| | Проблемы современной экономики, N 1 (57), 2016 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Цёхла С. Ю. заведуюший кафедрой менеджмента предпринимательской деятельности
Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь),
доктор экономических наук Симченко Н. А. заведуюший кафедрой экономической теории
Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского» (г. Симферополь),
доктор экономических наук Павленко И. Г. доцент кафедры менеджмента предпринимательской деятельности
Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь),
кандидат экономических наук
| |
| | Глобальные социально-экономические преобразования, которые произошли на Крымском полуострове со времени его вступления в состав Российской Федерации вызвали ряд тенденций в обществе. Учитывая актуальность указанной темы, цель статьи заключается в исследовании трансформации на рынке труда Республики Крым в контексте модернизации экономики региона, позволяющем разрабатывать рекомендации по проведению необходимых мероприятий, способствующих более гладкому и эффективному протеканию трудовой адаптации жителей Республики Крым | Ключевые слова: Республика Крым, трудовая адаптация, модернизация, рынок труда, персонал, мобильность | УДК 331.5 (477.75) Стр: 120 - 123 | Важнейшей составляющей развития Крымского федерального округа является развитие рынка труда, поскольку от эффективности его функционирования зависят направления и темпы макроэкономической динамики, уровень и качество жизни граждан. Трудоресурсный потенциал региона формируется под влиянием общих факторов (демографических процессов, состояния общественного производства, законодательной базы, эффективности механизмов мотивации труда); специфических особенностей, связанных со статусом региона, характером его специализации в территориальном разделении труда и т.п.; региональной политики обеспечения занятости и повышения эффективности использования трудовых ресурсов.
Проблема мотивации персонала считается довольно исследованной равно как в иностранной, так и в отечественной литературе. Имеется много теорий и школ управления персоналом и его мотивации, много точек зрения, в некоторых случаях пусть даже полярных. Наиболее известными отечественными исследователями в этой области являются: А.П. Волгин, В.П. Галенко, М.В. Грачев, Э.Е. Старобинский, В.В. Травин и др. Зарубежные исследователи, занимавшиеся этой проблемой: А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Мак Клелланд. Вместе с тем, попытки приспособить традиционные концепции мотивации в нашем времени в значительной степени не систематизированы, что усложняет фактическое использование технологий и методов мотивации. Трудность организации системы мотивации персонала на практике обуславливается также слабой изученностью специфики мотивации персонала, занятых в отдельных секторах экономики и видах производства. В связи с этим целью статьи стало исследование трансформации на рынке труда Республики Крым в контексте модернизации экономики региона.
Мотивация — это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов [1].
Мотивы, связанные с трудовой деятельностью, принято разделять на три группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы. Конкретная деятельность определяется в конечном итоге всеми этими мотивами (мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов выбора профессии, а последние ведут к мотивам выбора места работы) [2, с. 270].
Мотивы трудовой деятельности имеют несколько групп причин — побуждения общественного характера, получение определенных материальных благ, удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении, самореализации.
Мотивы выбора профессии — это сознательный выбор профессии, который происходит с ориентацией человека на имеющиеся у него социальные ценности.
Мотивы выбора места работы — это «внешние» и «внутренние» факторы, которые рассматриваются человеком в процессе принятия решения — куда пойти работать. Оценка внешней ситуации (положительных и отрицательных производственных факторов) включает в себя: величину заработной платы, льготы, представляемые работающим на данном предприятии; близость к дому, удобство транспортного сообщения; эстетику места работы и наличие вредного производства; одно-двух-или трехсменность, наличие твердого или свободного графика работы; надежность и престиж фирмы, компании; меру ответственности; возможность одновременно с работой учиться в вузе; психологический климат в коллективе, систему поощрений и наказаний.
Оценка своих возможностей включает: состояние здоровья, наличие способностей к данной работе и профессионально важных качеств, уровень образования, склонность к работе без стрессов, в свободном ритме или к монотонной работе с заданным темпом.
Оценка выбираемого места работы с учетом интересов касается возможности продвижения на данном предприятии или в учреждении по «служебной лестнице», руководящей работы, профессионального роста, проявления личной инициативы и выдумки (творчества) [2, с. 272].
Трудовая деятельность персонала в организациях любых отраслей предполагает наличие мотивации. Под термином мотивации в научно-практическом менеджменте подразумевается процесс стимулирования себя и других к деятельности, что способствует достижению как личных, так и общих целей организации [3, c. 61].
Успешность трудовой адаптации жителей Крыма в России зависит от ряда причин — мотивации работника, условий принимающего общества, внутренних и внешних факторов экономического, политического, социального, психологического, культурного характера. Как свидетельствуют социальные опросы и результаты последних исследований, крымчане достаточно легко адаптируются к условиям российского рынка труда, к тем формальным и неформальным институтам, которые присутствуют на нем.
Способствует этому ряд факторов: во-первых, проводимая Россией политика, которая заключается в том, что население Крыма — это теперь национальные трудовые ресурсы страны и крымчане, безусловно, имеют преимущества перед иностранцами при найме на работу в регионах России.
В представительствах Фонда обязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы и в центрах занятости обеспечен доступ к базе данных, включающей в себя более 2 млн вакансий во всех субъектах Российской Федерации. Крымчане имеют возможность стажироваться на предприятиях различных регионов России за счёт средств федерального бюджета.
С 2015 года в Крыму действует Трудовой кодекс Российской Федерации. Большинство положений трудового кодекса РФ, по сравнению с украинским, выгоднее для работников. Так, например, отпуск составляет 28 дней, в отличие от отпуска в 24 дня по украинскому закону, государством обеспечивается более широкий спектр льгот и их содержание и т.д. [4].
В 2014 г. в Крымском федеральном округе из 1625 тыс. человек в возрасте 15–72 лет, проживающих в частных домохозяйствах и ответивших на вопросы о занятости и поиске работы, 1039 тыс. человек, или 64%, были экономически активными (в среднем по России в 2010 году — 69%), а 586 тыс. человек, или 36% — экономически неактивными (в среднем по России в 2010 году — 31%) (таблица 1) [5].
Таблица 1
Экономическая активность населения Крыма, 2014 г. | Численность населения, человек | В % к указавшим экономическую активность |
---|
все население | городское население | сельское население | все население | городское население | сельское население |
---|
Все население | 1709024 | 996467 | 712557 | х | х | х | Указавшие экономическую активность | 1625160 | 934860 | 690300 | 100 | 100 | 100 | экономически активное население | 1038952 | 619125 | 419827 | 63,9 | 66,2 | 60,8 | занятые в экономике | 892505 | 546405 | 346100 | 54,9 | 58,4 | 50,1 | безработные | 146447 | 72720 | 73727 | 9,0 | 7,8 | 10,7 | экономически неактивное население | 586208 | 315735 | 270473 | 36,1 | 33,8 | 39,2 | Не указавшие экономическую активность | 83864 | 61607 | 22257 | х | х | х |
Среди указавших экономическую активность 146 тыс. человек, или 9%, приходится на безработных (в среднем по России в 2010 году — 6%). В экономически неактивном населении 56% составляют пенсионеры, 8% — лица, получающие пособия (кроме пособия по безработице) и другой вид государственного обеспечения (в среднем по России в 2010 году — 57% и 6% соответственно).
Численность занятого в экономике населения частных домохозяйств в возрасте 15-72 лет составила 893 тыс. человек, или 55% населения, ответившего на вопрос переписи о занятости (в среднем по России в 2010 году — 63%).
Среди занятого населения 869 тыс. человек ответили на вопрос переписи о статусе в занятости, из них 782 тыс. человек, или 90%, были наемными работниками и 87 тыс. человек, или 10%, были работодателями или работающими на индивидуальной основе [6].
По данным Росстата в среднем за I квартал 2015 года экономически активное население Республики Крым составило 921,7 тыс. человек, в том числе занятое население — 839,1 тыс. человек, безработные — 82,7 тыс. человек. Уровень занятости составил 56,4%, что на 8,2 процентных пункта ниже, чем в среднем по Российской Федерации, уровень безработицы — 9,0%, что выше, чем среднероссийский показатель (5,7%).
Ситуация с занятостью населения определяется состоянием экономики.
В январе-феврале 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 индекс промышленного производства составил 98,1%, в том числе на предприятиях по добыче полезных ископаемых — 76,7%, обрабатывающих производств — 89,2%.
Объем производства продукции сельского хозяйства составил в сопоставимой оценке — 93,6%.
Объем работ, выполненных в строительстве в сопоставимых ценах составил 99,2%.
Индекс потребительских цен в феврале 2015 г. по отношению к предыдущему месяцу составил 103,5%.
Хотя показатели экономического развития не достигли уровня предыдущих лет, постепенное налаживание новых хозяйственных связей, рынков сбыта предприятиями республики сформировали более благоприятные, чем в предыдущем году, условия для занятости крымчан.
В I квартале текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года:
— уменьшилось количество безработных, состоящих на учете в службе занятости на конец марта с 20,6 до 14,3 тысячи человек. Уменьшение произошло в 17 из 22 регионов Крыма;
— увеличились объемы трудоустройства незанятых и безработных граждан с 3,9 до 4,7 тысячи человек. Увеличение объемов трудоустройства наблюдалось в 13 регионах;
— уменьшилась средняя продолжительность безработицы с 5,2 месяцев до 5,0;
— увеличилась заявленная работодателями потребность в рабочей силе с 10,3 до 12,8 тысячи вакансий, что можно наблюдать в 18 регионах Республики Крым. Значительно увеличилась заявленная потребность в Керчи (на 395 единиц), Черноморском районе (на 355 вакансий), Ялте и Белогорском районе (на 305 единиц);
— уменьшилась нагрузка на одну вакансию с 4 до 2 человек. В Алуште, Ялте, Симферополе и Симферопольском районе число актуальных вакансий практически соответствовало количеству соискателей.
По данным Крымстата, численность городского населения Республики Крым превышает сельское и составляет 50,7%. Численность безработных, состоящих на учете, проживающих в городах, составляет 44,0%, в сельской местности — 56,0%.
В I квартале текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года:
— уменьшилось количество безработных, состоящих на учете в службе занятости на конец марта с 20,6 до 14,3 тысячи человек. По состоянию на 20 апреля 2015 г. в территориальных отделениях 13,4 тысячи безработных продолжают поиск работы.
— увеличились объемы трудоустройства незанятых и безработных граждан с 3,9 до 4,7 тысячи человек. Увеличение объемов трудоустройства наблюдалось в 13 регионах. На сегодняшний день при содействии службы занятости трудоустроено 6,5 тысяч незанятых и безработных граждан.
— уменьшилась средняя продолжительность безработицы с 5,2 месяцев до 5,0;
— увеличилась заявленная работодателями потребность в рабочей силе с 10,3 до 12,8 тысячи вакансий. Увеличилось количество актуальных вакансий с 4,6 до 6,7 тысяч, а на сегодняшний день в банке вакансий спрос на рабочую силу составляет 10,9 тыс. единиц.
— уменьшилась нагрузка на одну вакансию с 4 до 2 человек.
На рынок труда Республики Крым продолжают оказывать влияние многие факторы, одним из которых продолжает оставаться процесс высвобождения работников, связанный с последствиями сложившейся ситуации в отдельных отраслях экономики. Уволенные в связи с ликвидацией организации, сокращением штата составляют более 15% зарегистрированного рынка труда, что в два раза выше, чем на соответствующую дату 2013 года.
С 14 апреля 2014 г. ведется еженедельный мониторинг рисков высвобождения работников с предприятий, учреждений, организаций Республики Крым.
Ситуация с высвобождением работников была изучена на 1,8 тысячи предприятий, организаций, учреждений Крыма с общей численностью свыше 266 тыс. работников. Предпринятые дополнительные меры по поддержке рынка труда Республики Крым позволили сохранить стабильность на рынке труда, не допустить массового высвобождения работников предприятий.
По состоянию на 16 апреля численность работников, предполагаемых к увольнению, на предприятиях, предоставивших отчеты о планируемом высвобождении, составляет 2,3 тыс. человек.
В одном или нескольких режимах неполной занятости трудятся сотрудники 40 предприятий. Работают неполный рабочий день на 30 предприятиях 3,1 тысячи человек, в простое по вине работодателя находятся 2,6 тысяч работников 11 предприятий, в отпусках без сохранения зарплаты — 557 сотрудников 6 предприятий.
Все предприятия, работающие в режиме неполного рабочего времени, проинформированы о возможности участия в программе дополнительных мер по поддержке рынка труда.
Cложная ситуация сложилась на «Крымской железной дороге» среднесписочной численностью 12,2 тыс. работников. По состоянию на 16 апреля 2015 г. находятся во временном простое по вине работодателя 1946 человек, в отпусках без сохранения зарплаты — 316 сотрудников. С этим предприятием заключен договор для организации 1000 временных рабочих мест, получена заявка на участие в опережающем обучении 50 человек.
На предприятии «Симферопольское производственное объединение Крымпласт» среднесписочной численностью работников 553 человек, из которых более половины — инвалиды по зрению, 140 человек работают неполный рабочий день. С целью сохранения кадрового потенциала заключен договор об организации 100 временных рабочих мест.
Всего на Государственную программу дополнительной поддержки рынка труда Республики Крым в 2015 году предполагается затратить 531,2 млн. рублей, при этом численность участников программы составит 15853 человека.
Служба занятости стремится сохранить стабильную ситуацию на рынке труда, удовлетворить как запросы работодателей на подбор требуемых работников и тем самым сократить дефицит кадров, так и обращения граждан с просьбами о помощи в поиске подходящей работы,
В последние годы структура зарегистрированного рынка труда коренным образом не изменилась, несколько увеличился удельный вес сельской безработицы. Статус безработного на конец марта 2015 г. имеют 14,3 тыс. человек.
Высшее образование имеют 35% состоящих на учете безработных, почти столько же (34%) — среднее и основное общее образование.
Ситуация на рынке труда городов и районов Крыма характеризуется значительной дифференциацией по показателям продолжительности безработицы. Самая низкая продолжительность безработицы — в Красногвардейском районе — 4,36 мес. и Алуште — 4,41 мес., высокая — в Джанкойском регионе — 6,1 месяца.
Из состоящих на учете на конец марта 14300 безработных граждан зарегистрированы по законодательству Украины 10894 человека, пособие по безработице получают 12091 человек, в том числе назначенное по законодательству Украины — 9043.
Из осуществлявших трудовую деятельность граждан — треть уволены по соглашению сторон, около 18% — по собственному желанию.
По видам экономической деятельности четверть безработных ранее работали в организациях государственного управления и финансовой деятельности, где сложился уровень зарплат гораздо выше, чем в среднем по республике. Трудоустройство этой категории затруднено, так как это, в основном, зарегистрированные в прошлом году граждане, которым назначено пособие по безработице по законодательству Украины, максимальный размер которого 18,5 тысяч рублей.
По видам экономической деятельности учреждениями здравоохранения и предоставления социальных услуг заявлено 1257 вакансий, организациями государственного управления — 791 единица, сельского хозяйства — 544.
На сегодняшний день насчитывается более 10 тысяч предложений работы. Однако если проанализировать вакансии по уровню заработной платы, то получается не столь радужная картина — 60% составляют вакансии с заработной платой до 10 тысяч рублей при том, что по данным Крымстата, в январе среднемесячная начисленная заработная плата крымчан составила 17,9 тысяч рублей.
В должной мере обеспечить всех соискателей работой не позволяет также профессионально-квалификационный дисбаланс на рынке труда. Трудоустройство на заявленные вакансии усложняется фактором транспортной доступности рабочих мест для соискателей. Работая в таких непростых условиях, служба занятости в I квартале способствовала трудоустройству 4650 незанятых и безработных граждан. Уровень трудоустройства среди обратившихся граждан составляет 17,4%. Сблизить спрос и предложение на рынке труда позволяет профессиональное обучение по профессиям, востребованным на рынке труда.
Государственным заданием на текущий год предусмотрено оказание государственной услуги по профобучению и дополнительному профессиональному образованию 3100 безработным. В феврале-марте 2015 года территориальными отделениями ГКУ «Центр занятости населения» были направлены на дополнительное профессиональное образование 188 безработных граждан по направлениям: Основы предпринимательской деятельности — 38 человек; Компьютер для бухгалтера. 1С бухгалтерия предприятия — 56 человек; Обучение по охране труда для специалистов, руководителей и работников организации — 94 человека.
Общественные работы в нашей практике давно не считаются инновационной формой работы, но по-прежнему остаются мероприятием, существенно влияющим на рынок труда, требуют большого внимания и усилий по их организации и проведению. В январе-марте на общественные работы направлено 24 человека, в том числе 14 жителей Красногвардейского, 7 — Черноморского и 3 — Ленинского районов. Обратившиеся за содействием в поиске работы граждане трудоустроены подсобными рабочими на сельскохозяйственные предприятия.
Общественные работы в Крыму в основном носят сезонный характер, связанный с проведением сельхозработ и подготовкой к курортному сезону.
В профориентационной работе службы занятости акценты смещены в сторону превентивных мер. Зачастую сталкиваемся с ситуацией, когда профессии, которые приобретают молодые люди в учебных заведениях, остаются невостребованными на рынке труда и молодым специалистам приходится менять приобретенную профессию. В I квартале 2015 г. получили государственную услугу по профессиональной ориентации 10,1 тысячи граждан, в том числе более тысячи учащихся образовательных учреждений. Учащимся общеобразовательных учреждений предоставлены профессиональные консультации, которые способствуют формированию у молодежи осознанного выбора профессионального пути.
Социальная адаптация, психологическая поддержка, организация временной занятости подростков — новое направление. Получили государственную услугу по психологической поддержке 340 безработных, по социальной адаптации — 483 человека.
Основными направлениями информатизации в сфере труда и занятости населения являются:
предоставление гражданам сведений о рабочих местах (вакантных должностях), условиях труда, социальных гарантиях, транспортной доступности рабочего места, условиях проживания;
обеспечение сбора, консолидации, анализа сведений об удаленных рабочих местах для граждан с ограниченной мобильностью и особыми потребностями, в том числе с использованием информационного портала «Работа в России» Федеральной службы по труду и занятости;
повышение информированности граждан о существующих и о принимаемых правовых актах в сфере труда и занятости;
совершенствование региональных и межрегиональных систем обмена информацией о возможностях трудоустройства в другой местности;
создание в Республике Крым специальных сервисов для сбора, консолидации и анализа сведений, направленных на повышение мобильности граждан, в том числе в интерактивном режиме, а также осуществление передачи информации в федеральную государственную информационную систему для решения задач повышения трудовой мобильности граждан. |
| |
|
|