Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (56), 2015
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Эмирова А. Е.
доцент кафедры управления транспортными системами
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук

Эмиров Н. Д.
профессор кафедры менеджмента
Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна,
доктор экономических наук


Важнейшие финансовые результаты транспортной отрасли в России
В работе предпринята попытка проанализировать основные финансовые показатели деятельности транспортной отрасли в России. На основе данных за 2011–2014 гг. автор исследует тенденции развития транспорта по основным направлениям (общие характеристики, финансы, инвестиции, тарифы и т.п.) и приводит результаты расчета ключевых аналитических показателей
Ключевые слова: транспорт, управление транспортом, финансы транспорта, статистика транспорта, транспортная система, тенденции развития транспорта
УДК 385/388; ББК 39.1   Стр: 219 - 221

Единая транспортная система является одной из ключевых отраслей в современной экономике России. Для успешного решения социально-экономических проблем в развитии транспорта необходимо в деталях знать обстановку в основных его подотраслях, прогнозировать тенденции их развития и т.п. Данные о развитии транспортной деятельности в тех или иных направлениях становятся особенно важными, если учесть перспективы создания Единого Транспортного Пространства, формируемого в настоящее время в Евразийском Экономическом Союзе (Армения, Беларусь, Казахстан, Россия). В рамках международного сотрудничества существенно возрастают требования к качеству транспортной статистики, материалы которой являются основой для принятия решений по развитию ЕТП. В данной статье мы попытаемся представить результаты анализа статистических показателей деятельности транспорта в России применительно к финансовым его аспектам.
В настоящее время транспорт занимает одно из ведущих мест среди других отраслей экономики России, что хорошо видно из цифр, приведенных в таблицах 1 и 2. Так, валовая добавленная стоимость за 2013 г. (по виду экономической деятельности «транспорт и связь») составила 4885 млрдруб., т.е 8,5% от таковой по экономике Российской Федерации. Среднегодовая численность работников в сфере транспорта в том же году составила 2,8 млнчел, т.е. 6,1% от общей численности занятых по России.
Основные фонды, задействованные в транспорте на конец 2013 года составляли 12056 млрд рублей, т.е. 17,2% всех используемых в стране основных фондов, при этом инвестиции в основной капитал транспорта за 2013 год составили 3081,7 млрд рублей, т.е. 23,2% от всех инвестиций по России.

Таблица 1
Основные экономические показатели транспорта (в фактически действовавших ценах,млрд рублей) [1, c. 12]
Показатели201120122013
Валовая добавленная стоимость по виду экономической деятельности «транспорт и связь» (в текущих основных ценах)4114,74598,84885,4
Среднегодовая численность работников организаций транспорта, млн человек:2,82,82,8
Основные фонды транспорта (на конец года по полной учетной стоимости)9971,611123,912056,0
Инвестиции в основной капитал транспорта2791,12978,83081,7
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций транспорта475,4607,5450,8

Таблица 2
Удельный вес транспорта в экономике России (%) [1, c. 13]
Показатели201120122013
Валовая добавленная стоимость по виду экономической деятельности «транспорт и связь» (в текущих основных ценах)8,68,78,5
Среднегодовая численность работников организаций транспорта:6,16,26,1
Наличие основных фондов транспорта (на конец года, по полной учетной стоимости)17.817.617.2
Инвестиции в основной капитал транспорта25,323,723,2
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций транспорта*6,77,86,6
*) По коммерческим организациям, без субъектов малого предпринимательства; по данным бухгалтерской отчетности.

Согласно имеющейся статистике, транспорт перевез в 2011 г. 21891 млн пассажиров, тогда как в 2013 г. — 19590 млн, т.е. сокращение составило 10,5% (5,4% в среднем за год) [1, c. 35]. Результаты перевозки пассажиров в 2013–2014 гг. можно также представить через показатели пассажиро-километров: транспорт отраслей Минтранса России, соответственно, обеспечил 540,2 и 543,6 млрд пассажиро-километров (среднегодовой прирост 0,3%) [2, c. 6].
В том, что касается ситуации с грузооборотом, то в 2011 г. было перевезено 8337 млн т грузов, тогда как в 2013 г. — 8264 млн т, т.е. сокращение составило 0,9% (0,4% в среднегодовом исчислении) [1, c. 32].
Обращаясь далее к рассмотрению основных финансовых результатов по отрасли, обратим внимание на то, что оборот организаций транспорта за этот период возрос с 6033,9 млрд рублей до 7556,9 млрд рублей, т.е. увеличился на 25,2% (11,9% в среднегодовом исчислении). При этом удельный вес транспорта в годовом обороте всех организаций страны составил в 2011 г. 6,0% и 6,6% в 2013 г. (см. таблицу 3).

Таблица 3
Оборот организаций по видам экономической деятельности (в фактически действовавших ценах, млрд руб.) [3, с. 310]
Оборот201120122013
Оборот организаций - всего99978,4111582,0114625,7
в том числе: транспорт6033,97013,87556,9

Если обратиться к другим важнейшим показателям финансовых результатов, то из таблицы 4 видно, что сальдированный финансовый результат по отрасли составил в 2013 г. 405,8 млрд рублей (в 2011 г. 475,4 млрд рублей), при этом наибольший удельный вес в нем занимало транспортирование по трубопроводам — 245,0 млрд руб., т.е. 60,4% от его общего объема по отрасли в 2013 г.

Таблица 4
Сальдированный финансовый результат и удельный вес убыточных организаций транспорта [1, c. 26]
Виды транспортаСальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций транспорта, млрд руб.Удельный вес убыточных организаций транспорта, %
201120122013201120122013
Транспорт — всего475,4607,5405,839,135,137,7
в том числе:      
железнодорожный транспорт124,2132,048,130,429,328,9
автомобильный (автобусный) пассажирский транспорт, подчиняющийся расписанию-6,9-2,5-5,769,862,861,4
городской электрический транспорт3,64,21,272,569,773,9
автомобильный грузовой транспорт6,410,87,730,829,631,7
транспортирование по трубопроводам211,3260,7245,013,413,615,7
морской транспорт-0,71,70,241,325,743,7
внутренний водный транспорт1,03,62,431,929,931,7
воздушный и космический транспорт12,75,921,542,335,437,6

Второе место в общем объеме рассматриваемого показателя в 2013 г. занимал железнодорожный транспорт — 48,1 млрд руб., т.е. 11,8% от данных по отрасли в целом. Обращает также на себя внимание отрицательная величина рассматриваемого показателя по автомобильному (автобусному) пассажирскому транспорту, подчиняющемуся расписанию (-5,7 млрд рублей в 2013 г.).
Расчеты сальдированного финансового результата по отдельным предприятиям позволяют, в частности, выявить удельный вес убыточных организаций транспорта в России (см. таблицу 4). Так, в 2011 г. удельный вес таких организаций составил 39,1%, а в 2013 г. — 37,7%, сократившись на 1,4 процентных пункта за два года. Следует обратить внимание на то, что доля убыточных организаций максимальна для городского электрического транспорта (73,9% в 2013 г.) и минимальна для транспортирования по трубопроводам (15,7% в 2013 г.).
Среди большого числа показателей, отражающих финансовые аспекты деятельности транспорта, особый интерес представляют характеристики финансовых взаимоотношений транспортных организаций с государством. Если сначала обратиться к вопросу о налоговых платежах, то из таблицы 5 видно, что в 2014 г. в бюджетную систему РФ поступили свыше 544 млрд рублей налогов от транспортной деятельности. При этом 80,0% из них составляли федеральные налоги и сборы, 16,2% — региональные налоги и сборы, 1,3% — местные налоги и сборы.

Таблица 5
Поступления налоговых платежей по транспортной деятельности в бюджетную систему РФ в 2014 г. (тыс. руб.) [2, c.46]
Все налогив том числе:
Федеральные налоги и сборыРегиональные налоги и сборыМестные налоги и сборыНалоги со спец. налоговым режимом
544 207 644435 281 34187 966 7957 107 91313 851 595

В свою очередь, расходы консолидированных бюджетов РФ на развитие транспорта в 2011 г. составили более 499 млрд рублей, тогда как в 2013 г. — 545 млрд рублей (см. таблицу 6). Из этих сумм расходы федерального бюджета на развитие транспорта в 2013 г. составили 47,3%, расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ — 52,7%.

Таблица 6
Расходы консолидированного бюджета РФ на развитие транспорта (млн руб.) [1, c. 26]
годаконсолидированный бюджет - всегов том числе:
федеральный
бюджет
консолидированные
бюджеты субъектов РФ
2011499 114290 974212 155
2012622 787339 720296 915
2013545 206258 437297 089

В продолжение рассматриваемого нами вопроса будет уместно остановиться на двух частных аспектах.
Во-первых, представляют определенный интерес данные о расходах федерального бюджета на финансирование деятельности Министерства транспорта Российской Федерации, представленные в таблице 7. Из этой таблицы видно, что, например, в 2014 году кассовое исполнение федерального бюджета по данному органу управления составило свыше 846 млрд рублей, увеличившись по сравнению с 2012–2013 гг. на 54–70 млрд рублей.

Таблица 7
Исполнение федерального бюджета в целом по Министерству транспорта РФ (млн рублей) [2, c. 40–44]
РасходыКассовое исполнение
201220132014
Всего расходов791 917,7776 804,1846 132,6

Во-вторых, нельзя не остановиться на финансировании такого важного направления, как реализация федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)». Из опубликованных данных по 2014 году (см. таблицу 8), можно видеть, что бюджетные и внебюджетные назначения на эту программу составляли более 876 млрд рублей (в т.ч. 676,8 млрд рублей — капитальные вложения, 456,7 — расходы юридических лиц), тогда как кассовые расходы за тот же год — свыше 800 млрд рублей, т.е. 91,4% назначений. При этом кассовые расходы по федеральному бюджету составили свыше 372 млрд рублей (выполнение на 97,9%), консолидированных бюджетов субъектов Федерации — свыше 12 млрд рублей (выполнение — 83,1%), юридических лиц — свыше 416 млрд рублей (выполнение — 90,5%).

Таблица 8
Объем затрат на реализацию федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» в 2014 году (млн руб.) [2, с. 30]
Наименование расходов и источников финансированияФинансирование мероприятий и работ
Бюджетные и внебюджетные назначенияКассовые расходыВыполнено, %
Объем средств, всего
в том числе:
876 173,5800 469,091,4
Федерального бюджета380 028,2372 017,397,9
Консолидированных бюджетов субъектов РФ14712,412229,583,1
Государственных внебюджетных фондов РФ21727,400
Юридических лиц
из них иностранных инвесторов
456705,5
0
416222,2
1158,8
90,5
0
Из общего объема средств — капитальные вложения676855,9696313,5102,9

Имея представление об основных характеристиках финансового состояния отрасли, далее следует хотя бы вкратце остановиться на отдельных аспектах тарифной политики на предприятиях транспорта. В частности, следует рассмотреть ее для двух основных подотраслей — пассажирских и грузовых перевозок.
Так, в таблице 9 приведены индексы тарифов в сфере пассажирских перевозок по данным за 2014 год.

Таблица 9
Индексы тарифов на услуги пассажирского транспорта России [2, c. 27]
Вид услугиДекабрь 2014 г.
в % к декабрю 2013 г.
Услуги пассажирского транспорта107,3
Автомобильный транспорт:104,8
— Проезд в городском муниципальном автобусе, поездка106,8
— Проезд в городском коммерческом автобусе, поездка106,7
— Проезд в маршрутном такси, поездка103,0
— Проезд в междугороднем автобусе в расчете на 50 км пути105,2
Городской электрический транспорт:108,8
— Проезд в трамвае, поездка107,8
— Проезд в троллейбусе, поездка108,1
— Проезд в метро, поездка109,5
Воздушный транспорт:114,8
— Полет в салоне экономкласса в расчете на 1000 км пути114,8
Железнодорожный транспорт:104,9
— Проезд в пригородном поезде, поездка109,3
— Проезд в плацкартном вагоне скорого нефирменного поезда дальнего следования в расчете на 100 км пути104,6

Из этих данных видно, что за год тарифы на пассажирском транспорте в целом возросли за год на 7,3%, при этом наибольший прирост имели тарифы воздушного транспорта (прирост 14,8% за 2014 год), проезд в метро (прирост на 9,5% за год), проезд в пригородных поездах (прирост 9,3% за год). В то же время изменились достаточно мало тарифы на проезд в маршрутных такси (прирост 3,0%), проезд в междугородных автобусах (прирост 5,2%) и т.д.
Если далее обратиться к тарифам на грузовые перевозки, то следует отметить их увеличение на 0,9% за 2014 г. (см. таблицу 10), но при этом цифры для разных видов транспорта существенно различаются. Так, максимальные приросты грузовых тарифов в 2014 г. наблюдались на морском транспорте (прирост 44,1%), внутреннем водном (прирост 40,0%) и на автомобильном транспорте (прирост 7,2%). В то же время следует отметить и противоположную тенденцию снижения грузовых тарифов, например на трубопроводном транспорте они снизились за год на 3,5%.

Таблица 10
Индексы тарифов на грузовые перевозки в декабре 2014 года [2, c. 25]
ГрузоперевозчикДекабрь 2014 г. в % к декабрю 2013 г.
Транспорт — все виды100,9
в том числе:
Железнодорожный102,3
Морской144,1
Внутренний водный140,0
Автомобильный107,2
Воздушный105,7
Трубопроводный96,5

Таким образом, проведенный нами анализ продемонстрировал наличие весьма противоречивых тенденции в динамике финансово-экономических показателей деятельности единой транспортной системы России.
С одной стороны, нельзя не видеть развитие ряда аспектов деятельности транспорта с положительной динамикой результатов (например, рост валовой добавленной стоимости, объем оборота на предприятиях транспорта, объема основных фондов и т.п.).
С другой стороны анализ выявляет также немало показателей с отрицательной тенденцией развития (например, резко упал сальдированный финансовый результат, доля инвестиций, направляемых на развитие транспорта, возросли тарифы на пассажирские и, особенно, грузовые перевозки и т.д.). Представляется целесообразным разработать специальную подпрограмму в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)», направленную на преодоление кризисных тенденций в развитии единой транспортной системы России. Одним из самых перспективных решений в данном аспекте следует считать приоритетное развитие международных транспортных связей, поскольку транзитный потенциал России пока используется явно недостаточно.


Литература
1. Транспорт и связь в России. 2014. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 23.04.2015).
2. Транспорт России. Информационно-статистический бюллетень. Январь-декабрь 2014 года. URL: http://www.mintrans.ru/documents/153/ (дата обращения: 10.04.2015).
3. Российский статистический ежегодник. 2014. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 23.03.2015).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия