Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (56), 2015
СОПРЯЖЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ЕАЭС И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЯСА ШЕЛКОВОГО ПУТИ
(ПО МАТЕРИАЛАМ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА «ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА» В АСТАНЕ, 6 октября 2015 г.)

Выступление губернатора Челябинской области Российской Федерации Б.А. Дубровского



Добрый день, уважаемые коллеги!
Вначале я хотел бы поблагодарить организаторов форума и прежде всего Сергея Евгеньевича Нарышкина и Кабибуллу Кабеновича Жакыпова за предоставленную возможность выступить с этой высокой трибуны.
Мне также приятно видеть среди многочисленных участников и гостей форума представителей других евразийских стран, с которыми нам еще предстоит совместная работа.
На текущем этапе в интеграционных процессах существенно возрастает роль регионов наших стран. Эта отчетливо проявилось в ходе последнего Международного экономического форума в Санкт-Петербурге и Российско-Казахстанского форума в Сочи. Впервые была заявлена наша инициатива о создании в рамках ШОС Совета регионального взаимодействия, которая спустя несколько месяцев получила развитие на Шестом Евразийском экономическом форуме в городе Сиань (КНР). Эта инициатива стала логическим продолжением многогранной деятельности глав государств ШОС по развитию евразийской интеграции на высшем уровне. Пользуясь возможностью, благодарю генерального секретаря ШОС Дмитрия Федоровича Мезенцева за его постоянное внимание и поддержку наших начинаний.
Два десятилетия назад Челябинская область непосредственно ощутила негативные последствия разрыва связей с бывшими союзными республиками. В области около 40 процентов промышленных предприятий и свыше половины организаций агропромышленного комплекса были непосредственно завязаны на межхозяйственные и межотраслевые связи с Казахстаном и Беларусью. Только на долю Республики Казахстан приходилось свыше 50 процентов регионального экспорта продукции.
Эти обстоятельства уже тогда подталкивали промышленников и предпринимателей в регионах к формированию системы связей под эгидой государственных органов. В этом плане, как действующий губернатор Челябинской области, я высоко оцениваю деятельность моего предшественника Петра Ивановича Сумина, который еще в ноябре 1997 года в ходе встречи с Президентом Казахстана Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым подписал Протокол о намерениях в плане многостороннего сотрудничества.
С того времени наши отношения вышли на кардинально новый уровень. Сегодня между нами нет таможенных преград, урегулированы вопросы налогообложения, созданы необходимые условия для межрегионального сотрудничества. Челябинской областью заключены соглашения с пятью регионами Республики Казахстан, постоянно проходят совместные форумы и выставки, реализуется ряд инвестпроектов в различных отраслях. Эти проекты стали возможными исключительно благодаря политической воле наших лидеров, снявших взаимные препоны сначала в рамках Таможенного союза, а затем Евразийского экономического союза.
Я столь подробно остановился на нюансах нашего сотрудничества с Казахстаном, поскольку именно здесь во многом формируются и реализуются инструменты евразийского взаимодействия. Особо отмечу фундаментальную роль Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева, которого с полным правом можно назвать отцом-основателем евразийской интеграции.
Мне бы искренне хотелось, чтобы столь же высокоуровневые отношения, как с Казахстаном у нас складывались с другими странами, представители которых сегодня присутствуют в этом зале. В этом плане очень важной является позиция законодателей, выражающих волю народов к сближению и взаимопомощи.
Уважаемые коллеги! Сегодня многие регионы и целые страны находятся в сложной экономической ситуации, а в ряде случаев — и под политическим давлением. В этих условиях интеграция служит ключевым инструментом укрепления национального суверенитета, а не ослабления его, как это может показаться на первый взгляд. Не случайно, что Россия, усиливая евразийскую интеграцию, продолжает сотрудничество с другими международными организациями, признавая бесспорный авторитет Организации Объединенных Наций.
В своем выступлении на 70-ой Генеральной ассамблее ООН Президент России Владимир Владимирович Путин еще раз подчеркнул курс России на международное сотрудничество и отказ от конфронтации. При этом во внутренней политике закономерно усиливается курс на повышение конкурентоспособности, реализацию программ импортозамещения, укрепление технологической, информационной и продовольственной безопасности. Сегодня нам пытаются закрыть или ограничить доступ к западным технологиям, рынкам, транспортно-торговым путям. В этой ситуации логичным и симметричным ответом России и ее союзников становится усиление темпов строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути.
Вспоминая слова нашего Президента, сказанные в ООН о «закрытых экономических объединениях», выскажу предположение, что многие страны сейчас встревожены перспективой фактической девальвации институтов Всемирной торговой организации и, возможно, с большим интересом отнесутся к опыту евразийских интеграционных объединений.
У наших китайских товарищей есть известная мудрость: «Не зная прошлого, невозможно строить будущее». Мы хорошо знаем и ценим свою историю, включая период, когда Южный Урал почти десять веков был важным транзитным звеном Великого Шелкового пути. Историческая память о том времени запечатлена в геральдическом верблюде на гербе Челябинской области.
Нам понятно, что «время верблюдов» безвозвратно ушло, и сегодня современные логистические механизмы основаны на интеллектуальных высокотехнологичных системах с использованием новейших технологий. Именно поэтому у себя в области мы формируем институты развития для региональных IT-компаний. Сегодня в области практически завершено создание IT-парка. Драйвером его развития стало импортозамещение в ядерном комплексе и оборонной промышленности.
Мы заходим в проект крупнейшего Центра обработки и хранения данных с принципиально новым сервисным предложением для будущих пользователей. Его потенциал будет предложен крупным бизнес-структурам, для которых есть возможность уйти от непрофильной деятельности. Также мы прогнозируем спрос на новые услуги от малых и средних компаний, которым сложно содержать собственные информационные и логистические службы.
Все эти действия укладываются в общую концепцию умного региона, которая реализуется в Челябинской области со всеми ее преимуществами в плане управления процессом, в том числе логистическими.
Наш регион стремится выйти на передовые позиции не только в объемах производства, но и стать одним из крупнейших логистических узлов нового Шелкового пути. Для этого у нас есть целый ряд конкурентных преимуществ, включая пересечение ключевых железнодорожных и автомобильных магистралей, наличие двух международных аэропортов, широкие возможности для создания сети логистических центров.
Сегодня мы не с пустыми руками так настойчиво стремимся войти во все транспортно-логистические интеграционные проекты. Челябинская область стала инициатором создания на своей территории отправной точки нового транспортного коридора «Россия-Казахстан-Китай». Сегодня эту точку все чаще называют «сухопутным портом», а ее официальное название — мультимодальный транспортно-логистический комплекс «Южноуральский». Этот проект стал возможен благодаря инициативе Президента России, высказанной в ходе Делового совета Шанхайской организации сотрудничества в конце 2012 года и поддержанной главами Казахстана и Китая. Данный проект имеет приоритетное значение для региона, соответствует стратегии развития экономических отношений между Россией и Китаем и будет встроен в трансконтинентальные транспортные проекты.
В мае 2015 года на ТЛК «Южноуральский» начал работу железнодорожный терминал, был принят первый грузовой состав из 50 контейнеров с товарами из КНР. Комплекс поступательно становится точкой входа по железной дороге на территорию России для товаров из Китая. После перезагрузки на автотранспорт товары и оборудование будут доставляться в другие регионы. Площадь комплекса в 180 гектаров позволяет принять практически любые объемы грузов. С выходом ТЛК на проектную мощность он обеспечит объемы перевалки в пределах 2,5 миллиона тонн грузов в год.
Через мощности ТЛК из России в Китай будет экспортироваться широкий спектр продукции. На сегодня это продукция металлургии и машиностроения, минеральные удобрения, продукты питания. В регионе мной поставлена задача — уже в среднесрочной перспективе расширить номенклатуру экспортируемой продукции. Кроме того, новый транспортный коридор должен стать основным путем доставки российской продукции в Казахстан.
Сейчас формируется пул инвесторов для организации производств в индустриальной зоне непосредственно вблизи ТЛК. Правительством России одобрены наши планы по созданию особой экономической зоны со всеми предусмотренными этим статусом налоговыми льготами. На сегодня с инвесторами подписано пять меморандумов о намерениях, и мы рассчитываем до конца года привлечь новых резидентов из числа компаний стран Союза и ШОС.
Уважаемые коллеги, пользуясь возможностью, я хотел бы сегодня пригласить коллег к сотрудничеству, обратить внимание на предлагаемые возможности. Кроме явных экономических преимуществ, Челябинская область традиционно имеет статус региона с высоким уровнем социально-политической стабильности, что во многом определяется ее исторически обусловленным многонациональным укладом.
На Южном Урале мирно живут и трудятся представители более 100 национальностей, обеспечен межконфессиональный мир на принципах толерантности и взаимоуважения. Эту многовековую традицию мы считаем одним из своих важных конкурентных преимуществ.
Уверен, что для наших новых зарубежных партнеров это будет столь же важным в плане организации эффективного бизнеса в комфортной, лояльно настроенной, социальной и ментальной среде.
Потенциальным инвесторам мы предлагаем возможности территорий опережающего социально-экономического развития. Этот статус в нашем регионе могут получить десять муниципалитетов.
В развитие наших планов стать ключевым логистическим регионом. В этом году совместно с коллегами из «РЖД» мы определили начальные этапы по строительству высокоскоростного участка железной дороги «Екатеринбург-Челябинск» с перспективой выхода на ВСМ «Москва-Пекин».
В связи с этим, уважаемые коллеги, я настоятельно прошу в эту Карту потенциала сопряжения занести яркой точкой город Челябинск и Челябинскую область, поскольку мне кажется, что мы один из тех регионов, у которых уже есть совершенно конкретная и практическая реализация тех заявленных инициатив, о которых мы все здесь дружно говорим, а на карте даже нет города Челябинска. Прошу исправить это. Я понимаю, что это было недоразумением.
Уважаемые участники форума! Обращаюсь сейчас, прежде всего, к представителям законодательной власти. От вашей многоплановой работы сегодня зависит гармонизация законодательства наших стран. За истекшие годы мы в регионах во многом ощутили результат ваших действий по снижению административно-законодательных барьеров для бизнеса и гуманитарных контактов. Сейчас важно продолжить процесс унификации законодательства, создавая идентичные механизмы правового регулирования.
Это касается не только аспектов внешнеэкономических связей. С углублением интеграции должно сформироваться единое образовательное пространство с высокой степенью трудовой мобильности профессиональных кадров. К примеру, сегодня только в аграрных вузах Челябинской области учится свыше 500 студентов из Республики Казахстан. По программам научного обмена в наших вузах преподает свыше 100 преподавателей из казахстанских вузов. Сделан большой шаг навстречу друг другу, и сегодня дипломы образовательных организаций взаимно котируются. Важно, чтобы это условие эффективно работало и реально помогало нашей молодежи успешно реализовать себя в жизни.
Также необходимо ускорить решение социальных задач, общих для единого интеграционного пространства. Это, прежде всего, решение проблемы с экспортом пенсий и взаимным зачетом трудового стажа, накопленного в другой стране-участнице союза. Нужно обеспечить возможность применения национального режима для граждан наших стран в части социального обеспечения и медицинского обслуживания. Здесь, безусловно, свое веское слово должны сказать законодатели.
На своем уровне мы продолжим развивать связи с регионами наших союзных государств, и уже сделали к этому ряд шагов в текущем году в ходе визитов в Беларусь и Кыргызстан. Отмечу важную роль в организации этих процессов Коллегии Евразийской экономической комиссии и ее председателя Виктора Борисовича Христенко.
Важно, чтобы глобальное сотрудничество на уровне глав государств активно подкреплялось снизу, с уровня регионов, компаний, научных и гуманитарных организаций. Мощным стимулом для Челябинской области в этой работе стала перспектива проведения в Челябинске в 2020 году саммита ШОС. Приложим максимум усилий для того, чтобы эта перспектива реализовалась.
Уважаемые коллеги, желаю удачи и эффективной работы форуму. Спасибо за внимание.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия