Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (57), 2016
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Панкова Н. В.
ректор Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета,
доктор экономических наук, профессор

Пилипенко А. Н.
младший научный сотрудник
Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета


Контроль качества знаний студентов методом тестирования при внедрении системы зачетных единиц в образовательных учреждениях среднего профессионального образования
В статье рассматривается важность внедрения балльно-рейтинговой системы при использовании системы зачетных единиц. Подчеркивается важность объективной оценки освоения учебной дисциплины или ее части, а также классификация используемых для контроля знаний тестов, их характеристики; требования, предъявляемые к тестам; способы их проведения
Ключевые слова: тестирование, среднее профессиональное образование, балльно-рейтинговая система, зачетные единицы
УДК 378.1:006.89; ББК 74.58.202   Стр: 188 - 190

Система зачетных единиц способствует развитию академической мобильности у учащихся средних специальных учреждений. В зачетных единицах (кредитах) выражается трудоемкость учебной работы, они определяют время, необходимое для освоения определенного учебного материала, таким образом, она позволяет числовым способом выражать объем и уровень знаний. Зачетные единицы позволяют достоверно определять относительный вклад дисциплины в средний балл, получаемый студентом, на основании которого можно установить индивидуальный рейтинг каждого из них.
При внедрении зачетных единиц в учреждениях системы профессионального образования очень важной составляющей является балльно-рейтинговая система оценивания индивидуальных достижений студентов и обеспечения качества учебного процесса и разработка рейтингового регламента учебной дисциплины. При использовании балльно-рейтинговой системы возрастает значение используемых методов контроля знаний и их оценка. Оценка знаний — систематический процесс определения степени соответствия имеющихся у учащихся системы среднего профессионального образования (СПО) знаний, умений и навыков с предварительно планируемым результатом. Предварительно планируемый результат определяется целью, поставленной на определенный промежуток времени. Одним из наиболее достоверных видов оценки знаний являются тесты. Умения и навыки учащихся выражаются в умении решать задачи и проблемные ситуации, работать по ситуации. Тесты могут выполняться в бумажном виде или компьютерном варианте.
При проведении оценки знаний с использованием тестирования вначале необходимо определить диагностику обучаемости, т.е. выявить уровень знаний студентов СПО, для того чтобы составить программу обучения данной группы студентов. Программа меняется в зависимости от ответов на поставленные вопросы. В конце выполнения программы обучения по конкретной дисциплине определяется уровень реализации поставленных целей, т.е. результат, который сравнивается с наилучшим запланированным результатом (идеалом). Следовательно, в начале обучения следует четко поставить цели:
ЦЕЛЬ
Результат (это то, что планируется получить)Идеал (то, что хотим получить в наилучшем результате)

Учебная цель должна фиксировать — что меняется в знаниях студента в результате обучения. В процессе обучения необходимо научить основным понятиям дисциплины, которую изучает студент, а главное научить образу действия: словесному общению, умению производить действия, владению эмоциональным состоянием.
Тест — это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характери­стики, а также отношение к тем или иным объектам. Все тесты можно классифицировать по уровню усвояемости (табл. 1).

Таблица 1
Классификация тестов
№ п/пВыявление уровня усвоения знанийВид теста
ОткрытыйЗакрытый
1Узнаваний Альтернативный
2ВоспроизведениеПодстановка пропущенного слова 
3ПониманиеНайти ошибки в тексте, заполнить пропущенные места, дать определенияУстановление последовательности
4Определение На установление соответствия
5ПрименениеНайти ошибки в тексте, заполнить пропущенные места, дать определенияМножественный выбор
6Оценивание Множественный выбор
7ОпознаниеСложные, когда в одном тесте 2 заданияПростые

Множественный выбор — испытуемому необходимо выбрать один или несколько правильных ответов из приведенного списка.
Альтернативный выбор — испытуемый должен ответить «да» или «нет».
Установление соответствия — испытуемому предлагается установить соответствие элементов двух списков.
Установление последовательности — испытуемый должен расположить элементы списка в определенной последовательности.
В результате тестирования обычно получают некоторую количественную характеристику, которая должна быть соотносима с установленными для данной категории испытуемых нормами. Значит, с помощью тестирования можно определить имеющийся уровень образования и развития.
Тесты текущего контроля успеваемости, позволяющие провести проверку усвоения текущего материала, лучше проводить по уровням.
Первый уровень — это простые тесты, когда из 3–5 подобных ответов надо выбрать правильный ответ. Ответ на один такой тест не может оцениваться по 5-ти балльной системе, должно быть не менее 5 тестов. Преимущество — при незначительных затратах времени дает возможность проверить всех студентов.
Второй уровень — студент самостоятельно делает задание по аналогу, который заранее прорабатывался на занятиях. Задания лучше готовить по вариантам — не менее 6 заданий и в каждой группе разные.
Третий уровень — студенту выдается задание по ситуации, он должен принимать самостоятельные решения. Такие задачи, как правило, индивидуальные, число вариантов должно превышать количество студентов. Задания вытаскиваются студентом из общего количества тестов (отсутствует субъективность в выдаче тестов).
Четвертый уровень — это творческая работа студента. Студентам выдается тема, ставится цель и задачи. Выполнение задания ограничивается по времени.
Данные уровни могут применяться в разные периоды изучения дисциплины. В конце изучения курса можно провести итоговый контроль с использованием всех уровней по выбору студентов. Выбравшие первый уровень не могут получить оценку «отлично», для повышения оценки они могут пройти второй контроль с использованием тестов третьего и четвертого уровней.
Кроме того, тесты классифицируют по назначению и форме:
1. Тесты общего умственного развития (тесты уровней).
2. Тесты специальных способностей (тесты вербальные: личностные, скорости, диагностирования, особенностей; тесты невербальные).
3. Тесты обученности, успеваемости (текущий контроль успеваемости, тесты достижений).
4. Тесты уровня воспитанности (интеллектуальные).
Характеристика различных форм тестов приведена в табл. 2.
Тест по своей структуре — это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам.
При разработке тестов учитываются следующие основные требования:
1. Тесты должны быть валидны (оценивает именно то качество, которое ему надлежит измерять), соответственны содержанию, адекватны и общепонятны.
2. Ответ на тест должен быть однозначен.
3. Ответ должен быть один, который называется идеалом.
4. Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована студентом.
5. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.
6. Вопросы не должны повторять формулировок учебника.
7. Вопросы не должны содержать «ловушек».
8. Тест должен быть надежен (обеспечение устойчивости последовательных результатов тестирования одного и того же испытуемого)

Таблица 2
Характеристика форм тестов
№ п/пНаименование формыХарактеристика
1Тесты уровняЗадания, расположенные по возрастающей степени трудности, таким образом, что наиболее трудные задания не могут быть выполнены всеми студентами, несмотря на время
2.Тесты специальных способностейЗадания, направленные на исследование общих и специальных способностей, прогнозирующие результаты развития студентов.
2.1Тесты вербальныеЗадания представляются в словесной форме, обычно используются при тестировании языковых знаний. Можно использовать тесты первого и второго уровней
2.2.Тесты скоростиЗадания, направленные на исследование общих и специальных особенностей, по которым можно прогнозировать результаты развития студента. Это количество правильных ответов за фиксированное время.
2.3Тесты диагностированияПри помощи этих тестов выясняют, доступен ли этот материал для студентов. Уровень оценивают по формуле:
К = В + Изм. + О (К — контроль; В — выявление умений и навыков; И — измерение данного действия; О — оценка в 4-х балльной системе. Необходимо создать шкалу оценок.
3Тесты обученности (достижения)Применяются для оценки различных сторон деятельности студента. Они показывают, что может сделать студент к концу обучения по выбранной квалификации. Эти тесты применяются при проведении Государственной аттестации студентов при получении рабочих профессий. Такие тесты оказывают помощь администрации при итоговом контроле знаний студентов, когда они оцениваются как специалисты. Они отражают недостатки обучения, дают указания для планирования и мотивации учебного процесса.
4Тесты уровня воспитанности (интеллектуальные)Задания и процедуры, используемые для исследования познавательных процессов (мышления, восприятия, памяти). Уровень интеллекта характеризует способы и формы мышления человека, является базой для усвоения им новых знаний и умений. Для проверки способностей, связанных с творческими достижениями личности (креативности) разработаны специальные задания, оценивающие беглость мысли и гибкость, оригинальность и любознательность.

9. Тесты могут быть экстенсивными, когда увеличивается число операций в тесте и интенсивным, когда добиваются высокой надежности при малом числе операций теста.
10. Тесты могут быть статические и динамические. При статическом тесте вопросы подбираются по случайному принципу, нет зависимости между тестами одного и того же уровня. Динамические тесты — когда в тестах последующего уровня предлагаются задания, соответствующим темам, в которых были допущены ошибки на предыдущем уровне.
11. Продолжительность тестирования ограничена во времени.
12. Система оценок вырабатывается составителем тестов, она может быть в виде рейтинга или в 5-ти балльной системе.
13. К заданию должна составляться четкая письменная инструкция, у студента не должно возникать недоумений.
14. Все тестовые задания одного вида называются — «батарея», разных уровней — «комплект тестовых заданий».
При подготовке тестовых заданий следует соблюдать ряд условий. Во-первых, нужно определить и ориентироваться на некоторую норму, что позволит объективно сравнивать между собой результаты и достижения различных испытуемых. Это означает также, что исследователь должен принять некоторую научную концепцию изучаемого явления, ориентироваться на нее и с этих позиций обосновывать создание и интерпретировать результаты выполнения заданий. Например, тесты-задания на выявление уровня сформированности знаний, умений и навыков по тем или иным учебным предметам составляются и применяются на основе некоторых представлений о критериях оценки знаний, умений и навыков учащихся и соответ­ствующих норм отметок или могут быть рассчитаны лишь на сравнение испытуемых между собой по успешности выполнения ими заданий.
Во-вторых, испытуемые должны находиться в одинаковых условиях выполнения задания (независимо от времени и места), что позволяет исследователю объективно оценить и сравнить полученные результаты.
Тестирование — это вид контроля, который может широко и успешно использоваться при проведении различных видов контроля — предварительный; текущий, тематический (рубежный) и итоговый, а также может быть использован преподавателем при диагностировании студентов.
При внедрении системы зачетных единиц в СПО требуется более объективный контроль знаний и умений студента. Тестирование позволяет проводить контроль с помощью технических средств и информационных систем.


Литература
1. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. — М.: Интеллект-центр, 2002. — 296 с.
2. Семушина Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. — М.: Мастерство, 2001. — 272 с.
3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. — Ростов н/Д.: ИКЦ «МарТ», 2005. — 448 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия