Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (12), 2004
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Сергеева В. Г.
соискатель кафедры экономики и менеджмента в городском хозяйстве
Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
кандидат экономических наук


МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ САНИТАРНОЙ ОЧИСТКОЙ ГОРОДА

Управление городом осуществляется в рамках закономерностей общей теории управления применительно к сложным системам [10]. Для сложных систем характерно наличие прямой и обратной информационной связи между объектом управления и внешней средой, а также комплекса материальных связей (вещественных, энергетических, людских), которые возникают в процессе производства, потребления и обмена. Вместе с тем, рассмотрение процесса управления городом требует комплексного подхода, который должен быть сосредоточен на субъектах и объектах управления, механизмах и результатах осуществления управляющих воздействий, их содержательном обосновании и наполнении.
"Санитарная очистка города" представляет собой совокупность всех видов деятельности, связанных с процессом обращения с отходами жизнедеятельности, производства и потребления в границах городской территории. Она обуславливает комплексность и многоаспектность процесса управления на различных уровнях власти, основным из которых является муниципальный* . В то же время принципиальные положения, связанные с разработкой и реализацией единой государственной политики в области обращения с отходами, находятся в сфере полномочий органов государственной власти [1]. Таким образом, система управления санитарной очисткой города должна рассматриваться в контексте систем и государственного, и муниципального управления, деятельность которых в настоящее время осуществляется в сложных условиях глобальных трансформаций, затрагивающих и экологическую сферу.
Сложность современного государственного и муниципального управления обусловлена увеличением числа субъектов влияния на принятие управленческих решений. Это политические партии, профессиональные союзы, неправительственные, общественные организации, транснациональные и мощные национальные и региональные корпорации, финансовые институты, институты гражданского общества и т. д.
В общей теории систем, при рассмотрении механизма функционирования сложноструктурированной системы, обладающей новыми внекомпонентными свойствами элементов, существуют различные толкования взаимодействия и взаимовлияния компонентов такой системы [13]. Точка зрения сторонников плюралистического направления исходит из того, что элементы системы находятся между собой в координационной зависимости и их взаимовлияние не обусловлено разделением на "определяющие" и "определяемые" компоненты. Представители монистического подхода считают возможным выделение на определенных этапах функционирования системы доминирующего элемента, имеющего системообразующий характер.
Отметим, что интегральный субъект управления развитием города носит сложный характер и включает в себя субъекты государственного (федерального и регионального), муниципального и хозяйственного управления, каждый из которых действует в пределах своих полномочий. В контексте рассматриваемых проблем в качестве ведущего субъекта управления будут рассматриваться органы местного самоуправления на уровне города.
Применительно к системе управления санитарной очисткой города представляется целесообразным говорить о выделении главного элемента системы в составе субъекта управления, что обуславливается, прежде всего, правовой регламентацией полномочий в отношении его функционирования. Именно муниципальная составляющая должна иметь приоритетный характер в системе управления санитарной очисткой города, выступать главным субъектом разработки и реализации городской политики, учитывающей интересы всех других субъектов управления и хозяйствования, что обеспечит ее эффективное функционирование с соблюдением социальных, экологических и экономических интересов городского сообщества.
Система управления санитарной очисткой, являясь подсистемой управления городом, подвержена влиянию объективных и субъективных факторов как внешнего, так и внутреннего характера. Система очистки города представляет собой комплекс сложных и весьма динамичных процессов, которые обуславливают специфику других элементов системы управления санитарной очисткой, ее структурной организации, видов обеспечения.
Формирование и обеспечение функционирования системы управления санитарной очисткой города должно опираться на систему взаимоувязанных научных принципов. К числу таких принципов следует отнести: целенаправленность, системность, комплексность, иерархичность, адекватность, устойчивость, инновационность, эффективность. Ведущее место в рассматриваемой системе принципов занимает принцип целенаправленности, который предполагает необходимость формирования научно обоснованного целевого блока, определяющего качественно, количественно и во времени результаты становления и развития системы санитарной очистки города в целом и в разрезе ее составляющих.
Следование этому принципу означает, что разработке и реализации управленческих решений, направленных на очистку города от бытовых и промышленных отходов, должен предшествовать этап целеполагания, в рамках которого осуществляется выбор и обоснование целей развития городской системы санитарной очистки. В связи с этим отметим важность функции целеполагания в сфере управленческой деятельности, поскольку именно человек, принимающий управленческое решение или участвующий в его разработке, является субъектом преобразования системы санитарной очистки города, преследуя вполне конкретные цели, направленные на удовлетворение соответствующих потребностей и связанных с ними интересов [5].
Принцип системности означает необходимость постановки и решения проблем санитарной очистки города в контексте общефедеральной, региональной и муниципальной социально-экономической политики.
Системный подход можно рассматривать в качестве одного из методов формирования системы управления, которая должна отвечать таким требованиям, как устойчивость, динамичность, гибкость, структурная сбалансированность. Системный подход позиционирует систему управления санитарной очисткой города как подсистему общей системы управления развитием города. Он дает возможность увидеть и оценить взаимозависимость и взаимодействие элементов системы, определить критические переменные и ограничения, соблюдение которых обеспечивает сохранение, функционирование и развитие системы в целом. Если считать, что цельность системы прямо пропорциональна уровню обоснованной взаимозависимости ее элементов, то мы рискуем получить систему крайне хрупкую, когда сбой в работе или извлечение из системы любого ее элемента влечет за собой потерю ее жизнеспособности. Поэтому системный анализ предусматривает выявление и оценку факторов влияния на функционирование системы, тем более что система управления санитарной очисткой города как сложная открытая система подвержена воздействию целого комплекса факторов риска экологического, экономического и социального характера.
Принцип комплексности чрезвычайно актуален для формирования системы управления санитарной очисткой города ввиду комплексного характера как субъекта, так и объекта управления. Следование принципу комплексности означает, во-первых, необходимость рассмотрения всех элементов системы управления во взаимосвязи; во-вторых, исследование всех факторов, оказывающих влияние на развитие системы управления санитарной очисткой города как целостной системы, так и отдельных ее составляющих.
Реализация принципа комплексности неразрывно связана с соблюдением принципа иерархичности, который считается системообразующим в управлении социально-экономическими системами. Применительно к системе управления санитарной очисткой города этот принцип особенно актуален, так как речь идет о многоуровневой системе, включающей различные субъекты власти, управления и хозяйствования. Комплексный характер объекта управления обуславливает необходимость регламентации и координации управленческих воздействий, что обеспечивается рациональной иерархией как субъекта, так и объекта управления.
Иерархичность - категория, имманентно присущая управлению социально-экономическими объектами и процессами, может рассматриваться как закономерность, вытекающая из кибернетической сущности управления [11]. Использование принципа иерархичности при построении системы управления санитарной очисткой города обосновывает включение в систему субъектов управления первого и второго уровней, а также позволяет сформировать иерархию объектов управления в зависимости, например, от места, которое занимает тот или иной объект в технологическом цикле обращения с отходами в рамках санитарной очистки города. При этом под субъектом управления первого уровня следует понимать органы городского местного самоуправления и органы государственного управления, а под субъектом управления второго уровня - непосредственно ему подчиненный и обладающий управленческими полномочиями по отношению к другим объектам управления. Им может быть, например, городской координационный центр обращения с отходами (созданный в Москве) или какая-либо иная специализированная структура. Таким же образом можно произвести иерархическое ранжирование субъектов влияния, которые можно рассматривать в качестве отдельного элемента системы управления, включающего субъекты власти, управления и бизнеса, задействованные в процессе обращения с отходами и санитарной очистки города.
Особую роль при формировании системы управления санитарной очисткой города играет принцип адекватности. Система управления должна быть адекватной объекту управления и соответствовать другим системам управления в контексте иерархии власти. Достаточно распространенная в теории предпосылка о единстве целей субъекта и объекта управления носит идеалистический характер. На практике эти цели могут не совпадать и даже противоречить друг другу. Причина, как правило, кроется в сфере интересов различных субъектов управления и хозяйствования - профессиональных, групповых, личностных. Принцип адекватности требует поэтому включения в систему управления санитарной очисткой города и обеспечения ее функционирования выявления, анализа и согласования интересов отмеченных выше субъектов управления и хозяйствования.
Среди принципов формирования системы управления санитарной очисткой города важное место занимает принцип устойчивости. Соблюдению принципа устойчивого развития, принятого в качестве основополагающего странами, входящими в состав ООН (в соответствии с решениями Всемирной конференции по развитию и окружающей среде в 1992 г.), отводится ключевое место при оценке функционирования социальных, политических и экономических систем.
Система санитарной очистки города является элементом реализации "Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию", принятой в 1996 г. Однако до сих пор термин "устойчивое развитие" не имеет общепринятого значения и толкуется по-разному.
Ряд авторов связывают понятие устойчивости со стабильностью. Так, например, Е.В. Будрина полагает, что понятия устойчивости и стабильности системы вообще идентичны [3], ибо это свойство системы возвращаться в некоторое установившееся состояние или режим после нарушения какими-либо внутренними или внешними факторами. Оно аналогично принципу маятника. В других работах [7] устойчивое развитие трактуется как экономический рост, обеспечивающий удовлетворение материальных и духовных потребностей настоящих и будущих поколений при сохранении исторически сложившихся экосистем, с чем трудно согласиться. Такой подход исключает какие-либо изменения сложившихся экосистем и не предусматривает сбалансированного развития природы, населения и экономики.
Как уже отмечалось, в специальной литературе по проблематике управления в понятие устойчивости системы включается ее способность возвращаться в исходное положение после нежелательных воздействий. Но справедливо ли это применительно к системе управления санитарной очисткой города? Представляется, что этого недостаточно: система управления должна, прежде всего, отвечать требованию сбалансированности как условию устойчивости. Сама же сбалансированность есть консенсус интересов субъектов управления и хозяйствования в сфере санитарной очистки города, которая является и существенным элементом устойчивости развития.
При формировании системы управления санитарной очисткой города особое значение имеет принцип инновационности. Речь идет, в частности, об экологических инновациях, облагораживающих среду обитания человека, и технологических инновациях, которые непосредственно служат удовлетворению потребностей людей в санитарной и эстетической чистоте города. Основные элементы экологических инноваций применительно к рассматриваемой проблеме состоят в следующем:
- обеспечение комплексного сбора, транспортировки и переработки бытовых и промышленных отходов, позволяющих в полной мере использовать их полезные компоненты, сократить или полностью прекратить загрязнение отходами окружающей среды;
- утилизация отходов, не поддающихся переработке, или если такая переработка экономически неэффективна;
- городской мониторинг окружающей среды, в том числе и в части состояния системы санитарной очистки.
Принцип инновационности при управлении санитарной очисткой города предполагает соблюдение целого ряда требований - это использование технологических инноваций в сфере управления санитарной очисткой города, современных информационных технологий, составляющих ядро мониторинговых систем, которые поддерживают процесс управления рассматриваемой сферой.
Управленческие инновации также необходимы для обеспечения эффективного функционирования системы городской санитарной очистки. Здесь речь идет о системе правовых актов, обеспечивающих современную, отвечающую международным требованиям нормативную базу управления санитарной очисткой города; о создании эффективных организационных форм управления, функционирования и развития сферы санитарной очистки.
Экономические нововведения требуются для обоснованного расчета тарифов на осуществление работ (услуг), реализуемых системой городской санитарной очистки. Кроме того, должен эффективно работать механизм распределения доходов между различными субъектами управления, получаемых от частных предпринимательских структур, работающих в сфере санитарной очистки города.
Наконец, нужны и научные инновации, в основе которых лежат результаты фундаментальных и прикладных исследований, охватывающих весь комплекс проблем управления санитарной очисткой города. Такие инновации должны стать предметом изучения в системе подготовки и переподготовки кадров, занятых в этой сфере.
Принцип эффективности является непременным условием функционирования любой системы управления. Классификация эффективности выделяет: целевую (функциональную), технологическую и экономическую (ресурсную) эффективность [8]. Все эти виды могут быть применимы к оценке деятельности субъекта управления санитарной очисткой города. В то же время только количественная оценка соотношения затрат и результатов субъекта управления в этой сфере не отражает в полной мере эффективности его деятельности. Здесь скорее применимо понятие "качество управления", которое определяется качеством процессов управленческой деятельности, характеризуемым научной обоснованностью принимаемых решений, инновационностью методов и средств управления и профессионализмом аппарата управления [15]. Если исходить из понимания качества управления как объективно существующей категории, отражающей реальные свойства управленческой деятельности и обусловленной как механизмом ее осуществления, так и взаимосвязью с другими видами деятельности, то можно сформулировать следующие основные принципы оценки качества управленческой деятельности в области санитарной очистки города:
- принцип комплексности, который рассматривает качество как синтетическое понятие, характеризующее основные компоненты управленческих процессов;
- принцип системного подхода, обуславливающий учет таких признаков качества управления, как формирование управленческих решений на основе анализа экономических, социальных, производственных, технологических и экономических факторов; сбалансированность целей и ресурсов в определении путей достижения целей; полнота учета трудовых, материальных, финансовых, информационных и экологических ресурсных потребностей; учет взаимодействия интересов всех участников процесса обращения с отходами; адекватность краткосрочных решений стратегическим целям и перспективам развития системы санитарной очистки города; учет экологических, социальных и экономических последствий принимаемых решений;
- сочетание количественных и качественных, объективных и субъективных оценок качества управления;
- обеспечение непрерывности и этапности осуществления оценок качества на основе привлечения внешних экспертов и проведения самооценки. При этом в качестве внешних экспертов могут выступать члены местного сообщества, которые являются потребителями услуг по санитарной очистке города.
Следует отметить, что целевая эффективность в данном случае имеет приоритетное значение, так как технологическая эффективность, отражающая степень интенсивности использования всех видов ресурсов для получения результирующих услуг по очистке города, практически совпадает с экономической эффективностью и может рассматриваться как элемент целевой эффективности. При этом решающим фактором, характеризующим результативность системы управления санитарной очистки города, следует считать именно оценку объективных экспертов, опирающихся на систему установленных показателей, характеризующих качество очистки города, и субъективную оценку жителей, на удовлетворение потребностей которых направлено функционирование системы, т. е. речь идет о достижении социального результата, который не всегда поддается математическим расчетам.


* В соответствии с новой редакцией Федерального закона N 131-ФЗ от 6.10.2003 организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории муниципального образования, за исключением находящихся под федеральным контролем, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесены к вопросам местного значения.


Литература:
1. Об отходах производства и потребления: Федер. закон N 83-ФЗ от 24.06.98 г. по состоянию на 10 января 2003 г. [Электронный ресурс]. - СПб.: Кодекс, 2004.
2. Блехцин И.Я. Стратегия устойчивого развития региональных систем: Препр. науч. докл. для обсуждения на семинаре ИРЭ РАН по методологии соц.-экон. исслед. - СПб.: ИРЭ РАН, 2001. - 13 с.
3. Будрина Е.В. Проблемы формирования и управления развитием регионального рынка транспортных услуг. - СПб.: СПбГИЭУ, 2002. - С. 250-263.
4. Гапоненко А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город: учеб. пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2001.
5. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.: Политиздат, 1986.
6. Касти Дж. Большие системы. Связность, сложность и катастрофы: Пер. с англ. / Под ред. Ю.П. Гупало,
А.А. Пионтковского. - М.: Мир, 1982. - 216 с.
7. Лось В.А., Урсул Д.А. Устойчивое развитие: Учеб. пособие. - М.: Агар, 2000. - 252 с.
8. Любарская М.А. Разработка стратегических планов по обращению с отходами в регионе с использованием методов логистики. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - 40 с.
9. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития / АН СССР. - М.: Наука, 1987. - 302 с.
10. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Основы системного анализа. - 3-е изд. - Томск: Изд-во науч.-техн. лит., 2001. - 389 с.
11. Райзберг Б.А. Курс управления экономикой: Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2003. - 528 с.
12. Рохчин В.Е., Тарнавский П.А. Стратегический анализ стартовых условий социально-экономического развития федерального округа: экономические и организационные аспекты. - СПб.: Рос. науч. центр гос. и муниципал. упр. Сев.-зап. фил.; Учеб.-науч. центр гос. и муниципал. упр., 2002. - 21 с.
13. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. - М.: Наука, 1974.
14. Яковец Ю.В. Инновации в гуманитарной сфере // Инновации. - 2000. - N 5-6.
15. Kleland D., King W. Systems Analysis and Project Management. - N.-Y.: McGraw-Hill, 1983.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия