Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (12), 2004
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Ерыгин Ю. В.
заведующий кафедрой "Финансы и банковское дело"
Сибирского государственного аэрокосмического университета им. М.Ф. Решетнева,
кандидат экономических наук


СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ:
МЕТОДЫ АНАЛИЗА И ВЫБОР СТРАТЕГИИ

С развитием рыночной конкуренции учет влияния факторов внешней среды становится важнейшей задачей эффективного управления предприятием. Глобализация бизнеса, быстрое обновление рынков и связанные с этим продуктовые, технологические и прочие нововведения стали важнейшими для предприятий факторами, определяющими развитие стратегического планирования на этом уровне экономики и требующими использования соответствующих методов анализа.
Наиболее известные из этих методов: метод "5 x 5", предложенный в 1984 г. А.Х. Меском; перечень основных критериев оценки влияния каждого значимого фактора среды на будущее организации; матрица "вероятность усиления фактора - воздействие фактора на организацию", предложенная Дж.Х. Вилсоном; метод SWOT.
Для установления особенно значимых факторов внешней среды предлагается использовать модификацию известного метода АВС-анализа, предусматривающего построение кривой Лоренца, которая свидетельствует, что 75-80% изменений критериального показателя объясняется воздействием около 15% факторов и что примерно 50% факторов изменяет критериальный показатель не более чем на 5%.
Первая группа факторов относится к категории А и содержит существенные факторы, требующие скрупулезного учета и контроля, характеризуемые достаточно высоким уровнем неопределенности. Вторая группа относится к категории С, включающей значительное число малосущественных факторов. Остальные факторы относятся к категории В. Такая классификация позволяет сосредоточиться на анализе наиболее существенных факторов (категории А и В), тем самым сократить размерность задачи стратегического планирования и повысить эффективность управления.
Недостаток данного метода в том, что на практике достаточно сложно разделить факторы А и В. Необходимо дополнительное условие группировки, в качестве которого выступает информация об исследуемых факторах, разделяемая на группы X, Y и Z в зависимости от ее характера. К группе Х относят факторы, которые позволяют обеспечить высокую точность прогнозирования, к группе Y - факторы, характеризуемые известными тенденциями изменения (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями определения прогноза, к группе Z - факторы, отличающиеся высоким уровнем неопределенности, что делает невозможным точное прогнозирование.
Совместный анализ АВС и XYZ отражается в следующей матрице.
Таблица 1.
Матрица результатов анализа АВС-XYZ
АХ
высокий уровень релевантности, высокая степень надежности прогноза, детерминированный
характер информации
AY
высокий уровень релевантности, средняя степень надежности прогноза, вероятностно-определенный
характер информации
AZ
высокий уровень релевантности, низкая степень надежности прогноза, вероятностно-неопределенный
характер информации
ВХ
средний уровень релевантности, высокая степень надежности прогноза, детерминированный
характер информации
BY
средний уровень релевантности, средняя степень надежности прогноза, вероятностно-определенный
характер информации
BZ
средний уровень релевантности, низкая степень надежности прогноза, вероятностно-неопределенный
характер информации
СХ
низкий уровень релевантности, высокая степень надежности прогноза, детерминированный
характер информации
СY
низкий уровень релевантности, средняя степень надежности прогноза, вероятностно-определенный
характер информации
CZ
низкий уровень релевантности, низкая степень надежности прогноза, вероятностно-неопределенный
характер информации
При этом непрерывное наблюдение и контроль над факторами АХ целесообразны. Их можно отнести к группе ВХ. Факторы группы BY и BZ следует относить к группам AY и AZ соответственно. Факторы групп СY и СZ необходимо относить соответственно к группам ВY и ВZ.
В результате матрица может быть представлена в следующем виде.
Таблица 2.
Преобразованная матрица результатов анализа АВС-XYZ
 XYZ
А AY+BYAZ+BZ
ВBX+ АXCYCZ
CCX  
К группе В относятся не только релевантные детерминированные факторы, но и нерелевантные стохастические, которые переходят туда по другому признаку - признаку характера информации (что очень важно, поскольку неопределенность даже незначительных факторов может оказать существенное влияние на выбор стратегии развития предприятия).
Полученная матрица имеет, однако, незаконченный вид.
Соответственно предлагается матрица иной группировки факторов.
Таблица 3.
Матрица группировки факторов по степени релевантности
Степень релевантности факторовХарактер информации
ДетерминированныйНедетерминированный
R (релевантные)ВА
N (нерелевантные)СВ
В матрице релевантности факторы разделяются на класс А: релевантные и стохастические и класс В: релевантные и детерминированные, а также нерелевантные и стохастические. Класс С - это нерелевантные и детерминированные факторы.
Данная классификация позволяет выделить определенную часть факторов, учет которых дает возможность избрать адекватную стратегию развития предприятия.
Инновационная стратегия задает цели инновационной деятельности, определяет выбор средств их достижения и источников этих средств [4]. Технологическое переоснащение предприятий позволяет создать благоприятную конкурентную среду, обеспечить рост социально-экономических показателей, улучшить финансирование фундаментальных и прикладных исследований, а в ВПК, в первую очередь, расширить государственный заказ.
И. Ансоффа [1] с основанием отмечает, что стратегическое управление характеризуется не только учетом определенного вида спроса, но и ориентацией на определенную технологию.
Взаимообусловленность жизненных циклов спроса и технологии является основой кривой роста по Гомпарту (называемой также кривой жизненных циклов спроса и технологии). При этом цикл спроса разделяют на несколько различных по своему характеру периодов: 1. Зарождение (Е) - бурный период становления отрасли, когда несколько фирм, стремясь к лидерству, конкурируют между собой. 2. Ускорение роста (G1) - период, когда конкуренты, оставшиеся на рынке, "пожинают плоды своей победы". В этот период спрос обычно растет, опережая предложение. 3. Замедление роста (G2) - период, когда появляются первые признаки насыщения спроса и предложение начинает опережать спрос. 4. Зрелость (М) - период, когда спрос насыщен и позволяются значительные избыточные мощности. 5. Затухание (D) - снижение объема спроса (иногда до нуля), предопределяемое долговременными демографическими, экономическими условиями, темпом устаревания или уменьшения потребления продукта.
Кривые описывают динамику спроса на товары, которые производятся на базе определенной технологии. Продолжительность жизненного цикла продукта сокращается не только в результате прогрессивных новшеств в управлении и повышения эффективности работы фирм, ускорения разработки новой продукции, лучшей организации маркетинга и сбыта, но и в результате изменчивости технологии.
По характеру изменчивости различают три типа технологий: стабильную, плодотворную, изменчивую.
Плодотворная технология - это технология, остающаяся неизменной длительное время, при которой возможна разработка сменяющих друг друга поколений продукции с лучшими показателями и более широким диапазоном применения. Вместе с тем под нею следует понимать и технологию, использование которой возможно для производства продукции, не связанной с основной продукцией предприятия. Такой подход в наибольшей степени отвечает пониманию сущности диффузии инноваций. Изменчивая технология характеризуется появлением сменяющих друг друга базовых технологий.
Традиционные стратегии конкуренции должны дополняться инновационными стратегиями. При этом в зависимости от сочетания периодов жизненных циклов спроса, технологии и продукта могут быть предприняты меры и по модификации продукции для реализации на традиционном и (или) новом рынках, и по замене технологии. Выбор в пользу первой или второй стратегии осложняется, если технология является одновременно плодотворной и изменчивой. Предприятие, осуществляя стратегию модификации, отвлекает ограниченные средства на ее реализацию и не может своевременно перейти на новую технологию, теряя при этом конкурентные позиции. Эта ситуация усугубляется также тем, что переход к новой технологии связан со значительными инвестициями не только в сферу НИОКР, но и в производственные фонды, переподготовку кадров и т. д. Предыдущие инвестиции при этом морально устаревают.
Обоснование выбора стратегии является важнейшим этапом стратегического планирования и управления, требует всестороннего учета жизненных циклов спроса, продукта и технологии.
Традиционные методы выбора позиции в конкуренции так или иначе учитывают влияние фаз жизненных циклов спроса, продукта или технологии, но не позволяют осуществить комплексную оценку их влияния на развитие предприятия. В связи с этим и предлагается использовать специально разработанные матрицы жизненных циклов. Анализ факторов внешней и внутренней среды, выполняемый на первом этапе стратегического планирования, позволяет определить фазу жизненного цикла технологии и ее продолжительность, а также фазы жизненных циклов спроса и продукта.
Следующая сводная матрица определяет все возможные сочетания фаз жизненных циклов спроса, продукта и технологии. (Буквенные обозначения, содержащиеся в квадрантах сводной матрицы, указывают на фазу жизненного цикла технологии и располагаются напротив рекомендуемой стратегии. Расшифровка обозначений сделана выше.)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия