Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (58), 2016
НА ПУТИ К БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ (по материалам 1-го совещания Спикеров Парламентов стран Евразии)

Выступление Председателя Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь В.П. Андрейченко



Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! Позвольте сердечно приветствовать всех участников первого Совещания руководителей парламентов стран Евразии. Надеюсь, новый формат, предложенный Председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Нарышкиным Сергеем Евгеньевичем и Спикером Национальной Ассамблеи Республики Корея Чон Ый Хва, станет эффективным механизмом углубления межпарламентского сотрудничества и придаст новый импульс решению задач, стоящих перед мировым сообществом, региональными союзами, интеграционными структурами и нашими странами.
Полагаю, вы согласитесь, что парламентская дипломатия привносит серьезную «добавочную стоимость» в общие дипломатические усилия. И с этой точки зрения важность нашей общей работы трудно переоценить, особенно в нынешнее непростое время.
Создание эффективной диалоговой платформы, объединяющей парламентских лидеров разных регионов, — это реальная возможность обсудить имеющиеся проблемы, выявить действующие и зарождающиеся вызовы и угрозы, пути их решения.
Все мы являемся свидетелями роста напряженности в мире, числа региональных конфликтов, которые постоянно видоизменяются. Среди них — ситуация на Донбассе, проблема «Исламского государства», конфликт в Сирии, дестабилизация в Афганистане, потоки мигрантов, захлестнувшие Европу, теракты в европейских столицах. И это неполный перечень проблем. Недавние события в Нагорном Карабахе ясно показали, как быстро «замороженный конфликт» может перейти в горячую фазу.
При этом очевидна недостаточная способность мирового сообщества своевременно предпринимать эффективные шаги, направленные на урегулирование конфликтов. Нередко место диалога занимает стремление ряда мировых лидеров решать проблемы только исходя из своих интересов и амбиций. Следствием такого подхода является политика, основанная на принципе «кто не с нами, то против нас».
К сожалению, мировые интеграционные процессы пока еще носят очень противоречивый характер и вместо взаимодействия разных моделей интеграций мы зачастую наблюдаем их конкуренцию.
Складывающаяся ситуация лишь подтверждает актуальность сплочения международного сообщества. В связи с этим трудно не согласиться с мнением уважаемого Сергея Евгеньевича Нарышкина, высказанном на заседании Совета Парламентской Ассамблеи ОДКБ в Ереване, что в современных условиях противодействие международному терроризму, нелегальной миграции, наркобизнесу, оргпреступности предполагает широкое сотрудничество ОДКБ с другими международными региональными организациями. Беларусь, которая неизменно выступает за укрепление безопасности в регионе и мире и делает для этого все от нее зависящее, готова к партнерству в данной сфере в самых разных форматах. Я имею в виду ОДКБ и ОБСЕ, где Республика Беларусь является полноправным и ответственным членом, Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), в которых наша страна получила статус наблюдателя.
Уважаемые коллеги! Не обладая глобальными геополитическими амбициями, Республика Беларусь подчинила свою внешнюю политику прагматичным и понятным целям, главная из которых, безусловно, повышение качества жизни наших граждан. Поэтому не случайно многовекторность стала стратегической основой внешней политики Беларуси. Этот фундаментальный для нас принцип означает готовность к развитию сбалансированных отношений с партнерами в различных регионах мира на основе невмешательства во внутренние дела, учета интересов друг друга и взаимного уважения.
Мы исходим из того, что региональная экономическая интеграция остается одним из ключевых факторов повышения устойчивости национальной экономики в условиях нестабильности мировой экономической системы.
Именно поэтому мы продвигаем проект Евразийского экономического союза (ЕАЭС). С начала января 2015 г. вступил в действие Договор о ЕАЭС. Это — новая международная организация региональной экономической интеграции и качественный шаг вперед к общему рынку, основанному на нормах и принципах ВТО, с населением более 180 млн человек. Учреждение ЕАЭС, обладающего международной правосубъектностью, открывает для нас принципиально новые возможности взаимодействия с Европейским союзом, другими объединениями.
В силу притягательности евразийского интеграционного проекта уже более 40 стран проявили интерес к сотрудничеству с ЕАЭС в формате присоединения либо создания зоны свободной торговли.
С учетом активного развития интеграционных процессов в разных регионах, включая Евразию, необходимо избежать конкуренции интеграций и использовать потенциал взаимодействия на благо народов континента. В связи с этим приглашаем партнеров поддержать идею «интеграции интеграций», высказанную Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко еще в 2011 году. Она может стать востребованной формой и инструментом кооперации.
В нашем понимании «интеграция интеграций» означает сближение между всеми крупными интеграционными объединениями, процесс налаживания взаимовыгодного диалога и создания дополнительных линий связи между Востоком и Западом, Севером и Югом.
В силу своего географического положения Беларусь остается связующим звеном между Востоком и Западом на пути создания единого экономического пространства в Евразии.
Хотел бы заметить, что именно в период белорусского председательства в ЕАЭС подготовлена и передана европейским партнерам памятная записка «ЕАЭС-ЕС: контуры сотрудничества». Наша позиция проста. Мы приветствуем расширение числа участников евразийской интеграции, открытый равноправный диалог ЕАЭС с другими странами, международными организациями и интеграционным объединениями. Участвуя в евразийском проекте, мы, как и наши партнеры, выступаем за более тесное равноправное взаимодействие двух крупнейших объединений — Евразийского и Европейского союзов — с целью выхода в перспективе на общее экономическое пространство от «Лиссабона до Владивостока».
Своего рода образцом новой модели регионального сотрудничества можно рассматривать масштабный проект «Экономического пояса Шелкового пути», предложенный Председателем КНР Си Цзиньпином. Эта инициатива взаимодействия с абсолютно открытой архитектурой. В случае успеха она заложит основу для формирования новой модели экономической кооперации на всем Евразийском континенте.
В наших интересах на основе взаимной выгоды и общей пользы совместно продвигать создание «Экономического пояса Шелкового пути» и расширять взаимодействие в торгово-экономической, финансовой, инвестиционной, научно-технической, энергетической, транспортной, аграрной, информационной, гуманитарной и других сферах.
Мы предлагаем нашим партнерам рассматривать Беларусь в качестве серьезной площадки для реализации проектов в Евразийском регионе, важного транспортно-логистического, информационно-коммуникационного звена, а Китайско-Белорусский индустриальный парк, который строится под Минском, — в качестве точки опоры «Экономического пояса Шелкового пути» в Евразийском регионе.
Шанхайская организация сотрудничества, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии также представляют собой эффективные механизмы в процессе создания будущего сообщества без границ и барьеров, обеспечивая безопасность и стратегическое сотрудничество.
Уважаемые коллеги! Искренне надеюсь на продолжение нашего диалога в новом парламентском формате. С учетом охвата участников он носит глобальный характер. Но проблемы, стоящие перед нами сегодня — вполне конкретные и приземленные. И от того, насколько эффективно будет наше взаимодействие, во многом зависит их решение.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия