| | Проблемы современной экономики, N 1 (57), 2016 | | АГРОЭКОНОМИКА | | Бражник М. В. доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Уральской государственной сельскохозяйственной академии (г. Екатеринбург),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье на основании изучения и анализа значительного количества нормативных правовых документов рассмотрены вопросы развития системы и структуры органов государственного управления агропромышленным комплексом в Российской Федерации в период марта — мая 1997 года | Ключевые слова: управление агропромышленным комплексом Российской Федерации, государственные органы управления агропромышленным комплексом | УДК 338.24:338.436.33; ББК 65.32–2я 73 Стр: 200 - 206 | Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 г. № 304 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1994 г. № 1429 “О создании Межведомственной комиссии по координации реализации проекта поддержки осуществления реформ в сельском хозяйстве”» [12] в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1994 г. № 1429 «О создании Межведомственной комиссии по координации реализации проекта поддержки осуществления реформ в сельском хозяйстве» [60; 11] и в Положение о Межведомственной комиссии по координации реализации проекта поддержки осуществления реформ в сельском хозяйстве, утвержденное данным постановлением, был внесен ряд изменений.
Изменения, внесенные в постановление, касались того, что вместо ранее утвержденного председателя Комиссии — Министра сельского хозяйства и продовольствия РФ, были утверждены два сопредседателя Комиссии: заместитель председателя Комиссии Правительства Российской Федерации по экономической реформе и Министр сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Изменения, внесенные в Положение о данной Комиссии, касались расширения перечня функций и основных направлений деятельности Комиссии; предоставления права Комиссии формировать экспертные группы из представителей органов законодательной власти, общественных организаций, ученых, специалистов и общественных деятелей. Рабочим аппаратом Комиссии, осуществляющим подготовку необходимых материалов для обсуждения на заседаниях Комиссии и рассматривающим текущие вопросы в период между заседаниями (Комиссии. — М.Б.), явилась группа по подготовке и реализации проектов в агропромышленном комплексе с участием Международного банка реконструкции и развития и Европейского банка реконструкции и развития, создаваемая в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Кроме того, данным постановлением был утвержден обновленный персональный и должностной состав Межведомственной комиссии по координации реализации проектов в агропромышленном комплексе с участием Международного банка реконструкции и развития и Европейского банка реконструкции и развития. Сопредседателями данной Комиссии были по-прежнему определены заместитель председателя Комиссии Правительства Российской Федерации по экономической реформе и Министр сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1997 г. № 249 «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» [56] с последующими изменениями [64; 47; 48] в целях реализации Послания Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 11 марта 1997 года в части приведения структуры Правительства РФ и структуры федеральных органов исполнительной власти в соответствие с требованиями экономических преобразований на современном этапе и по представлению Председателя Правительства РФ был, в частности, ликвидирован Государственный комитет РФ по рыболовству с передачей его функций Министерству сельского хозяйства и продовольствия РФ и Государственному комитету Российской Федерации по охране окружающей среды.
Правительству РФ было, в числе прочего, поручено установить функции и полномочия реорганизованных и вновь образованного федеральных органов исполнительной власти, а также Министерства экономики, Министерства сельского хозяйства и продовольствия и Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды.
Постановлением Правительства от 27 марта 1997 г. № 345 «О Межведомственном совете по вопросам формирования и использования средств специального фонда для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях» [36] (утратило силу [35; 43; 10]. — М.Б.) с последующими изменениями и дополнениями [89; 91; 92; 33; 13 (утратило силу [35; 43; 10]. — М.Б.); 96; 61 (утратило силу [35; 43; 10]. — М.Б.)] во исполнение постановления Правительства от 26 февраля 1997 г. № 224 «Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1997 году» [79] с последующими изменениями [22; 27; 80; 9; 18; 97] и дополнением [71; 21], с последующими изменением и дополнением [38] был образован Межведомственный совет по вопросам формирования и использования средств специального фонда для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях, а также утверждены Положение об указанном Межведомственном совете (с последующим изменением [13] (утратило силу [35; 43; 10]. — М.Б.). — М.Б.) и его состав под председательством Министра сельского хозяйства и продовольствия (с последующими дополнениями [89; 91; 61 (утратило силу [35; 43; 10]. — М.Б.)] и изменениями [92; 33; 13 (утратило силу [35; 43; 10]. — М.Б.); 96; 61 (утратило силу [35; 43; 10]. — М.Б.)]. — М.Б.).
Согласно утвержденному Положению о Межведомственном совете по вопросам формирования и использования средств специального фонда для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях (Совет) явился постоянно действующим на представительной основе органом, координирующим деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных банков-агентов и организаций агропромышленного комплекса, связанных с осуществлением льготного кредитования за счет средств специального фонда.
Совет в своей деятельности был призван руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства, а также утвержденным Положением.
Задачами Совета явились:
● определение приоритетных направлений в использовании средств специального фонда для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях (специального фонда);
● рассмотрение вопросов формирования и расходования средств федерального бюджета, используемых для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях;
● согласование мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком РФ, Агропромбанком, другими банками, уполномоченными на осуществление операций со средствами специального фонда, руководители которых являются членами Совета, в целях повышения эффективности использования и обеспечения возврата кредитов, выделяемых ссудозаемщикам на льготных условиях;
● анализ и оценка эффективности работы федеральных органов исполнительной власти по вопросам формирования и использования средств специального фонда;
● подготовка предложений по расширению источников пополнения специального фонда;
● обеспечение целевого и эффективного расходования средств специального фонда;
● проведение работы по привлечению на конкурсной основе коммерческих банков для осуществления операций со средствами специального фонда;
● организация рассмотрения конфликтных ситуаций между банками, уполномоченными на осуществление операций со средствами специального фонда, и ссудозаемщиками средств этого фонда;
● рассмотрение деятельности Агропромбанка и других коммерческих банков по осуществлению операций со средствами специального фонда.
Положением также были определены права Межведомственного совета и порядок организации его работы. Осуществление организационно-технического обеспечения деятельности Межведомственного совета согласно Положению было возложено на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 8 апреля 1997 г. № 484-р [88] с последующим частичным изменением [90] в целях эффективного обеспечения деятельности Правительства по реализации Послания Президента Федеральному Собранию «Порядок во власти — порядок в стране», среднесрочной программы Правительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост», оперативного решения текущих социально-экономических вопросов и усиления контроля за исполнением принимаемых решений было признано необходимым реорганизовать структуру Аппарата Правительства РФ и уточнить функции его подразделений посредством упразднения департаментов, действовавших по отраслевому принципу, и усиления функциональной направленности работы Аппарата Правительства РФ.
В этих целях был образован, преобразован и упразднен ряд департаментов Аппарата Правительства Российской Федерации. В рамках этого был, в частности, образован Департамент реформирования агропромышленного комплекса и защиты окружающей среды на базе упраздняемых Департамента агропромышленного комплекса и Департамента природных ресурсов и защиты окружающей среды. С учетом прочих преобразований была сформирована и данным распоряжением утверждена обновленная структура Аппарата Правительства Российской Федерации (с последующим дополнением [90]. — М.Б.).
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 17 апреля 1997 г. № 118-СФ «О системе государственного управления рыбохозяйственным комплексом Российской Федерации» [54] было, в частности, отмечено, что ликвидация в соответствии с Указам Президента от 17 марта 1997 г. № 249 «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» [56; 64; 47; 48] Государственного комитета РФ по рыболовству с передачей его функций Министерству сельского хозяйства и продовольствия и Государственному комитету по охране окружающей среды ведет к ослаблению государственного управления таким важным сектором экономики, как рыбохозяйственный комплекс.
Разделение функций Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству между различными федеральными органами исполнительной власти неизбежно приведет к разрушению эффективно действующей системы государственного управления водными биоресурсами, отрицательно скажется на их состоянии, а также на развитии рыбохозяйственного комплекса России и ее продовольственной безопасности. Это приведет к развалу рыбохозяйственной науки и программно-методологического обеспечения перехода к платному пользованию водными биоресурсами, а также отразится на развитии взаимовыгодного межгосударственного сотрудничества в этой области.
Сохранение богатейших рыбных ресурсов России, обеспечение их рационального использования и рыбоохраны, решение вопросов подготовки кадров и других вопросов рыбохозяйственного комплекса возможны лишь при существовании единой системы государственного управления водными ресурсами.
На основании вышеизложенного Совет Федерации Федерального Собрания РФ предложил Президенту рассмотреть вопрос о возможности восстановления в качестве федерального органа исполнительной власти Государственного комитета РФ по рыболовству. Правительству Российской Федерации было рекомендовано усилить государственный контроль за использованием водных биоресурсов.
Постановлением Правительства от 6 мая 1997 г. № 531 «О численности работников центрального аппарата Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству» [66] была установлена предельная численность работников центрального аппарата Государственного комитета по земельным ресурсам и землеустройству в количестве 177 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий).
Кроме того, данным постановлением Государственному комитету РФ по земельным ресурсам и землеустройству было разрешено иметь 5 заместителей председателя Комитета, в том числе двух первых, и коллегию в количестве 11 человек.
Постановлением Правительства от 7 мая 1997 г. № 534 «Вопросы Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации» [2; 49; 26] было, в частности, установлено, что Государственная хлебная инспекция при Правительстве РФ осуществляет государственный контроль за качеством, сохранностью, рациональным использованием и безопасностью зерна и продуктов его переработки, проводит сертификацию качества зерна и продуктов его переработки, производимых и перемещаемых внутри страны и при экспортно-импортных операциях.
Постановлением также определялось, что финансирование расходов на содержание центрального аппарата Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете по разделу «Государственное управление», а расходов на содержание региональных управлений и федеральной лаборатории Государственной хлебной инспекции при Правительстве, хлебоинспекционных пунктов в хлебоприемных и зерноперерабатывающих организациях, в морских и речных портах, на железнодорожных пограничных станциях — за счет средств федерального бюджета по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство» и внебюджетных источников.
Приложением к данному постановлению были установлены должностные оклады работников центрального аппарата Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента от 19 мая 1997 г. № 504 «О частичном изменении пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 17 марта 1997 г. № 249» [64] «в целях сохранения единой системы государственного управления в области сохранения и рационального использования рыб, других водных животных и растений» все функции упраздненного Государственного комитета РФ по рыболовству были переданы Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Постановлением Правительства от 30 мая 1997 г. № 650 «Вопросы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации» [6] с последующими изменениями [23; 7; 8; 52; 28; 7; 8; 52; 29; 17; 1; 15; 51; 24; 25; 52] (постановление утратило силу [7; 8; 52]. — М.Б.) было установлено, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в агропромышленном комплексе, включая рыбное хозяйство, мукомольно-крупяную, комбикормовую, хлебопекарную, макаронную промышленность и элеваторы, и продовольственном обеспечении страны, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства, деятельность в этих сферах иных федеральных органов исполнительной власти.
Данным постановлением предписывалось передать в ведение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации по состоянию на 1 января 1997 г. предприятия, учреждения, организации, а также финансовые и другие средства ликвидированного Государственного комитета РФ по рыболовству.
Государственному комитету РФ по управлению государственным имуществом совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ и Министерством экономики РФ было поручено решить вопросы, связанные с переназначением представителей государства в акционерных обществах рыбного хозяйства, акции которых закреплены в федеральной собственности.
В связи с ликвидацией Государственного комитета РФ по рыболовству и возложением его функций на Министерство сельского хозяйства и продовольствия в центральном аппарате последнего, данным постановлением было разрешено дополнительно образовать Департамент по рыболовству (позднее данное положение постановления утратило силу [28; 7; 8; 52; 29; 17]. — М.Б.).
Министерству сельского хозяйства и продовольствия РФ совместно с Государственным комитетом по управлению государственным имуществом поручалось представить в Правительство РФ предложения о передаче Министерству сельского хозяйства и продовольствия полномочий по управлению соответствующими объектами государственной собственности и находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ агропромышленного комплекса Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом и его территориальных органов.
Также данным постановлением была установлена предельная численность работников центрального аппарата Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ в количестве 1490 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий).
Указанным постановлением Министерству сельского хозяйства и продовольствия РФ было разрешено иметь 10 заместителей Министра, в том числе четырех первых, и коллегию в количестве 25 человек.
В соответствии с данным постановлением Министерство сельского хозяйства и продовольствия по согласованию с Министерством экономики, Министерством юстиции и другими заинтересованными органами исполнительной власти должно было представить в 2-х месячный срок в Правительство РФ проект нового положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия.
Кроме того, данным постановлением были признаны полностью или частично утратившими силу постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации [3] и постановления Правительства [4; 5], касавшиеся вопросов деятельности Комитета по рыболовству и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Постановлением Правительства от 30 мая 1997 г. № 652 «О координационных и консультативных органах, образованных Правительством Российской Федерации» [31] с последующими изменениями [14; 32; 69; 45; 46; 65; 55; 50], в частности, на Заместителя Председателя Правительства РФ по вопросам агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения населения страны было возложено руководство:
● Продовольственной комиссией Правительства РФ (образованной постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1993 г. № 151 «О Продовольственной комиссии Совета Министров — Правительства Российской Федерации» [53; 74; 95; 84; 73; 37; 20; 93]. — М.Б.);
● Правительственной комиссией по окружающей среде и природопользованию (созданной постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 7 октября 1993 г. № 1006 «О Правительственной комиссии по окружающей среде и природопользованию» [42; 72; 63; 82; 85; 86; 40; 41; 68; 33; 44; 34; 30; 99; 67; 100; 50]. М.Б.);
● Советом по аграрной политике при Правительстве РФ (образованным постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 30 июня 1993 г. № 641 «О Совете по аграрной политике при Совете Министров — Правительстве РФ» [58; 78; 83; 75; 76; 33; 95; 77; 16; 34; 30; 99; 67; 100; 50; 57; 98]. — М.Б.);
● организационным комитетом по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 200-летию создания в России Лесного департамента (образованным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. № 827 «О подготовке и проведении мероприятий в связи с 200-летием создания в России Лесного департамента» [39; 62; 94]. — М.Б.).
Также данным постановлением был утвержден перечень упраздняемых координационных и консультативных органов, в который, в частности, были включены:
● Межведомственная комиссия по вопросам закупки импортного оборудования для топливно-энергетического комплекса и переработки сельскохозяйственной продукции, образованная постановлением Правительства от 5 ноября 1996 г. № 1325 «О создании Межведомственной комиссии по вопросам закупки импортного оборудования для топливно-энергетического комплекса и переработки сельскохозяйственной продукции» [59; 19; 70];
● Организационный комитет по подготовке и проведению Всероссийского форума представителей малого сельского предпринимательства, образованный в соответствии с распоряжением Правительства от 11 марта 1997 г. № 320-р [87].
Кроме того, данным постановлением был утвержден перечень утративших силу решений Правительства РФ о координационных и консультативных органах. В данный перечень, в частности, вошли:
● постановление Правительства РФ от 5 ноября 1996 г. № 1325 «О создании Межведомственной комиссии по вопросам закупки импортного оборудования для топливно-энергетического комплекса и переработки сельскохозяйственной продукции» [59];
● постановление Правительства РФ от 28 января 1997 г. № 94 «О внесении изменений в состав Межведомственной комиссии по вопросам закупки импортного оборудования для топливно-энергетического комплекса и переработки сельскохозяйственной продукции» [19];
● постановление Правительства РФ от 14 февраля 1997 г. № 173 «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по вопросам закупки импортного оборудования для топливно-энергетического комплекса и переработки сельскохозяйственной продукции» [70];
● распоряжение Правительства РФ от 11 марта 1997 г. № 320-р [87]. |
| |
|
|