Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (12), 2004
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Асаул Н. А.
доцент кафедры экономики строительства
Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета,
кандидат экономических наук


ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ МАТРИЦА РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Экономические и социальные функции инвестиционно-строительной сферы ставят ее развитие в число важнейших государственных задач. В России эта сфера, несмотря на попытки ее государственного регулирования, пока не получила должного развития и соответственно не оказывает системного трансформационного воздействия на экономику страны и отдельных ее регионов. Отсюда необходимость в выработке новых решений, направленных на качественное преобразование инвестиционно-строительной сферы.
Содержание понятия "институциональная матрица" определяется как устойчивая, исторически сложившаяся система базовых институтов, регулирующих экономическую, политическую и идеологическую подсистемы общества [2]. Применительно к инвестиционно-строительной сфере данное понятие есть комплекс взаимосвязанных правил и неформальных ограничений, совокупность которых определяет экономическую деятельность. При этом под региональной институциональной матрицей, формирующей среду функционирования регионального инвестиционно-строительного комплекса (ИСК), понимается взаимосогласованная система экономических, политических и идеологических институтов, обеспечивающих эффективное развитие участвующих в нем субъектов во взаимодействии с базовыми институтами рынка.
Институциональная матрица, формирующая среду функционирования и развития регионального инвестиционно-строительного комплекса (ИСК), складывается из структурообразующих институтов, представленных на рис. 1.
Государство в ней выступает как политический институт, выражающий интересы всего общества и обладающий правом внеэкономического вмешательства. Оно является стержневым элементом в структуре институциональной матрицы, разработчиком соответствующей политики в области регулирования деятельности субъектов ИСК. Реализация такой политики предполагает создание специальных правовых институтов, государственных институциональных организаций на федеральном и региональном уровнях, регламентацию их деятельности и распределение полномочий между ними.
Рис. 1. Институциональная матрица функционирования инвестиционно-строительного комплекса
Сложившаяся сегодня ситуация в инвестиционно-строительной сфере (в терминах теории маркетинга ее можно охарактеризовать как классический вариант рынка производителя) значительно осложняется неразработанностью целенаправленной государственной политики и несовершенством институтов рынка (зачастую подменяемых псевдорыночными институтами).
Деятельность субъектов региональных ИСК ориентирована в основном на региональные потребности и находится в поле зрения прежде всего региональных органов власти, выражающих интересы субъектов Федерации. С возрастанием роли местного самоуправления, активно участвующего в разработке и реализации программ развития региональных ИСК, усиливается потребность во введении в институциональную матрицу муниципальных органов власти. Региональные администрации, учитывая потребности своих территорий и особенности их развития, заинтересованы поддерживать в регионе благоприятный климат для активизации деятельности субъектов ИСК. Именно на региональном уровне необходимо принимать основные решения по формированию специальных институтов (инфраструктуры) регулирования деятельности субъектов ИСК - фондов, союзов, ассоциаций и других, оказывающих маркетинговые, информационные, консалтинговые и другие услуги, финансовых институтов (лизинговых компаний, специализированных банков, кредитных союзов, страховых и гарантийных фондов).
Государственная политика развития региональных ИСК может быть эффективной только при условии, если она совпадает с идеологией и мотивами субъектов Федерации. Основная функция идеологии состоит в формировании соответствующих систем ценностей, разделяемых обществом. Обеспечение мотивации является одной из основных функций государственных органов власти, направленной на поддержание макроэкономической стабильности, благоприятной внешней среды функционирования, устойчивости нормативно-правовой базы. Государство разрабатывает и принимает меры стимулирования развития инициативы субъектов ИСК (льготное налогообложение, инвестиционные кредиты и др.), защищает права собственности и свободы хозяйственной деятельности, применяет административные меры за несоблюдение формальных правил ведения бизнеса (штрафы, судебные иски). Кроме того, государство содействует обеспечению кредитования, гарантирования займов, привлечению иностранных займов, развитию лизинга и франчайзинга, кооперации субъектов ИСК, получению государственных заказов.
Важную роль в системе идеологических институтов играют нормы и правила административной и деловой этики, формирование принципов доверительного отношения и добросовестного соблюдения правил. Они являются результатом усвоенных форм рыночного поведения и деятельности. Для эффективности формальных и неформальных норм важен "консенсусный" тип создаваемых институтов. Субъекты добровольно придерживаются формальных норм, если они соответствуют их интересам. Поэтому среди экономических институтов важное место в развитии ИСК занимают институты, способствующие взаимодействию субъектов ИСК и способные обеспечить стабильность спроса на его продукцию. Здесь важное значение приобретают общественные некоммерческие образования.
Они в определенном смысле являются альтернативой государственному регулированию, но их альтернативность проявляется не в противодействии основным направлениям государственного регулирования, а в организации "встречного" процесса. То есть если государственные органы, регулируя рынок ИСК, опираются на установленные законом нормы и правила ведения деятельности, реализуя управление по принципу "сверху - вниз", то общественные объединения участников региональных ИСК организуют управление по принципу "снизу - вверх" путем реализации: добровольного принятия субъектами повышенных требований к этике ведения деятельности, качеству продукции и принимаемых решений, социальной ответственности за них; обеспечения координации действий; поддержания климата сотрудничества, утверждения норм делового поведения; стимулирования прогрессивных методов ведения деловых операций и т. д. Кроме того, объединения (ассоциации, союзы и т. д.) представляют интересы участников ИСК в диалоге между бизнесом и властью. В ряде стран эти организации выполняют функции, которые им делегируют правительственные органы.
Говоря о зарубежном опыте, следует отметить, что в большинстве стран отсутствует единая система управления строительной сферой. Регулирование деятельности входящих в него субъектов происходит на основании множества строительных кодексов, утвержденных законодательными органами штатов, округов, департаментов или местными органами управления. Строительные министерства или министерства более широкого профиля, занимающиеся в том числе и вопросами управления строительством, курируют сферу строительства, которая относится к государственному сектору экономики, оказывая вместе с тем влияние на строительство и в частном секторе экономики. В США, например, роль регулирующего в государственном масштабе органа выполняет созданное в 1965 г. Министерство жилищного строительства и городского развития. Его задачей является координация строительства объектов, финансируемых из федерального бюджета, а также строительства частных жилых домов, кредитуемых из этого бюджета. В Великобритании такую задачу выполняет Министерство строительства и общественных работ, в Канаде - Федеральное министерство государственного строительства, Совет по развитию строительной индустрии, Канадский государственный совет по вопросам спецификации. Местные же органы управления в провинциях Канады имеют местные агентства, специализирующиеся на вопросах безопасности, охраны окружающей среды при ведении строительных работ и других проблемах, связанных с интересами населения.
Система государственного управления строительством в Германии имеет децентрализованную структуру, включающую, кроме федеральных органов, также органы земель, местного самоуправления, которые наряду с прочими проблемами занимаются и вопросами строительства. В число федеральных органов, занимающихся регулированием в строительстве, входят межведомственный Комитет по строительству и Комитет по строительству в землях (районах), Министерство строительства, планирования, жилищного и городского хозяйства и др.
Большое влияние на регулирование строительной отрасли в развитых странах оказывают различные ассоциации и объединения. Например, в США за счет отчислений строительных фирм созданы: Корпус военных инженеров, Ассоциация американских генеральных подрядчиков, Ассоциация американских архитекторов, Американское общество инженеров гражданского строительства и другие ассоциации; в Великобритании - Федерация подрядчиков по гражданскому строительству, Национальная федерация предпринимателей в строительстве, Федерация зарубежного строительства и другие; в Японии - Японское общество инженеров гражданского строительства, Ассоциация генеральных подрядчиков и другие; в Канаде - Центральная корпорация недвижимого имущества, зданий и сооружений; в Германии - Центральный союз строительства, Главный союз стройиндустрии, Союз специализированных субподрядчиков и т. д. Эти объединения разрабатывают и издают различные нормативные документы, инструкции и положения, рекомендации, организуют семинары, школы и курсы повышения квалификации, выступают в роли консультантов правительственных органов, выпускают специальные журналы [1].
Анализ современного состояния инвестиционно-строительного комплекса России показывает, что в основном институциональная среда его развития сформирована. Наблюдается активное развитие тенденции по созданию в ИСК саморегулируемых организаций и наделение их отдельными функциями регулирования рыночной деятельности субъектов комплекса. О целесообразности такого подхода свидетельствует и дискуссия в экономической литературе по содержанию Федерального закона "О саморегулируемых организациях", последних решений Госстроя, Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, региональных союзов и ассоциаций. Можно констатировать, что развитие рынка ИСК идет в направлении качественного преобразования институциональной матрицы в соответствии с потребностями рынка.
В то же время проблема преобразования институциональной матрицы заключается не только в этом. Слабо проработаны институциональные проблемы "дебюрократизации" по взаимодействию участников регионального ИСК с органами власти, защиты собственности, а также интересов субъектов ИСК. Немаловажную роль при создании саморегулируемых организаций играет их эффективность для участников ИСК (см. табл. 1).

Таблица 1.
Сравнительный анализ административных и регулирующих процедур в ряде стран
СтранаРегулирующие барьеры для бизнесаИздержки импортирования иностранного оборудованияБремя регулированияПрозрачность и ясность процесса принятия политических решенийМасштабы бюрократииЭффективность налоговой системы
Болгария42,32,72,43,42,2
Чехия4,51,82,63,72,62,4
Эстония4,41,34,14,13,10,5
Венгрия3,91,93,342,43,5
Латвия4,32,233,53,43
Литва3,81,82,83,62,82,3
Польша4,42,52,52,82,62,5
Румыния43,41,62,11,81,4
Россия442,52,63,52,3
Словакия4,61,92,132,22,6
Словения4,21,62,84,22,53,5
Украина3,23,922,43,71,7
Составлено по: [4, 7]

Эффективность развития ИСК в значительной мере определяется сформировавшимися в обществе институциональными структурами. Развитие эффективной системы институтов (формальных и неформальных норм и правил) предполагает согласование деятельности всех участников процесса с конечными экономическими целями хозяйственного развития. Обеспечение эффективного взаимодействия противоречивых интересов хозяйствующих субъектов является важнейшим условием развития ИСК.
Особо актуальным сегодня является правовая составляющая институциональной матрицы. Правовая среда ИСК может быть представлена как совокупность правовых норм разноотраслевой принадлежности, регулирующих как отношения с иными юридически равными субъектами деятельности, так и отношения управленческие, не предполагающие равенства и диспозитивности. Субъекты ИСК существуют в определенном организационно-правовом пространстве. В юридическом аспекте ИСК - это разновидность имущественных отношений с участием субъектов, положение и деятельность которых характеризуется: имущественной и организационной самостоятельностью; независимостью по отношению к ним участников рынка, несоподчиненностью с ними; установлением субъектами экономических взаимоотношений по своей воле и инициативе. Их реализация предполагает экономическую активность самих субъектов, действующих в рыночном пространстве и всегда с определенной степенью риска. Механизм правового регулирования таких отношений уже встроен в существующее гражданское законодательство, которое должно обеспечить эффективное функционирование рыночного хозяйства, в том числе и на уровне регионов.
В большинстве исследований данной проблемы правовая среда ИСК увязывается лишь с наличием или отсутствием норм, предусматривающих мероприятия по поддержке, регулированию и развитию комплекса. К ней традиционно относят несовершенство системы налогового законодательства, доступность к финансовым институтам, противоречия в нормативно-правовой базе, частые и не всегда продуманные изменения в ней. Придание главного внимания сугубо вертикальному аспекту - "государство - ИСК" - следует оценить как "суженное", так как современный ИСК - это сложная система правовых отношений не только "по вертикали", но и "пo горизонтали". Именно поэтому формирование правовой среды нельзя рассматривать только в контексте публично-правового регулирования как меры государственной политики, которая имеет для экономики не самостоятельное, а вспомогательное значение. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что все они опираются на развитое гражданское законодательство, где основополагающими началами регулирования имущественных отношений являются диспозитивность и равенство. Поэтому основным направлением развития правовых институтов в инвестиционно-строительной сфере должно стать изменение существующего сегодня положения, при котором определяющими являются акты публично-правового действия, связанные с мерами государственного регулирования, а не акты саморегулирования поведения участников ИСК, определяемые частно-правовой сферой. Следовательно, концептуальный подход к совершенствованию законодательства об ИСК должен опираться на идею адекватности применяемого публично-правового регулирования объективным закономерностям рыночной экономики в целом и особенностям развития ИСК. Последние должны ориентироваться на рациональное экономическое поведение и стабильное устойчивое развитие.
Существует необходимость учета на законодательном уровне следующих положений:
- инвеститционно-строительная сфера - это часть общего правового понятия "предпринимательство", поэтому оно носит все его атрибуты, включая риск, что должно учитываться при принятии соответствующих правовых норм, направленных на содействие государства развитию его деятельности;
- Гражданский кодекс РФ, регулируя отношения субъектов рынка между собой (отношения "по горизонтали"), не содержит специальных норм о месте и особенностях развития субъектов инвестиционно-строительной сферы. Поэтому они должны быть юридически закреплены в специальном нормативном акте - Законе "О саморегулируемых организациях", принятом на основе ГК РФ и не противоречащем его нормам;
- нормы ГК РФ, относящиеся к отраслям публичного права (финансового, налогового, административного и др.), являются неотъемлемыми регуляторами отношений субъектов инвестиционно-строительной деятельности с органами власти и управления (отношения "по вертикали"). Эти нормы целесообразно сосредоточить в качестве самостоятельного раздела в Законе с целью определения границ вмешательства государства в инвестиционно-строительную деятельность;
- содействие государства организациям инвестиционно-строительной сферы должно быть прописано по формам и порядку осуществления в зависимости от этапа жизненного цикла организации, что обеспечит адресный характер механизма регулирования.
Реализация этих положений на законодательном уровне будет способствовать становлению стратегического партнерства между государством и субъектами инвестиционно-строительной деятельности, а Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" станет основой рамочных соглашений между органами государственной власти, местного самоуправления и организациями, объединяющими участников региональных ИСК.


Литература
1. Асаул А.Н., Водяницкий М.В. Опыт зарубежных стран в управлении строительством // Актуальные проблемы инвестиционно-строительного процесса: Сб. тр. Вып. II. / Под ред. В.А. Заренкова. - СПб.: Стройиздат СПб, 2003. - С. 167-173.
2. Беспамятных Н.Н. Институциональные факторы эффективного развития малого предпринимательства: Автореф. дисс. канд. экон. наук. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. - 2004.
3. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М.: Фонд экономической книги "Начала", 1997.
4. Об иностранных инвестициях в Россию // Информационно-аналитический бюллетень БЭА. - 2004. - N 52.
5. Татаркин А.И., Пыхова И.А., Беспамятных Н.Н. Согласование экономических интересов территории и предприятий при переходе к рынку. Препринт. - Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 1993.
6. Шаститко А.Е. Внешние эффекты и трансакционные издержки. - М.: Теис, 1997.
7. World Economic Forum. The Global Competitiveness Report 2002-2003.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия