| | Проблемы современной экономики, N 4 (56), 2015 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Борейша В. Г. ассистент кафедры производственного менеджмента
Кузбасского государственного технического университета им. Т.Ф. Горбачева (г. Кемерово)
| |
| | В статье представлен сравнительный анализ социально-экономических показателей развития сельских территорий Кемеровской области, сгруппированных по принципу доминирующего вида хозяйственной деятельности. Дана оценка деятельности каждому типу на территории, выявлены проблемы, препятствующие их развитию. Сделан вывод, что для устойчивого развития сельских территорий необходима диверсификация их экономики, которая возможна только при активной поддержке федеральных, региональных и местных властей | Ключевые слова: Кемеровская область, диверсификация экономики, устойчивое развитие, сельские территории, муниципальные районы, валовый региональный продукт, инвестиции | УДК 338.43; ББК У9(2Рос-4Ке)32 Стр: 215 - 218 | В современных условиях вопрос диверсификации экономики в целом очень важен, поскольку это одно из основных условий устойчивого развития страны. Особенно остро данная проблема стоит перед сельскими территориями. От интенсивности процесса диверсификации экономики сельских территорий зависит степень их финансовой независимости, уровень безработицы и величина доходов сельского населения.
Экономическая литература содержит большое количество определений понятия «диверсификация», но сложность состоит в том, что «диверсификация» — такая концепция, которой трудно дать однозначное определение. Разные исследователи подразумевают под ней различные процессы, но важным моментом является способность распознать и истолковать эту концепцию применительно к конкретным обстоятельствам.
По мнению американского математика и экономиста российского происхождения И. Ансоффа, много лет занимавшегося изучением данного вопроса, «диверсификация — это термин, используемый к процессу перераспределения ресурсов, которые есть на данном предприятии, в другие сферы деятельности, значительно отличающиеся от предыдущих» [1].
Обычно термин «диверсификация», употребляют применительно к организации, но в современных условиях возникла необходимость перераспределения трудовых, финансовых и других ресурсов по сферам деятельности применительно к целым территориям. Так, в распоряжении Правительства РФ от 30 ноября 2010 г. № 2136-р «Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года», дается определение «диверсификации» применительно к сельским территориям, так как одним из основных пунктов программы является диверсификация экономики сельских территорий. Под диверсификацией сельских территорий понимается создание в сельской местности максимально возможного набора разнообразных хозяйственных форм и видов деятельности, удовлетворяющих потребности населения в сфере занятости. Диверсификация сельских территорий направлена на развитие различных отраслей хозяйственной деятельности и уход от узкой, как правило, сельскохозяйственной специализации.
Основные различия диверсификации производства от диверсификации экономики территорий связаны с наличием совокупности частных и муниципальных организаций, работающих на одной местности, которые требуют как государственного регулирования экономических, финансовых, организационных отношений участвующих в изменении отраслевой структуры, так и усилий хозяйствующих субъектов, заинтересованных в расширении производства, что приводит к изменениям, касающимся структуры занятости населения и производства совокупного продукта.
Современный этап социально-экономических преобразований в Российской Федерации характеризуется существенными изменениями условий хозяйственной деятельности в сельской местности, которые привели к падению практически всех социально-экономических показателей сельского населения.
Негативные тенденции в экономике сельских территорий становятся еще очевиднее в условиях повсеместного сокращения численности сельского населения, что обусловлено рядом причин, среди которых можно назвать отток трудоспособного населения и особенно молодежи. Это, в свою очередь, является результатом низкого уровня и качества жизни сельского населения, ростом неудовлетворенности жизнью в сельских территориях. Ключевые показатели, характеризующие социально-экономическое развитие сельских территорий Кемеровской области представлены в таблице 1.
Из данных таблицы 1 видно, что при сокращении общей численности населения области за период с 2010 по 2014 гг. на 1,4%, численность сельского населения сократилась на 3,4%, что свидетельствует об оттоке сельского населения в города. Следует отметить, что, несмотря на отставание размера оплаты труда жителей сельских территорий от среднего показателя по области, темпы ее роста у занятых в сельском хозяйстве опережают темпы роста средней заработной платы в области. Так, за анализируемый период рост средней заработной платы по области составил 50,3%, в то время как у работников, занятых в сельском хозяйстве ее рост значительно выше — на 69,9%.
Таблица 1
Ключевые социально-экономические показатели развития сельских территорий Кемеровской области за 2010–2014 гг.Наименование показателей | Единица измерения | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год |
---|
Численность населения области | тыс. человек | 2 773,0 | 2 761,3 | 2 750,8 | 2 742,5 | 2 734,2 | Численность сельского населения | тыс. человек | 408,5 | 404,0 | 400,37 | 397,40 | 394,7 | % к общей численности | 14,7 | 14,6 | 14,6 | 14,5 | 14,4 | Среднемесячная заработная плата по области | рублей | 16 915,4 | 17 360,3 | 23 059,8 | 24 444,4 | 25 428,4 | Среднемесячная заработная плата работников, занятых в сельском хозяйстве | рублей | 10 420,5 | 12 143,3 | 13 774,3 | 15 529,4 | 17 701,4 | % к областному уровню | 61,6 | 69,9 | 59,7 | 63,5 | 69,6 | Объем производства сельскохозяйственной продукции | млрд рублей | 34,2 | 38,02 | 37,4 | 44,4 | 48,5 | % к ВРП области | 3,4 | 3,2 | 2,9 | 3,8 | 3,7 | Расходы регионального бюджета на сельское хозяйство и рыболовство | млрд рублей | 1,8 | 2,3 | 1,5 | 1,7 | 1,7 | % к общему объему расходов | 2,06 | 2,3 | 1,5 | 1,8 | 1,6 |
Доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте (далее — ВРП) незначительна и колеблется от 2,91% в 2012 до 3,72% в 2014 году и имеет некоторую тенденцию к росту, но существенного влияния на объем ВРП не оказала. Как следствие и объем расходов регионального бюджета на сельское хозяйство и рыболовство незначителен и имеет тенденцию к сокращению. В 2010 г. эти расходы бюджета составили 1,79 млрд руб. или 2,06% от общей суммы расходов, а в 2014 году 1,73 млрд руб. или 1,62% соответственно [2].
Из анализа социально-экономических показателей развития сельских территорий Кемеровской области следует вывод о снижении, как численности населения, вовлеченного в сельское хозяйство, так и значимости его в создании ВРП. Данный факт проявляется и в том, что большая часть сельских жителей в отдельных сельских территориях задействована не в производстве продукции сельского хозяйства, а в добыче полезных ископаемых и других отраслях промышленности.
Причинами этого стали: ярко выраженная промышленная ориентация региона; нахождение территории области в зоне рискованного земледелия; контрастные чередования периодов засухи и долговременных проливных дождей в период вегетации и уборки урожая; слабая финансовая поддержка сельхозпроизводителей [3, с. 274].
Такое положение сельского хозяйства не позволяет ему оказывать значительного влияния на экономику региона, а напротив, негативно влияет на социальное развитие отдельных сельских территорий, а также обеспечение не только сельского, но и городского населения продуктами питания.
На наш взгляд, решить проблему устойчивого развития сельских территорий в таком промышленно ориентированном регионе, как Кемеровская область, позволит диверсификация экономики в совокупности с использованием новых высокоэффективных технологий в сельском хозяйстве.
Для того, чтобы сделать вывод о необходимости диверсификации сельских территорий региона, сельские территории Кемеровской области были сгруппированы по принципу доминирующего вида экономической деятельности и проанализированы экономические показатели их развития. В настоящее время на территории Кемеровской области расположены 164 сельские территории, которые входят в состав 18 муниципальных районов.
Предлагаемая группировка сельских территорий по принципу доминирующего вида экономической деятельности представлена в таблице 2.
На основании показателей таблицы 2 сельские территории можно сгруппировать в 4 основные группы:
1. Сельские территории с интенсивной угледобычей.
Критерий отнесения к данной группе — большая доля добычи полезных ископаемых, а именно каменного угля, в хозяйственной деятельности района. К данной группе относятся сельские территории 5 муниципальных районов: Беловского, Кемеровского, Новокузнецкого, Прокопьевского, Ленинск-Кузнецкого. Следует подчеркнуть, что наряду с добычей полезных ископаемых на данных территориях, присутствует хорошо развитое сельское хозяйство.
2. Сельские территории с развитой промышленностью.
Критерий отнесения к данной группе — большая доля продукции обрабатывающих производств и добычи полезных ископаемых (за исключением каменного угля) в хозяйственной деятельности на территории района. К данной группе относятся сельские территории 7 муниципальных районов: Гурьевского, Мариинского, Тисульского, Топкинского, Тяжинского, Яйского, Яшкинского. Основным видом хозяйственной деятельности на данных территориях являются: добыча медно-колчеданных руд (Гурьевский район); нефтепереработка (Тяжинский и Яйский районы); пищевая промышленность (Яшкинский район); обработка древесины (Тисульский район).
3. Сельские территории ориентированные исключительно на сельскохозяйственное производство.
Отличительная черта данных районов заключается в конкретной и узкой экономической специализации территорий, а именно в производстве сельскохозяйственной продукции. К данной группе относятся сельские территории 5 муниципальных районов: Ижморского, Крапивинского, Промышленовского, Чебулинского, Юргинского. Следует отметить, что на территории данных районов, помимо производства продукции сельского хозяйства, практически отсутствуют какие-либо другие виды производств.
Таблица 2
Доля основных видов производств на территориях муниципальных районов Кемеровской области за 2014 г.Муниципальные районы Кемеровской области | Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | Добыча полезных ископаемых | Обрабатывающие производства | Прочие виды производств |
---|
Беловский | 11,63 | 86,93 | 0,81 | 0,63 | Гурьевский | 11,65 | 49,22 | 35,61 | 3,52 | Ижморский | 93,29 | 0,00 | 0,00 | 6,71 | Кемеровский | 11,85 | 80,46 | 7,70 | 0,00 | Крапивинский | 89,62 | 0,00 | 0,27 | 10,11 | Ленинск-Кузнецкий | 32,78 | 67,22 | 0,00 | 0,00 | Мариинский | 14,32 | 0,00 | 77,02 | 8,65 | Новокузнецкий | 15,68 | 83,29 | 0,49 | 0,55 | Прокопьевский | 4,37 | 95,31 | 0,00 | 0,31 | Промышленновский | 68,31 | 0,00 | 27,32 | 4,37 | Таштагольский | 14,95 | 49,41 | 2,33 | 33,30 | Тисульский | 24,7 | 20,8 | 46,6 | 7,8 | Топкинский | 1,70 | 0,00 | 93,78 | 4,52 | Тяжинский | 26,13 | 0,00 | 70,60 | 3,28 | Чебулинский | 90,11 | 0,00 | 0,00 | 9,89 | Юргинский | 88,09 | 0,00 | 7,45 | 4,46 | Яйский | 3,55 | 0,00 | 96,01 | 0,44 | Яшкинский | 25,91 | 0,00 | 70,20 | 3,90 |
4. Рекреационные сельские территории.
К данному типу районов можно отнести сельские территории Таштогольского муниципального района, в котором наряду с добычей полезных ископаемых высокими темпами развивается туристический бизнес. В настоящее время Горная Шория в целом и зона отдыха «Шерегеш» — это современный горнолыжный курорт, популярный у туристов всей России.
Социально-экономические показатели развития территорий, сгруппированных по видам доминирования в экономической деятельности районов приведены в таблице 3.
Таблица 3
Отдельные социально-экономические показатели развития различных типов сельских территорий Кемеровской областиПоказатель | Ед. измерения | Угольный
(тип 1) | Промышленный (тип 2) | Сельско-
хозяйственный (тип 3) | Рекреационный (тип 4) | Итого |
---|
Среднемесячная заработная плата за 2014 год | Рублей | 30360,5 | 22268,8 | 18612,7 | 24598,7 | 23630,3 | Среднегодовые темпы прироста (+), убыли (-) трудоспособного населения за 2010–2014 гг. | % | -6,4 | -9,1 | -9,8 | -11,7 | -8,7 | Среднегодовой объем инвестиции в основной капитал, в расчете на 1 муниципальный район за 2010–2014 гг. | Млн рублей | 7858,9 | 904.9 | 535,8 | 1731,2 | 3296,6 | Среднегодовые темпы прироста (+), убыли (-) инвестиции в основной капитал за 2010–2014 гг. | % | +12,7 | +30,3 | +23,2 | +33,4 | +23,6 |
Из данных таблицы 3 видно, что лучшие социально-экономические показатели развития имеют сельские территории, ориентированные на добычу угля (тип 1). Здесь наблюдается высокий уровень заработной платы, который не только на 28,5% выше, чем в среднем по сельским территориям, но и на 19,9% выше среднего уровня по области. За период 2010–2014 гг. показатель убыли трудоспособного населения составил 6,4%, что ниже, чем в среднем по муниципальным районам на 2,3%. Это связано со значительным объемом инвестиций в экономику территорий (около 8 млрд руб. в год в расчете на одно муниципальное образование), которые ежегодно увеличиваются в среднем на 12,7%. Несмотря на то, что темпы роста инвестиций на этих территориях ниже, чем у территорий других типов, их суммарный объем дает высокий экономический эффект.
Несколько ниже социально-экономические показатели развития имеют сельские территории, с развитой промышленностью (тип 2). Причина тому — незначительный объем инвестиций в их экономику — менее 1 млрд руб. в год в расчете на 1 муниципальное образование. При сохранении существующего темпа роста инвестиций — более 30% в год, возможно улучшение экономических показателей их развития. В настоящее время для территорий этого типа характерен высокий показатель убыли населения, связанный с миграцией его трудоспособной части 9,1%, что на 0,4% выше, чем в среднем по сельским территориям. Кроме того, и уровень заработной платы на 5,8% ниже, чем в среднем по муниципальным районам.
В сложной экономической ситуации находятся муниципальные образования, ориентированные исключительно на сельскохозяйственное производство (тип 3). В результате низкого уровня инвестиций (немногим более 500 млн рублей в год в расчете на 1 район), уровень заработной платы — самый низкий среди муниципальных районов (78,8% от среднего уровня), как следствие, здесь наблюдается значительный отток трудоспособного населения — 9,8% в год. Для такого типа территорий темпы роста инвестиций — 23,2% в год явно недостаточны для подъема их экономики.
В последние годы на территории Кемеровской обрасти быстрыми темпами развивается новый тип экономической деятельности, связанный с туристическим бизнесом — рекреационный (тип 4). На территории Таштагольского муниципального района, который традиционно был ориентирован на добычу полезных ископаемых, удельный вес которой в экономике района занимает и сегодня около 50%, появилось новое направление деятельности — туристический бизнес. Доля этого бизнеса в последнее время выросла до 33,3%. Значительный объем инвестиций в туристический бизнес от 1,8 — до 2,2 млрд рублей в год и значительные среднегодовые темпы их роста — 33,4% позволили за короткое время изменить структуру экономики района и сделать район рекреационным. В результате в Таштагольском районе уровень заработной платы на 10,5% выше, чем у районов промышленного типа и превышает средний показатель по муниципальным районам на 4,1%. Вместе с тем, тревогу вызывает показатель высокой убыли населения — 11,7% в год — самый высокий среди районов, что обусловлено регрессивным типом населения с низким показателем рождаемости и высоким показателем смертности.
Экономические показатели развития Таштагольского района, как территории всероссийского горнолыжного курорта показывают его успешность в качестве рекреационной территории. Поименованные выше инвестиции направлены, в первую очередь, на создание курортной инфраструктуры. С целью развития района, как рекреационной территории, Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 02.12.2010 № 1028-р «О создании зоны экономического благоприятствования на территории муниципального образования «Таштагольский район» на территории Таштагольского муниципального района создана зона экономического благоприятствования (далее — ЗЭБ), на которой предполагается опережающее развитие туристической инфраструктуры [4, с. 65].
Для повышения конкурентоспособности территории и создания благоприятного инвестиционного климата в Таштагольском районе Кемеровской области в 2011 г. был открыт музей-заповедник «Трехречье» (п. Усть-Кабырза). В его составе открылся музейный комплекс «Шорский ГУЛАГ», где посетителям предоставляется возможность ощутить на себе все ужасы пребывания в застенках. Муниципальные власти и инвесторы, вложив свои средства в данный проект, рекламируя его в СМИ различного уровня, верят, что необычный музейный комплекс привлечет в Горную Шорию новых туристов, а также будет востребован любителями горных лыж, которые являются постоянными посетителями этих мест [5, с. 152].
В условиях санкций, неустойчивости рубля, а также реализации стратегии «импортозамещения», положительный инвестиционный климат гарантирует данной территории устойчивое развитие в среднесрочной перспективе.
Проведенный анализ показателей развития территорий муниципальных районов Кемеровской области, в зависимости от их экономической ориентации, свидетельствует о существенной социально-экономической дифференциации, связанной с доминирующим видом деятельности. Такое положение во многом объясняется объективными причинами, главными из которых, являются особенности и результаты процесса формирования пространственной структуры хозяйства региона.
В связи с этим, значительную роль в процессах углубления внутри региональной дифференциации играют: накопленный инфраструктурный и производственный потенциал, воспроизводственные циклы, степень диверсификации и структурные изменения экономики муниципальных образований. Как следствие, угольные, промышленные и рекреационные районы (тип 1 и 2) не отстают от средних по области показателей социально-экономического развития, часть из которых имеют достаточно диверсифицированную экономику, тогда как сельскохозяйственные районы (тип 3) по уровню социально-экономического развития и уровню диверсификации уступают другим территориями региона.
Основной программой поддержки развития сельских территорий является практическая реализация «Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р, цель которой заключается в поиске решений ключевых проблем, препятствующих развитию сельских территорий, имеющих сельскохозяйственную специализацию, и в выработке необходимых мер социально-экономического, правового и административно-управленческого характера [6].
Достижение целей государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий должно осуществляться путем решения следующих приоритетных задач: стимулирование демографического роста и создание условий для переселения в сельскую местность; диверсификация сельской экономики и расширение источников формирования доходов сельского населения; улучшение жилищных условий сельского населения; создание современной социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в сельской местности.
Данную задачу позволит решить диверсификация сельской экономики и технологическое обновление ее отраслей, в первую очередь в агропромышленном комплексе (для повышения конкурентоспособности продукции), что повлечет за собой и решение остальных задач.
Конкретными мерами в области диверсификации экономики и повышения занятости населения являются:
● обеспечение занятости населения, создание новых рабочих мест в сельскохозяйственном производстве, обеспечивающих переход агропромышленного производства на модернизированные энергосберегающие технологии и индустриальные формы ведения хозяйства;
● создание и модернизация рабочих мест в социальной сфере, на объектах инфраструктуры агропродовольственного рынка (хранение, транспортировка, сбыт сельскохозяйственной продукции), в сельском строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, а также на объектах транспортной и энергетической инфраструктуры;
● создание новых рабочих мест во всех возможных сферах, особенно в рекреационной сфере и природоохранной деятельности, агротуризме, гостиничном бизнесе, народных промыслах, а также в производстве местных строительных материалов;
● повышение эффективности самозанятости, использование форм семейной занятости в личных подсобных хозяйствах, особенно в районах, где сельскохозяйственные организации прекратили свою деятельность, путем их кооперирования, в том числе с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
Перспективным может оказаться создание рабочих мест в несельскохозяйственных сферах деятельности. Пример тому, Таштагольский район, в экономике которого ранее преобладало промышленное производство, в настоящее время активно развивается туризм и горнолыжный спорт. Эффективность данной меры, подтверждается значительным объемом инвестиций и уровнем заработной платы в районе.
На основе данной концепции в Кемеровской области предпринимаются шаги по созданию в депрессивных сельских территориях условий для их устойчивого развития. Одним из таких инструментов является региональная целевая программа Кемеровской области «Государственная поддержка агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий в Кемеровской области» на 2014 — 2016 годы, утвержденная Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области №464 от 25.10.2013 [7].
Основной целью программы является ускорение темпов экономического роста агропромышленного комплекса, обеспечивающего продовольственную безопасность Кемеровской области, на основе повышения ее конкурентоспособности, что будет способствовать устойчивому развитию сельских территорий. На реализацию данной программы предполагается выделить — 49,68 млрд рублей, источниками которых являются: региональный бюджет, бюджеты муниципальных образований, а также средства юридических и физических лиц [8].
Следует отметить, что, несмотря на своевременность и конкретность данной программы, речь в ней идет не о диверсификации экономики, а лишь о повышении конкурентоспособности продукции сельского хозяйства, что отражает часть федеральной концепции. Конечно, не каждый депрессивный район нуждается в диверсификации, некоторые районы, на территории которых, экономически невыгодно или невозможно в силу ряда объективных причин, развивать новые виды экономической деятельности нуждаются лишь в углублении, обновлении и инновационном развитии устоявшегося сельскохозяйственного производства.
Вместе с тем, для муниципальных районов, ориентированных на производство продукции сельского хозяйства, таких как Крапивинский и Промышленновский, целесообразно разработать и принять региональную целевую программу, направленную на диверсификацию экономики, создание условий для развития несельскохозяйственной деятельности.
Так, благодаря, уникальному Пегасскому месторождению (Западно-Пегасский участок) природных цеолитов территория Крапивинского района обладает хорошей перспективой по диверсификации его экономики. Балансовые запасы, находящиеся в контуре проектного карьера составляют 6007 тыс. тонн. Содержание цеолитов в пласте 52–62%, тогда как практический интерес представляют породы с содержанием цеолитов от 10%. Гидрогеологические условия эксплуатации благоприятны. Данное месторождение — единственное в Западной Сибири и на Урале и является потенциальной инвестиционной площадкой. Цеолиты находят широкое применение в промышленности, в частности применяются как катализаторы многих процессов нефтехимии и нефтепереработки, что является актуальным для Кемеровской области в связи с развитием в области нефтеперерабатывающих производств.
Помимо этого, в Крапивинском районе перспективен экологический туризм, а именно развитие горнолыжной трассы «Средне-Томская», маршрут которой проходит по территории Бунгарпско-Ажендаровского заказника. Для большей популяризации данного объекта нужна подходящая инфраструктура, а также заинтересованность местных и региональных властей в ее развитии.
На территории Промышленного района, помимо сельского хозяйства, перспективным является разведка и добыча угля. Ушаковское, Солоновское и другие каменноугольные месторождения, находящиеся на землях района являются достаточно привлекательными для инвесторов. В условиях экономики промышленного региона, освоение новых месторождений на сельских территориях является неизбежным процессом. Предполагается ввод в эксплуатацию горнодобывающего предприятия к 2020 году, что значительно улучшит социально-экономическое положение в районе, будет создано более 2000 рабочих мест, увеличатся поступления в местный бюджет.
Вторым направлением диверсификации экономики и инвестиционной активности на территории Промышленного района является развитие туризма и гостиничного бизнеса. В 2007 г. были открыты трассы горнолыжного комплекса «Танай». С мая 2010 г. действует санаторий «Танай», который является центром детского отдыха и оздоровления и предоставляет широкий спектр лечебно-оздоровительных услуг. Очередным этапом проекта стало открытие аэродрома «Танай». В 2009 г. на «Танае» открыт Кузбасский парашютный центр. ЗАО ХК «Сибирский Деловой Союз» вложило в реализацию инвестиционного проекта более 1,5 млрд рублей. Для максимального использования рекреационного потенциала комплекса «Танай» необходимо совершенствовать его инфраструктуру, что придаст комплексу всероссийский масштаб.
Диверсификация экономики сельских территорий является одним из важнейших факторов устойчивого развития. Активная поддержка данного процесса органами государственной власти, особенно на депрессивных территориях, дает основание говорить о перспективе выравнивания уровня экономического развития во всей области. Но следует отметить, что подходить к этому вопросу нужно дифференцированно, так как не на каждой территории есть условия, возможность и необходимость в диверсификации. В ряде случаев рациональнее выглядит дальнейшее развитие сложившейся моноструктуры производства муниципальных районов.
Вместе с тем, для депрессивных сельских территорий Кемеровской области диверсификация экономики позволит создать благоприятные условия для их социально-экономического развития, повышения эффективности сельского хозяйства, занятости, уровня и качества жизни сельского населения, а также рационального использования природных ресурсов. |
| |
|
|