Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (58), 2016
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Лихачёв Д. В.
управляющий Оренбургским отделением № 8623 ПАО «Сбербанк России» (г. Оренбург),
кандидат сельскохозяйственных наук


Инвестиционный механизм в системе управления региональным развитием
В статье представлен функционально-смысловой и структурный анализ понятия «инвестиционный механизм регионального развития». Обозначены проблемы функционирования и предложены направления его совершенствования
Ключевые слова: Оренбургская область, инвестиционный механизм, субъекты инвестиционного механизма, региональное развитие, эффективность инвестиционного механизма
УДК 330.322; ББК 65.263(235:557)   Стр: 142 - 146

Стратегической задачей экономического развития региона является стабильный рост внутреннего регионального продукта, повышение уровня жизни населения, создание новых рабочих мест и увеличение поступлений налогов в бюджеты различных уровней. Эффективное ее решение зависит, в том числе, от усиления роли и значения механизма его реализации.
Парадигма развития региона как сложной экономической системы показывает, что невозможно добиться устойчивых показателей роста различных секторов экономики без проведения мероприятий по аккумулированию средств, которые планируется использовать как на особо важные системообразующие и инфраструктурные проекты, так и микрофинансирование. Здесь проявляется влияние инвестиционных процессов на все экономические уровни управления регионом от наиболее масштабного, затрагивающего значимые отрасли, до первичных звеньев в виде конкретных предприятий.
В настоящей статье выделены проблемы реализации механизма управления инвестиционным процессом регионального развития и разработаны направления его совершенствования на основе изменения экономических взаимоотношений между хозяйствующими субъектами с целью выявления и усиления взаимосвязи отдельных предприятий, отраслей и регионального бюджета через процессы перетока и накопления финансовых средств. Это потребовало, в первую очередь, раскрытия функционально-смыслового содержания понятия «инвестиционный механизм регионального развития».
Понятие механизма, используемое в экономических исследованиях, заимствовано из технических наук, т.к. позволяет описывать экономические процессы в их взаимодействии. Согласно самому общему определению, механизм — «это система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности» [1].
В современной экономической литературе понятие «механизм» часто применяется в сочетании с эпитетами «экономический», «хозяйственный» или «организационный». Причем нет четкого разграничения сфер их применения, и многое зависит от принадлежности авторов к той или иной научной школе.
В соответствии с наиболее общей схемой построения механизма регуляционного характера модельное представление экономического (хозяйственного, организационного) механизма включает в себя следующие элементы:
(1) субъект (инициатор) как движущая сила, осмысленно запускающая в действие данный механизм;
(2) цели как программируемые желаемые результаты дейст­вия механизма;
(3) форма как необходимое организационное оформление методического обеспечения механизма;
(4) методы как инструментарий, способы и технологии процессов достижения поставленных целей;
(5) совокупность видов источников ресурсов как средств, используемых для достижения поставленных целей;
(6) объекты как хозяйствующие субъекты, хозяйственная среда, экономические явления.
Экономический (хозяйственный, организационный) механизм можно определить как организованную или упорядоченную систему элементов, взаимодействующих на основе совокупности институциональных установлений (нормы, правила, ограничения) и наличных ресурсов (5) посредством реализации инструментария, способов и технологий (4), которые обеспечивают субъектам (1) в определенных расчетных режимах (3) достижение заданных или прогнозируемых результатов (2) развития объекта хозяйствования (6).
Экономический (хозяйственный, организационный) механизм — это блочная система, важной составляющей которой является механизм управления инвестиционным процессом или инвестиционный механизм, обладающий основными чертами экономического (хозяйственного, организационного) механизма и в то же время имеющий свою специфику, определяемую особенностями процессов воспроизводства экономического потенциала и ведения инновационной деятельности в конкретных экономических условиях. Применительно к условиям регионального развития проблемы реализации инвестиционного механизма приобретают особо сложный характер, поскольку в основном он обеспечивает рост экономической активности, повышение эффективности реализации региональной инвестиционной стратегии.
Исследования теоретико-практических основ инвестиционного процесса показали, что инвестиционный механизм регионального развития получает трехаспектное функционально-смысловое содержание (словоупотребление):
– с точки зрения идентификации предметно-структурной сущности в системе экономического механизма регионального развития (в этой связи инвестиционный механизм регионального развития рассматривается в качестве собственно «инвестиционного механизма развития»);
– в контексте оценки методологии государственного регулирования как механизм привлечения и стимулирования инвестиций;
– в аспекте разработки и реализации региональной экономической политики в качестве механизма управления инвестиционными процессами в регионе или механизма инвестиций в системе регионального инвестиционного управления — «это упорядоченная совокупность информационных связей и нормативных установлений, характеризующих отношения организации, функционирования и стимулирования инвестиционных процессов в регионе» [2].
Наиболее полное и ценное исследование природы появления инвестиционного механизма и его места в экономике региона проведено В.П. Ждановым [3], который одним из первых структурировал механизм в четыре блока: мотивационный, ресурсный, правовой, методический и организационного обеспечения. Его последователи и другие исследователи содержания инвестиционного механизма регионального развития представили функционально-смысловую взаимосвязь его компонентов (элементов) в достаточно четкой и обоснованной форме.
Как представляется, природа инвестиционного механизма регионального развития требует дополнения и уточнения в концептуальном выражении, обоснования алгоритмичности работы его структуры, т.к. механизм следует рассматривать не просто в качестве статичной совокупности составляющих, а представлять в виде последовательной цепочки этапов (элементов) в его построении и реализации. Его следует понимать как динамический элемент в системе регионального инвестиционного управления. Основываясь на этой позиции на рис. 1 представлена структурно-логическая схема реализации инвестиционного механизма регионального развития (структурный срез).
Движение информационных потоков при функционировании инвестиционного механизма регионального развития между его элементами способствует:
– генерации приоритетной цели инвестиционного процесса, выполнение которой обеспечит реализацию поставленных задач;
– устранению дисбаланса в экономической информации, формируемой предприятиями;
– анализу экономических стратегий отдельных предприятий и синтезу вектора их движения для реализации в целом экономического механизма развития региона.
Синергетическая взаимозависимость между отдельными субъектами региональной экономики диктует необходимость выработки единых подходов к вопросу практической реализации инвестиционного механизма регионального развития.
Субъектами, реализующими инвестиционный механизм, являются предприятия, финансовые организации, муниципалитеты, непосредственно субъект Федерации и другие участники рынка, проводящие вложения средств в развитие экономики региона.
В процессе координации должны быть выявлены проекты с максимальной эффективностью, на которые приоритетно направляется финансирование, а также наиболее значимые инфраструктурные и социально значимые точки вложения инвестиций.
В условиях решения актуальных задач комплексной интеграции отдельных инвестиционных проектов предприятий в региональный механизм инвестиционного развития важное место отводится их выбору с применением однокритериальной системы, позволяющей решить вопросы эффективного вложения средств с учетом иерархии целей и объединения путей достижения в логические блоки.
При оценке эффективности различных моделей реализации инвестиционного механизма на региональном уровне существенное значение имеет наличие оперативного мониторинга динамических данных о состоянии региональной экономики. В условиях значительной неопределенности влияния рыночных, экономических факторов на объемы и качество процесса аккумулирования средств на финансирование отдельных компонент инвестиционной стратегии особую значимость приобретают вопросы накопления, привлечения значительных объемов экспертной информации.
Комплекс инвестиционных мероприятий, составляющих основу механизма инвестиционного развития региона, имеет сложную иерархию, где организационный и нормативно-правовой и методический блоки выступают как системные факторы оценки эффективности инвестиционного механизма регионального развития. На основе данных мероприятий могут решаться структурные задачи по оценке эффективности его функционирования. Работа инвестиционного механизма регионального развития напрямую связана с использованием инвестиционных ресурсов.
В центральном управляющем звене (инвестиционном штабе региона) формулируются основные принципы построения и глобальные цели инвестиционного механизма регионального развития. Далее управленческое воздействие передается на нижестоящие уровни, которые в отдельных случаях являются самостоятельными подсистемами, имеют собственные цели, обладают определенной автономией и могут кооперироваться с другими подсистемами в целях выполнения глобальной цели инвестиционного развития региона.
Основой инвестиционного механизма регионального развития является, прежде всего, поддержка функции принятия решений, в связи с чем важное значение приобретает эффективность реализации управленческих решений всеми субъектами инвестиционного механизма.
Характерные принципы инвестиционного механизма регионального развития:
– рациональное поведение;
– баланс спроса и предложения;
– ограниченность и восстановление ресурсов;
– доходность чувствительности ожидания;
– неравномерность актуальности.
Состав субъектов, вовлеченных в инвестиционный механизм регионального развития:
1. Крупный бизнес. В данную группу входят транснациональные и национальные компании, а также предприятия со значительными оборотами и активами, которые на практике реализовали устойчивые к переменным внешним факторам модели экономической структуры и развития.
2. Компании с государственным участием, которые стремятся найти разумный баланс между интересами государства и частными инвесторами.
3. Финансовые компании, задача которых состоит в аккумулировании и перераспределении финансовых ресурсов (банки, страховые и инвестиционные компании, пенсионные фонды).
4. Органы власти — региональные и муниципальные, в задачу которых входит соблюдение баланса между экономическими элементами развития региона и социальной сферой территории (они являются координаторами регионального инвестиционного механизма).
5. Предприятия сегмента среднего, малого и микро-бизнеса, предъявляющие спрос на инвестиционное финансирование.
Таким образом, предлагаемый подход к реализации инвестиционного механизма регионального развития заключается в приоритете гибкости, подвижности его этапов, а также подчиненности и управляемой способности адаптации мотивационных установок к рыночной конъюнктуре.
При выявлении направлений совершенствования инвестиционного механизма регионального развития необходимо учитывать экономические, территориальные, социальные и иные особенности конкретной территории, а также предусмотреть достаточные источники финансирования для выполнения субъектами поставленных задач.
Современная экономика Оренбургской области характеризуется высокой степенью разбалансированности. Разрыв связей между сырьевыми базами и переработкой и между переработкой и торговлей за годы реформ увеличился. Главные отрасли сильно зависят от поставок сырья из-за пределов региона, хотя сами могли бы его производить в достаточных количествах. Область теряет значительные финансовые ресурсы от низкой добавленной стоимости, создаваемой на ее территории. Большая часть экономики фактически работает на давальческом сырье, ввозимом из-за пределов области, и вывозит продукцию для реализации через торговых посредников на внерегиональных рынках.
Все это в значительной мере объясняет нестабильное финансовое положение предприятий, областного и муниципальных бюджетов, отток из области денежных ресурсов и ее непривлекательность для инвесторов.
Нехватка финансирования как на пополнение оборотных средств путем кредитования, так и на инвестиции в новые проекты, является одной из основных причин депрессивного состояния экономики Оренбургской области. Производственные предприятия финансируют свою деятельность в основном за счет собственных средств.
Основные причины проблем с финансированием у предприятий Оренбургской области состоят в следующем:
1. Высокий уровень риска. Неблагоприятно сказывается отсутствие стабильной кредитной истории, большая задолженность, отсутствие правительственных гарантий и примеров успешной крупномасштабной работы кредитных организаций с предприятиями области.
2. Отсутствие кредитного обеспечения. Для подавляющего большинства местных предприятий выход на рынок капитала пока невозможен. У банков имеются средства, которые могли бы быть направлены на развитие производства, но отсутствие обеспечения со стороны потенциальных заемщиков является одной из причин того, что многие предприятия этих средств не получают или получают в ограниченных количествах.
3. Высокая стоимость финансирования. Большинство предприятий, работающих на территории области, не могут позволить себе привлечь финансы по тем ставкам, которые предлагаются местными отделениями банков.
4. Ограниченный набор используемых финансовых инструментов. На сегодняшний день предприятия рассматривают лишь банковское кредитование как способ финансирования деятельности. При этом в области отсутствует капитал стратегических инвесторов и международных финансовых организаций и не достаточно используется лизинг, который мог бы способствовать дальнейшему развитию предприятий-покупателей и производителей.
Еще одна важная причина экономических проблем области — слабый менеджмент, проявляющийся в ограниченной способности разрабатывать собственные нововведения и усваивать внешние инновации. Отчасти эта слабость объясняется тем, что в структуре рабочей силы резко преобладают специалисты средней и низкой квалификации. Иллюстрацией данного положения является низкая доля занятых в науке и научном обслуживании — 0,3% против 1,9% в среднем по России.
Слабый менеджмент прослеживается в деятельности, как предприятий, так и областных и муниципальных органов управления. Низкий уровень управления иллюстрирует высокая доля убыточных предприятий, большие трудности в их финансовом оздоровлении, неудовлетворительное исполнение консолидированного бюджета, задержки в принятии и обновлении законов, призванных улучшить предпринимательский климат в области, низкая эффективность земле- и природопользования и т.д.
Предпринимательский климат в Оренбургской области сегодня заметно хуже, чем в соседней Республике Башкортостан. Законодательные условия являются одним из важнейших факторов, определяющим целесообразность инвестирования на данной территории. Эти условия формируют правовое пространство реализации инвестиций. Их отсутствие ведет к неразберихе с налоговыми льготами, нарушениям прав собственности и другим ограничениям. Это касается, прежде всего, нормативной оценки земельно-имущественного и природно-ресурсного комплексов, долгосрочной аренды земли, залоговых отношений и в целом системы государственных гарантий, совершенствования налоговой системы.
Помимо перечисленных причин депрессивного состояния экономики области можно выделить еще одну, наиболее важную в рыночных условиях — низкую конкурентоспособность хозяйства. Лишь несколько предприятий области могут себя сравнительно уверенно чувствовать на российском рынке. Один из важных признаков снижения конкурентоспособности — крайне незначительные объемы экспорта. С точки зрения конкуренции для Оренбургской области большие проблемы создает нахождение рядом с Республикой Башкортостан, который бросает на область своего рода «экономическую тень», которая проявляется в «перехвате» инвестиций, оттоке финансовых ресурсов, доминировании его товаров на республиканском рынке.
При сложившемся положении Оренбургская область не может использовать те сильные стороны своей экономики и геоэкономического положения, которые могли бы обеспечить ее устойчивый рост. Таким образом, происходит болезненная адаптация экономики области к изменившимся условиям. Она выражается в вымывании из хозяйства нерентабельных отраслей и производств. В то же время из-за вялого инвестиционного процесса не происходит компенсирующего развития рентабельных производств.
Сегодня область проживает те ресурсы, которые унаследованы от советского периода. При затяжной депрессии и усилении отставания области от Республики Башкортостан и других регионов ПФО вполне возможны такие угрозы, как отток рабочей силы, деградация действующей производ­ственной базы, возрастание социальной и этнополитической напряженности.
Кроме того, более привлекательные условия оплаты и возможности на рынке труда, развитая инфраструктура и условия для жизни за пределами Оренбургской области стимулируют отток наиболее перспективных и талантливых, особенно молодых специалистов в другие регионы России и за рубеж.
Действующие позитивные факторы развития Оренбургской области:
– высокая степень освоения агроклиматических ресурсов. Земли сельскохозяйственного назначения составляют почти половину от площади области, из них более 70% — пашня;
– область располагает квалифицированными трудовыми ресурсами;
– благоприятное геоэкономическое положение области относительно регионов Приволжского федерального округа. Оренбургская область находится вне посредственном соседстве с Республикой Башкортостан, Республикой Татарстан, Самарской областью и связана с ними густой сетью транспортных путей;
– нахождение рядом с Республикой Татарстан несет ряд преимуществ, связанных с соседством с крупным рынком, важнейшим сегментом которого является г. Казань;
– важное преимущество обусловлено транзитностью коммуникаций, пересекающих область. Большинство автодорог проходит через территорию области, соединяя разные части Оренбургской области. Некоторые из них имеют межрегиональное значение;
– в области кадастровая стоимость земли в среднем в 1,5 раза ниже, чем в Республике Башкортостан;
– наличие значительных резервов незадействованных производственных мощностей в ключевых отраслях промышленности (пищевая промышленность);
– стабильная общественно-политическая ситуация.
Действующие негативные факторы развития Оренбургской области:
– использование агроклиматических ресурсов за годы рыночных реформ сократилось более чем в 2 раза, часть пашни не используется;
– высокий уровень безработицы в сельских населенных пунктах области способствует усилению дифференциации городского и сельского населения;
– высокая степень износа основных средств практически во всех отраслях экономики, низкий коэффициент использования производственных мощностей, недостаточные объемы инвестиций в основной капитал затрудняют процесс внедрения современных инновационных технологий;
– недостаточное использование управленческих и инженерных кадров, определенный дефицит кадров рабочих специальностей, что связано с невысоким уровнем оплаты труда;
– высокая степень зависимости основных отраслей от поставок сырья из-за пределов области.
Механизмы реализации инвестиционной стратегии Оренбургской области включает следующие основные составные части:
– повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции;
– сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие основные задачи:
– обеспечить ускоренное развитие приоритетных отраслей, и, прежде всего, животноводства, на основе обновления и модернизации основных средств, роста эффективности использования производственного потенциала, совершенствования механизмов регулирования агропродовольственных рынков;
– повысить финансовую устойчивость сельского хозяйства за счет мер по финансовому оздоровлению сельхозпроизводителей, расширению их доступа к кредитным ресурсам, развитию страхования сельскохозяйственной деятельности;
– усовершенствовать механизмы внутреннего и внешнеэкономического регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия, создать стимулы для роста отечественных и иностранных инвестиций в АПК, формировать гармонизированную с международными требованиями систему контроля качества и фитосанитарного контроля.
Таким образом, инвестиционный механизм регионального развития представляет совокупность форм и методов воздействия органов регионального управления на инвестиционную деятельность в регионе, осуществляемых при непосредственном заинтересованном участии населения и других инвесторов, и направленный на определение целей, формирование необходимых организационно-правовых, экономических условий и реализацию стратегии социально-экономического развития территории.
Повысить эффективность функционирования инвестиционного механизма регионального развития возможно с помощью применения:
– системы страхования инвестиций;
– системы предоставления инвесторам налоговых и иных льгот;
– системы государственных гарантий инвесторам.
Комплексное применение данных процедур с учетом региональных особенностей, включение в них широкого круга заинтересованных субъектов экономического развития позволит существенно повысить эффективность использования инвестиционного механизма.
Рис.1. Структурно-логическая схема реализации инвестиционного механизма регионального развития (структурный срез)


Литература
1. Словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 1982. — 608 с.
2. Сергеев Л.И., Богданов А.Г. Содержание регионального механизма отраслевого развития в системе управления инвестиционными процессами // Региональная экономика: теория и практика. — 2008. — № 32 (89). — С. 44–53.
3. Жданов В.П. Инвестиционные механизмы регионального развития. — Калининград: БИЭФ, 2001. — 355 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия