Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (12), 2004
ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ
Любарская М. А.
старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента в городском хозяйстве
Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
кандидат экономических наук


АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАУЧНОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В СТРАНАХ СНГ

Существующая в современном мире тенденция увеличения активности хозяйственной деятельности позволяет достичь высоких экономических показателей развития производства и улучшить качество жизни населения путем внедрения достижений научно-технического прогресса, но, в свою очередь, создает дополнительные экономические и экологические проблемы для человечества. На одно из первых мест по актуальности как для развитых, так и для развивающихся стран сегодня выходит проблема обращения с твердыми отходами, которые в огромном количестве образуются в результате роста производства и потребления продукции.
В рамках сотрудничества с государствами-членами Европейского союза Россия, как и другие страны СНГ, ориентируется на выбранные ими принципы экономического развития. Благодаря наметившейся в последние годы мировой тенденции хозяйствования с минимизацией вредного воздействия на окружающую среду эти страны идут по пути использования ресурсосберегающих и малоотходных технологий. В этом процессе совершенствование сферы обращения с отходами является мощным средством позитивного влияния на состояние окружающей среды.
Как развитые, так и развивающиеся страны в равной степени разделяют ответственность по достижению целей, поставленных на Всемирном cаммите по устойчивому развитию (2002). Это потребует значительного увеличения усилий в рамках всего международного сообщества, на национальном и региональном уровнях. Все страны должны тесно сотрудничать между собой, учитывая общий вектор в процессе выполнения различных национальных обязательств. Экономический рост не должен сопровождаться ухудшением состояния окружающей среды, а нужды ныне живущего поколения не должны удовлетворяться за счет уменьшения возможностей будущих поколений.
Если говорить более точно, Европейский союз предлагает следующую программу действий для достижения основной цели глобального развития на XXI в., которые должны быть реализованы на всех уровнях:
- к 2015 г. вдвое уменьшить число людей, не имеющих доступа к чистой питьевой воде и к средствам санитарии и гигиены. Для достижения этой цели Европейский союз развивает "Водную инициативу ЕС", которая совместно со странами и регионами может мобилизовать средства частных и государственных фондов, усилия экспертов и всех заинтересованных сторон для достижения долговременного устойчивого прогресса в системе управления водопользованием. Достижение этой политической цели будет значительно способствовать улучшению здоровья населения и экономическому развитию. Европейский союз уже выделил 1400 млн евро в 2003 г. на поддержку этой инициативы, а в последующих годах планируется дальнейшее увеличение финансовой помощи, в контексте выполнения партнерских стратегий борьбы с бедностью;
- способствовать распространению более чистых и эффективных технологий сжигания ископаемых топлив, достичь увеличения эффективности использования энергии, увеличить долю возобновляемых источников энергии по крайней мере до 15% от всех первичных источников энергии к 2010 г. Доступ к дешевым и устойчивым источникам энергии будет в значительной степени способствовать социальному и экономическому развитию, прогрессу в области здравоохранения и борьбе с бедностью. Европейский союз готовит в настоящее время Энергетическую инициативу для развития сотрудничества со странами, определения их потребностей в энергии и способов удовлетворения этих потребностей, мобилизации ресурсов программ сотрудничества и развития ЕС, ресурсов частного сектора и финансовых институтов. Европейский союз уже выделил 700 млн евро на 2003 г. и готов увеличить финансирование этого направления в последующие годы в контексте выполнения партнерских стратегий борьбы с бедностью;
- препятствовать распространению эпидемий; увеличить инвестиции в здравоохранение. Европейский союз увеличит объемы финансовой помощи для экономического развития, направленной на улучшение показателей здоровья населения, в течение следующих пяти лет. В 2002 г. на эти цели уже выделено до 120 млн евро;
- разработать десятилетнюю программу по трансформации экономики в сторону устойчивого производства и потребления. Развитые страны должны выработать более устойчивые способы потребления, изменить свое поведение и образ жизни в этом контексте, снизить ресурсоемкость производства. Применение подхода "жизненного цикла" продукта, экологической маркировки, оценок воздействия на окружающую среду - полезные инструменты в этой работе. Соответствующие методы должны быть широко доступны, чтобы помочь развивающимся странам двигаться к поставленной цели устойчивого развития;
- к 2015 г. переломить существующую тенденцию к потере биоразнообразия и природных ресурсов. Необходимо достичь устойчивого и интегрированного управления природными ресурсами. Эта ясная глобальная цель должна создать стимулы для местных сообществ, особенно в развивающихся странах, получать выгоды от сохранения разнообразных природных ресурсов, от устойчивого природопользования [1].
Образовавшиеся после распада Советского Союза независимые государства, в том числе Российская Федерация, присоединились к документам, подписанным на Конференции ООН по окружающей среде и развитию и Всемирном саммите по устойчивому развитию, подтвердив тем самым единство курса на развитие экономики с минимизацией вредного воздействия на окружающую среду и актуальность для них вышеперечисленных задач.
В настоящее время, к сожалению, характер функционирования экономики в странах СНГ имеет недостатки, которые вызывают основные препятствия на пути к их устойчивому развитию с точки зрения экологии:
- высокая общая энерго- и ресурсоемкость производства;
- слабая освоенность возобновляемых источников энергии;
- применение экологически вредных способов ведения сельского хозяйства;
- использования неадекватных методов управления хозяйством при медленном освоении новых корпоративных, сетевых и других технологий управления;
- недостаточная экологическая осведомленность лиц, принимающих решения, и основной массы населения;
- дефицит информации о состоянии окружающей среды, природных ресурсов и здоровья населения и их взаимозависимостях.
Исследование поставленных на Всемирном саммите по устойчивому развитию задач глобального развития на XXI в. позволяет определить, что все они так или иначе связаны с изменением существующей системы обращения с отходами производства и потребления, а также выявить факторы этого влияния (рис.).
Факторы влияния организации системы обращения с отходами на устойчивое развитие стран СНГ
Под устойчивым развитием, следуя духу и букве международных соглашений, понимается такая модель деятельности общества, которая ориентирована на удовлетворение основных жизненных потребностей нынешнего и будущих поколений людей без причинения необратимого ущерба биосфере [2]. Многообразие факторов влияния системы обращения с отходами на сохранение окружающей среды и устойчивое развитие стран СНГ, показанное на рисунке, подчеркивает первоочередную необходимость ее совершенствования.
Европейский союз готов оказать помощь странам СНГ в решении проблем обращения с отходами, и такие проекты уже осуществляются. Для повышения эффективности использования всех возможных вариантов помощи необходимо обеспечить информированность всех заинтересованных структур.
Странами-членами Европейского союза накоплен большой опыт в разработке и реализации мероприятий по совершенствованию процесса обращения с отходами, в подготовке специалистов для данной сферы, в использовании инновационных технологий. ЕС уделяет большое внимание учету, анализу и контролю информации об образовании и утилизации различных видов отходов и разработке на основании полученных данных перспективных планов по обращению с отходами как на межнациональном, так и на национальном и региональном уровнях. Использование имеющегося опыта позволит избежать возможных ошибок и создать наиболее эффективную систему управления отходами в части:
- стимулирования минимизации образования отходов, сбора и использования вторичного сырья;
- разработки и внедрения безотходных технологий производства товаров, а также экологически и экономически эффективных технологий переработки отходов;
- повышения безопасности захоронения отходов на полигонах, контроля входящих потоков отходов.
Отдельными странами Европейского союза приняты Стратегии по сотрудничеству с государствами в различных регионах. В них отражаются наиболее перспективные направления взаимодействия для решения экологических, экономических и социальных проблем [3; 4; 5]. В перспективе дальнейшие усилия, направленные на интеграцию в рамках Европейского союза и его расширение, а также с точки зрения формирования новых структур безопасности, имеют первостепенное значение. Засорение территорий стран отходами вследствие ненадлежащего обращения с ними имеет негативное влияние на экологическую безопасность, поэтому государства ЕС готовы развивать сотрудничество в области совершенствования национальных систем обращения с отходами в странах СНГ.
Среди направлений возможного использования научного и технологического потенциала Европейского союза для развития сферы обращения с отходами в странах СНГ необходимо выделить следующие.
1. Повышение квалификации представителей органов власти, занимающихся вопросами обращения с отходами, менеджеров предприятий по сбору, транспортировке и утилизации отходов. Например, такие обучающие курсы уже несколько лет проводятся шведской компанией SWECO, специализирующейся на консалтинговых услугах в сфере энергоснабжения, водоснабжения и водоотведения, управления твердыми отходами. Финансирование расходов на организацию стажировки берет на себя Шведское агентство по международному развитию SIDA (Swedish International Development Agency). Обучение по программе "Solid Waste Management International Training Program" проводится для представителей России, Украины, Грузии, Армении, Азербайджана, Молдовы, Узбекистана и Кыргызстана шведскими специалистами. В ходе стажировки теоретические лекции по экономическим, правовым, организационным и технологическим аспектам обращения с твердыми отходами сочетаются с практическими занятиями и посещением объектов инфраструктуры обращения с отходами городов Швеции. Вторая часть стажировки проходит в одной из стран СНГ, что особенно полезно, учитывая схожесть проблем в сфере обращения с отходами, уходящих корнями в то время, когда существовал Советский Союз. В то время считалось, что территория СССР огромна, поэтому мест для складирования отходов хватит на много десятилетий вперед, поэтому нет необходимости вкладывать средства в разработку совершенных технологий переработки или сжигания отходов. После обретения независимости страны СНГ столкнулись с проблемами энергетических кризисов, ограниченности природных ресурсов и стремительного роста объемов образующихся отходов. Попытки решить эти проблемы собственными силами не всегда являются эффективными.
Зарубежные обучающие программы позволяют представителям СНГ в ходе совместного обсуждения выработать комплекс мер по совершенствованию системы сбора, транспортировки и переработки отходов для конкретной страны. Этот опыт в дальнейшем может быть распространен и на другие страны СНГ с учетом местных климатических и экономических особенностей, специфики образующихся отходов и менталитета населения.
2. Оказание финансовой помощи путем предоставления средств на закупку оборудования для предприятий сферы обращения с отходами. Нужно широко использовать такие возможности, анализируя информацию обо всех предлагаемых вариантах предоставления финансовой помощи. Как правило, обязательным условием осуществления таких проектов является софинансирование, т. е. предоставление части средств тем государством, для которого производится закупка оборудования (около 50%). В ряде случаев это вызывает большие проблемы, учитывая необходимость единовременного выделения значительного объема средств. Тем не менее без внедрения инновационных технологий и покупки современного оборудования невозможно выйти на экологически и экономически приемлемый "европейский" уровень обращения с отходами.
Примером такой привлекательной экспериментальной программы может служить проект DEMOEAST, организованный Шведским агентством развития международного сотрудничества. Он направлен на стимулирование экономического развития и международной торговли путем предоставления новой техники и технологий. Покупателям (предприятиям и организациям) из прибалтийских стран, Польши, Украины и России предоставляется возможность осуществить закупку шведского оборудования и технологий для нужд энергетики, энергосбережения и охраны окружающей среды и получить опыт их эксплуатации. На средства программы DEMOEAST может финансироваться до 50% стоимости оборудования и небольшая тренинговая программа на этапе внедрения оборудования в эксплуатацию. Техническо-экономические обоснования, таможенные платежи, налоги, сборка и др. не могут оплачиваться из средств данной программы. Сумма финансирования одного проекта в рамках программы DEMOEAST может составлять от 100 тыс. до 3 млн. шведских крон. Основная часть оборудования должна быть шведского производства. Это оборудование должно быть современным и соответствовать требованиям в области энергосбережения, повышения энергоэффективности или использования возобновляемых (альтернативных) источников энергии. Необходимо указать, что данный проект не может быть реализован без внешнего финансирования.
3. Проведение консультаций по вопросам внедрения новых технологий, по эксплуатации и ремонту оборудования на предприятиях сферы обращения с отходами. Помимо непосредственного финансирования закупки оборудования и технологий очень полезным для стран СНГ может явиться консультационная помощь от специалистов из государств Европейского союза в области внедрения инноваций на предприятиях сферы обращения с отходами. Эти инновации могут быть внедрены как на средства совместных проектов, так и путем финансирования инвесторами из отдельных государств. В любом случае, для того чтобы выбрать и запустить в эксплуатацию то оборудование и технологию, которые принесут максимальный эффект в конкретных условиях, целесообразно воспользоваться консультационными услугами европейских специалистов, имеющих большой опыт сопровождения проектов в сфере обращения с отходами в самых различных климатических и экономических условиях. Эти специалисты уже несколько десятилетий занимаются сопровождением проектов не только в странах Европейского союза, но и за его пределами, в том числе в Азии, Африке и Латинской Америке.
4. Использование опыта стран Европейского союза в области организации PR-кампаний по повышению общественного понимания важности проблем обращения с отходами. По отношению общества к проблеме отходов можно судить об уровне его развития [6]. В странах СНГ пока не сложился целостный образ желаемого будущего и, соответственно, нет четкого понимания жизненной необходимости изменения отношения экономических субъектов к производству и отдельных индивидуумов к потреблению для перехода в целом к устойчивому развитию. Для этого целесообразно проводить психологическую подготовку различных групп: экономических субъектов, населения, представителей властных структур до изменения принципов обращения с отходами. Ведь каждая из этих групп будет вовлечена в процесс совершенствования систем обращения с отходами. Например, организация селективного сбора твердых бытовых отходов невозможна без участия населения. К сожалению, в странах СНГ пока отсутствует учебная и методическая база для подготовки специалистов и организации PR-кампаний по повышению общественного понимания важности проблем обращения с отходами. В этой связи очень перспективным направлением выступает использование опыта стран Европейского союза. В настоящее время Швеция и Финляндия являются признанными европейскими лидерами в сфере обращения с отходами. По словам специалистов в области обращения с отходами, они тоже "не были рождены, чтобы сортировать отходы", но благодаря проведению хорошо продуманных кампаний в этой области добились поразительных результатов.
При напряженной целенаправленной работе в странах СНГ уже в ближайшие несколько лет удастся охватить экологическим воспитанием и образованием все целевые группы, привлечь средства массовой информации к пропаганде знаний об устойчивом развитии и правильном обращении с отходами, распространить новые этические нормы, укрепить неправительственные и государственные природоохранные организации, обеспечить прогресс областей науки и техники, связанных с решением проблем ресурсосбережения, повысить эффективность производства, и наконец, поднять уровень жизни населения.
Пока же, как показывает практика, крупные экологически ориентированные инициативы в странах СНГ, в том числе в Российской Федерации, обычно не воплощаются в жизнь из-за отсутствия необходимых средств и недостаточной заинтересованности участников. Также до настоящего времени в странах СНГ отсутствует как практика экологического просвещения широких масс населения, так и узкоспециальная система профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов сферы обращения с отходами.
Проведение совершенствования существующей системы только по одному направлению не даст таких хороших результатов, как комплексное изменение механизма функционирования сферы обращения с отходами на основании стратегического подхода. Опыт Европейского союза в области стратегического планирования деятельности по обращению с отходами является лучшим методическим руководством для разработки и реализации таких планов, тем более что в его изучении и использовании европейские страны готовы оказать всестороннюю поддержку специалистам из стран СНГ. Только сочетание экономических, социальных и экологических факторов, формирующихся на основании стратегического планирования системы обращения с отходами, позволит перейти от стихийного к упорядоченному, устойчивому развитию стран-членов Содружество Независимых Государств.


Литература
1. Материалы выступлений участников Всемирного Саммита по устойчивому развитию 6 сентября 2002 года в Институте развития прессы. - http://www.pdi.ru.
2. Proposals for transition to sustainable development for Eastern European, Caucasus and Central Asia Countries. - Chisinau: Mediul Ambiant, 2003.
3. Country strategy for development cooperation: Russia. - Stockholm: Regeringskansliet, 2002.
4. Country strategy for development cooperation: Central Asia. - Stockholm: Regeringskansliet, 2003.
5. Country strategy for development cooperation: Southern Caucasus. - Stockholm: Regeringskansliet, 2003.
6. C. Mattsson Waste Management and Producer Responsibility in Sweden. - Goteborg: Chalmers University of Tekhnology, 2003.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия