| | Проблемы современной экономики, N 4 (56), 2015 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Ильина О. В. доцент кафедры внешнеэкономической деятельности и торгового дела
Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета,
кандидат экономических наук Капустина И. В. заведующий кафедрой внешнеэкономической деятельности и торгового дела
Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета,
кандидат экономических наук
| |
| | Актуальность статьи определяется необходимостью ускоренного создания системы продовольственной безопасности регионального рынка Санкт-Петербурга в условиях глобальных геополитических и экономических вызовов для надежного обеспечения населения города безопасной и качественной пищевой продукцией. В статье рассмотрены семь уровней продовольственной безопасности, дана характеристика каждого из них. На основе международного и национального подходов к оценке состояния продовольственной безопасности и с учетом парадигмы территориального размещения агропромышленного производства предложена система показателей продовольственной безопасности крупнейшего мегаполиса России — города Санкт-Петербурга | Ключевые слова: Санкт-Петербург, продовольственная безопасность, продовольственная независимость, экономическая доступность, территориальная доступность, безопасность пищевых продуктов | УДК 338.439; ББК 65.428 Стр: 211 - 214 | Оценка состояния продовольственной безопасности региона предполагает формирование оптимального перечня показателей, в котором находили бы отражение все аспекты этого многопланового понятия. Поэтому первоначально необходимо выявить сущностные черты продовольственной безопасности региона, основываясь на понимании строгой детерминированности регионального уровня в национальной системе продовольственной безопасности.
Исследователи различают семь уровней обеспечения продовольственной безопасности: глобальный, субрегиональный, межгосударственный, государственный, региональный или местный, групп населения и семейный, каждый их которых направлен на решение определенных задач.
Стратегические и текущие проблемы продовольственной безопасности на глобальном (мировом) уровне находятся в центре внимания нескольких международных организаций и специализированных органов (Комитет по всемирной продовольственной безопасности, FAO, ЮНИСЕФ, ВТО и др.), важнейшей из которых является FAO –продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН. Стратегическая цель FAO искоренение голода, недоедания и нищеты в глобальном масштабе.
Под продовольственной безопасностью FAO понимает ситуацию «...когда все люди в любое время, имеют физический и экономический доступ к достаточным объемам безопасных и питательных продуктов для удовлетворения своих пищевых потребностей и предпочтений для активной и здоровой жизни». При этом физическая и экономическая доступность продовольствия достигается не на основе полного «самообеспечения», а путем производства достаточного количества продуктов для своих нужд с учетом сравнительных преимуществ страны и активного участия в системе международного разделения труда [7].
На субрегиональном уровне продовольственной безопасности соответствующие органы и форумы способствуют экономическому развитию союзов и блоков, других объединений государств, решают задачи улучшения качественных параметров продовольственного обеспечения. Типичным формированием такого рода являются: Европейский Союз, Евразийский экономический союз, а ранее Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и др.
В Концепции продовольственной безопасности ЕврАзЭС, утвержденной в декабре 2009 года, под продовольственной безопасностью сообщества понимается «способность Евразийского экономического сообщества содействовать обеспечению продовольственной независимости государств-членов ЕврАзЭС и гарантированности физической и экономической доступности продовольствия для всего населения сообщества в количестве и качестве, необходимых для активной и здоровой жизни» [2].
Межгосударственный уровень проблемы продовольственной безопасности определяется функционированием межгосударственных соглашений по вопросам солидарного поведения государств в области торговли, ценообразования, стандартизации продукции, качественных параметров и др. на рынке продовольственных ресурсов. Примеров такого скоординированного внеблокового поведения государств не так уж много и, как правило, оно не носит долгосрочного характера и направлено на решение текущих проблем.
В наибольшей степени реализованным в настоящее время следует считать государственный (национальный) уровень продовольственной безопасности. Трудно найти страну в мире, которая бы не разработала национальную политику в области обеспечения населения продовольствием.
Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 принята Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (далее — Доктрина), формирующая цели, задачи и основные направления государственной политики по обеспечению продовольственной безопасности нашего государства [1].
Согласно Доктрине, продовольственная безопасность Российской Федерации — состояние экономики Российской Федерации, при котором обеспечивается продовольственная независимость, гарантируется физическая и экономическая доступность для населения страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям технических регламентов, в объемах не ниже рациональных норм потребления, необходимых для активного, здорового образа жизни.
Таким образом, система продовольственной безопасности РФ включает в себя четыре элемента:
● продовольственную независимость;
● физическую доступность для населения страны пищевых продуктов;
● экономическую доступность для населения страны пищевых продуктов в объемах не ниже рациональных норм потребления;
● безопасность потребления пищевых продуктов.
Из перечня элементов видно, что подход к продовольственной безопасности, принятый в РФ, отличается от подхода FAO, главным образом, путем провозглашения самообеспеченности или продовольственной независимости в качестве центрального элемента национальной системы.
Под продовольственной независимостью Российской Федерации понимается устойчивое отечественное производство жизненно важных пищевых продуктов в объемах, не ниже установленных пороговых значений. Последние утверждены по важнейшим видам сырья и продовольствия (зерно, сахар, соль, мясо, молоко, рыба, картофель, растительное масло) в размере 80% и более в общем объеме ресурсов внутреннего рынка.
Физическая доступность пищевых продуктов предполагает наличие основных пищевых продуктов для населения в стране и в каждый момент времени в объемах и ассортименте, соответствующих установленным рациональным нормам потребления, необходимых для обеспечения здоровья и активной жизни человека.
Экономическая доступность продовольствия означает, что уровень покупательного спроса населения при сложившихся ценах обеспечивает возможность приобретения населением основных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, не ниже установленных рациональных норм потребления, необходимых для обеспечения здоровья и активной жизни человека.
Безопасность пищевых продуктов для жизни и здоровья потребителей означает соответствие их требованиям технических регламентов.
На региональном уровне продовольственную безопасность должны обеспечивать субъекты территориального управления, основываясь на единой государственной политике, выработанной в стране. В большинстве субъектов РФ в настоящее время продолжается активная работа по разработке и принятию программ (концепций, стратегий, законов) продовольственной безопасности, особенно с учетом изменений экономической и политической ситуации в 2014 году, а в некоторых субъектах они уже реализуются достаточно длительное время (г. Москва, республика Башкортостан, Приморский край, Ставропольский край, Волгоградская область и др.).
При разработке региональных программ необходимо учитывать существенные устойчивые различия в природно-климатическом и социально-экономическом развитии регионов России. В настоящее время всего 15 из 85 субъектов Российской Федерации являются нетто-производителями продовольствия, остальные выступают в роли нетто-потребителей. Помимо этого, для многих регионов Сибири и Дальнего Востока остается экономически выгодным закупать продовольствие в Китае и республиках Средней Азии, чем везти их из европейской части РФ. Точно так же, ряду нетто-производителей сельскохозяйственной продукции, намного выгоднее экспортировать собранное ими зерно за рубеж, чем продавать его на внутреннем рынке, особенно в рамках государственных закупок.
По величине региональных различий Россия значительно опережает не только развитые, но и развивающиеся страны. Если в США и Европе региональный продукт на душу населения различается по территориям в 3–5 раз, то в России в 2014 году — более чем в 25 раз, несмотря на существенное снижение по сравнению с периодом конца ХХ века, когда он был равен 45. Очевидно, что столь существенная кратность различий между максимальным и минимальным валовым региональным душевым продуктом в РФ является серьёзной угрозой для стабильности и целостности продовольственной безопасности.
Таким образом, несмотря на то, что все региональные концепции, стратегии и программы продовольственной безопасности отдельных субъектов РФ должны удовлетворять основным целям, задачам и принципам Доктрины продовольственной безопасности РФ, они объективным образом должны нести в себе определенные различия, обусловленные спецификой развития конкретного региона.
Субъектом, определяющим продовольственную безопасность на уровне групп населения, выступают социальные группы, задача которых — обеспечить доходы, необходимые для научно обоснованного потребления.
На семейном уровне в качестве субъекта, обеспечивающего продовольственную безопасность, выступают домашние хозяйства, функция которых — приобретение и использование продуктов, организация сбалансированного питания членов семьи.
Все уровни управления продовольственной безопасности взаимоувязаны и взаимозависимы, при этом оптимальным вариантом решения продовольственной проблемы являются согласованные действия субъектов всех уровней. Однако, на наш взгляд, наиболее полно система продовольственной безопасности может быть реализована на государственном уровне в силу того, что в настоящее время глобальный, субрегиональный и межгосударственный подходы скорее провозглашают, а не решают проблемы, а региональный, групповой и семейный уровни имеют объективные ограничения по обеспечению продовольственной безопасности.
Учитывая место и значение, которые занимает государственный уровень продовольственной безопасности, именно он в настоящее время имеет наиболее полное методическое обеспечение оценки его состояния. Методика, принятая в ФАО, направлена на текущий анализ продовольственной безопасности стран по четырем направлениям и соответствующим им более 30 показателям, представленным в таблице 1.
Для оценки состояния продовольственной безопасности в Доктрине РФ предложена система показателей, классифицированная для трех сфер экономики, и одного обобщающего показателя продовольственной независимости. (Всего 20 показателей. См. табл. 2)
Таблица 1
Система показателей, предложенная для оценки состояния продовольственной безопасности различных стран по методике ФАО (составлено авторами по данным сайта FAOSTAT [10])Направление оценки | Показатель |
---|
1. Наличие продуктов | 1. Средний уровень обеспеченности населения пищевой энергией (%)
2. Объем производства продовольствия в расчете на душу населения (млн долл. / чел.)
3. Доля зерновых, корнеплодов и клубнеплодов в потреблении пищевой энергии (%)
4. Средняя обеспеченность населения белком (в гр./чел. в день)
5. Средняя обеспеченность населения белком животного происхождения (в гр. / чел. в день) | 2. Доступность продовольствия | 1. Процент дорог с твердым покрытием (в% к общей протяженности дорог)
2. Плотность дорожной сети (на 100 кв. км )
3. Плотность железнодорожных линий (на 100 кв. км)
4. Индекс цен отечественной пищевой продукции
5. Валовой внутренний продукт на душу населения
6. Количество людей, страдающих от недоедания (млн чел)
7. Распространенность недоедания (%)
8. Доля расходов на продовольствие среди бедных слоев населения (%)
9. Уровень дефицита продовольствия (ккал на чел. в день
10. Распространенность недостаточного питания среди населения (%) | 3. Стабильность продовольственного обеспечения | 1. Зависимость от импорта зерновых (%)
2. Процент орошаемых пахотных земель (%)
3. Отношение импорта продовольствия в общем объеме экспорта (%)
4. Политическая стабильность, отсутствие насилия и терроризма (индекс)
5. Волатильность цен отечественной пищевой продукции (индекс)
6. Изменение объемов производства продуктов питания на душу населения (млн долл /чел)
7. Изменение объемов поставки продуктов питания на душу населения (ккал на человека в день) | 4. Продовольственное потребление | 1. Доступ к источникам чистой воды(%)
2. Доступ к очистным сооружениям(%)
3. Процент детей в возрасте до 5 лет, страдающих от истощения (%)
4. Процент детей в возрасте до 5 лет, отстающих в росте
5. Процент детей в возрасте до 5 лет, имеющих недостаточный вес (%)
6. Процент взрослых, имеющих недостаточный вес (%)
7. Распространенность анемии среди детей в возрасте до 5 лет (%)
8. Распространенность анемии среди беременных женщин (%)
9. Распространенность дефицита витамина А среди населения (%)
10. Распространенность дефицита йода (%) |
Таблица 2
Система показателей оценки состояния продовольственной безопасности РФ согласно Доктрине продовольственной безопасности РФНаправление оценки | Показатель |
---|
1.Сфера потребления | 1. Уровень экономической доступности основных пищевых продуктов
2. Уровень физической доступности основных пищевых продуктов;
3. Уровень располагаемых ресурсов домашних хозяйств по группам населения;
4. Уровень потребления основных видов продовольствия в расчете на душу населения, в том числе за счет отечественного производства
5. Потребление пищевых продуктов по отдельным группам населения;
6. Доля населения, для которого потребление основных пищевых продуктов ниже рациональных норм;
7. Объемы адресной помощи населению;
8. Удельный вес импортных и отечественных пищевых продуктов, выявленных как не соответствующих требованиям технических регламентов и иным положениям законодательства Российской Федерации;
9. Суточная калорийность питания человека;
10. Количество белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов, потребляемых человеком в сутки;
11. Продовольственная инфляция | 2.Сфера производства и национальной конкурентоспособности: | 1. Объемы производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в расчете на душу населения;
2. Удельный вес продовольственной продукции отечественного производства в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка соответствующих продуктов;
3. Уровень поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в рублях на рубль реализованной продукции;
4. Продуктивность используемых в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов;
5. Состояние плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения | 3. Сфера организации и управления | 1. Объемы государственных резервов основных видов сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в соответствии с установленными действующими нормативными актами;
2. Текущий уровень запасов сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;
3. Доля импорта сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия. | 4. Продовольственная независимость | 1. Удельный вес отечественной сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка,% |
Сравнивая два подхода к оценке продовольственной безопасности, видно, что они имеют существенные отличия. Совпадают лишь небольшое количество показателей. В этой связи мы разделяем позицию ученых, которые считают, что было бы полезно «увязать систему мониторинга продовольственной безопасности России с подходами ФАО не только по направлениям, но и по конкретным показателям. Это позволит в одинаковых терминах характеризовать состояние продовольственной безопасности в России и мире, контролировать адекватность международных оценок по России» [8, c.10]
В целях формирования государственной автоматизированной информационной системы в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации Правительство РФ своим распоряжением от 18 ноября 2013 г. №2138-р утвердило перечень показателей в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации. Он включает 3 группы целевых показателей, разбитых по направлениям оценки продовольственной безопасности (таблица 3), и 7 групп показателей мониторинга, сгруппированных по различным областям и сферам экономики страны.
Таблица 3
Система целевых показателей, предложенная для оценки состояния продовольственной безопасности РФ, согласно распоряжению Правительства РФ от 18 ноября 2013 № 2138-р.Направление оценки | Показатели |
---|
1. Потребление пищевых продуктов | 1. Рациональные нормы потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания, на душу населения в год (по 11 товарным группам);
2. Нормы физиологической потребности в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации в среднем на человека в сутки | 2. Физической доступности продовольствия для населения | 1. Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по продаже продовольственных товаров в расчете на 1000 человек | 3. Продовольственной независимости | 1. Пороговые (минимальные) значения удельного веса отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка (по 8 товарным группам) |
Мониторинг в соответствии с распоряжением Правительства № 2138-р планируется по следующим группам показателей:
I. Показатели мониторинга в сфере потребления;
II. Показатели мониторинга в сфере товарного обращения сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия;
III. Показатели мониторинга в сфере переработки сельскохозяйственной и рыбной продукции;
IV. Показатели мониторинга в сфере производства сельскохозяйственной и рыбной продукции;
V. Показатели мониторинга в области экспорта и импорта сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия;
VI. Показатели мониторинга состояния запасов и резервов;
VII. Население и трудовые ресурсы.
Всего разработано около 100 показателей мониторинга, причем по большинству из них присутствует дифференциация показателей по товарным группам, субъектам РФ или другим признакам. В итоге общее количество показателей включает более 850 показателей. Сроки проставления статистических данных колеблются от 25 рабочих дней до 363 дней после отчетного периода по годовым отчетам, от 10 рабочих дней до 65 рабочих дней по квартальным отчетам, от 6 дней и до 21 дня по месячным отчетам.
Актуальность и эффективность проведения мониторинга по такому широкому кругу показателей с большим временным лагом не высоки. Поэтому, внедряя мониторинг, как на федеральном, так и региональном уровнях, необходимо оптимизировать этот процесс за счет сокращения показателей и оперативности получения информации.
Используя обозначенные выше подходы к продовольственной безопасности на международном и федеральном уровнях, действуя в рамках сформированного единого экономического пространства страны, и учитывая особенности Санкт-Петербурга как крупнейшего мегаполиса России, авторами предложена система показателей состояния продовольственной безопасности города Санкт-Петербурга. Мы исходили из того, что крупные промышленные центры не в состоянии обеспечить продовольственную независимость, но при этом должны ввозить необходимое количество пищевого сырья и продукции, хранить и перерабатывать его для снабжения населения города безопасным и качественным продовольствием, а также обеспечивать физическую и экономическую доступность продуктов питания для горожан.
В этой связи, оценку фактических значений уровня продовольственной безопасности можно осуществлять по системе показателей предложенной в таблице 4.
Таблица 4
Рекомендуемые показатели продовольственной безопасности Санкт-ПетербургаНаправление оценки | Показатель | Методика расчета |
---|
1. Потребление
продуктов
питания | 1. Уровень личного потребления продуктов питания,% | 1.1.1.Отношение потребления основных продовольственных товаров к рекомендуемым нормам потребления (на душу населения в год), выраженное в процентах | 1.2. Энергетическая и питательная ценность рациона | 1.2.1.Калорийность питания (ккал в день)
1.2.2.Потребление белков, жиров и углеводов (гр. в сутки на чел) | 2.Физическая
доступность
продуктов питания | 2.1. Фактическая обеспеченность населения площадью торговых объектов в расчете на 1000 человек | 2.1.1.Количество площадей торговых объектов города в расчете на 1000 человек ( кв. м на 1 тыс.чел) | 3.Экономическая
доступность
продуктов питания | 3.1. Доля расходов на покупку продуктов питания в потребительских расходах домашних хозяйств, % | 3.1.1. Отношение суммы расходов на покупку продуктов питания к общей сумме потребительских расходов семьи, выраженное в% | 3.2. Ценовая волатильность продовольственного рынка, индекс | 3.2.1. Индекс роста потребительских цен на продовольственные товары | 4. Организации
и управления
поставками
продовольствия | 4.1. Уровень запасов основных продовольственных товаров | 4.1.1. Отношение среднего запаса к однодневному потреблению товара, дни | Указанный в таблице 4 перечень показателей не является перегруженным, но в то же время способен дать обобщающую оценку состояния продовольственной безопасности региона. Кроме того, существующая система статистического наблюдения на региональном и федеральном уровнях полностью обеспечивает предложенную методику фактической статистической информацией, а правовая база позволяет использовать разработанные исполнительными органами нормативные величины в области продовольственного обеспечения города. Например, при оценке потребления продуктов питания значение рациональных норм установлено в приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ [5], нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации определены в соответствии с методическими указаниями, утвержденными руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [6]. Нормативные значения в области физической доступности продуктов питания на региональном уровне устанавливаются органами исполнительной власти в соответствии с федеральным законом от 28 декабря 2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» путем разработки нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. В Законе Санкт-Петербурга «О региональных нормативах градостроительного проектирования, применяемых на территории Санкт-Петербурга» (ст.7п.9) до 2015 года устанавливается единый минимальный норматив обеспеченности населения площадью торговых объектов в размере 630 кв.м. на 1000 человек с пешеходно-транспортной доступностью до 30 минут. В дальнейшем до 2025 года планируется увеличить данный норматив до 1000–1100 кв.м. на 1000 человек [6].
Оценку остальных показателей состояния продовольственной безопасности рекомендуется проводить путем динамического анализа исследуемых и сопряженных величин.
Предложенная методика оценки состояния региональной продовольственной безопасности использует подход, базирующийся на сформированной методологической базе, но учитывает особенности территориального размещения региона. При этом система включает обобщающие показатели, но не перегружена незначительными аспектами. |
| |
|
|