Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (59), 2016
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Конягина М. Н.
профессор кафедры экономики и финансов
Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения,
доктор экономических наук

Кириллова А. В.
доцент кафедры банков, финансовых рынков и страхования
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук


Новые направления развития микрофинансирования в России
Высокая стоимость банковских кредитов и жесткие требования к заемщикам стимулируют развитие альтернативных рынков заемных средств. В статье представлены результаты исследования зарождающегося в России рынка частных необеспеченных кредитов. Авторы не только исследовали новый финансовый продукт, но и дали сравнительную оценку сегментам Р2Р-кредитования на отечественном и западном финансовых рынках, рассмотрели перспективы их развития и потенциал вовлечения в этот бизнес коммерческих банков. Выявленные особенности российского рынка Р2Р-кредитов помогают предусмотреть проблемы в развитии микрофинансирования
Ключевые слова: кредит, кредитоспособность, микрофинансирование, розничное кредитование, Р2Р-кредитование
УДК 336.719; 336.77   Стр: 125 - 128

На фоне снижения темпов выдачи населению банков­ских кредитов в Российской Федерации сектор микрофинансирования имеет все предпосылки для увеличения своего присут­ствия на рынке розничного кредитования и кредитов малому бизнесу.
По оценкам агентства «Эксперт РА» (RAEX), совокупный портфель займов микрофинансовых организаций (далее — МФО) за 2014 год вырос на 28% и в абсолютном выражении составил примерно 50 млрд руб. [6] Прирост портфеля МФО оказался ниже прогноза. Причина в том, что во втором полугодии 2014 года значительное количество этих финансовых посредников столкнулось со сложностями в фондировании своих операций и серьезным ухудшением качества активов. Причиной тому стали резкие изменения на российском финансовом рынке. Как следствие, многие компании снизили объемы предоставляемых ресурсов: прежде всего в сегментах микрокредитов бизнесу и потребительских микрозаймов физическим лицам. Также определенное влияние на динамику совокупного портфеля микрозаймов оказало исключение в 2014 году из реестра МФО более 1200 компаний.
К началу 2015 года лидерство по объему микрозаймов сохраняли за собой компании «Домашние деньги», сформировавшая портфель в 5,3 млрд руб. и показавшая его прирост на 37% за год, и «МигКредит» с портфелем 1,6 млрд руб., обеспечившая его прирост за год на 6%. На третьем месте по объему микрозаймов ГК «Деньги Сразу» с портфелем в 1,5 млрд руб. и добившаяся его увеличения за 2014 год на 65% [6].
Рынок займов до зарплаты за 2014 год вырос на 25%. В 2015 году, по предварительным оценкам, его рост составил около 20%. Основная причина замедления роста заключается в снижении платежеспособности заемщиков из-за скачка цен на товары и проблемы с работой. Займы до зарплаты как продукт выдаются микрофинансовыми компаниями на срок до 30 дней на сумму до 50 тыс. руб. в среднем под 2% в день, что соответствует ставке 730% годовых, если считать по формуле полной стоимости кредита, установленной российским законом. Такими займами на российском рынке сейчас пользуется 2 млн человек [6].
Сегмент микрокредитов для предпринимателей на рынке МФО растет существенно медленнее, чем потребительский, что идет вразрез с мировой практикой, где именно малый бизнес чаще всего становился основой роста экономики. В существующих реалиях разрыв между средним бизнесом, получающим финансирование от банков, и малым бизнесом, вынуждено ориентированным на контакт с МФО, только увеличивается. Типовой клиент микрозаймов для предпринимателей — это владелец небольшого магазина на рынке, например, работающий по франшизе, желающий привезти дополнительный товар или же открыть еще один магазин; обладатель небольшой автомастерской, стремящийся к комплексному обслуживанию клиентов. Практика подтверждает, что с высокой вероятностью ни один банк не оценит положительно риски взаимодействия с таким бизнесом.
С 1 июля 2014 года микрофинансовые организации обязаны формировать кредитные истории своих клиентов, предоставляя их в бюро кредитных историй. К марту 2015 года информационный обмен с НБКИ наладили более двух тысяч МФО. Все они передают данные в бюро, что позволяет получить репрезентативную картину рынка.
По данным Банка России на 30.09.2015 г., озвученным на Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности «Микрофинансирование. Версия 2.0. Перезагрузка» [1], структура рынка микрофинансовых организаций выглядит следующим образом (рис.1): первое место по предоставленным займам занимают МФО — 43% (62,4 млрд руб.), 38% рынка занимают кредитные потребительские кооперативы (КПК) (55,5 млрд руб.), на третьем месте ломбарды — 19% (27,8 млрд руб.).
Рис. 1. Совокупный портфель микрозаймов в России на 30.09.2015 г.

Одновременно объем совокупного портфеля займов за 9 месяцев 2015 года в части МФО вырос и на 30.09.2015 г. составил 62,4 млрд руб. Прогнозируется, что их годовой рост превысит 10% и приблизится к 15%. Одновременно темпы роста портфеля займов, по сравнению с 2014 годом, замедлились. В то же время, качество управления ими, в целом, улучшилось: идет увеличение долгосрочных пассивов и долгосрочных активов кредитных потребительских кооперативов, снижаются риски портфеля займов [1].
На фоне роста портфеля займов наблюдалось некоторое снижение количества заемщиков МФО в III квартале 2015 г. Это говорит о том, что средняя длительность займа возрастает, что, с точки зрения Центрального Банка РФ, является позитивным моментом, свидетельствует о сбалансированности и приближении рынка к стадии зрелости. Также наблюдается замедление роста просроченной задолженности: она еще растет, но темпы ее роста снижаются.
Что касается количества МФО, то по сравнению с 2014 г. оно снизилось, в основном за счет неблагонадежных игроков, которые были исключены из государственного реестра. На рис. 2 представлена динамика МФО, зарегистрированных в государственном реестре.
Рис. 2. Количество микрофинансовых организаций, зарегистрированных в государственном реестре РФ

На начало декабря 2015 года общее количество микрофинансовых организаций, зарегистрированных в государственном реестре, составляло 3681. При этом они играют ведущую роль в сегментах микрофинансирования малого бизнеса, потребительских микрозаймов и кредитных продуктов, получивших название «займы до зарплаты».
Мало известным широкому российскому потребителю финансовых услуг является Р2Р-кредитование, которое, тем не менее, уже присутствует на отечественном рынке микрофинансирования. P2P-кредитование — это аббревиатура от названия кредитного продукта на английском языке “peer-to-peer lending”, означающее «кредитование среди равных», «одноранговое кредитование», или «person-to-person кредитование», т.е. кредитование от человека человеку. Иногда может использоваться и выражение «социальное кредитование», подразумевающее выдачу и получение займов физическими лицами напрямую, без использования в качестве посредника традиционных финансовых институтов: банков, кредитных союзов. Обычно P2P-кредитование реализуется с помощью специальных интернет-сайтов, где пользователь может выступать и в качестве кредитора, и в качестве заемщика. Большинство эти предоставляемых микрозаймов являются частными необеспеченными, т.е. выдаваемыми и получаемыми физическими лицами. Однако в отдельных случаях они предоставляются и компаниям.
P2P-кредитование отличается от традиционного повышенным уровнем риска, так как в большинстве случаев невозможно проверить кредитную историю заемщика и провести качественный скоринг для оценки кредитоспособности. Соответственно, и ставки по подобным кредитам относительно высоки. Кредиторы могут понизить риск невозврата средств, диверсифицируя свои портфели, выдавая массу мелких кредитов разным заемщикам.
Ставки по P2P-кредитам могут быть как фиксированными, так и определяемыми на основе голландского, или обратного аукциона. В последнем случае потенциальный заемщик устанавливает максимальный уровень ставки, под которую он согласен взять кредит, а потенциальные кредиторы торгуются между собой, предлагая деньги по меньшей ставке.
Компании-посредники, организующие P2P-кредитование, получают доход от фиксированных платежей за участие со стороны заемщиков или в виде небольшого процента от сумм кредитов, взимаемого как с заемщика, так и с кредитора.
Zone of Possible Agreement, или Zopa [13], основанная в Великобритании в 2005 г., стала первой в истории финансов компанией, организовавшей P2P-кредитование в Интернет. Она является одним из крупнейших подобных сервисов в своей стране. Ежегодно Интернет-сервис Zopa обслуживает более полумиллиона клиентов с суммарным объемом микрозаймов более чем на 200 млн фунтов стерлингов. В 2006 г. появились первые P2P-кредитные компании в Соединенных Штатах Америки — Prosper [11] и Lending Club [8]. По оценкам самих компаний, они являются крупнейшими в США, выдавая в год кредитов в сумме более чем на 1,5 млрд долларов США. По всему миру действуют и другие P2P-кредитные площадки.
По опубликованным в июне 2015 года оценкам аналитиков Morgan Stanley [10], в мировом масштабе объем прямых сделок в сфере Р2Р-кредитования в 2016 г. превысит объем в 100 млрд долл. США, совершив очередной скачок за год более, чем в два раза.
В результате, по данным аналитиков Morgan Stanley, начиная, примерно, с 2012 г. Р2Р кредитование переживает взрывной рост. Только в США объем микрозаймов в 2011 г. составлял 1,4 млрд долл., в 2012 — 2,4 млрд долл., в 2013 — 5,2 млрд долл., в 2014 — 12 млрд долл., в 2015 — более 23 млрд долл., а по итогам 2016 г. ожидается уже 36,7 млрд долл. По прогнозам этой организации к 2020 г. объем рынка Р2Р-кредитования только в США превзойдет 100 млрд долл. и достигнет показателя в 122 млрд
Старый Свет также не остается в стороне. Р2Р-кредитование продолжает набирать популярность в Соединенном Королевстве: Великобритании и Австралии. Китай также активно включился в сферу частных микрозаймов. Там Р2Р-кредитование уже опережает США. Его объем в 2015 г., по предварительным прогнозам оценивается в рекордные 33,2 млрд долл. США.
Популярность Р2Р-кредитования легко объяснить. В условиях, когда Интернет занимает все больше и больше пространства в нашей жизни, решения, предлагаемые компаниями с использованием современных технологий, высоко ценятся частными лицами. Компания лишь создает площадку, где заемщики и кредиторы находят друг друга без дополнительных посредников. Компания несет минимальную ответственность.
В отличие от таких сервисов, банк предоставляет кредит от своего имени и за свой счет. Предоставляя деньги в долг, кредитная организация выполняет ряд дополнительных функций в этом процессе: оценивает заемщиков, формирует платные пассивы, начисляет резервы, обслуживает долг. Нельзя сказать, что кредитные сервисы Р2Р абсолютно непричастны к сделкам. Они включают в себя и необходимые процедуры по оценке кредитоспособности, основанные на компьютерных технологиях — скоринг. Потенциальному заемщику предлагается ответить на ряд вопросов, результатам ответа на которые ему присваивается кредитный рейтинг, который затем уточняется, в зависимости от исполнения обязательств по предоставленным микрозаймам. Зная показатель надежности каждого участника системы, инвесторы получают возможность выбирать, кому давать, а кому не давать деньги.
Участие в системе дает ощутимые преимущества: начинающие предприниматели легче находят понимание, а минимальные транзакционные издержки, благодаря отсутствию банковской инфраструктурной составляющей сделки, позволяют снизить стоимость кредита.
Со стороны кредиторов (инвесторов) Р2Р-кредитование также привлекательно: прямой выход на рынок займов позволяет получить доход выше, чем ставки по банковским депозитам.
В России пока этот вид кредитования развивается не так активно. При этом в нашей стране уже конкурируют площадки БезБанка [2], Loanberry [10], Фингуру [5]. Также действует биржа кредитов на базе сервиса Webmoney [12] и проект Вдолг.ру [3]. Деятельность отечественных Р2Р-кредитных сервисов осуществляется на самостоятельно разработанных Интернет-ресурсах и мало отличаются от западных аналогов. Процедура участия для посетителей традиционно простая: необходимо зарегистрироваться в качестве заемщика или кредитора, пройти проверку, и можно приступить к участию в сделках. Кредитные рейтинги присваиваются в зависимости от полноты заполнения данных в профиле, а также от истории возвратов прежних долгов. В целях работы над возвратом займов все площадки сотрудничают с коллекторскими агентствами.
С июня 2014 г. в России работает социальная кредитная сеть ООО «Вебтрансфер Финанс», являющаяся, по данным их официального сайта [4], дочерней компанией американской Webtransfer World Wide Group. Пользователям достаточно «привязать» свой профиль в одной из социальных сетей — Facebook, Twitter, Google+, «ВКонтакте», «Одноклассниках» или «Моем Мире» к сайту Webtransfer-finance.com. Система изучает их профиль в соцсетях и, исходя из этого, определяет кредитоспособность. Интересно, что на конец III квартала 2015 г. число участников этой социальной кредитной сети превысило 600 тыс. человек. Лишь половина из них — россияне. Общая сумма сделок, по данным самой сети на этот период, приблизилась к 3 млн долл. США, средняя длительность Р2Р-кредитов составила 9 дней, а их средняя сумма 154 доллара США.
Необходимо отметить, что отечественное Р2Р-кредитование имеет свои особенности. Во-первых, Р2Р-кредитные сервисы конкурируют с микрокредитными организациями, а не с банками. Во-вторых, ставки по Р2Р-кредитам выше, чем в банках. В-третьих, существенным недостатком для кредиторов (инвесторов) является то, что их вложения не подлежат никаким государственным системам гарантирования или страхования.
Есть основания полагать, что развитие рынка Р2Р-кредитов в России пойдет по общепринятому сценарию и что у такого вида кредитования есть будущее. Вероятно, конкуренция приведет к снижению процентных ставок до приемлемого уровня, которые будут ниже, чем в банковском секторе.
Развитием P2P-кредитования на российском финансовом рынке привлечет активный интерес банков, которые увидят в этих сервисах коммерческий интерес. Так банки смогут предложить целый ряд отработанных и необходимых Р2Р-кредитованию технологий и, по меньшей мере, продавать их, а вероятнее всего получать доход от участия на постоянной основе, извлекая при этом пользу от обработки информации. Банк может обслуживать транзакции и даже работать со сведениями о кредитоспособности заемщика и его кредитной историей. Займы же, как таковые, выдаются в системе от одного зарегистрированного пользователя другому. В результате выданные кредиты не отражаются на балансе банка, не увеличивают его обязательные резервы, зато пополняют его доходы комиссионным вознаграждением.
В России рынок Р2Р-кредитования растет, но темпы роста существенно медленнее мировых. По данным J’son&Partners Consulting [7] (рис.3), в нашей стране с 2010 по 2013 гг. его объем увеличился почти в два раза: с 200 до 380 млн руб. Мировой рынок P2P-кредитования за этот же период увеличился с 0,48 млрд долл. США до 5,28 млрд долл. США, т.е. в 11 раз.
Рис. 3. Динамика объемов рынка Р2Р-кредитования с 2010 по 2013 гг.
Источник: J’son&Partners Consulting: http://www.json.ru/markets_research/new_research/

Отечественный рынок Р2Р-кредитования не регулируется в полном смысле этого слова. Банк России неоднократно справедливо отмечал, что такие проекты несут повышенные риски для участников сделок, с учетом невысокой финансовой грамотности и склонности к импульсивному поведению заемщиков — физических лиц. Однако механизмы регулирования на законодательном уровне деятельность P2P-платформ еще окончательно не разработаны. Компании, предоставляющие Интернет-платформы для Р2Р-кредитования, могут получить лицензию МФО, но регулятор не осуществляет надзора за его деятельностью. И этому отчасти есть объяснение. Р2Р-кредитные сервисы ориентированы на взаимное кредитование среди населения и возможность заключать партнерские соглашения с компаниями для кредитования сотрудников. Они могут пересылать участникам сделок на электронную почту все необходимые документы, с которыми можно обращаться в суд, что отчасти способствует защите кредиторов от недобросовестных заемщиков. Но сервис примет участие в разрешении конфликтов лишь по собственной инициативе или если это прописано в пользовательском соглашении. Поэтому чаще в спорной ситуации кредитор остается один на один с должником, принимая решение о том, как взыскивать долг.


Литература
1. Итоговый отчет XIV Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности «Микрофинансирование. Версия 2.0. Перезагрузка». — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://conf.rusmicrofinance.ru/otchet/
2. Официальный сайт — сервис компании БезБанка. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bezbanka.ru/
3. Официальный сайт проекта Вдолг.ру. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vdolg.ru/
4. Официальный сайт ООО «Вебтрансфер Финанс». — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://webtransfer.com
5. Официальный сайт — сервис компании Фингуру. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fingooroo.ru/public/
6. Официальный сайт рейтингового агентства Эксперт РА (RAEX): Аналитические материалы по микрофинансовым организациям.–[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://raexpert.ru/researches/#14376
7. Официальный сайт J’son&Partners Consulting: публикаций результатов исследования. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.json.ru/markets_research/new_research/
8. Официальный сайт — сервис компании Lending Club. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.lendingclub.com/
9. Официальный сайт — сервис компании Loanberry. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.loanberry.ru/
10. Официальный сайт Morgan Stanley: публикаций результатов исследования “Can P2P Lending Reinvent Banking?” — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.morganstanley.com/ideas/p2p-marketplace-lending/
11. Официальный сайт — сервис компании Prosper. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.prosper.com/
12. Интернет-страница биржи кредитов на сайте Webmoney. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.webmoney.ru/rus/individuals/credit/debt_service/get_loan.shtml
13. Официальный сайт — сервис компании Zopa. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.zopa.com/

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия