Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (57), 2016
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Макаров В. В.
заведующий кафедрой экономики и управления в связи
Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича,
доктор экономических наук, профессор

Иванова Н. О.
аспирант кафедры экономики и управления в связи
Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича


Классификация инфокоммуникационных предприятий на основе их инновационного потенциала
В статье представлена разработанная авторами классификация предприятий отрасли инфокоммуникаций с учетом их подхода к применению интеллектуального капитала как инновационного потенциала компании. Предлагаемая классификация может служить основой для разработки практических рекомендаций по оценке составляющих интеллектуального капитала предприятий отрасли
Ключевые слова: классификация предприятий, интеллектуальный капитал, отрасль инфокоммуникаций, инновационный потенциал
УДК 330.142; ББК 65.38   Стр: 76 - 79

Предприятие в условиях современной экономики вбирает в себя технические, организационные, социальные и экономические составляющие сферы деятельности, подтверждая свой многофункциональный характер. В настоящее время существует множество подходов к классификации предприятий, их можно условно разделить на количественные и качественные подходы. Однако до сих пор не разработана единая классификация компаний, формирующих отрасль инфокоммуникаций, поэтому в рамках данной работы представляется целесообразным уделить внимание этому вопросу, учитывая высокий инновационный потенциал рассматриваемой отрасли.
Инновационный потенциал отрасли ИКТ определяется следующими особенностями:
1. Темпы роста данной отрасли в 3–4 раза превышают темпы роста других отраслей хозяйства;
2. Большая доля добавленной стоимости в конечной продукции [4];
3. Крупные объемы экспорта и, что особенно важно, высокий инновационный потенциал, обслуживающий не только обладающую им отрасль, но и другие смежные отрасли экономики;
4. Передовые в научно-техническом отношении стратегии развития, производственный аппарат и кадровый потенциал;
5. Значительные финансовые затраты на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
6. Изготовление и использование технически передовой продукции.
Различные исследования показали, что существует тесная связь между развитием ИКТ и экономическим благополучием страны. Именно степень освоения информационных технологий и телекоммуникационная инфраструктура в настоящее время становятся важнейшими факторами экономического прогресса, обеспечивая стабильно высокие темпы развития экономики страны и регионов. Все это определяет отрасль телекоммуникаций как отрасль инфраструктуры. Можно утверждать, не без оснований, что развитие экономики страны в целом напрямую связано с развитием связи и информационных технологий [1].
Под инфокоммуникационной услугой сегодня понимается результат экономической деятельности по удовлетворению потребностей пользователей в передаче и распространении созданной с помощью информационных и телекоммуникационных технологий информации. Также к данному отраслевому рынку следует относить услуги и работы по строительству каналов связи, активно участвующих в производственном процессе инфокоммуникационных услуг.
В настоящее время инновации являются важнейшим источником конкурентного преимущества, по своей сути это интеллектуальные организационные процессы предприятия, реализуемые посредством коллективных знаний сотрудников. Из вышеизложенного вытекает тот факт, что интеллектуальный капитал представляет собой основу инновационного потенциала предприятия. В связи с этим предлагается провести классификацию предприятий связи, основываясь на двух критериях: «конечный продукт» и «инновационный потенциал» (который раскрывается степенью освоения элементов интеллектуального капитала) предприятий отрасли, что позволит в дальнейшем использовать полученную иерархию при выведении рекомендаций по оценки интеллектуального капитала отдельных видов предприятий инфокоммуникаций.
На рисунке 1 представлена иерархическая схема, отражающая классификацию предприятий отрасли инфокоммуникаций, которая основана на результатах отдельных исследований в области классификации предприятий связи. В комплексную структуру отрасли инфокоммуникаций входят: традиционная отрасль услуги связи, сектор информационных технологий и сектор строительства объектов связи. Деятельность организаций сектора связи заключается в приеме, передаче и доставке информации и почтовых отправлений. Деятельность предприятий сектора информационных технологий направлена на удовлетворение потребностей в обработке и накоплении информации, применении информационных технологий в управлении, производстве и социальной сфере. Сектор строительства объектов связи выполняет функцию создания каналов связи, посредством которых осуществляют свою деятельность другие два вышеперечисленных сектора отрасли инфокоммуниаций.
Рис. 1. Классификация предприятий инфокоммуникаций с учетом их интеллектуального потенциала

Далее будут кратко рассмотрены наиболее перспективные сегменты данной отрасли с точки зрения того, какие предприятия попадают в ту или иную группу, и с какими составляющими интеллектуального капитала они работают.
Сектор информационных технологий представляет собой совокупность предприятий, отличающихся развитым подходом к использованию интеллектуального капитала, а именно компании сегмента ИТ-услуг, сегмента программного обеспечения и сегмента оборудования и аппаратно-программных комплексов. Экспертами данной сферы неоднократно отмечалось, что качественное развитие многих отраслей экономики России (медицина, образование, энергетика, финансовый сектор и другие) тесно связано со степенью внедрения информационных технологий в ведение бизнеса. Именно они являются перспективным запасом роста отрасли инфокоммуникаций, так как каждый год на рынок выходят новые продукты и услуги в сфере ИТ, способные повысить эффективность как бизнеса, так и качества жизни населения страны в целом. Стоит отдельно отметить, что интеллектуальный потенциал предприятий сектора ИТ-услуг очень велик, здесь представлены все три составляющие интеллектуального капитала: человеческий, структурный и потребительский капиталы. ИТ-услуги лежат в основе сектора интеллектуальных услуг, иными словами рассматриваемый сектор отрасли инфокоммуникаций — это система экономических, правовых и организационных отношений по продаже продуктов интеллектуального труда на коммерческой основе, то есть это рынок интеллектуальных услуг.
В отличие от торговли материально-вещественными товарами и продукцией, здесь в качестве предмета продажи выступают информационные ресурсы и различная профессиональная информация, основывающиеся на инновационных разработках и ноу-хау, а также инженерно-технические услуги, лицензии и патенты, которые являются элементами структурного капитала. Услуги, предоставляющиеся компаниями данного сектора, обладают рядом отличительных характеристик:
● носят преимущественно кастомизированный характер, достаточно низкая доля стандартных, «коробочных» услуг;
● из первого свойства вытекает необходимость тесного контакта исполнителя работы с заказчиком на протяжении всего срока оказания услуги;
● оказание услуг с учетом значительного временного резерва;
● большая доля фонда оплаты труда в себестоимости услуги;
● значительные издержки на обучение и адаптацию специалистов компании, что в свою очередь позволяет формировать перспективный человеческий капитал (вторую составляющую интеллектуального капитала).
Составляющие человеческого капитала, которые являются в данном случае основой как структурного, так и потребительского капиталов, представлены наиболее ярко в секторе ИТ. В связи с тем, что данный сектор ИКТ развивается опережающими темпами, на таком рынке труда присутствует высокая конкуренция за человеческие ресурсы, так как ценность должности, например, программиста, внутри компании, работающей, к примеру, на рынке программного обеспечения высока и завязана на стратегию компании. Предположим, что наша цель — стать лидирующей продуктовой компанией с уникальными программными продуктами, тогда в качестве ключевых должностей мы выделим разработчиков, программистов и коммерческий департамент, то есть это и есть основная часть того человеческого капитала, максимальную отдачу от которого наша компания планирует получить. А значит, в компании будут создаваться условия, мотивирующие, привлекающие и развивающие наиболее конкурентоспособных специалистов в этой области с рынка труда. Также стоит отметить, что человеческий капитал в данном секторе отрасли инфокоммуникаций развит в наибольшей степени. На российском рынке разработчики софтверных компаний оплачиваются выше, чем специалисты других отраслей и специальностей с аналогичным весом должности. Например, на уровне уверенного специалиста-разработчика разрыв достигает 30%, на уровне тим-лидера — 20% [5]. Потребительский капитал также хорошо развит в данном секторе, так как современная клиентская база, высокий уровень доверия и лояльности — это то, что необходимо для успешного функционирования сферы любых услуг, в том числе ИТ. Что касается структурного капитала, то он ярко представлен интеллектуальной собственностью, которая развита в данном секторе не хуже, чем человеческий капитал. Этот факт подтверждается тем, что рынок программного обеспечения — это, по сути, рынок интеллектуальной собственности в виде отчуждения имущественных интеллектуальных прав, лицензионных соглашений об использовании программного обеспечения, баз данных и розничных продаж экземпляров программных продуктов в сопровождении «коробочных лицензий».
Сектор услуг связи в свою очередь является совокупностью предприятий с развивающимся подходом к использованию интеллектуального капитала, сюда относятся предприятия, занимающиеся производством и продажей телекоммуникационного оборудования, операторы сотовой и фиксированной связи, представители почтовой связи, радиосвязи, телевидения, спутниковой связи и документальной электросвязи. Наиболее перспективным сегментом в секторе услуг связи в направлении использования элементов интеллектуального капитала является сегмент сотовой связи, который представлен такими крупными игроками российского рынка мобильной связи как: МТС, Вымпелком, Мегафон, Tele2, Ростелеком, Мотив, а также независимыми региональными операторами связи [2]. Это продиктовано продолжающимся ростом сотовой связи посредством более молодых и быстро развивающихся сегментов: М2М-услуги, рынок цифрового контента, сегмента VPN и др. С точки зрения интеллектуального потенциала на данных предприятиях также представлены все три составляющие интеллектуального капитала:
● Потенциал потребительского капитала раскрывается в построении современной и постоянно развивающейся системы надежных и долгосрочных отношений с контрагентами (это может быть реализовано посредством внедрения CRM-систем), а также в развитии имиджа и бренда предприятия, что способствует формированию необходимого для развития на данном рынке лояльного отношения клиентов и узнаваемости среди конкурентов. Например, по данным агентства Brand Finance, которое опубликовало рейтинг самых дорогих американских брендов за 2014 год, где первая позиция занята брендом Аpple со стоимостью 104,7 млрд долларов, Amazon.com разместился на 7-ой строке с показателем в 45,1 млрд долларов. А компания OZON.ru, в свою очередь, согласно исследованию Online Market Intelligence уже два года подряд (2013–2014 гг.) занимает первое место в рейтинге интернет-магазинов, что свидетельствует о приверженности покупателей данному бренду. Также потребительский капитал может быть подкреплен с помощью комплексного подхода к коммуникациям с клиентами в мобильной среде, что реализуется, например, по средствам мобильных приложений для сервисов доставки (заказ делать быстрее, чем по телефону), брендирование Wi-Fi точки, таргитерованные SMS-рассылки, вывод приложений в топы;
● человеческий капитал, например, на рынке цифрового контента, который динамично развивается и подвергается внедрению инноваций, является основополагающим интеллектуального потенциала предприятий данного вида в целом, так как без него, а именно профессиональных и интеллектуально развитых человеческих ресурсов, невозможно создавать и поддерживать на конкурентоспособном уровне остальные составляющие интеллектуального капитала. Сюда относятся: уровень профессионализма сотрудников в IT-сфере, творческий потенциал, специальные знания и отдельные личностные качества работников. Количество специалистов, способных к реализации новых идей и бизнес-концепций, становится решающим аспектом формирования, как интеллектуального потенциала, так и уровня рентабельности предприятия. Так существуют сведения, что основатель Amazon.com, Джеф Безос заставлял своих подчиненных совершенствоваться, ставя перед ними все более сложные задачи. Все сотрудники были согласны на такие условия и не только потому, что они владели частью акций компании или хотели поддержать командный дух, но главным образом потому, что они имели право голоса при принятии решений. Безос говорил, что «культура внутри компании — это то, что конкуренты никогда не смогут перенять» [3];
● структурный капитал в данном сегменте отрасли инфокоммуникаций проявляется в основном посредствам программного обеспечения управления деятельностью предприятия, разрабатываемых в организации стратегий и интеллектуальной собственности, включающей патенты. К примеру, основной вектор развития интеллектуального потенциала рынков мобильного телевидения и мобильного интернета заключается в разработке новых цифровых продуктов, приложений и услуг, необходимых для продвижения мобильного ТВ и Интернета, то есть в преумножении интеллектуальной собственности предприятий. Для реализации этого также необходимо нанимать интеллектуально перспективных и профессионально развитых сотрудников в особенности в доходогенерирующих сферах деятельности, а на предприятиях должны быть реализованы отработанные инструменты коллективной работы.
Сектор строительства объектов связи представляет собой предприятия, выполняющие строительно-монтажные и проектные работы, со слабым подходом к использованию интеллектуального капитала. Тем не менее, у них есть вектор для развития своего интеллектуального потенциала. У данных предприятий наиболее развит структурный капитал, который отвечает за способности компании соответствовать требованиям, предъявляемым со стороны рынка. Он представлен в первую очередь товарным знаком (ЗАО «ТрансТелеКом», ЗАО «Гипротранссигналсвязь», ПАО «Ленгипротранс», ОАО «Лентелефонстрой» и другие), организационной структурой управления предприятием, техническим и программным обеспечением управления деятельностью компании, разрабатываемыми в организации стратегиями и методами стандартизации, а также ведением бухгалтерского и управленческого учета.
В заключение стоит отметить, что разработанная и представленная в данной статье классификация предприятий отрасли инфокоммуникаций посредствам объединения двух критериев построения иерархии: классического и «интеллектуального», способна стать основой для дальнейшего исследования и выведения практических рекомендаций по качественной и, главное, стоимостной оценке составляющих интеллектуального капитала предприятий изучаемой отрасли с учетом особенностей каждого её сектора.


Литература
1. Макаров В.В. Телекоммуникации России: состояние, тенденции и пути развития. — Монография — М.:ИРИАС. — 2007. — С. 18–28.
2. Макаров В.В. Обеспечение конкурентоспособности оператора связи путем инновационного развития // Электросвязь. — 2011. — №9. — С. 30–33.
3. Ребекка Саундерс Бизнес путь: Amazon.com. Секреты самого успешного в мире сетевого бизнеса. — СПб: Крылов. — 2003. — С. 54–55.
4. Федоров С.Ф. Сущность и специфические особенности наукоемких отраслей // Креативная экономика. — 2009. — № 12 (36). — c. 50–53. — http://old.creativeconomy.ru/articles/2858/ (дата обращения: 20.12.2015)
5. Как изменились зарплаты программистов в России в 2013 году [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cnews.ru/news/top/kak_izmenilis_zarplaty_programmistov (дата обращения 24.12.2015).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия