Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (58), 2016
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Куликова Н. Н.
доцент кафедры финансов и организации бюджетного процесса
Московского технологического университета,
кандидат экономических наук


Модель межорганизационных взаимоотношений в электронной промышленности
В статье представлен авторский взгляд на вопросы межорганизационных взаимоотношений профессиональных участ­ников российского рынка микроэлектроники. Доказано, что все участники межорганизационных отношений зависимы друг от друга, так как жизненный цикл микроэлектронного изделия сегодня можно реализовать только через партнер­ство, в котором используются недостающие ресурсы, мощности и компетенции других участников сотрудничества
Ключевые слова: совместная деятельность, микроэлектроника, профессиональные участники российского рынка микроэлектроники
УДК 334; ББК 65.305.47   Стр: 98 - 101

В основе межорганизационных взаимоотношений профессиональных участников российского рынка микроэлектроники лежит поиск синергии, связанной с формированием общей технологической цепочки ценностей для совместного достижения целей партнерства. При этом каждое предприятие-партнер имеет свои локальные цели, которые должны быть согласованы с другими участниками и не противоречить им. Поэтому сотрудничество — это стратегическое решение, которое обеспечивает взаимную выгоду от отношений.
Межорганизационные взаимоотношения предприятий на рынке микроэлектроники можно определить как соглашения, заключенные для осуществления совместной деятельности. Предприятия-партнеры, реализуя одну технологическую цепочку ценностей, стратегически зависимы друг от друга на определенных этапах жизненного цикла (ЖЦ) микроэлектронного изделия. Дизайн-центры, фаблесc-компании, фабрики-фаундри, испытательные центры, фабрики по сборке электронных компонентов сегодня одновременно могут быть участниками разных партнерских сетей [1].
Каждый профессиональный участник межорганизационных взаимоотношений имеет что-то уникальное. В межорганизационных взаимоотношениях деятельность каждого участника, в первую очередь, зависит от наличия необходимых ресурсов у других участников. Во-вторых, межорганизационные взаимоотношения обуславливаются наличием необходимых мощностей у каждого участника в соответствии с выполняемыми ими функциями в технологической цепочке. В-третьих, межорганизационные взаимоотношения определяются компетенциями каждого участника и результатами их работы на определенных этапах ЖЦ микроэлектронного изделия.
Партнеры объединяют взаимодополняющие ресурсы, мощности и компетенции, внося тем самым свой вклад в технологическую цепочку ценностей. Участники, отказавшись от своих автономных позиций на рынке, за счет объединения ресурсов, совместного использования мощностей и компетенций получают больше пользы от преимуществ своих партнеров. Можно выделить следующие преимущества межорганизационных взаимоотношений профессиональных участников российского рынка микроэлектроники:
– увеличение мощности и расширение компетенций участников без необходимости приобретать новые технологии и мощности, а также развивать новые способности;
– долгосрочная ориентация отношений;
– взаимное доверие и открытость участников;
– участники сохраняют гибкость, которая необходима для адаптации к изменяющейся среде, в которой их деятельность, как правило, реализуется.
Рассматривая межорганизационные взаимоотношений профессиональных участников российского рынка микроэлектроники как намеренное объединение ресурсов, мощностей и компетенций, необходимо осознавать и недостатки такого партнерства, а именно:
– уменьшение у участника стратегической автономии в отношении деятельности, которая является предметом сотрудничества;
– необходимость согласования и координации решений и действий участников, что может привести к конфликтам или возможны затруднения в деятельности, которая является предметом сотрудничества;
– исчезновение у участника стратегических преимуществ при совместном использовании его технологий и знаний.
Объединяя ресурсы, мощности и компетенции, предприятия-партнеры не объединяют свои функции, а согласовывают их. Все профессиональные участники российского рынка микроэлектроники при формировании ими технологической цепочки ценностей находятся в сильной зависимости друг от друга, так как продукт деятельности одного предприятия-партнера выступает в качестве исходного материала для деятельности другого. Межорганизационные взаимоотношения позволяют предприятиям-партнерам добиться успеха за счет равновесного сочетания стандартизации, дифференциации и уникальности объединяемых ресурсов, мощностей и компетенций.
Стандартизация позволяет экономить на масштабе, избежать дублирования разработки. Дифференциация — создать идеальные условия для осуществления обмена и получения экономической эффективности [2]. Уникальность является конкурентным преимуществом и определяет новизну, редкость, единичность. Величина эффектов от такого сочетания будет зависеть от сути взаимоотношений и от внутренних способностей предприятий-партнеров, так как развитие взаимоотношений не может быть односторонним, каждый участник имеет определенные требования к другим участникам, а также обладает необходимыми возможностями для реализации своих функций. Наличие необходимых ресурсов, мощностей и компетенций у предприятий-партнеров будет определять направления развития межорганизационных взаимоотношений и вероятность реализации всех этапов ЖЦ микроэлектронного изделия. Такие взаимодействия будут продуктивными по своей сути, но, насколько они ценны, зависит от того, как каждое предприятие-партнер будет действовать и реагировать на взаимоотношения, как будет осуществлять согласование и синхронизацию своих действий. Согласованность и синхронизация действий участников при реализации ими технологической цепочки ценностей будет зависеть от тесноты связей друг с другом [2]. Для реализации технологической цепочки всем ее участникам необходимы частные коммуникации, а также подстройка друг под друга.
Межорганизационные взаимоотношения, таким образом, можно представить как взаимодействия на основе совместного использования ресурсов, мощностей, технологий, знаний и навыков, зависимых друг от друга предприятий-партнеров, имеющих тесные связи (рис. 1). Основой взаимоотношений профессиональных участников на рынке микроэлектроники является субконтрактация, на основе которой происходит объединение ресурсов, мощностей и компетенций.
Предприятие-подрядчик доверяет другим предприятиям — субподрядчикам реализацию определенных этапов ЖЦ микроэлектронного изделия на основе договора. Посредством субконтрактации у каждого участника межорганизационных взаимоотношений имеется возможность сосредоточиться на отдельных видах деятельности в рамках своих компетенций, способностей и наличия необходимых ресурсов и мощностей.
Субконтрактация как разновидность делового партнерства сегодня очень популярна в микроэлектронике, так как предполагает взаимодействие, как с малыми, так и с крупными предприятиями.
Рис. 1. Зависимость межорганизационных взаимоотношений от ресурсов, мощностей и компетенций предприятий-партнеров
Субконтрактация в микроэлектронике сегодня обусловлена:
– более низкими издержками реализации определенного этапа ЖЦ микроэлектронного изделия у субподрядчика;
– отсутствием необходимых ресурсов, специализированных производственных мощностей, а также сотрудников, владеющих необходимыми знаниями, умениями и навыками;
– перегруженностью портфеля заказов;
– необходимостью производства сугубо специализированных микроэлектронных изделий [3].
Схематично межорганизационные взаимоотношения профессиональных участников на рынке микроэлектроники можно представить как сеть сотрудничающих предприятий на основе субконтракционных связей (рис. 2).
Рис. 2. Пример межорганизационных взаимоотношений профессиональных участников российского рынка микроэлектроники на основе субконтрактации
Сеть представляет собой тип сотрудничества, который характеризуется наличием соглашений, заключенных с большим числом участников. Сетью всегда руководит координатор, выступающий главным при реализации межорганизационных взаимоотношений и осуществляющий контроль [4] за технологической цепочкой ценностей.
Координатором или центральным звеном технологической цепочки ценностей является участник, получивший заказ и выступающий ответственным за его выполнение. Именно дизайн-центры общего назначения и фаблесс-компании являются инициаторами создания технологической цепочки ценностей и извлекают наибольшую выгоду, реализуя первые этапы ЖЦ микроэлектронного изделия: концептуализацию и проектирование. Остальные участники всегда имеют зависимое положение и выступают между собой конкурентами, так как только координатор может включить предприятие в технологическую цепочку ценностей. В то же время координатор должен сопоставить свои интересы и интересы всех участников, так как межорганизационные взаимоотношения между участниками одной технологиче­ской цепочки ценностей строятся на принципе комбинирования ресурсов, мощностей и компетенций предприятий-партнеров, а также предполагают согласованный характер взаимосвязей.
На рис. 3 представлена модель формирования межорганизационных взаимоотношений профессиональных участников рынка микроэлектроники на основе объединения ресурсов, мощностей и компетенций.
Рис. 3. Модель формирования межорганизационных взаимоотношений профессиональных участников рынка микроэлектроники на основе объединении ресурсов, мощностей и компетенций
Предприятия вступают в межорганизационные взаимоотношения, руководствуясь при этом различными причинами. Так как в основе реализации технологической цепочки ценностей лежат отношения взаимозависимых партнеров, должен быть выделен ряд факторов формирования межорганизационных отношений. В своей работе [5] Оливер выделяет шесть критических факторов формирования межорганизационных взаимоотношений, которые также могут быть использованы для характеристики партнерства на рынке микроэлектроники:
– необходимость (соответствие требованиям или стандартам);
– асимметрия (один участник имеет больше контроля над ресурсами или мощностями);
– взаимная выгода (производство нового изделия, завоевание нового рынка сбыта);
– эффективность (использование позитивного опыта, методов работы, технологий партнера);
– стабильность (надежность и предсказуемость отношений на основе контрактной формы);
– легитимность (использование для своего имиджа конкурентных преимуществ партнера).
При образовании межорганизационных взаимоотношений идет процесс согласования целевых установок участников сети. Происходит установление таких взаимоотношений между ними, которые обеспечивают долгосрочное сближение генеральных целей всех участников. Межорганизационные взаимоотношения как сеть предприятий-партнеров имеет распознаваемую границу и преследует общую цель, которая сводится к комбинированию ресурсов, мощностей и компетенций, при этом каждый участник может иметь свои, локальные цели.
Так, Осборн [6] описывает три уровня целей в межорганизационных взаимоотношениях:
Первый уровень: мета-цели, или причины для сотрудниче­ства, могут быть выражены в совместных документах.
Второй уровень: макро-цели — цели, которых каждый участ­ник хотел бы добиться через сотрудничество, но которые не связаны с целью сотрудничества. Участники могут использовать эти цели и для других проектов.
Третий уровень: микро-цели — цели отдельных членов отдельных участников, которые они хотели бы достичь, например, чтобы улучшить отдельные процессы, используя опыт работы членов других участников.
Для достижения собственных целей, партнеры должны принять решение о том, насколько их цели согласуются с другими участниками на основе взаимопонимания и консенсуса, потому что в договоре будут определены коллективные цели, которых партнеры стремятся достичь. Участникам, возможно, придется пойти на компромисс ради определения коллективных целей сотрудничества.
Цели межорганизационных взаимоотношений определяют их характеристики. Необходимо отдельно понимать динамику отношений внутри сети, а также четко идентифицировать индивидуальные позиции каждого участника относительно наличия у них ресурсов, мощностей и компетенций.
Позиция каждого участника в сети определяются количест­вом его отношений с другими участниками и вероятностью установления отношений под влиянием целого ряда факторов. В рамках теории ресурсной зависимости предполагается, что предприятие стремится взаимодействовать с другими предприятиями для того, чтобы уменьшить неопределенность, которая исходит от ограниченного количества имеющихся у него ресурсов, и восполнить ресурсы, в которых оно испытывает недостаток. Вероятно, что предприятие, которое имеет свободные ресурсы в большом количестве, будет иметь приоритетную возможность сотрудничать с другими предприятиями, а также возможно иметь приоритетную позицию в сети. В то же время наличие свободных ресурсов является не единственной характеристикой межорганизационных взаимоотношений. К таким характеристикам относят удобное географическое месторасположение предприятия и официальные отношения с правительственными организациями.
Наконец, анализ положения в сети каждого участника дает возможность выяснить, как участники взаимодействуют друг с другом, к каким ресурсам, мощностям и компетенциям участник получает доступ от других участников, а также каким образом установлен контроль над их использованием. Особое значение имеет структура взаимодействия и координации, то есть поиск таких средств общения, которые в наилучшей степени соответствуют намерениям и возможностям партнеров.
Таким образом, разработанная модель доказывает, что участники межорганизационных взаимоотношений, связанные одной совместной целью для достижения своих собственных целей, находятся в зависимом положении друг от друга. Предприятия-партнеры должны четко понимать причины возникновения совместной деятельности, свое место и роль в технологической цепочке ценностей, а также на какие результаты каждый из них может рассчитывать.


Литература
1. Куликова Н.Н. Управление партнерскими взаимоотношениями в электронной промышленности // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 11. — C. 542–545.
2. Hеkansson H., Snehota I. Developing Relationships in Business Networks // London: Routledge. — 1995. — 433 р.
3. Костюкевич Д.В., Корабельников В.М. Классификация взаимодействия предпринимательских структур в составе регионального кластера // Актуальные проблемы экономики, политики и права: Сб. науч. тр. / Под ред. В.С. Кабакова, Л.Л. Бекренева. — Мурманск: МАЭУ, 2008. — С. 72–81.
4. Pena N.A., de Arroyabe J.C.F. Business Cooperation: From Theory to Practice. New York: Palgrave Macmillan. — 2002. — 193 p.
5. Oliver, C. Determinants of interorganizational relationships: Integration and future directions // Academy of Management Review. — 1990. — Vol. 15(2). — P. 241–265.
6. Osborne, S. What Kind of Training does the Voluntary Sector Need? In: D. Billis and M. Harris (Eds.) Voluntary Agencies. Basingstoke: Macmillan. — 1996.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия