| | Проблемы современной экономики, N 4 (56), 2015 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Эмирова А. Е. доцент кафедры управления транспортными системами
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук Эмиров Н. Д. профессор кафедры менеджмента
Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна,
доктор экономических наук
| |
| | В работе предпринята попытка проанализировать основные финансовые показатели деятельности транспортной отрасли в России. На основе данных за 2011–2014 гг. автор исследует тенденции развития транспорта по основным направлениям (общие характеристики, финансы, инвестиции, тарифы и т.п.) и приводит результаты расчета ключевых аналитических показателей | Ключевые слова: транспорт, управление транспортом, финансы транспорта, статистика транспорта, транспортная система, тенденции развития транспорта | УДК 385/388; ББК 39.1 Стр: 219 - 221 | Единая транспортная система является одной из ключевых отраслей в современной экономике России. Для успешного решения социально-экономических проблем в развитии транспорта необходимо в деталях знать обстановку в основных его подотраслях, прогнозировать тенденции их развития и т.п. Данные о развитии транспортной деятельности в тех или иных направлениях становятся особенно важными, если учесть перспективы создания Единого Транспортного Пространства, формируемого в настоящее время в Евразийском Экономическом Союзе (Армения, Беларусь, Казахстан, Россия). В рамках международного сотрудничества существенно возрастают требования к качеству транспортной статистики, материалы которой являются основой для принятия решений по развитию ЕТП. В данной статье мы попытаемся представить результаты анализа статистических показателей деятельности транспорта в России применительно к финансовым его аспектам.
В настоящее время транспорт занимает одно из ведущих мест среди других отраслей экономики России, что хорошо видно из цифр, приведенных в таблицах 1 и 2. Так, валовая добавленная стоимость за 2013 г. (по виду экономической деятельности «транспорт и связь») составила 4885 млрдруб., т.е 8,5% от таковой по экономике Российской Федерации. Среднегодовая численность работников в сфере транспорта в том же году составила 2,8 млнчел, т.е. 6,1% от общей численности занятых по России.
Основные фонды, задействованные в транспорте на конец 2013 года составляли 12056 млрд рублей, т.е. 17,2% всех используемых в стране основных фондов, при этом инвестиции в основной капитал транспорта за 2013 год составили 3081,7 млрд рублей, т.е. 23,2% от всех инвестиций по России.
Таблица 1
Основные экономические показатели транспорта (в фактически действовавших ценах,млрд рублей) [1, c. 12]Показатели | 2011 | 2012 | 2013 |
---|
Валовая добавленная стоимость по виду экономической деятельности «транспорт и связь» (в текущих основных ценах) | 4114,7 | 4598,8 | 4885,4 | Среднегодовая численность работников организаций транспорта, млн человек: | 2,8 | 2,8 | 2,8 | Основные фонды транспорта (на конец года по полной учетной стоимости) | 9971,6 | 11123,9 | 12056,0 | Инвестиции в основной капитал транспорта | 2791,1 | 2978,8 | 3081,7 | Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций транспорта | 475,4 | 607,5 | 450,8 |
Таблица 2
Удельный вес транспорта в экономике России (%) [1, c. 13]Показатели | 2011 | 2012 | 2013 |
---|
Валовая добавленная стоимость по виду экономической деятельности «транспорт и связь» (в текущих основных ценах) | 8,6 | 8,7 | 8,5 | Среднегодовая численность работников организаций транспорта: | 6,1 | 6,2 | 6,1 | Наличие основных фондов транспорта (на конец года, по полной учетной стоимости) | 17.8 | 17.6 | 17.2 | Инвестиции в основной капитал транспорта | 25,3 | 23,7 | 23,2 | Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций транспорта* | 6,7 | 7,8 | 6,6 | *) По коммерческим организациям, без субъектов малого предпринимательства; по данным бухгалтерской отчетности.
Согласно имеющейся статистике, транспорт перевез в 2011 г. 21891 млн пассажиров, тогда как в 2013 г. — 19590 млн, т.е. сокращение составило 10,5% (5,4% в среднем за год) [1, c. 35]. Результаты перевозки пассажиров в 2013–2014 гг. можно также представить через показатели пассажиро-километров: транспорт отраслей Минтранса России, соответственно, обеспечил 540,2 и 543,6 млрд пассажиро-километров (среднегодовой прирост 0,3%) [2, c. 6].
В том, что касается ситуации с грузооборотом, то в 2011 г. было перевезено 8337 млн т грузов, тогда как в 2013 г. — 8264 млн т, т.е. сокращение составило 0,9% (0,4% в среднегодовом исчислении) [1, c. 32].
Обращаясь далее к рассмотрению основных финансовых результатов по отрасли, обратим внимание на то, что оборот организаций транспорта за этот период возрос с 6033,9 млрд рублей до 7556,9 млрд рублей, т.е. увеличился на 25,2% (11,9% в среднегодовом исчислении). При этом удельный вес транспорта в годовом обороте всех организаций страны составил в 2011 г. 6,0% и 6,6% в 2013 г. (см. таблицу 3).
Таблица 3
Оборот организаций по видам экономической деятельности (в фактически действовавших ценах, млрд руб.) [3, с. 310]Оборот | 2011 | 2012 | 2013 |
---|
Оборот организаций - всего | 99978,4 | 111582,0 | 114625,7 | в том числе: транспорт | 6033,9 | 7013,8 | 7556,9 |
Если обратиться к другим важнейшим показателям финансовых результатов, то из таблицы 4 видно, что сальдированный финансовый результат по отрасли составил в 2013 г. 405,8 млрд рублей (в 2011 г. 475,4 млрд рублей), при этом наибольший удельный вес в нем занимало транспортирование по трубопроводам — 245,0 млрд руб., т.е. 60,4% от его общего объема по отрасли в 2013 г.
Таблица 4
Сальдированный финансовый результат и удельный вес убыточных организаций транспорта [1, c. 26]Виды транспорта | Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций транспорта, млрд руб. | Удельный вес убыточных организаций транспорта, % |
---|
2011 | 2012 | 2013 | 2011 | 2012 | 2013 |
---|
Транспорт — всего | 475,4 | 607,5 | 405,8 | 39,1 | 35,1 | 37,7 | в том числе: | | | | | | | железнодорожный транспорт | 124,2 | 132,0 | 48,1 | 30,4 | 29,3 | 28,9 | автомобильный (автобусный) пассажирский транспорт, подчиняющийся расписанию | -6,9 | -2,5 | -5,7 | 69,8 | 62,8 | 61,4 | городской электрический транспорт | 3,6 | 4,2 | 1,2 | 72,5 | 69,7 | 73,9 | автомобильный грузовой транспорт | 6,4 | 10,8 | 7,7 | 30,8 | 29,6 | 31,7 | транспортирование по трубопроводам | 211,3 | 260,7 | 245,0 | 13,4 | 13,6 | 15,7 | морской транспорт | -0,7 | 1,7 | 0,2 | 41,3 | 25,7 | 43,7 | внутренний водный транспорт | 1,0 | 3,6 | 2,4 | 31,9 | 29,9 | 31,7 | воздушный и космический транспорт | 12,7 | 5,9 | 21,5 | 42,3 | 35,4 | 37,6 |
Второе место в общем объеме рассматриваемого показателя в 2013 г. занимал железнодорожный транспорт — 48,1 млрд руб., т.е. 11,8% от данных по отрасли в целом. Обращает также на себя внимание отрицательная величина рассматриваемого показателя по автомобильному (автобусному) пассажирскому транспорту, подчиняющемуся расписанию (-5,7 млрд рублей в 2013 г.).
Расчеты сальдированного финансового результата по отдельным предприятиям позволяют, в частности, выявить удельный вес убыточных организаций транспорта в России (см. таблицу 4). Так, в 2011 г. удельный вес таких организаций составил 39,1%, а в 2013 г. — 37,7%, сократившись на 1,4 процентных пункта за два года. Следует обратить внимание на то, что доля убыточных организаций максимальна для городского электрического транспорта (73,9% в 2013 г.) и минимальна для транспортирования по трубопроводам (15,7% в 2013 г.).
Среди большого числа показателей, отражающих финансовые аспекты деятельности транспорта, особый интерес представляют характеристики финансовых взаимоотношений транспортных организаций с государством. Если сначала обратиться к вопросу о налоговых платежах, то из таблицы 5 видно, что в 2014 г. в бюджетную систему РФ поступили свыше 544 млрд рублей налогов от транспортной деятельности. При этом 80,0% из них составляли федеральные налоги и сборы, 16,2% — региональные налоги и сборы, 1,3% — местные налоги и сборы.
Таблица 5
Поступления налоговых платежей по транспортной деятельности в бюджетную систему РФ в 2014 г. (тыс. руб.) [2, c.46]Все налоги | в том числе: |
---|
Федеральные налоги и сборы | Региональные налоги и сборы | Местные налоги и сборы | Налоги со спец. налоговым режимом |
---|
544 207 644 | 435 281 341 | 87 966 795 | 7 107 913 | 13 851 595 |
В свою очередь, расходы консолидированных бюджетов РФ на развитие транспорта в 2011 г. составили более 499 млрд рублей, тогда как в 2013 г. — 545 млрд рублей (см. таблицу 6). Из этих сумм расходы федерального бюджета на развитие транспорта в 2013 г. составили 47,3%, расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ — 52,7%.
Таблица 6
Расходы консолидированного бюджета РФ на развитие транспорта (млн руб.) [1, c. 26]года | консолидированный бюджет - всего | в том числе: |
---|
федеральный
бюджет | консолидированные
бюджеты субъектов РФ |
---|
2011 | 499 114 | 290 974 | 212 155 | 2012 | 622 787 | 339 720 | 296 915 | 2013 | 545 206 | 258 437 | 297 089 |
В продолжение рассматриваемого нами вопроса будет уместно остановиться на двух частных аспектах.
Во-первых, представляют определенный интерес данные о расходах федерального бюджета на финансирование деятельности Министерства транспорта Российской Федерации, представленные в таблице 7. Из этой таблицы видно, что, например, в 2014 году кассовое исполнение федерального бюджета по данному органу управления составило свыше 846 млрд рублей, увеличившись по сравнению с 2012–2013 гг. на 54–70 млрд рублей.
Таблица 7
Исполнение федерального бюджета в целом по Министерству транспорта РФ (млн рублей) [2, c. 40–44]Расходы | Кассовое исполнение |
---|
2012 | 2013 | 2014 |
---|
Всего расходов | 791 917,7 | 776 804,1 | 846 132,6 |
Во-вторых, нельзя не остановиться на финансировании такого важного направления, как реализация федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)». Из опубликованных данных по 2014 году (см. таблицу 8), можно видеть, что бюджетные и внебюджетные назначения на эту программу составляли более 876 млрд рублей (в т.ч. 676,8 млрд рублей — капитальные вложения, 456,7 — расходы юридических лиц), тогда как кассовые расходы за тот же год — свыше 800 млрд рублей, т.е. 91,4% назначений. При этом кассовые расходы по федеральному бюджету составили свыше 372 млрд рублей (выполнение на 97,9%), консолидированных бюджетов субъектов Федерации — свыше 12 млрд рублей (выполнение — 83,1%), юридических лиц — свыше 416 млрд рублей (выполнение — 90,5%).
Таблица 8
Объем затрат на реализацию федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» в 2014 году (млн руб.) [2, с. 30]Наименование расходов и источников финансирования | Финансирование мероприятий и работ |
---|
Бюджетные и внебюджетные назначения | Кассовые расходы | Выполнено, % |
---|
Объем средств, всего
в том числе: | 876 173,5 | 800 469,0 | 91,4 | Федерального бюджета | 380 028,2 | 372 017,3 | 97,9 | Консолидированных бюджетов субъектов РФ | 14712,4 | 12229,5 | 83,1 | Государственных внебюджетных фондов РФ | 21727,4 | 0 | 0 | Юридических лиц
из них иностранных инвесторов | 456705,5
0 | 416222,2
1158,8 | 90,5
0 | Из общего объема средств — капитальные вложения | 676855,9 | 696313,5 | 102,9 |
Имея представление об основных характеристиках финансового состояния отрасли, далее следует хотя бы вкратце остановиться на отдельных аспектах тарифной политики на предприятиях транспорта. В частности, следует рассмотреть ее для двух основных подотраслей — пассажирских и грузовых перевозок.
Так, в таблице 9 приведены индексы тарифов в сфере пассажирских перевозок по данным за 2014 год.
Таблица 9
Индексы тарифов на услуги пассажирского транспорта России [2, c. 27]Вид услуги | Декабрь 2014 г.
в % к декабрю 2013 г. |
---|
Услуги пассажирского транспорта | 107,3 | Автомобильный транспорт: | 104,8 | — Проезд в городском муниципальном автобусе, поездка | 106,8 | — Проезд в городском коммерческом автобусе, поездка | 106,7 | — Проезд в маршрутном такси, поездка | 103,0 | — Проезд в междугороднем автобусе в расчете на 50 км пути | 105,2 | Городской электрический транспорт: | 108,8 | — Проезд в трамвае, поездка | 107,8 | — Проезд в троллейбусе, поездка | 108,1 | — Проезд в метро, поездка | 109,5 | Воздушный транспорт: | 114,8 | — Полет в салоне экономкласса в расчете на 1000 км пути | 114,8 | Железнодорожный транспорт: | 104,9 | — Проезд в пригородном поезде, поездка | 109,3 | — Проезд в плацкартном вагоне скорого нефирменного поезда дальнего следования в расчете на 100 км пути | 104,6 |
Из этих данных видно, что за год тарифы на пассажирском транспорте в целом возросли за год на 7,3%, при этом наибольший прирост имели тарифы воздушного транспорта (прирост 14,8% за 2014 год), проезд в метро (прирост на 9,5% за год), проезд в пригородных поездах (прирост 9,3% за год). В то же время изменились достаточно мало тарифы на проезд в маршрутных такси (прирост 3,0%), проезд в междугородных автобусах (прирост 5,2%) и т.д.
Если далее обратиться к тарифам на грузовые перевозки, то следует отметить их увеличение на 0,9% за 2014 г. (см. таблицу 10), но при этом цифры для разных видов транспорта существенно различаются. Так, максимальные приросты грузовых тарифов в 2014 г. наблюдались на морском транспорте (прирост 44,1%), внутреннем водном (прирост 40,0%) и на автомобильном транспорте (прирост 7,2%). В то же время следует отметить и противоположную тенденцию снижения грузовых тарифов, например на трубопроводном транспорте они снизились за год на 3,5%.
Таблица 10
Индексы тарифов на грузовые перевозки в декабре 2014 года [2, c. 25]Грузоперевозчик | Декабрь 2014 г. в % к декабрю 2013 г. |
---|
Транспорт — все виды | 100,9 | в том числе: | Железнодорожный | 102,3 | Морской | 144,1 | Внутренний водный | 140,0 | Автомобильный | 107,2 | Воздушный | 105,7 | Трубопроводный | 96,5 |
Таким образом, проведенный нами анализ продемонстрировал наличие весьма противоречивых тенденции в динамике финансово-экономических показателей деятельности единой транспортной системы России.
С одной стороны, нельзя не видеть развитие ряда аспектов деятельности транспорта с положительной динамикой результатов (например, рост валовой добавленной стоимости, объем оборота на предприятиях транспорта, объема основных фондов и т.п.).
С другой стороны анализ выявляет также немало показателей с отрицательной тенденцией развития (например, резко упал сальдированный финансовый результат, доля инвестиций, направляемых на развитие транспорта, возросли тарифы на пассажирские и, особенно, грузовые перевозки и т.д.). Представляется целесообразным разработать специальную подпрограмму в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)», направленную на преодоление кризисных тенденций в развитии единой транспортной системы России. Одним из самых перспективных решений в данном аспекте следует считать приоритетное развитие международных транспортных связей, поскольку транзитный потенциал России пока используется явно недостаточно. |
| |
|
|