, транспорт и перевозки).
Преддипломную практику в качестве практического опыта рассматривают 24,7% респондентов, из них 14,5% респондентов устроит преддипломная практика в любой организации (телекоммуникации и связь, торговля, связь, сервис, быт, обслуживание), а 10,2% — практика только в своей организации (промышленность, машиностроение, финансы и страхование, сельское хозяйство). Что касается динамики показателей, то следует обратить внимание на рост числа предприятий, рассматривающих практику как первую ступень к дальнейшему трудоустройству студентов.
Как показали результаты исследования, при приеме молодых специалистов в первую очередь работодатели всех сфер экономики региона обращают внимание на личностные и деловые качества кандидата (84,1%), соответствие образования кандидата требованиям должности (66,7%), качество образования соискателя, уровень его профессиональных знаний (59,4%), соответствие корпоративной культуре компании (47,8%).
Реже респонденты придают значение наличию профессионального опыта (34,8% — строительство, пищевая промышленность, образование, государственная служба), а также долгосрочному характеру взаимоотношений с вузом, в котором получил образование соискатель (8,7% — финансы и страхование, промышленность и машиностроение, торговля, телекоммуникации и связь).
Большинство респондентов исследования (47,8%) ответили, что выпускники, пришедшие к ним на работу после окончания вуза, практически сразу начали полноценно работать, но сначала прошли обязательную внутрифирменную подготовку. Это в основном предприятия сфер финансов и страхования, пищевой промышленности, информационных технологий. Около трети респондентов (30,4%) ответили, что выпускники приступили к работе не сразу, т.к. нуждались в дополнительном обучении на рабочем месте (строительство, государственная служба, промышленность, информационные технологии). На 21,8% предприятиях выпускники сразу приступили к работе без каких-либо затруднений (машиностроение, электроэнергетика, страхование, юридические услуги).
Таким образом, большинство молодых специалистов приступают к работе не сразу, а только после прохождения определенного обучения на рабочем месте — обязательного или в силу недостатка знаний и навыков [6].
Для оценки уровня профессиональной подготовки молодых специалистов, работодателям был задан вопрос — «Удовлетворены ли Вы профессиональной подготовкой молодых специалистов после вуза?». Молодым специалистам соответственно — «Достаточно ли Вам знаний, полученных в вузе для работы?».
Большинство респондентов — молодых специалистов (73,0%) ответили, что им достаточно того объема знаний, который они приобрели во время учебы в ОГУ. Только 23,2% работодателей с ними согласны. Большинство же предприятий-работодателей (53,6%) удовлетворены подготовкой выпускников частично (промышленность и машиностроение, электроэнергетика, пищевая промышленность). Не устраивает подготовка выпускников вузов лишь 5,8% респондентов (оценка, консалтинг, наука, строительство), 17,4% затруднились ответить на этот вопрос. Согласны с работодателями, т.е. не полностью удовлетворены уровнем своей подготовки 21,8% молодых специалистов. Совсем не удовлетворены уровнем своей подготовки в вузе 3,8% молодых специалистов.
Далее мы спросили работодателей и молодых специалистов о том, чего же именно не хватает выпускникам вузов в профессиональной подготовке как специалистов.
Нехватку у выпускников практических навыков отметили 69,6% работодателей и 17,9% молодых специалистов. Оценивая уровень теоретических знаний выпускников вузов, работодатели указали, что он соответствует требуемому уровню в среднем на 70,0%, а уровень практических — на 40,0–50,0% [6,7].
На основании полученных результатов проведенных исследований были разработаны рекомендации, включающие комплекс мероприятий по повышению уровня конкуренто­способности выпускников и совершенствованию процесса содействия их трудоустройству, а также по развитию партнерских отношений с предприятиями-работодателями.
Во-первых, на этапе адаптации студентов к обучению в вузе по определенным направлениям подготовки — предусмотреть возможность внедрения в образовательный процесс на начальных курсах обучения дисциплины «Введение в специальность (направление подготовки)» или «Введение в профессию».
Во-вторых, необходимо ежегодно проводить обсуждение результатов проведенных исследований на заседаниях президиумов методических комиссий с целью совершенствования учебного процесса в университете, обращая особое внимание на:
– предложения выпускников по организации и корректировке учебного процесса в ОГУ;
– развитие компетенций выпускников, востребованных работодателями на современном рынке труда;
– конкретизацию необходимых качеств, навыков и знаний, которых не хватает выпускникам в профессиональной подготовке (по мнению молодых специалистов и работодателей).
В-третьих, с целью содействия студентам в приобретении опыта практической работы — выпускающим кафедрам усиливать связь с профильными предприятиями региона в рамках заключения договоров о базах практик, содействовать в организации временной занятости студентов по профилю подготовки, а также реализовывать формы самостоятельной работы студентов в соответствии с реальными заданиями предприятий-партнеров вуза (решение кейс-задач, написание расчетно-графических, курсовых и выпускных квалификационных работ, проведение лабораторных исследований и т.д.).
В-четвертых, в рамках заключения договоров о базах практики студентов и проведении мероприятий в вузе по привлечению молодых специалистов на предприятия — сотрудникам университета информировать представителей предприятий об особенностях подготовки студентов различных профилей (специалисты, магистры, бакалавры). А также активно привлекать предприятия к участию в подобных мероприятиях с целью информирования студентов и выпускников о требованиях к кандидату, о предоставляемых условиях труда и программах поддержки молодых специалистов.
В-пятых, привлекать представителей предприятий-работодателей к участию в учебном процессе (чтению лекций, проведению семинаров, мастер-классов и деловых игр по профильным предметам) с целью подготовки конкурентоспособных специалистов для экономики региона.
Результаты всего комплекса исследований могут быть использованы в образовательной деятельности высших учебных заведений, как Оренбургской области, так и других регионов.
Рис. 3. Механизм проведения исследований и внедрения полученных результатов в систему управления вузом


Данное исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Оренбургской области (проект № 14-13-56006)

Литература
1. Прокопенко С.А. Повышение конкурентоспособности и организация маркетинговой деятельности как важнейшие задачи российских вузов // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2005. — № 6. — С. 62–67.
2. Авраамова Е.М., Верпаховская, Ю. Б. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания // Социол. исследования. — 2006. — № 4.
3. Шестак О.И. Маркетинговые исследования в системе принятия управленческих решений в современном университете // Университетское управление: практика и анализ. 2012. — № 4 (80). — С. 35–42.
4. Эфендиев А.Г., Балабанова Е.С. Профессиональная карьера выпускников факультета менеджмента // Социол. исследования. — 2010. — № 2. — С. 100–110.
5. Правдина М.А. Зачем университетам внутренние исследования? Обзор зарубежного опыта Institutional Research // Университетское управление: практика и анализ. — 2009. — № 4. — С. 56–65.
6. Мониторинг становления конкурентоспособного специалиста: сборник результатов исследований за 2013–2014 учебный год / Г.В. Карпова, Ю.Н. Никулина, А.В. Матюшко, Л.А. Абрамова, И.А. Кислова, Г.В. Струзберг; Оренбургский гос. ун-т. — Оренбург: ОГУ, 2014. — 174 с.
7. Баранов В.В., Белоновская И.Д., Никулина Ю.Н. Конкурентный ресурс студента в условиях регионального университета // Высшее образование в России. — 2013. — № 8–9. — С.106–111.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия