Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (12), 2004
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
Фетисов В. Д.
заведующий кафедрой финансов и кредита
Нижегородского государственного коммерческого института,
доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН

Фетисова Т. В.
преподаватель кафедры частного права
Нижегородского государственного коммерческого института


НЕФОРМАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОСОБЕННОСТИ ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Одной из малоизученных областей экономической науки является исследование проблем неформальной (теневой, ненаблюдаемой) экономики, хотя, даже по официальным данным, ее доля в ВВП различных стран составляет от 5 до 50%.
Такая экономика предлагает существование и неформальных финансов, и различных экономических субъектов как системы внеправового функционирования денежных фондов.
Как экономическая категория неформальные финансы - это выражение тайных денежных отношений между экономическими субъектами по поводу формирования и использования денежных фондов. Субъектами в этих неформальных отношениях могут быть:
1) физические лица (предприниматели, наемные работники), 2) организации (юридические лица), 3) государство, 4) межгосударственные структуры, 5) неформальные образования. При этом одна сторона отношений выступает, как правило, в роли активного субъекта, вторая - пассивного. Объектами неформальных финансовых отношений являются, во-первых, деньги, во-вторых, разнообразные ценные бумаги, в-третьих, различные обязательства экономических субъектов.
Основные признаки неформальных финансов - их денежный (стоимостной), внеправовой, негласный (тайный), рисковый характер. Это, прежде всего, денежные (стоимостные) потоки, идущие от одних субъектов к другим. Внеправовой их характер означает, что они противоречат законам государства либо связаны с злоупотреблением правами экономических контрагентов. Негласный (тайный) характер определяется финансовой тайной операций. Рисковый их характер выражается в правовом и экономическом риске.
Вместе с тем неформальные финансы, как и все другие финансы, выполняют функции распределения, перераспределения, контроля, регулирования и стимулирования. В их сфере происходит разделение фондов на формальные и неформальные фонды потребления и накопления; распределение тайно созданной стоимости между всеми участниками неформальных отношений, распределение дохода на неформальные фонды собственников, перераспределение фондов специального назначения организаций, перераспределение фондов между экономическими субъектами.
Неформальное отчуждение ценностей - весьма распространенное явление. Оно происходит с использованием прямых и косвенных методов - путем отчуждения одними организациями средств у других организаций, отчуждения организациями средств у государства, отчуждения организациями средств у физических лиц.
Существует неформальная финансовая политика организаций (НФПО) и существующий менеджмент (МНФО). Первая - это политика по внеправовой, тайной защите и реализации денежных интересов субъектов теневой экономики (политика внутренняя, внешняя и зарубежная), разделяющаяся на бюджетную, денежно-кредитную, ценовую и страховую.
Особое влияние на характер НФПО в современных условиях оказывают: дифференциация возможностей удовлетворения потребностей членов организаций, общества и отдельных стран, глобализация экономики, выражающаяся в интенсификации процесса дальнейшего развития международного разделения труда, мировой торговли финансового рынка, бурное развитие виртуальных денежных отношений. Объем ежедневных операций только на валютных рынках мира достигает 2 трлн долл., что в десятки раз превышает суточное производство мирового ВВП, обострение конкуренции и борьбы за сферы мирового влияния.
Неформальная финансовая политика организаций претворяется в жизнь посредством менеджмента неформальных финансов организаций, представляющего собой тайную систему управления стоимостными (денежными) потоками и фондами.
От общепринятого менеджмента менеджмент неформальных финансов отличается отсутствием обязательной системы взаимосвязей и зависимостей между правовым обеспечением и управлением финансами - официальное право заменяется "финансово-силовым". Кредиты часто бывают бесплатными, а иногда могут вообще не возвращаться.
Информационное обеспечение более достоверно и в то же время, как правило, имеет конфиденциальный характер. Конфиденциальным является и нормативное обеспечение. Планирование представляет собой более субъективный процесс. Его объектом служат неформальные денежные потоки и фонды экономических субъектов, получающие отражение в тайных финансовых планах, балансах, сметах и т. д. Центральное место в системе финансовых планов занимает неформальный бюджетный план, определяющий движение, формы и методы образования и использования доходов и расходов. Оперативное регулирование неформальных финансов охватывает текущую деятельность организации по формированию и использованию скрытых денежных потоков и фондов.
Учет, контроль и анализ неформальных финансов - неотъемлемые атрибуты тайной управленческой деятельности. Он позволяет предотвратить опасные ситуации, вскрыть нарушения неформальной финансово-бюджетной дисциплины, выявить дополнительные резервы для улучшения экономических показателей. На практике это теневая бухгалтерия, скрытые анализ и отчетность. Особое значение имеет инвестиционный анализ, поскольку инвестиции в теневую экономику отличаются внеправовым характером и повышенным риском. При этом в последнее время в МПФО растет роль мотивации, оперативного руководства и снижается значение отчетности.
Особую роль в менеджменте неформальных финансов играют информационно-финансовая разведка (экономико-финансовый шпионаж), обеспечение информационно-финансовой безопасности и деятельности специальных силовых структур.
В целом сферы, технологии и инструменты неформальной финансовой политики и менеджмента неформальных финансов организаций (предприятий) могут быть представлены в виде следующей схемы:
Решаются следующие задачи:
Экономия денежных средств на официальной регистрации организаций, уклонение от налогов и совершение одноразовых финансовых сделок, регистрация организаций с условиями получения различных привилегий, создание условий для будущей неформальной финансовой деятельности, организация запрещенной предпринимательской деятельности - важнейшие задачи НФПО и МНФО.
В ходе кампаний по борьбе с нелегальным производством, например, алкогольной продукции тайные предприятия в России обнаруживаются почти ежемесячно. Аналогичная картина и в других сферах экономики, особенно в малом бизнесе. Повсеместным явлением стало создание фиктивных организаций-однодневок, предназначенных для совершения одной-двух финансовых операций. Возросло значение конкурентной борьбы за получение привилегий на рынках, ведущее к увеличению масштабов подкупа. Неучтенный оборот только негосударственных оптовых фирм составляет 28-30% от общего объема товарооборота.
По мнению руководства МВД РФ, в целом обороты контрафактного бизнеса достигают десятков миллиардов долларов. Отдельные эксперты оценили их в 2003 г. как оборот от 50 до 90% всей производимой продукции. Особенно велика доля производства контрафактных видео - 82%, программных продуктов - 87%[1].
Огромные финансовые ресурсы проходят через сферу производства запрещенных наркотиков, алкогольных напитков, сексуальных услуг. В частности,
1 доллар, вложенный в наркобизнес, дает прибыль в 10-12 тыс. долл.[2] Обороты наркоторговли в России еще в 2000 г. оценивались в 2,1 млрд долл.[3] Еще большие обороты характерны для нелегального производства алкогольных напитков и оказания сексуальных услуг.
Тайное производство обусловливает и теневую занятость. Сегодня около 15-30% российских наемных работников используются неформальными финансовыми организациями на более или менее регулярной основе, прежде всего в малом бизнесе, строительстве, сельском хозяйстве, торговле и сфере услуг. При этом финансовые отношения с наемными работниками основываются на устной договоренности, увольнения происходят без учета социальных гарантий. Массовое распространение имеют задержки с выплатой заработной платы, неуплата отпускных и неоплата листов нетрудоспособности. Просроченная задолженность по заработной плате в организациях (даже без занятых в сфере малого предпринимательства) на 1 октября 2004 г. составила 18 млрд руб.[4]
Легализация и отмывание денег в теневой экономике, по экспертным оценкам, определяется суммой в 2-2,5 трлн долл. в год[5] . В стране сформировалась организованная сеть нелегального (теневого) обращения и перевода за границу товарных, валютных, сервисных и интеллектуальных ресурсов. Денежные средства за якобы поставленные товары или оказанные услуги направляются на счета иностранных фирм в российских банках и затем через корреспондентские счета иностранных банков перемещаются за границу. Существенная часть неучтенного валютного оборота образуется и при незаконном импорте товаров. В целях уклонения от уплаты таможенных сборов и налогов фактические объемы и цены импортируемых товаров, как правило, искажаются в сторону занижения. Неучтенные товары реализуются опять-таки теневыми структурами.
В связи с огромным числом официально бездействующих организаций, достигшим к середине 2004 г., по данным Минфина РФ, 3 млн.[6], и отсутствием эффективного механизма ликвидации таких организаций "черный" рынок расширяется.
Из-за несовершенства законодательства о банкротстве многие предприниматели и кредиторы используют процедуру банкротства в незаконных целях. Более 30% всех зарегистрированных в России случаев банкротства предприятий имеет криминальный и заказной характер. Преднамеренное банкротство стало доходным бизнесом[7] .
Особое значение в теневом финансовом бизнесе имеет оценка стоимости предприятий. По данным экспертов компании "Прайсвотерхаус Куперс" (Pricewaterhouse Coopers), стоимость российских предприятий занижена, по крайней мере, в 10 раз. В результате имеет место и скрытое перераспределение государственных ресурсов.
Неформальное распределение и перераспределение финансовых средств осуществляется через бюджетный механизм, финансовый рынок, ценовой механизм, неформальные образования, в первую очередь через секретные фонды организаций, "общаки" преступных группировок, фонды и через неформальные финансовые сферы официальных бюджетов посредством уклонения от уплаты и недоплаты обязательных платежей (налогов, взносов, паев), взимания незаконных платежей, штрафов, поборов, получения эксклюзивных ассигнований, льготных или бесплатных кредитов, дотаций, хищений, расходования средств экономических субъектов (государства, юридических и физических лиц) не по назначению, неэффективного использования средств, мошеннических операций.
По данным американской ассоциации специалистов по борьбе с мошенничеством, и американские компании теряют до 6% прибыли из-за мошеннических действий своих сотрудников, в основном, из-за использования активов не по назначению[8] . Широкое распространение имеет использование в личных целях аудиовидеотехники, транспорта, недвижимости, различных услуг. В России, по оценкам Рабочего центра экономических реформ при правительстве РФ, только 1,5% российских предприятий уплачивают налоги своевременно и полностью, а около трети предприятий вообще уклоняются от уплаты налогов.
Подобная ситуация характерна фактически для всех стран. Расследования американской Комиссии по ценным бумагам и биржам показали, что банки США постоянно "экономят" на налогах, используя различные схемы, в том числе практику создания инвестиционных фондов. В частности, один из крупнейших американских банков Bank of Ameriсa с 1999 г. по май 2003 г. перевел в свой инвестиционный фонд более 8 млрд долл., тем самым уменьшив отчисление налогов на 750 млн долл.[9] Для уклонения от налогов широко используются оффшорные, холдинговые и другие схемы.
Особую роль в системе неформальных финансов играет финансовый рынок: незаконная эмиссия, спекуляции, фальсификация, хищения и т. д. на валютном рынке и рынке ценных бумаг, мошенничество, ростовщические частные сделки, спекуляции, хищения, подлоги, фальсификация страховых случаев, подделка страховых документов и т. д. на кредитном и страховом рынках.
Здесь широко используются возможности оффшорных зон, незаконное предоставление банковских кредитов и гарантий, необоснованные переводы валютных средств в зарубежные банки, прямое мошенничество и прямые хищения денежных средств. Так, в США наибольшее число случаев финансового мошенничества приходится на кредитные организации (54% опрошенных респондентов в банках) и страховые компании (49% опрошенных страховщиков)[10]. Федеральная комиссия США по ценным бумагам в 2003 г. в связи с этим оштрафовала ряд крупнейших инвестиционных банков на сумму в 4,1 млрд долл.
В последнее время инструменты финансового рынка активно используются для неформальных финансовых отношений не одной, а несколькими крупными организациями (банками и фирмами). Яркий пример: банкротство американской компании Enron, итальянской Parmalat и других.
Одной из теневых финансовых операций является сознательное, иногда и принудительное приобретение по заниженным ценам ценных бумаг российских предприятий, как правило, через подставные фирмы-посредники ("однодневки") с использованием механизма депозитарных расписок. Примерно таким образом известный бизнесмен 1990-х гг. А. Андреев вынужден был расстаться с контрольными пакетами акций "Автобанка", банка "Союз", "Ингосстраха", комбината НОСТА и других предприятий[11].
Сферой российского финансового рынка, в которой проблема перевода капиталов в тень вызывает наибольшую озабоченность, является вексельное обращение. Доля расчетов векселями в экономике, по данным Госкомстата, составляет около 5%, а по экспертным оценкам, с учетом теневого оборота - 20-30%[12].
Одной из драматических страниц истории теневых финансов является деятельность финансовых пирамид в России в 1993-1995 гг., когда в результате финансовых преступлений инвесторам был нанесен ущерб почти в 20 млрд рублей. Финансовые пирамиды продолжают существовать и в настоящее время.
Ценовой механизм организаций складывается из использования системы неэквивалентных (демпинговых, спекулятивных, монопольных) цен и тарифов на внутреннем и внешнем рынках в нарушение действующего публичного права. Цены и тарифы, устанавливаемые исполнительными органами власти на государственные товары и закупки, отдельные товары и услуги массового потребления в нарушение принятых законов (задним числом, вне аукционов и т. д.), - повсеместное явление. Так перераспределяется значительная часть государственных и частных средств. Неэквивалентный обмен осуществляется и путем обсчета, обвеса, подлога.
Еще одно направление неформальных финансовых отношений связано с деятельностью различных неформальных образований (теневых предприятий, клубов, лож, сект, международных образований, преступных группировок и др.). Например, казанская преступная группировка "Жилка", контролировала в 90-е годы около 500 предприятий Татарстана, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России[13]. Осуществляемая на такой основе легализация незаконных доходов в мировой экономике осуществляется организациями, как правило, тремя методами: 1) размещение (отмывание доходов, полученных из нелегальных источников через традиционные и нетрадиционные финансовые учреждения); 2) расслоение (отмывание доходов, полученных из нелегальных источников); 3) интеграцию (отмывание незаконных доходов). По оценкам экспертов, оценивается суммой в 2,5 трлн долл. в год[14].
Важнейшая сфера неформальных денежных потоков - коррупционные отношения.
Чиновники, в том числе в системе правоохранительных органов, нередко обеспечивают "крышу" и выступают посредниками в неформальных финансовых операциях. Согласно оценкам правоохранительных органов РФ, до 50% прибыли таких отраслей, как нефтяная и газовая, тратится на подкуп различных должностных лиц, составляя многие миллиарды долларов[15]. По данным НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, на вопрос: "Может ли предприниматель обойтись без того, чтобы никому не давать взятки?" положительно ответили: 2% опрошенных - необходимо за получение лицензии, 4% - сотрудникам МВД, 7% - в целом правоохранительным органам, 2% - представителям преступных формирований и 1% - разным контролерам и инспекторам [16]. По некоторым данным, общая сумма взяток, выплачиваемая российскими предпринимателями, составляет 33,5 млрд долл. в год, что соответствует трети федерального бюджета страны[17].
Существование неформальных финансов организаций, в конечном счете, обостряет проблему финансовой безопасности предприятия и организаций, что может привести к их банкротству, деформирует бюджетную систему в связи с сокращением доходов и изменением структуры бюджетов, коррупцией и незаконной лоббистской деятельностью, увеличивает число ошибок при макроэкономическом регулировании в связи с отсутствием достоверных данных о масштабах, структуре и динамике скрытой части финансовой деятельности, дестабилизирует финансово-кредитную систему, приводит к увеличению масштабов легализации преступных доходов и вывоза капитала за рубеж, увеличивает расходы организаций и государства по обеспечению экономической безопасности.
Вместе с тем, особенно в переходной экономике, неформальные финансовые отношения могут способствовать повышению занятости населения. В России они полностью обеспечивают жизнедеятельность 15-20% населения.
Для регулирования неформальных финансов организаций необходимо совершенствование корпоративного законодательства в России, всех странах СНГ, ЕврАзЭС, совершенствование менеджмента в финансовой деятельности, последовательное соблюдение гражданского законодательства.
В феврале 2003 г. в РФ принят Закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Для его реализации создан Комитет по финансовому мониторингу, который за три года своей работы заинтересовался 13 300 операциями.
Крайне важна реализация решений ЕврАзЭС от 9.02.2004 г. "О приоритетных направлениях развития ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы" для повышения эффективности воздействия на неформальные финансы в странах-членах Сообщества. В частности, необходим согласованный подход к решению проблемы контрафактной продукции - с учетом и того факта, что за счет приобретения контрафактной продукции малообеспеченные слои населения в настоящее время дополнительно получают продукцию на 1,0-1,5 тыс. руб. в год.


1 Российская газета. 2004, 24 сент.
2 Наркотики - оружие массового поражения // ЗФН. - 2003. - 28 октября. - С. 14.
3 Стратегия для России: 10 лет СВОП. - М.: Вагрус, 2002. - С. 694-705.
4 www.gks.ru
5 Деньги кредит. - 2003. - N 9. - С. 3.
6 Российская газета, 2004. - N222 - 29 сент.
7 Финансы. - 2004. - N 4. - С.5.
8 Ведомости. - 2004. - 20 янв.
9 Банковское дело. - 2003. - N 9. - С. 40.
10 Банковское дело. - 2003. - N 9. - С. 32.
11 Коммерсантъ Деньги. - 2004. - N 39. - С. 58.
12 Экономика и жизнь. - 2004. - N 3. - С. 2.
13 Аргументы и факты. - 2004. - N 38. - С. 16.
14 Деньги кредит, 2003. - N 9. - С. 3.
15 См.: Экономика и жизнь. - 1999. - N 41. - С. 3.
16 См.: Экономика и жизнь. - 1999. - N 41. - С. 3.
17 См.: Чистые руки. - 2003. - N 9.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия