| | Проблемы современной экономики, N 2 (58), 2016 | | АГРОЭКОНОМИКА | | Бражник М. В. доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Уральского государственного аграрного университета (г. Екатеринбург),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье на основании изучения и анализа значительного количества нормативных правовых документов рассмотрены вопросы развития системы и структуры органов государственного управления агропромышленным комплексом в Российской Федерации в период июня–сентября 1997 года | Ключевые слова: агропромышленный комплекс, управление агропромышленным комплексом Российской Федерации, органы государственного управления агропромышленным комплексом | УДК 338.24:338.436.33; ББК 65.32–2я 73 Стр: 231 - 236 | Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 1997 г. № 689 «О Межведомственной комиссии по организации и функционированию системы оптовых продовольственных рынков» [13] (утратило силу [15; 16; 19]. — М.Б.) была создана Межведомственная комиссия по организации и функционированию системы оптовых продовольственных рынков.
Данным постановлением были утверждены Положение о Межведомственной комиссии по организации и функционированию системы оптовых продовольственных рынков и ее состав (под председательством первого заместителя Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации — генерального директора Федеральной продовольственной корпорации при Минсельхозпроде России. — М.Б.).
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано создать региональные межведомственные комиссии по организации и функционированию системы оптовых продовольственных рынков.
Утвержденным Положением было определено, что Межведомственная комиссия по организации и функционированию системы оптовых продовольственных рынков (Комиссия) является координационным органом, обеспечивающим согласованность действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованных организаций по вопросам создания и функционирования оптовых продовольственных рынков.
Комиссия в своей деятельности была призвана руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также утвержденным Положением.
Основными задачами Комиссии явились:
● определение приоритетных направлений развития оптовых продовольственных рынков с целью создания единой системы их функционирования;
● организация разработки законопроектов и других нормативных (нормативных правовых. — М.Б.) актов по вопросам регулирования деятельности оптовых продовольственных рынков, развития рыночной инфраструктуры, защиты интересов отечественных товаропроизводителей;
● разработка совместно с органами исполнительной власти и реализация мер по недопущению торговли на оптовых продовольственных рынках недоброкачественными, опасными для здоровья населения потребительскими товарами;
● разработка мер, способствующих заинтересованности продавцов в преимущественной реализации отечественной продукции.
Положением также были определены функции и направления деятельности Комиссии; права Комиссии; периодичность проведения заседаний Комиссии и условие их правомочности; порядок принятия и оформления решений Комиссии; степень обязательности исполнения решений, принимаемых Комиссией в пределах ее компетенции.
Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии было возложено на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1997 г. № 809-р [35] был установлен годовой фонд оплаты труда работников центрального аппарата Государственной хлебной инспекции при Правительстве в размере 487,6 млн. рублей, исходя из предельной численности указанных работников в количестве 50 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1997 г. № 779 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 1996 г. № 636» [4] в частичное изменение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 мая 1996 г. № 636 «Вопросы Федеральной службы России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию» [2] Федеральной службе России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию было разрешено иметь 5 заместителей руководителя, в том числе 2 первых, и коллегию в количестве 11 человек.
Постановлением Правительства от 3 июля 1997 г. № 803 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 1996 г. № 607» [6; 38] было внесено изменение в Положение о Продовольственной комиссии Правительства Российской Федерации (в части уточнения ее задач. — М.Б.) и утвержден новый состав (с последующим изменением [38]. — М.Б.) данной Комиссии (под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. — М.Б.).
Постановлением Правительства от 21 июля 1997 г. № 905 «О Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции» [14] (постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 905 [14] утратило силу [26]. — М.Б.) с последующим изменением [10; 26; 17; 18] (изменение также позднее частично утратило силу [26]. — М.Б.) в целях координации работы по обеспечению государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, охраны прав потребителей и здоровья населения страны была создана Межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции (Комиссия). Председателем данной Комиссии первоначально был утвержден Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — председатель Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
Кроме того, данным постановлением был утвержден состав Комиссии (с последующим изменением [25], которое позднее утратило силу [26]. — М.Б.); председателю Комиссии поручалось в месячный срок представить (в Правительство Российской Федерации. — М.Б.) проект Положения о Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции (дальнейшим результатом выполнения данного поручения явилось принятие постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. № 1255 «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции» [29] (утратило силу [26]. — М.Б.), которым было утверждено (впоследствии также утратившее силу [26]. — М.Б.) Положение о Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции. — М.Б.).
Постановлением Правительства от 24 июля 1997 г. № 934 «Об утверждении Положения о Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации» [27] (утратило силу [28]. — М.Б.) было утверждено Положение о Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ (с последующим изменением [8]. — М.Б.).
Кроме того, данным постановлением были признаны утратившими силу постановление Правительства Российской Федерации от 20 января 1996 г. № 56 «О Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации» [7], распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 октября 1996 г. № 1640-р [33] и распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 января 1997 г. № 141-р [34].
Утвержденным Положением (в его первоначальной редакции. — М.Б.) было определено, что Государственная хлебная инспекция при Правительстве РФ (Росгосхлебинспекция) является федеральным государственным учреждением, осуществляющим контроль за качеством, сохранностью, рациональным использованием и безопасностью зерна и продуктов его переработки, семян масличных культур, комбикормов и сырья для их производства (зерна и продуктов его переработки), проводит сертификацию качества зерна и продуктов его переработки, производимых и перемещаемых внутри страны и при экспортно-импортных операциях.
Росгосхлебинспекция в своей деятельности была призвана руководствоваться Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, другими нормативными (нормативными правовыми. — М.Б.) актами и утвержденным Положением.
Росгосхлебинспекция, федеральная лаборатория Росгосхлебинспекции (федеральная лаборатория), региональные управления Росгосхлебинспекции, их лаборатории и хлебоинспекционные пункты в хлебоприемных и зерноперерабатывающих организациях, морских и речных портах, на железнодорожных пограничных станциях (территориальные подразделения) образовывали систему государственной хлебной инспекции Российской Федерации.
Росгосхлебинспекция осуществляла свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные подразделения и федеральную лабораторию, самостоятельно или во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями и организациями.
Основными задачами Росгосхлебинспекции явились:
1) разработка совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации предложений по формированию государственной политики в области повышения качества зерна и продуктов его переработки;
2) государственный контроль за качеством, сохранностью, рациональным использованием и безопасностью зерна и продуктов его переработки;
3) контроль за соблюдением норм выхода и качества продукции, вырабатываемой из зерна, находящегося в федеральном, региональных фондах и государственном резерве;
4) лицензирование деятельности по закупке, поставке, переработке, хранению и реализации зерна и продуктов его переработки для государственных нужд;
5) решение в пределах своей компетенции спорных вопросов по качеству зерна и продуктов его переработки, используемых внутри страны и при внешнеторговых операциях;
6) сертификация зерна и продуктов его переработки, производимых и перемещаемых внутри страны;
7) проведение обязательного государственного контроля качества зерна и продуктов его переработки при отгрузке их в районы Крайнего Севера, гг. Москву и Санкт-Петербург, военным и приравненным к ним категориям потребителей, для производства детского питания, при перемещении государственного резерва, экспортно-импортных операциях с выдачей соответствующих сертификатов качества;
8) контроль за соблюдением организациями стандартов и технических условий на зерно и продукты его переработки, методов оценки их качества;
9) финансовое и материально-техническое обеспечение территориальных подразделений и федеральной лаборатории;
10) обследование зерна нового урожая с целью установления его качества и технологических свойств, выработки рекомендаций для его рационального использования;
11) утверждение нормативных документов, регламентирующих осуществление операций с зерном и продуктами его переработки;
12) разработка совместно с Министерством экономики Российской Федерации и государственными заказчиками предложений по формированию федерального фонда зерна, проведению экспортно-импортных операций с зерном и продуктами его переработки, находящимися в указанном фонде;
13) согласование стандартов и технических условий на зерно и продукты его переработки.
Положением были также определены: функции и направления деятельности Росгосхлебинспекции; услуги, оказываемые федеральной лабораторией и территориальными подразделениями юридическим и физическим лицам, осуществляющим операции с зерном и продуктами его переработки; права должностных лиц и работников системы государственной хлебной инспекции Российской Федерации; ответственность за невыполнение законных требований вышеуказанных должностных лиц или за действия, препятствующие исполнению ими своих служебных обязанностей; ответственность самих должностных лиц; вопросы руководства деятельностью Росгосхлебинспекции и компетенция ее руководителя — главного государственного хлебного инспектора Российской Федерации; образование и состав коллегии Росгосхлебинспекции, ее компетенция и действия в случае возникновения разногласий между председателем коллегии и коллегией; создание и предназначение апелляционной комиссии Росгосхлебинспекции, порядок утверждения Положения об апелляционной комиссии и ее состава; а также юридический статус Росгосхлебинспекции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 г. № 1111 «Об утверждении состава Совета по аграрной политике при Правительстве Российской Федерации» [31] (утратило силу [32; 5; 20; 41]. — М.Б.) с последующим изменением [11] (утратило силу [32; 5; 20; 41]. — М.Б.) и дополнением [40] (утратило силу [32; 5; 12; 9; 42; 24; 43; 18; 20; 41]. — М.Б.) был утвержден обновленный состав Совета по аграрной политике при Правительстве Российской Федерации (под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. — М.Б.), в связи с чем постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 205 «Об утверждении состава Совета по аграрной политике при Правительстве Российской Федерации» [30] было признано утратившим силу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1997 г. № 1149 «Вопросы Федеральной службы России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию» [3] в целях восстановления государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции, усиления государственного контроля и совершенствования лицензионной деятельности, защиты от проникновения фальсифицированных спиртных напитков и обеспечения гарантированного поступления доходов в бюджеты всех уровней в Положение о Федеральной службе России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию (Службе), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 1996 г. № 1132 «О Федеральной службе России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию» [23], были внесены изменения и дополнения.
Данные изменения и дополнения касались уточнения и расширения перечня функций и направлений деятельности Службы, а также уточнения компетенции руководителя Службы.
Кроме того, данным постановлением определялся порядок закрепления за Федеральной службой России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию служебных помещений для размещения ее центрального аппарата и подведомственных структур.
В частичное изменение приложения № 2 к постановлению Правительства РФ от 13 марта 1996 г. № 274 «О сокращении численности работников федеральных органов исполнительной власти» была установлена с 1 января 1998 г. предельная численность работников территориальных органов Федеральной службы России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию в количестве 743 единиц.
Министерству финансов Российской Федерации совместно с Федеральной службой России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию поручалось внести в Правительство Российской Федерации предложения о фонде оплаты труда работников ее территориальных органов.
Распоряжением Правительства от 19 сентября 1997 г. № 1354-р [36] предписывалось одобрительно отнестись к предложению о создании Агропромышленного союза России — некоммерческой организации, объединяющей на добровольной основе товаропроизводителей всех организационно-правовых форм, занятых в сфере агропромышленного производства. Минюсту России поручалось осуществить в установленном порядке его регистрацию, органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовалось оказывать всевозможную помощь в работе региональных отделений Агропромышленного союза России.
Постановлением Правительства от 26 сентября 1997 г. № 1224 «О создании государственного унитарного предприятия «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации» [21] в редакции последующих изменений [37; 39] в целях развития и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия было принято предложение Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ о ликвидации Федеральной продовольственной корпорации при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ и создании государственного унитарного предприятия «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Данным постановлением Министерству сельского хозяйства и продовольствия поручалось в месячный срок утвердить устав государственного унитарного предприятия «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Данным постановлением также было установлено, что основными направлениями деятельности государственного унитарного предприятия «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации являются:
● осуществление мониторинга состояния рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, создание системы информационного обслуживания его субъектов, анализ и прогнозирование рыночной конъюнктуры;
● изучение, разработка и предоставление Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации предложений по организационно-правовым формам регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, разработка перспективных прогнозов;
● содействие развитию конкуренции в сфере закупок и торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием;
● организация и проведение закупочных и товарных интервенций с целью стабилизации конъюнктуры рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
● участие в создании и обеспечении функционирования оптовых продовольственных рынков;
● обеспечение гарантий при осуществлении операций с сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием;
● выполнение функций государственного заказчика по формированию оперативного резерва Правительства Российской Федерации и поставкам продовольствия на экологически загрязненные территории.
Кроме того, данным постановлением было определено, что государственные закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия при проведении закупочных и товарных интервенций осуществляются исключительно хозяйствующими субъектами рынка, определяемыми на конкурсной основе государственным унитарным предприятием «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Данным постановлением было поручено Министерству сельского хозяйства и продовольствия РФ0, Министерству экономики РФ в 3-х месячный срок разработать и представить в Правительство Российской Федерации:
● порядок проведения закупочных и товарных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
● порядок определения объемов осуществления закупочных и товарных интервенций и уровня цен на закупаемые и реализуемые сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие.
Данным постановлением было также установлено, что средства государственного унитарного предприятия «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, необходимые для осуществления операций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, формируются за счет:
● средств, поступающих в погашение бюджетных ссуд, предоставленных на возвратной основе в 1993–1996 гг. для формирования федерального продовольственного фонда, а также сумм, поступающих в виде платы за пользование ими;
● отчислений, получаемых при размещении заказов на поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, а также доходов от проведения интервенционных операций;
● получения заемных финансовых средств и средств коммерческих структур.
Руководство государственным унитарным предприятием «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации осуществляется генеральным директором, назначаемым на должность и освобождаемым от нее Министром сельского хозяйства и продовольствия РФ.
В связи с ликвидацией Федеральной продовольственной корпорации при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия данным постановлением были признаны утратившими силу постановления Правительства РФ от 3 октября 1994 г. № 1121 «О создании Федеральной продовольственной корпорации и системы оптовых продовольственных рынков» [22] и от 26 января 1995 г. № 82 «Вопросы Федеральной продовольственной корпорации» [1].
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. № 1255 «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции» [29] (утратило силу [26]. — М.Б.) было утверждено Положение о Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции.
Утвержденным Положением было определено, что Межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции (Комиссия) образована в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 905 «О Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции» [14] с последующими изменениями [10; 26; 17; 18; 25; 26] в целях координации действий заинтересованных органов исполнительной власти по обеспечению государственного регулирования производства и оборота этилового спирта из всех видов сырья, включая спиртосодержащие растворы, и алкогольной продукции, разработке решений в области контроля за полным и регулярным поступлением в федеральный бюджет доходов, в том числе акцизных сборов, охраны прав потребителей и здоровья населения страны.
В своей деятельности Комиссия была призвана руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства, а также утвержденным Положением.
Основными задачами Комиссии явились:
а) координация работы по подготовке предложений и проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, касающимся производства и оборота этилового спирта из всех видов сырья, включая спиртосодержащие растворы, и алкогольной продукции;
б) рассмотрение проектов федеральных законов и решений Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта из всех видов сырья, включая спиртосодержащие растворы, и алкогольной продукции, разработка предложений по реализации принимаемых мер;
в) разработка и принятие мер по обеспечению поступлений в федеральный бюджет доходов от производства и реализации этилового спирта из всех видов сырья, включая спиртосодержащие растворы, и алкогольной продукции;
г) анализ состояния рынка алкогольной продукции в Российской Федерации и отдельных регионах;
д) регулярная информация Правительства Российской Федерации о состоянии рынка алкогольной продукции и мерах, принимаемых Комиссией по его стабилизации;
е) распространение опыта работы государственных контролирующих организаций по применению мер воздействия в сфере производства и оборота этилового спирта из всех видов сырья, включая спиртосодержащие растворы, и алкогольной продукции;
ж) анализ и оценка мер государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта из всех видов сырья, включая спиртосодержащие растворы, и алкогольной продукции и подготовка на их основе соответствующих предложений в Правительство Российской Федерации;
з) контроль за реализацией предложений и решений Комиссии.
Положением были также определены: права Комиссии; порядок утверждения председателя и состава Комиссии; компетенция и ответственность председателя Комиссии; порядок планирования деятельности Комиссии; периодичность и условия правомочности заседаний Комиссии; основы членства в Комиссии; состав заседаний Комиссии; порядок принятия и оформления решений Комиссии; степень обязательности исполнения принимаемых Комиссией решений.
Организационно-техническое и информационно-аналитическое обслуживание деятельности комиссии было возложено на Федеральную службу России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию. |
| |
|
|