Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (12), 2004
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Сапарова Б. С.
докторант кафедры финансов и банковского дела Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета

ПРИНЦИПЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Рынок инвестиций в Казахстане развивается медленно и пока не может влиять на изменение общей ситуации с развитием инвестирования в экономику. Для предотвращения в стране инвестиционного кризиса необходимы продуманные действия со стороны государства по стабилизации экономики, преодолению структурных и региональных диспропорций, повышению эффективности производства.
Традиционная инвестиционная политика оказалась неспособной поддерживать воспроизводственный потенциал республики на нормальном уровне. Она лишь способствовала дальнейшему росту незавершенного производства при нарастающем дефиците инвестиционных ресурсов. Все это свидетельствует о необходимости изменения роли государства в управлении инвестиционным процессом, необходимости формирования и реализации новой государственной инвестиционной политики, адаптированной к рыночным условиям, направленной на достижение высоких конечных народно-хозяйственных результатов, повышение эффективности капитальных вложений, наращивание экспортного потенциала промышленности, укрепление позиций Казахстана на международных рынках.
Представляется разумным в этой связи перераспределение инвестиций между секторами экономики, чтобы не прийти к так называемой "голландской болезни" - перенасыщению отдельных отраслей экономики за счет недоинвестирования других. Долгосрочными и приоритетными целями инвестиционной политики должно быть достижение сбалансированности развития всех сфер экономики, обеспечение селективного и избирательного подхода, мобилизации всех источников финансирования капвложений, маневренности, максимальной возвратности средств, дальнейшей децентрализации капитального строительства, более полного использования всех рычагов экономического, правового и организационного воздействия на инвестиционную деятельность.
За последние годы законодательно-правовая база, регулирующая приток капиталов в Казахстане, претерпела значительные изменения. Принят ряд законодательных актов, защищающих интересы иностранных инвесторов и предоставляющих им льготы. Положительной чертой законодательства является определение перечня льгот, преференций и гарантий, предоставляемых инвесторам. Законодательством предусматривается освобождение от таможенной пошлины оборудования, сырья и материалов, ввозимых для реализации инвестиционных проектов. На поддержку зарубежных инвестиций направлены заключаемые правительством с рядом стран двусторонние соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций. (Заключенные соглашения с более чем тридцатью странами.)
Казахстанское правительство, создавая благоприятные условия для иностранных инвестиций, вместе с тем, определяет те области инвестирования, которые наиболее важны для страны. Такими областями являются:
- инфраструктура, в том числе транспортная;
- электроэнергетика и телекоммуникации;
- обрабатывающая промышленность (легкая, пищевая; производство товаров народного потребления, всех видов транспортных средств, лекарств; переработка сельскохозяйственной продукции и ее хранение; производство удобрений и средств защиты растений; производство строительных материалов; сфера высоких технологий, машиностроение);
- строительство в столице - Астане;
- здравоохранение;
- образование;
- сфера туризма;
- сельское хозяйство (освоение более урожайных видов сельскохозяйственных культур и разведение более продуктивных пород скота), природоохранная деятельность.
Ежегодно республика получает от других стран займы и кредиты. Возврат их с процентами всегда был тяжелым процессом. Поэтому следует избегать ошибок, аналогичных тем, что уже были совершены в ходе привлечения капитала, ориентируясь на следующие принципы:
- экономической безопасности, предполагающей, что при реализации политики привлечения и использования международных государственных и банковских кредитов должны учитываться их влияние на общее увеличение внешнего долга и отрицательного сальдо платежного баланса страны;
- реализации инвестиционных целей государства. Иностранные инвестиции должны регулироваться государством и направляться на решение макроэкономических задач - таких, как рост ВВП, оптимизация платежного баланса, сглаживание проблем производства и занятости, стабилизация цен и снижение инфляции; уменьшение дефицита государственного бюджета и др. С учетом целесообразности тех или иных иностранных инвестиций для повышения конкурентоспособности экономики;
- постадийного (поэтапного) использования зарубежного капитала. Развитие направлений использования иностранного капитала и инвестиций подчиняется общим задачам развития экономики - от ее дефицитного и кризисного состояния до уровня высокоразвитого типа. Это развитие охватывает следующие стадии: импортозамещения; развития экспорториентированного производства, перевода экономики на базу наукоемких технологий;
- проектного метода использования кредитов, предполагающий при проектировании внешнего заимствования (международного кредита) наличие перечня приоритетных проектов и направлений кредитования;
- повышения нормы внутреннего накопления над стоимостью кредита;
- предпочтения международного предпринимательства международному кредитованию, учитывающий более высокий риск для государственного бюджета и экономики страны в целом заимствований в форме кредитов по сравнению с предпринимательской формой привлечения иностранного капитала;
- привлечения кредита под всесторонне обоснованные и крайне необходимые для ускорения роста экономики инвестиционные проекты;
- конкурсности при отборе проектов;
- сравнительной оценки различных форм внешнего заимствования, предполагающий предпочтение долгосрочным кредитам;
- улучшения инвестиционного климата, реализация которого предполагает повышение инвестиционного рейтинга страны;
- ограниченного доступа иностранного капитала в ряд стратегических и приоритетных отраслей в целях обеспечения не только экономической безопасности, но и долгосрочного экономического роста;
- создания равных условий для иностранных и национальных инвесторов с учетом одновременно того обстоятельства, что программа либерализации иностранных капиталовложений должна осуществляться в рамках политики стимулирования частной инициативы в целом, охватывающей и отечественных предпринимателей;
- временного ограничения на перевод прибылей. (Весьма распространенное и проникшее в законодательные акты некоторых стран СНГ мнение о том, что ограничения в переводах за границу прибылей не должны иметь места, является ошибочным. Как показывает опыт развивающихся стран, большинство из них использует ограничительные рычаги.)
При реализации названных принципов государственной инвестиционной политики важнейшее значение приобретает организационный механизм ее регулирования.
Этот механизм должен основываться на национальной концепции привлечения и использования зарубежного капитала, при разработке которой необходимо принимать во внимание наряду с принципами государственной политики привлечения иностранного капитала и использования инвестиций характер соответствующих программных мероприятий и особенности контроля за их выполнением. Государственное регулирование инвестиционного процесса должно отвечать определенным требованиям, которые могут обеспечить стабильный приток капитала в объемах, намечаемых текущими и перспективными планами государства и отдельных хозяйствующих субъектов.
Главными из этих требований являются:
- стабильность законодательства в области финансового, налогового, таможенного регулирования;
- рационализация системы налоговых сборов, тарифов и льгот;
- гибкое финансовое регулирование в отраслевом и территориальном разрезе, обеспечивающее достижение приоритетных целей развития производительных сил страны;
- высокий уровень компетенции государственных органов при решении проблем иностранного инвестирования, исключающий и дублирование в регулировании инвестиционном процессе со стороны различных министерств и ведомств.
Целостность системы регулирования инвестиционного процесса создает объективные условия и для его саморегулирования при наличии конкретных способов влияния на процесс, обеспечивающих его планомерное развитие в интересах достижения конкретных целей.
В основе системы регулирования инвестиционного процесса должны лежать принципы конкретности, адекватности и эффективности регулирования. Согласно первому принципу способы регулирования должны точно соответствовать содержанию и плановым показателям определенного инвестиционного проекта. В соответствии с принципом адекватности необходим точный учет всех отраслевых, общеэкономических, функциональных и структурно-организационных особенностей инвестиционного процесса. Принцип эффективности предполагает предъявление требований о максимально возможном воздействии на инвестиционный процесс при ограничении необходимых для этого ресурсов.
Для успешной реализации этих принципов необходим полный набор возможных способов (инструментов) регулирования, позволяющий определить - с учетом того, что лучшее решение можно установить только путем сравнения нескольких вариантов - те из них, которые являются оптимальными для решения конкретной задачи развития, стоящей перед конкретным хозяйствующим субъектом. Основу такого набора должны составлять нормативно-правовые, финансовые и организационные инструменты.
Практически все такие инструменты регулирования в той или иной степени используются в Республике Казахстан. Однако пока они оказывают недостаточное влияние на инвестиционную деятельность, прежде всего, на увеличение объемов и темпы роста производственных инвестиций и инвестиции в жилищно-коммунальное хозяйство, на их перевод в реальный сектор экономики, на улучшение инвестиционного климата. Актуальной задачей, соответственно, является повышение инвестиционной активности, стимулирование и поддержание совокупного спроса на инвестиции.
Решение этой задачи возможно только при системном подходе к формированию и совершенствованию всей совокупности инструментов регулирования, поскольку использование с необходимой эффективностью каждого из них возможно только при достаточно развитом состоянии других. И прежде всего, это относится к нормативно-правовым инструментам.
Нормативно-правовые инструменты характеризуют способы влияния на инвестиционный процесс, основанные на максимально точном и юридически оформленном перечне прав и обязанностей его участников. В этой группе инструментов следует выделить две подгруппы (в силу различного их воздействия на процесс инвестирования) - законодательную базу обеспечения инвестиционного процесса и систему государственных нормативов. (Такая законодательная база в Республике Казахстан находится в стадии становления.)
Финансовые инструменты регулирования инвестиционного процесса характеризуют способы влияния на его параметры и динамику - на основе создания условий, обеспечивающих, с одной стороны, повышение эффективности использования задействованных ресурсов, с другой - в целом экономическую целесообразность их привлечения. Эта группа инструментов ориентирована, главным образом, на вовлечение в инвестиционный процесс негосударственных средств, что определяет такие особенности их применения, как избирательность и гарантированность действия в течение всего срока реализации инвестиционного проекта. Финансовые вложения государства в виде субсидий и дотаций должны быть строго ограниченными, так как их природа (безвозмездный и бессрочный характер предоставления) обусловливает возможность неэффективного использования средств даже в большей степени, чем при других разновидностях государственного финансирования. В связи с этим существует необходимость в разработке организационных схем этих финансовых вложений. Займы как инструмент регулирования являются более целесообразным средством мобилизации финансовых ресурсов.
Организационные инструменты регулирования инвестиционного процесса, связанные и с организацией таких интегрированных образований, как ассоциации, концерны, консорциумы или холдинги, характеризуют способы упорядочения и согласования интересов и действий всех участников инвестиционных проектов или конкретных инвестиционных программ.
Перспективы развития инвестиционного процесса связаны с усилением государственного регулирования практики формирования и расходования инвестиций, коренным реформированием финансовой системы, созданием института государственных гарантий, обеспечением высокой эффективности использования выделяемых средств, их реальным воздействием на перестройку экономики. Именно поэтому проведение единой государственной инвестиционной политики - важнейшее звено общей экономической политики государства.
Доверительное отношение к Казахстану со стороны мирового бизнеса, основанное на растущей социальной стабильности и гражданском согласии в стране, позволяет надеяться на значительный приток инвестиций в приоритетные отрасли нашего народного хозяйства.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия