Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (12), 2004
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Решетова М. В.
доцент кафедры организации перевозок, управления и безопасности на автомобильном транспорте
Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета,
кандидат экономических наук


ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРЫ УПРАВЛЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ В КОНКУРЕНТНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Когда предприятия поставлены на грань выживания, их администрация неизбежно идет по пути развития нетрадиционных методов управления. Государственные предприятия, которые постепенно обрастают дочерними фирмами, имеющими с ними только неформальные связи. Вместе с тем все большее значение приобретает развитие конгломеративных структур управления и соответствующих конгломеративных предприятий. Все это требует: легализации неформальных отношений, изучения и правового решения проблемы совмещения государственных функций и частнопредпринимательской деятельности (с разработкой профилактических мер по предупреждению негативных последствий такого совмещения), легализации доходов высшей администрации. Наделение предприятия определенными полномочиями от имени государства требует еще более тщательной проработки.
Для решения внутренних проблем институционального характера на реформируемых предприятиях также необходимы новые законодательные и нормативные акты для распределения полномочий между органами управления и устранения коллизии между гражданским и трудовым законодательством в сфере регулирования управленческого труда, необходимы не просто сокращение аппарата, а его реструктуризация на новых принципах, смена управленческих технологий.
В конкурентной экономике для эффективного управления фирмой и ее долгосрочного существования на рынке используется контроллинг как система ее адаптации к условиям глобализующейся экономики и обеспечения конкурентоспособности фирмы за счет решения задач на всех этапах стратегического и тактического управления.
В качестве адаптационных мер разрабатываются инновационные решения и решения о привлечении инвестиций, в том числе из-за рубежа.
В то же время необходимо учитывать, что благополучное состояние мировой экономики в последние десятилетия базировалось в значительной мере на следующих двух факторах. С одной стороны, на стремительном развитии науки и техники, в первую очередь в информационном секторе, на обновлении технологий, быстрой смене поколений техники и программного обеспечения, расширении сфер применения новшеств. Все это подогревало ожидания, взвинчивало биржевые котировки, способствовало появлению концепций "новой экономики", якобы гарантирующей от спадов, кризисов и прежних неурядиц. С другой стороны, самое серьезное влияние на экономику оказала "неолиберальная" глобализация, открывшая крупным корпорациям новые рынки сбыта, дешевые источники сырья, прибыльные сферы приложения капитала, рынки дешевой рабочей силы.
В современных условиях производственные взаимосвязи определяются не столько "невидимой рукой" рынка, сколько стратегией крупных (монополистических или олигополистических) корпораций, контролирующих рынок, процессы функционирования множества распыленных поставщиков, продавцов. При этом конкуренция на основе повышения производительности труда неизменно сочетается с попытками наиболее сильных фирм разными путями экстернализироватъ, переложить на других свои издержки, проблемы, трудности. Особенно преуспели в этом американские корпорации.
Глобализация вынуждает пересматривать прежние экономические концепции и представления в отношении макроэкономических пропорций и макроэкономического регулирования. Она сыграла злую шутку и с США, в которых за последнее десятилетие стремительно растут макроэкономические диспропорции и проблемы, утрачиваются связи финансовых и материально-вещественных потоков, увеличивается несбалансированность торгового баланса, при росте текущего потребления падает норма накопления, растут масштабы задолженности, финансовых спекуляций, нелегальных операций. Резко обостряются бюджетные проблемы многих регионов США, в частности, ориентированных на туризм (Гаваи, Флорида).
Ввиду ведущей роли США в глобализующемся хозяйстве все эти процессы вызывают огромный резонанс во всем мире. Экономические прогнозы повсюду пересматриваются в сторону снижения ожидаемого роста производства и инвестиций.
И у нас еще немало сторонников "общечеловеческих ценностей" и приверженцев идей глобализма. Однако сама жизнь, на наш взгляд, подталкивает к тому, чтобы на смену планам глобализации пришла идея контрглобализации. Даже в такой цитадели глобализма, как Западная Европа, антиглобалистское движение набирает обороты.
Главное в управлении экономикой в настоящее время - ускорение процесса создания инноваций.
Степень развития инновационной деятельности можно определить с помощью такого показателя, как соотношение затрат на генерирование знаний и добавленной стоимости. У большинства высокотехнологичных фирм 20-40% добавленной стоимости может быть отнесено на счет деятельности, связанной с генерированием знаний. Современные банки при заключении кредитных договоров, как правило, придают инновационному потенциалу фирмы-клиента столь же большое значение, как и устойчивости ее финансового положения.
Основной элемент инновационного процесса - разработка нового продукта. Этот элемент целиком связан с инженерной деятельностью, и инновационная способность нации прежде всего определяется состоянием инженерного корпуса и его связью с рынком - индикатором задач, требующих инженерного решения. Эти задачи предстают как потребности общества, а не как линейное следствие научных достижений. В то же время ключевой фигурой инновационного процесса являются менеджеры. Инженеры и менеджеры при этом руководствуются подчас различными критериями. Основной критерий для инженера - эффективность нового продукта. Для менеджера особенно важны социальные и экономические мотивы.
Для совершенствования управления экономикой поэтому необходима подготовка инженеров широкого профиля с глубокими базовыми знаниями и социальной ответственностью, способных легко адаптироваться к динамичным технологическим и социальным процессам. Нужны одновременно инновационные менеджеры и консультанты, подготовка которых требует усвоения знаний в области маркетинга, управления производством, информатики, деловых игр, финансового управления, организации экономики, технического консультирования, управления персоналом, социального законодательства, хозяйственного права, анализа перспективы глобального и регионального экономического развития, научного прогнозирования, оценки инноваций, синергетики.
Необходимо формировать инновационные стратегии развития. Отличительной их чертой является выбор ориентиров для разработки не технологий-аналогов, а технологических инноваций для получения качественно новых продуктов, не имеющих аналогов в мировой практике и обладающих высокой конкурентоспособностью.
Для усиления конкурентных позиций имеет значение и продажа лицензий и ноу-хау иностранным фирмам, и формирование эффективного механизма легального технологического обмена с зарубежными партнерами на основе предоставления лицензий. (Пока при "уникальности" российского патентного законодательств государственной регистрации в России подлежат только внутренние лицензионные договоры.)
В число первоочередных превентивных управленческих решений входит и изменение практики финансирования НИОКР на отечественных предприятиях. Сегодня не более 5% предприятий России осуществляют технологические инновации, тогда как масштабы финансирования НИОКР в крупных корпорациях США сопоставимы с инвестициями в основной капитал. Например, в 1998 г. затраты на НИОКР в компании IBM превысили 5 млрд долл., показатель наукоемкости продукции (отношение затрат на НИОКР к выручке от продаж) составил 6,2%, а по программным продуктам - даже 14%.
Выход из сложной ситуации в России может быть найден на пути использования централизованных государственных структур, выполняющих функции управления процессами трансфера технологий и индикативного планирования фундаментальных научно-исследовательских работ. Результаты деятельности таких структур должны стать основой для выработки промышленными предприятиями долгосрочной технологической политики, направленной на обновление активной части их основных производственных фондов.
Не меньшее значение имеет использование венчурного капитала, для которого характерны: постоянная связь с научно-технической деятельностью, с человеческим фактором, объединение финансового капитала и интеллектуального ресурса, ориентация не на возврат вкладываемых средств, прежде всего, а на развитие самих инновационных предприятий, их нововведений, прибыль от массового производства инноваций и их реализации.
Содействуя переводу хозяйственных систем на инновационный тип развития, венчурный капитал способствует повышению конкурентоспособности экономики, а также структурным преобразованиям. Преимуществом венчурных фирм является непосредственное участие изобретателя в реализации собственной идеи, нацеленность на разработку конкретного инновационного проекта с использованием как собственных, так и привлеченных финансовых средств (последние при этом значительно превосходят собственные, а иногда обеспечивают 100% потребностей венчурных фирм).
В среднем венчурный инвестор получает от 1 до 5 тыс. предложений в год. Около 90% этих предложений обычно отвергается непосредственно при получении. Оставшиеся 10% тщательно анализируются, в том числе с привлечением сторонних инновационных консультантов. В результате остается 10-15 проектов, которые венчурный инвестор считает отвечающими его требованиям. Вторичная проверка может уменьшить их количество до двух-трех проектов.
В России еще нет разветвленной сферы приложения венчурного капитала. Однако предпосылки для венчурного инвестирования инновационной деятельности имеются. Формируются организационные структуры - такие, как венчурные отделения при крупных предприятиях. Поддержка государством венчурного бизнеса может выражаться в прямых федеральных субсидиях инновационному предпринимательству и в государственных организациях и в частном секторе, в льготном налогообложении венчурных фирм, предоставлении бесплатных услуг (информационных, маркетинговых и др.), льготах по амортизации. Для привлечения средств в венчурные фирмы необходимы специализированные инновационные отделы на фондовых биржах.
Правда, ныне российский рынок представляет собой не самую благоприятную среду для деловых начинаний. Однако хотя экономическая нестабильность увеличивает риск, но она же повышает шансы того, кто умеет правильно оценить ситуацию, прогнозировать потери и прибыли, кто стремится последовательно использовать превентивные методы в управлении.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия