| | Проблемы современной экономики, N 4 (56), 2015 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Тарасова Т. Н. экономист Республиканского центра инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия),
аспирант Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск)
| |
| | В статье проведена систематизация инфраструктуры и исследуются возможности углубления процесса модернизации электронного правительства Республики Саха (Якутия). Рассматриваются способы взаимодействия граждан и бизнеса с правительством. Приведен опыт Южной Кореи в достижении высоких показателей в области создания и модернизации электронного правительства | Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), электронное правительство, зарубежный опыт формирования электронного правительства, Южная Корея | УДК 338.2 Стр: 225 - 227 | От развития IT-сферы в государственном секторе напрямую зависит уровень развития общества в целом. На сегодняшний день большинство стран мира ставят перед собой задачу максимальной информатизации отношений между различными социальными институтами. Формирование системы электронного правительства (e-Government) позволяет повышать эффективность государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг [1]. Если смотреть на внутреннюю структуру электронного правительства, можно выделить такие модели, на которых построены все процессы: G2B (государство — бизнес); G2C (государство — граждане); G2G (государство — государство).
В России модель электронного правительства была представлена в федеральной целевой программе «Электронная Россия 2002–2010 гг.», далее вторым этапом построения системы стала государственная программа «Информационное общество (2011–2020 годы)». По данным исследования ООН и сопровождающего его рейтинга стран мира по уровню развития электронного правительства на 2014 год Россия осталась на 27 позиции из 193 стран мира, как и в 2012 году. Следует отметить, что Россия является единственной страной, которая за период 2009–2012 гг. совершила значительный рывок в рейтинге (с 59 места на 27). Так, до сих пор существенно отстают от России страны БРИКС: Бразилия занимает 57 место, Китай — 70, Южная Африка — 93, Индия — 118. Однако, подробный анализ представленных в исследовании позиций России показывает, что подъем страны в рейтинге был обусловлен в большей степени составляющей, относящейся к развитию ИКТ-инфраструктуры, а не собственно качеству государственных услуг [2].
Реальные проблемы, с которыми соприкасаются власть и граждане, решаются на региональном и муниципальном уровнях государственного управления. Рассмотрим модель электронного правительства на примере Республики Саха (Якутия) как крупнейшем субъекте Российской Федерации.
Инфраструктура электронного правительства: технологические элементы и управление.
В Республике Саха (Якутия) с 2011 года реализуется государственная программа «Развитие информационного общества в Республике Саха (Якутия) на 2012–2017 годы». Согласно программе, необходимым элементом для поддержки инициатив электронного правительства является продуманная, хорошо разработанная, надежная и расширяемая инфраструктура. На сегодняшний день система представлена в виде Регионального центра управления инфраструктурой электронного правительства (рис. 1). | | | Рис. 1. Инфраструктура электронного правительства Республики Саха (Якутия) | Региональный центр управления инфраструктурой электронного правительства (далее — РЦУ) развернут в 2010 году в целях:
● автоматизации деятельности исполнительных органов государственной власти и их взаимодействия между собой в Республике Саха (Якутия), в том числе при предоставлении государственных и муниципальных услуг (функций) в электронном виде;
● мониторинга и управления ИТ-инфраструктурой исполнительных органов государственной власти и муниципального самоуправления Республики Саха (Якутия);
● обеспечения регламентированного предоставления юридически значимой информации государственным и муниципальным служащим, физическим и юридическим лицам;
● оптимального и безопасного размещения существующего и вновь вводимого серверного и телекоммуникационного оборудования в РЦУ;
● обеспечения бесперебойной работы ИТ-сервисов предоставляемых РЦУ, таких как централизованное обеспечение исполнительных органов государственной власти Интернет и справочно-правовыми системами, единый почтовый сервер, портал государственных услуг и другие сервисы.
В составе РЦУ действует программно-аппаратный комплекс Удостоверяющего центра Республики Саха (Якутия), обслуживающий не только документы в информационных системах республиканского значения, но и предоставляющий услуги Еврейской автономной области. В целях защиты информации и персональных данных выполнен комплекс работ и создан Центр аттестации по вопросам информационной безопасности.
Для обеспечения доступа граждан к государственным и муниципальным услугам с помощью универсальных электронных карт была создана ИС доставки государственных и муниципальных услуг на устройства самообслуживания с использованием федерального идентификационного приложения универсальной электронной карты в Республике Саха (Якутия).
Главным системообразующим элементом электронного правительства является Ситуационный центр Главы Республики Саха (Якутия). Основой информационного обеспечения работы Ситуационного центра является информация исполнительных органов государственной власти, централизуемая в центрах обработки данных РЦУ (далее — ЦОД) и территориально распределенная система Районных центров обработки данных (РЦОД).
В целях улучшения оперативной эффективности проводится программа «Автоматизированные рабочие места исполнительных органов государственной власти». Организовано централизованное обеспечение компьютерной и офисной техникой. Распоряжением Правительства РС(Я) № 425-рот от 06.05.2012 г. утвержден технический стандарт автоматизированных рабочих мест работников исполнительных органов государственной власти, завершается создание системы единой службы каталогов.
Региональная информационно-телекоммуникационная сеть «СахаИнформ-Сеть» — это сеть спутниковой связи в составе: 2 центральных земных станций спутниковой связи в г. Якутске, периферийных земных станций спутниковой связи в количестве 34 шт. в районных центрах, 72 шт. в наслегах, базовых станций беспроводного широкополосного доступа в количестве 32 шт. в районных центрах, 16 шт. в наслегах; Единая сеть передачи данных (ЕСПД), объединившая в единое информационное пространство 71 государственное учреждение [3].
Рассмотрим достигнутые положительные результаты внедрения данных проектов и проблемы при их реализации (таблица 1).
Таблица 1
Сравнительная характеристика внедрения инструментов электронного правительства в Республике Саха (Якутия)№ п/п | Положительные достигнутые результаты, возможные положительные эффекты | Проблемы при внедрении, возможные отрицательные эффекты |
---|
1 | Создана информационно-телекоммуникационная инфраструктура региона | Приоритетность рекомендаций федерального центра, способных идти в конфликт с целями программы;
Недостаточность финансовых инвестиций, связанная с нехваткой условий для финансовой привлекательности ИТ-проектов для бизнеса | 2 | Создана система межведомственного и межуровневого электронного документооборота Республики Саха (Якутия) | Возможность подделки электронных документов | 3 | Уменьшение затрат времени гражданами при оформлении документов | Нехватка специализированных кадров для внедрения данного проекта в реальную практику | 4 | Снижение уровня коррупционных явлений при оказании государственных услуг | Сложность популяризации проекта у сельских жителей. Наибольший интерес к присутствию государства в Интернет проявляют жители столицы, в то время как в районах республики интерес заметно ниже. Очевидно, объясняется данное явление лучшей ИТ-инфраструктурой г. Якутска, а также уровнем образования и особенностью профессий столичных жителей. | 5 | Развитие инфраструктуры «электронного правительства» следующими инструментами: УЭК, Ситуационный центр, РЦОД, АРМ, региональная ИТКС «СахаИнфорам-Сеть», а также на стадии организации — система комплексного экстренного оповещения населения Республики Саха (Якутия), АПК «Безопасный город» | Необходимость длительной подготовки нормативно-правовой базы для реализации проекта из-за несовершенства законодательства в данной сфере | 6 | Сокращение управленческих расходов | Организационная несогласованность |
Возможность применения зарубежного опыта формирования электронного правительства
Многие развитые страны начали процесс внедрения электронного правительства задолго до разработки подобных мероприятий в России, что делает вопрос изучения зарубежного опыта особенно актуальным.
Практическим примером в области внедрения e-Government по праву можно считать Южную Корею. По данным исследования ООН система электронного правительства Южной Кореи признана самой лучшей и эффективной в мире — страна с солидным отрывом опережает другие государства по степени охвата и качеству государственных услуг, уровнем развития ИКТ-инфраструктуры и человеческого капитала [5]. Решение о разработке инфраструктуры и базы электронного правительства в Южной Корее было принято в 1987 году, и на сегодняшний день жителям страны доступно более 4 тыс. государственных услуг по 12 категориям. Благодаря этой системе жители страны могут совершать практически все операции, не выходя из дома: начиная от покупок в магазинах и заканчивая оплатой счетов и оформлением документов. В общественных местах можно увидеть специальные терминалы, в которых легко найти нужную информацию или распечатать любую справку. Функционирование системы электронного правительства позволило за последние два года сэкономить для госбюджета более 1 млрд долларов и сократить число служащих почти на 9 тысяч человек. Общий социально-экономический эффект оценивается в 16 млрд долл.
Главным системообразующим элементом e-Government является веб-сайт южнокорейского правительства, который позволяет гражданам находить любую информацию, как на национальном, так и на местном уровнях. Электронное правительство — ворота к услугам через множество каналов, где каждый гражданин может воспользоваться государственными услугами, а также настроить их под свои личные нужды через мобильные приложения для iPhone и Android, доступные для скачивания на портале. Работает мощная поисковая система, а также продвинутая функция категоризации, которая перечисляет результаты веб-сайтов с нужными услугами и новостями.
Преследуя цель сближения электронных государственных услуг с передовыми информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) к 2015 году, корейское правительство в настоящее время реализует стратегию «Умное правительство». Планируется, что с его помощью у граждан будет простой и бесплатный доступ к государственным услугам, независимо от каналов доступа. Южная Корея надеется решить свои социальные проблемы низкой рождаемости и старения общества, в то же время активно реагируя на будущие потребности социального обеспечения и благосостояния населения.
На сегодняшний день правительство Южной Кореи стремится к определению государственных услуг, при оказании которых могут использоваться особенности мобильных устройств, основанные на определении местоположения и в режиме реального времени. Также разрабатывается быстрая и эффективная система безопасности и защиты жизнедеятельности — в случаях пропажи детей, преступлений и бедствий с помощью камер видеонаблюдения и сенсорных датчиков создаются современные сети сигнализации. Такие же сети создаются на основе отслеживания сельскохозяйственной, животноводческой и рыбной продукции, а также по борьбе с болезнями на основе связей с больницами, использования штрих-кодов, чипов и т.д. [4].
Изучение и применение успешной практики реализации электронного правительства зарубежных стран, в частности Южной Кореи, становится необходимым фактором достижения целей электронного правительства России, предупреждения возможных проблем информатизации органов власти и развития информационного общества.
Модель внедрения электронного правительства Южной Кореи опирается на:
— информатизацию социальной сферы — культуры, образования, здравоохранения;
— сокращение государственного аппарата за счет применения информационных технологий;
— развитие сети терминалов получения электронных услуг в часто посещаемых учреждениях;
— интеграцию порталов госуслуг с мобильными телефонами;
— поддержку IT-рынка отечественных компаний;
— развитие науки и образования в сфере информационных технологий.
Кроме того, интегрируются разрозненные сайты ведомств в единое информационное пространство.
Первым этапом информатизации социальной сферы может быть образование — подсоединение общеобразовательных учреждений к интернету и соединение их друг с другом через инструменты ИКТ. Это очень важный показатель мобильности всего населения страны. Реализация данного мероприятия решит проблему «малокомплектных» школ, проблему нехватки кадров в северных районах республики. Также один из важнейших этапов в области информатизации социальной сферы — обучение людей с ограниченными возможностями.
Вторым этапом — обеспечение тесного взаимодействия государственных органов, учреждений и предприятий, ведущих свою деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также взаимодействия с населением и субъектами предпринимательства в вопросах предоставления интерактивных услуг в сфере ЖКХ путем создания общей коммуникационной инфраструктуры.
Третьим этапом — интеграция порталов государственных услуг через мобильные приложения для iPhone и Android, а также настройка их под свои личные нужды, доступные для скачивания на портале страны.
Практическое воплощение этих задач позволит электронному правительству не только получать своевременную информацию о реакции народа на важнейшие решения, но и эффективно осуществлять идею сознательного участия и активного включения граждан в разрешение наиболее значимых проблем современного развития. |
| |
|
|